скачать рефераты

МЕНЮ


Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

руководителю, который после проверки содержания и качества оформления,

подписывает титульный лист и сдает развернутый письменный отзыв объемом 1-2

страницы заведующему кафедрой информатики. В отзыве отмечается актуальность

темы, теоретический уровень и практическое значение ВКР, ее новизна, а

также недостатки.

Заведующий кафедрой информатики, где выполнялась ВКР по направлению

физико-математическое образование бакалавра профиль информатика

рассматривает работу и знакомится с отзывом научного руководителя. При

положительной оценке качества ВКР, заведующий кафедрой назначает дату и

время заседания преподавателей для предварительной защиты ВКР на кафедре и

решает вопрос о допуске бакалавра к защите ВКР в государственной

аттестационной комиссии.

В процессе подготовки к защите ВКР бакалавр должен ознакомиться с отзывом

научного руководителя и заключением кафедры информатики, продумать ответы

по существу сделанных замечаний научного руководителя, преподавателей,

заведующего кафедрой, принимавших участие в предварительной защите ВКР.

Тезисы доклада и иллюстративный материал презентации следует согласовать

с научным руководителем.

Защита ВКР в ГАК проводится публично в сроки, установленные в приказе по

университету, на открытом заседании Государственной аттестационной

комиссии. К защите допускается работа, которая соответствует требованиям

государственного образовательного стандарта по высшему профессиональному

образованию по направлению Физико-математическое образование профиль

Информатика и методическим рекомендациям учебно-методического объединения

(УМО) высших учебных заведений России по педагогическому образованию

(Учебно-методический совет физико-математического образования, Учебно-

методическая комиссия по информатике).

Цель защиты ВКР – определить уровень знаний выпускника бакалавриата

педагогического университета по определенной проблеме физико-

математического образования профиля Информатика, степень владения

теоретическими знаниями и практическими умениями решать вопросы по теме

ВКР, определяющими уровень профессиональной подготовленности бакалавра.

Во время защиты ВКР бакалавр должен сделать краткий доклад (до 10-12

мин.) о содержании проведенных научных исследований по актуальной теме, о

состоянии проблемы по теме, о характеристике объекта и предмета

исследования и кратко изложить содержание результатов теоретических и

экспериментальных исследований. Главное внимание необходимо уделить

полученным научным результатам, разработанным предложениям и сделать выводы

по работе в целом.

После окончания доклада бакалавр должен кратко, но исчерпывающе ответить

на вопросы членов ГАК и присутствующих в аудитории. на основе отзыва

научного руководителя, доклада бакалавра и его ответов на поставленные

вопросы при защите ВКР, членами ГАК выставляется общая оценка о качестве

выполненной работы и уровне профессионализма защищающегося.

После защиты ВКР Председатель ГАК объявляет решение, которое затем

оформляется приказом по педагогическому университету о присвоении научной

степени бакалавр физико-математического образования профиль Информатика.

7. Литература и документы, рекомендованные бакалавру физико-

математического образования профиль информатики для выполнения ВКР

1. Научные студенческие работы: методические рекомендации для

преподавателей и студентов. Хабаровск: ХИНХ, 1989.

2. Ашеров А.Т., Губинский А.И. Методические указания по работе над

кандидатской диссертацией по техническим наукам. Харьков. УЗПИ, 1988,

64 с.

3. Гитис Э.И. работа над кандидатской диссертацией – Приборы и системы

управления, 1984, № 1, с. 39 – 41.

4. Как писать выпускную квалификационную работу на физико-математическом

факультете. Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 1999.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального

образования направление: 540200 Физико-математическое образование

степень (квалификация) – бакалавр физико-математического образования.

Министерство образования российской Федерации. Москва. 2000.

6. Государственный образовательный стандарт специальность: 030100 –

Информатика квалификация: учитель информатики.

7. Крейг А., Росни К. Наука: энциклопедия. Пер. с англ. М.: РОСМЭН, 1996,

125 с.

8. Марценюк-Кухарук Л.О. Основы науковедения: Учебно-методическое

пособие. Киев: Укр. НИИНТИ. 1990, 72 с.

