скачать рефераты

МЕНЮ


Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах

усложняет взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Помочь

ребенку может совместная деятельность учителя и родителей» (8,

166 –167).

Ирина Ханхасаева в свих советах для родителей пишет: «Школа –

первый класс – огромное событие в жизни ребенка... Такого же

серьезного волнения он не испытывает потом много лет. И хотя это

радостное волнение, все равно готовьтесь к стрессу. Малыш будет

чрезвычайно утомлен и не то, что первые дни – недели: слишком много

новых впечатлений, резок перелом в жизни. Будьте мягче и не очень

строги с ним в этот период. Он будет многое забывать, терять, путать

– умейте не делать из этого трагедию! Такая растерянность –

своеобразная реакция на переживаемое волнение» (34, 161).

Похожие мысли по этому вопросу высказывают авторы М. Перец,

Б. Минзел, Х. Вимери в свей книге «Что должны знать родители»:

«Это событие (начало учебы в школе) требует от ребенка большого

количества физических и духовных сил, т. к. меняется установленный

дома порядок. В школе ребенок попадает в абсолютно новое окружение и

чувствует противопоставление между требованием и окружением. В этой

ситуации ребенок должен адаптироваться. Должны различными способами

помочь ребенку войти в новое, совсем чужое социальное окружение, где

все так строго регламентировано» (18, 107-108).

Гигиенист профессор Е. Гринене утверждает: «Ученик начиная

посещать школу должен привыкнуть к длительному сидению за партой, к

режиму школы, к новой деятельности - учению, привыкнуть к учителю,

коллективу класса и другим новым вещам... В организме ребенка

происходит долговременная физиологическая адаптация. Она может пройти

легко или сложно, от 5- до 6 недель или продолжаться целый год, что

оказывает большое влияние на развитие и рост и даже на здоровье

ребенка» (7, 131)

И все же, эксперименты профессора Е. Гринене показали, «что в

начале учебного года примерно 26,2% детей не готовы к обучению в

школе, после двух месяцев обучения – 7,8%, а в конце учебного года –

4,1%. (Эти данные особенно характерны для детей шестилетнего

возраста)» (7, 73).

Решение данного вопроса предлагает литовский педагог

К. Мишкинис: «В семье должны соблюдаться педагогические и

гигиенические требования. Для этого родители должны:

1. Создать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте.

2. Установить рациональный режим дня.

3. Создать условия для достаточной подвижности ребенка.

4. Создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя покушать.

5. Систематически развивать внимание детей.

6. Бороться с умственной ленью.

7. Развивать веру в свои силы.

8. Регламентировать просмотр телепередач.

9. Не требовать с ребенка больше его возможностей.

10. Не перегружать ученика письменными заданиями.

11. Поощрять положительный взгляд на учебу.

12. Стараться поддерживать хорошие взаимоотношения ребенка с

родителями и другими членами семьи.

13. Учить экономить и ценить время» (16, 101-106).

Похожие мысли высказывают и российские педагоги К. В. Бардин

и В. А. Гейко (22, 160; 24, 60).

1.4. Работа классного руководителя с семьёй и её

особенности в 1 – 2 – ом классах.

«Основные направления реформы общеобразовательной школы

ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее

ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое

вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися» (17, 57).

«Без сомнения, все школы хотят поддерживать открытые и тесные

связи с семьями. Они знают, что обучение – совместная работа учителей

и родителей. Они также понимают, что взаимосвязь с родителями

является обязательной при желании развивать способности каждого

ученика в школе и за ее пределами. Педагоги, которые это понимают,

будут стараться достичь содержательного диалога с родителями и будут

поддерживать теплый климат в классе: без напряжений, дружеский,

основанный на взаимопомощи.

Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь

только одно направление как в старые времена, когда инициативу

указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не

могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества

на различных уровнях»,- вот что высказывают по данному вопросу датский

педагог Эйгил Кьяэргард и литовский педагог Рима Мартинене (13, 97).

Продолжает данную тему и российский педагог И. П. Подласый:

«Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и

семейного воспитания, создаются комплексы «школа – семья».

Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение

родительского контроля за всеми направлениями школьной

деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда

традиционно их не допускали, - выбору предметов для обучения,

определению объёмов их изучения, составлению учебных планов,

изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул,

выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов,

разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха,

питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений

и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной

совместной деятельности школа и семья становятся действительными

партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне

определенные задачи и выполняет свою часть работы» (29, 236).

С. Дапкене утверждает: «Форма и содержание сотрудничества школы

с семьей зависят от целей поставленных учителем.

Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает

такие задачи как:

1. Познание семьи ученика.

2. Систематическое изучение влияния социального окружения на

личность ученика.

3. Организация совместной педагогической деятельности школы

и семьи в обучении и воспитании детей.

4. Помощь родителям в воспитании детей дома.

5. Организация педагогического просвещения родителей.

6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи» (5, 4).

Однако, американский педагог Ричард Арендс отмечает: «Учителя

хотят, чтобы нормы, регулирующие их отношения с родителями,

охватили и заботу о детях, и поддержали их учебную программу.

В тоже время большинство учителей не хотят, чтобы родители

вмешивались в их классную работу. Вообще, учителя склонны

сохранить расстояние между собой и родителями.

... Правила, как работать с родителями зависят от

конкретных обстоятельств» (1, 427).

Русский педагог Т. Воликова пишет: «Формы работы учителя с

родителями разнообразны:

Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с

родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;

Групповые: (Родители могут объединяться в группы по

образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям

успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа

учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю

вести урок; и работа с активом.

Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские

собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания,

консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные

мероприятия и т. д.

Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в

организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного

на всестороннее развитие подрастающего поколения» (23, 63-64).