9. Глушко И.М., Сидоренко В.М. Основы научных исследований. Учебное

пособие для вузов. Харьков: Вища школа, 1989, 223 с.

10. Фрумкин Р.А. Михеев О.В. Основы научных исследований. Учебное пособие

для студентов. М: МГИ, 1990, 144 с.

11. Писарева Т.Е., Писарев В.Е. Поговорим о терминах. Вестник высшей

школы. 1980. Вып. 6, с. 19021.

12. Роберт И.В. Совершенные информационные технологии: Дидактические

проблемы. Перспективы использования. М: «Школа-пресс», 1994, 206 с.

13. Наука, образование и технологии в России. Сб. научно-аналитических

обзоров. М: ИНИОН, 1996.

14. Харченко В.К. Как заниматься наукой? Белгород: БГПУ, 1996.

15. Максименко А.Н. Лекции по методике научно-исследовательской и научно-

литературной работы. Л: Военно-медицинская академия. 1972.

16. Андреев Н.Д. Теория как форма организации научного знания. М: Наука,

1979.

17. Петрясь К.Д. Вопросы методологии исторической науки. Киев: высшая

школа, 1976.

18. Философия и методология науки: учебник для вузов. 1994, 41, 2.

19. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М: Экономика,

1983, 216 с.

20. Панчук М.Н., Дасман Б.Д. Квазиметрический метод оценки научно-

технической статьи. Научно-техническая информация. Серия 2, 1974, № 4,

с. 15-20.

21. Полонский Б.М. Методы определения новизны результатов педагогических

исследований. Советская педагогика. 1981, № 1. с. 64 – 70.

22. Косолапов В.В. Информационно-лексический анализ научного исследования.

Киев: Наукова думка, 1976, 147 с.

23. Научная и научно-организационная деятельность. РАН ДВО. Владивосток:

Дальнаука, 1996, 96 с.

24. Энгельгард В. Еще раз о научном поиске – его эмоции и конфликты. Наука

и жизнь. 1969. № 10.

25. Рудзит Р.Б. О некоторых методических принципах. Вестник высшей школы.

1981, вып. 1, с. 15.

26. Шульга З.П. О методике научно-исследовательской работы. Киев: Вища

школа, 1978, 130 с.

27. Биографический поиск информации по учебным дисциплинам. Введение в

специальность «Библиотековедение и библиография». М: 1983, 150 с.

28. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке. М: Книга, 1997,

120 с.

29. Варшавский К.М. Организация труда научных работников. М: экономика,

1975.

30. Гецов Г. Как писать книги, журналы, газеты. М: Знание, 1989, 142 с.

31. Квиткина Л.Г. Научное творчество студентов. М.: МГУ, 1982, 108 с.

32. Основы научных исследований и техники экспериментов. Текст лекций.

Челябинск: ЧПИ, 1989, 125 с.

33. Приказ МО РФ о лицензировании РГПУ им. А.И. Герцена на право ведения

образовательной деятельности по направлению 540100 Естественнонаучное

образование профиль 540106 Информатика.

34. Проект национальной доктрины образования в РФ «Педагогические вести» №

1-2 январь 2000 года.

35. Колин К.К. На пути к новой системе образования. Институт

фундаментальной и прикладной информатики. М: РАЕН, 1997, 32 с.

36. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М: ИОШ

РАО, 1998, 228 с.

37. Концепция информатизации сферы образования российской федерации

Министерства образования России. Гос. НИИ системных исследований.

Бюллетень № 3-4, 1998, 322 с.

38. Математика и информатика. Учебник для гуманитарных факультетов

педагогических вузов. СПБ: РГПУ ИМ. А.И. Герцена, 2001, 392 с.

39. Симур Пейперт. Образование в просвещенном обществе. Новые технологии в

школьном образовании в России. Компьютерные инструменты в образовании.

2001, № 2, с. 24-28.

40. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика.

Учебное пособие для высшей школы. М: Академический проект, 2000, 352

с.

41. Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методические основы

информатизации. РАН. Санкт-Петербургский институт информатики и

автоматизации. СПб. «Наука», 2001 г.

42. Игнатьев Н.Б. Информатика устойчивого развития. СПб. Госуниверситет,

2000, 90 с.

43. Аналитический обзор по проблеме «Образование и информатика» (Понятия,

состояния, перспективы). Москва: Институт проблем информатики. РАН,

1996).

44. Конференция информатизации сферы образования Российской Федерации.

Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», № 3-4, 1998.

45. Кинелев В.Г. Политика в области образования и новые информационные

технологии. Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе

ЮНЕСКО «Образование и информатика». М.: Госкомвуз, 1996.

46. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного

познания. Москва: РАЕН «Институт фундаментальной и прикладной

информатики», 1998.

47. Румянцев И.А. и др. Физико-математическая школа высокой информационной

культуры – педагогическая информатика. 2000, № 2, с. 10-15.

48. Васильева В.М., Иезуитов А.Н., Румянцев И.А. Информационное

пространство информатики в парадигме «Наука, культура, образование»

(Методология информационного общества). Педагогическая информатика.

2001, № 1.

49. Степанов С.А. Информатика. Методическое пособие по непрерывному

компьютерному образованию. СПб. УКВЦ, 1999, 54 с.

50. Круподерова Е.П. Информационные технологии в средней школе. (ИЗ опыта

экспериментальной работы СШ № 43 г. Мурманска). Мурманск. ГМЦИТ, 1995,

38 с.

51. Учебно-методический комплекс для подготовки преподавателей

информатики. Отчет по НИП. 4.3.1. Министерства образования РФ. СПб:

РГПУ им. А.И. Герцена. 1992-1995.

52. Учебный план РГПУ им. А.И. Герцена по направлению 540200 Физико-

математическое образование профиль 540203 – Информатика.

53. Кальнин С.М., Румянцев И.А., Соломин В.П., Степанов С.А.

Информационное проектирование учебного процесса (теория и практика

анализа и синтеза педагогических макросистем НИТО). Учебное пособие

под ред. профессора В.П. Соломина. СПБ: Образование, 1997, 234 с.

54. Рабочий учебный план кафедры информатики по физико-математическому

образованию бакалавров профиль информатика.

55. Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных

технологий в 2001/2002 учебном году. Ж-л «Информация и образование» №

6, 2001. с. 2 – 15.

56. Примерная программа по информатике для 11 – 12 классов

общеобразовательной школы. Ж-л «Информация и образование» № 8, 2002.

с. 14-18.

57. Статьи д.п.н. Кузнецова А.А. в журналах «Информатика и образование» №

1, 1997, с. 12-19, № 6, 1997, с. 13-21, № 1, 2002, с. 10-16, № 2,

2002, с. 12-17.

58. Бешенков С.А. Информатика: Единый курс от школы до вуза. Информатика и

образование, № 7, 2002, с. 2-5.

59. Поршнев С.В. О государственном образовательном стандарте высшего

профессионального образования по специальности «Информатика» -

Педагогическая информатика, № 4, 2002, с. 62-67.

60. Научные студенческие работы. Общие требования к содержанию и

оформлению. Под ред. Г.А. Коростеловой. Хабаровск: ХИНХ, 1989, 27 с.

61. Джей Э. Эффективная презентация. Пер. с англ. Минск: Амалфея, 1996,

208 с.

62. Соколов В.М. Стандарты в управлении качеством образования. Монография.

Нижний Новгород: ННГУ им. Лобачевского, 1993, 95 с.

63. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста. Вестник

высшей школы, 1998, № 1, с. 3-8.

64. Симонов В.П. Качество образования: что в основе: Как его определить?

Стандарты и качество. 1994, № 2, с. 55-58.

П Р И Л О Ж Е Н И Я

к методическим рекомендациям по выполнению ВКР бакалавром физико-

математического образования

профиль информатика

Приложение 1.

Программа учебной дисциплины «Основы научных исследований»*

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Основы научных исследований» (ОНИ) относится к дисциплине,

изучение которой предусмотрено государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования по направлению 540200 Физико-

математическое образование профиль 540203 Информатика

Данная дисциплина формирует у студентов знания, умения и навыки в

области теории и практики основ научных исследований – основного

направления деятельности бакалавра образования.

Важнейшими задачами курса «ОНИ» является:

- ознакомление студентов с общими сведениями о науке и научных

исследованиях;

- обучение студентов методам и методологии научных исследований;

- обучение студентов формам и методам работы с литературой;

- обучение студентов методике оформления результатов научно-

исследовательской работы;

- вооружение студентов необходимыми знаниями в области презентации

научно-исследовательской работы.

Методика изучения курса «Основы научных исследований» предусматривает

усвоение теоретических аспектов в форме лекционных занятий, практические

занятия по методам научных исследований, самостоятельную работу студентов

по изучению отдельных тем, подготовку сообщений и написание рефератов.

Условием успешного освоения данной дисциплины является выполнение

индивидуальных заданий. По результатам обучения проводится зачет.

Методические указания содержат тематику практических занятий, темы

рефератов, вопросы к зачету и список необходимой литературы.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Общие сведения о науке и научных исследованиях

Понятие науки, ее роль в информатике. Классификация наук. Потенциал

российской науки. Научные исследования: понятие, формы организации, виды

научных работ.

Тема 2. Выбор и обоснование темы научного исследования

Научные направления в информатике. Тема исследования как составная часть

проблемы, охватывающая ряд вопросов конкретного исследования.

Факторы, определяющие выбор темы научного исследования. Приемы и способы

выбора темы научного исследования.

Критерии выбора и обоснования темы научного исследования: актуальность

темы, научная новизна, практическая значимость.

Формулирование целей научного исследования, определение задач, объекта

и предмета исследования

Тема 3. Информационное обеспечение научных исследований

Источники информации: вторичные, первичные.

Сбор вторичных данных. Организация работы в вузовской библиотеке при

информационном поиске, ее фонды и их структура. Правила пользования

библиотекой [27, 28].

Справочно-поисковый аппарат библиотеки: алфавитный, систематический,

электронный каталог. Систематическая картотека статей. Тематические

картотеки. Фонд справочных библиографических и информационных изданий.

Межбиблиотечный абонемент.

Другие организации, предоставляющие вторичную информацию:

государственное статистическое управление, научно-исследовательские

институты, коммерческие фирмы.

Последовательность ознакомления с источниками литературы.

Рабочий каталог исследователя: назначение, порядок составления.

Приемы ознакомления с книгами, периодическими изданиями. Записи.

Сбор, первичных данных. План сбора первичных данных: определение методов

исследования с использованием информационных ресурсов Интернет. Требования

к организации информационного поиска с использованием литературных

источников и ресурсов Интернет.

Тема 4. План научного исследования

Виды планов научного исследования: перспективный, рабочий.

Требования, предъявляемые к плану научной работы.

Общая архитектоника научной работы: аннотация (реферат на 1 стр.,

отражающий основное содержание); введение (обоснование темы, формулировка

целей исследования); изложение, основное содержание научного исследования

(несколько глав или разделов); заключение (выводы); список использованных

источников.

Формы плана научного исследования (простой план, сложный план),

целесообразность применения.

Тема 5. Выполнение научного исследования и техника оформления его

результатов

Аналитико-критическая обработка собранной информации: приемы, результаты

(аналитический обзор по теме, формирование гипотезы, уточнение плана

научного исследования).

Содержание собственно исследовательского этапа научного исследования:

доказательство гипотезы; формирование выводов и рекомендаций; научный

эксперимент; корректировка выводов и рекомендаций.

Оформление результатов научного исследования. Виды научных документов:

реферат, статья, монография, отчет о НИР.

Тема 6. Презентация научного исследования

Основные понятия темы: презентация, ведущий, аудитория, визуальные

вспомогательные средства и иллюстрации.

Планирование презентации. Определение целей и аудитории, подготовка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.