И.В.Гребенщиков пишет: «Родители должны обладать педагогической

культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень

педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их

зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и

общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической

культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность:

определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и

правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по

воспитанию детей.

Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит

целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым

занимается тот же классный руководитель или учитель» (25, 12,15).

С. Дапкене выделяет следующее содержание общего

педагогического просвещения родителей:

1. Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого

поколения.

2. Психологические, физиологические и педагогические основы

воспитания детей в семье, особенности детей в разном

возрасте.

3. Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы,

трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.

4. Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования

отношении между школой и семьей.

5. Проблемы свободного времени и занятости детей,

пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Выделяются следующие формы педагогического просвещения:

Традиционные:

. Родительские собрания

. Лекции

. Вечера вопросов – ответов

. Диспуты

. Дни открытых дверей

Нетрадиционные:

. Деловые игры

. Регламентированные дискуссии (5, 22 – 32).

На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения

учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А.

Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для

моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с

родителями, которое приносит радость матерям и отцам...» (33, 38).

Эту же мысль продолжает Вильма Сикорските-Войшнене: «Работая с

родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания,

создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и

между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно

больше информации о школе, об обучении, воспитании и других

интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям

высказаться» (20, 45).

Следующее мнение по тому вопросу в своей статье

высказывает Е. Мартишаускене: «Работа классного

руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет

огромное значение для ребенка, однако в большинстве случаев

данное влияние стихийно. Часто оценка родителями поведения

их детей не совпадает с оценкой учителей участников, а также

с оценкой самих учеников. Поэтому учитель должен искать путь

к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление.

Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

. учитель родителям старается дать то, что требуется и от них

(выслушивает их проблемы, высказывает понимание и

доброжелательность по отношению к их детям);

. учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу

глазами детьми (сначала устанавливает контакт с детьми, а

затем с их родителями);

. учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных

областях воспитания детей;

. учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более

ругать их детей;

. учитель надеется на победу добра в душе ребенка;

. учитель делится накопленным педагогическим опытом и т. д.»

(14, 173).

С. Дапкене подчеркивает, что для успешной воспитательной

работы учитель должен обладать педагогическим мастерством:

1. Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.

2. Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных

целей и задач.

3. Эффективно применять воспитательные формы, методы и способы.

4. Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.

5. Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.

6. Передавать родителям научные (педагогические, психологические,

юридические и др.) знания и педагогический опыт.

7. Развивать свои способности и педагогическое мастерство (5,

17).

От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом

классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая

работа.

По мнению В. Н. Ибрагимовой содержание работы учителя с

родителями первоклассников определяется «тремя основными задачами:

1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения

уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение

преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и

нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.

2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи

родителям в правильной организации учебной и творческой

деятельности первоклассника и его отдыха.

3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе,

в классе» (26, 57).

Литовский педагог С. Дапкене предлагает учителям следующие

« методы познания семьи:

. Наблюдение

. Беседа

. Анкетирование

. Метод сочинений

. Мнение других» (5 , 13 – 16).

Данную тему продолжает И. В. Гребенщиков: «Учителю первого

класса особенно необходимо за короткий срок изучить учащихся,

познакомиться с родителями.

Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их

вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная

работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст

и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних

заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и

другие» (25, 44).

В. Сикорските-Войшнене пишет: «В первом – втором классе важно

поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и

телефонами. Учитель должен обсудить случаи, когда родители недовольны

дружбой детей. Работа происходит лучше, если она основывается на

индивидуальных беседах. Следует больше организовывать совместных

праздников, утренников и других мероприятий. Очень важно выслушать

родителей, разрешить им говорить, высказать свои претензии

школе, учителю, руководителям школы.

Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:

1. Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается

положительно, они ждут похвалы.

1. Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об

этом говорить, избегают учителя, и не знают, как

помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не

ходить в школу, ограничиться лишь телефонными

звонками, или приходить в школу лишь по вызову

учителя. Часто их пугают и возможные упреки со

стороны других родителей. На эту группу родителей

учитель должен обратить особое внимание» (20, 49 ).

Советы по решению проблем взаимоотношении между родителями,

учителем и учащимися предлагает Тома Гедрайтене: « Меткое

слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет

часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты» (6, 5 ).

«Для родителей учащихся первого – второго класса характерен более

высокий уровень воспитательной активности и потребности во

взаимодействии со школой. Они часто приходят в школу, интересуются

своими детьми. И эти интересы учитель обязан удовлетворять и давать

родителям больше информации, чем их интересует» (26, 60).

Вильма Сикорските – Войшнене выделяет следующие «важные

аспекты общения учителя с родителями в 1 –2 –ом классах:

. Начинать разговор не с проблем детей, а с общих

приятных вопросов, не спешить решать проблемы;

. Показывать внимание родителям, интересоваться их работой,

домом;

. Обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;

. Внимательно слушать и принимать то, что говорят родители,

не критиковать их мнение, а стараться понять, что

разрешает им так думать;

. Договориться об общих целях и на родительских собраниях

говорить о том, что важно всем;

. Уделять столько времени, сколько требуется;

. Мотивировать аргументы тем, что то о чем вы говорите

важно всем и большинство вас поддерживают;

. Информировать родителей лично, при помощи писем или

индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для

родителей, не передавать через детей или других лиц »

(20, 45 – 46).

Опытом работы с родителями делится группа учителей из

Жеймяльской средней школы. Они составили программу работы с

родителями, в которую входило так называемое обучение

родителей. Для родителей проводились курсы, читались лекции.

Программа предусматривала просвещение лишь родителей

первоклассников, одна родители захотели продолжить обучение и

дальше. В данной школе проводились родительские вечера поэзии,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.