скачать рефераты

МЕНЮ


Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах

выставки, родители писали пожелания своим детям (12, 54).

«Педагоги многих школ ищут решения проблем, понимая и

осознавая, что взаимоотношения учителей, родителей и учеников

замкнутый треугольник.

Учителя Ученики

Родители

И если стороны треугольника совпадают, то это прочнейшая

фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению

взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому если

школа обвиняет родителей, следовательно она сама допускает

ошибки и наоборот» (12, 54).

Своеобразную «школу для родителей» создала в

малокомплектной школе учительница А. Вайчюлене. Педагог

заметила, что родители первоклашек не готовят детей к школе,

поэтому просвещение педагог начала с родителей пяти-шестилетних

детей. Кроме этого учительница начала выпускать книжки для

родителей и детей (19, 32).

Следовательно: «И родители нужны школе и она нужна сегодня семье.

Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.

Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без

этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и

семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится

беднее» (32, 20).

«Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него

сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает

практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому

человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития

личности необходимо и то и другое» (30, 165).

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ,

УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ.

Как было сказано выше, школа и семья должны работать

совместно, так как у них единая цель – воспитание личности.

От взаимоотношении учителей, учеников и их родителей зависит

успешность обучения и воспитания ребенка. Большую роль в

данной цепи взаимоотношений играют отношения между учителем и

родителями. C целью выяснить особенности работы учителя с родителями

в первом – втором классах, проводилось анкетирование учителей в

средней школе «Смялтес» города Клайпеда, в средней школе

«Бяржино» города Шяуляй, а также в одном из городов соседнего

государства Белоруссия – городе Лида в средних школах №4, №11,

и №17, что дает возможность сравнить не только работу

различных учителей, но и особенности этой работы, в

зависимости от страны. Всего зимой 1999/2000 учебного года

анкеты заполнили 44 учителя.

Также проводился анкетный опрос родителей учащихся первых –

вторых классов в выше перечисленных городах и школах.

Родители отвечали на вопросы связанные со взаимоотношениями в

семье, а так же – со школой. Всего было опрошено 90

родителей.

Анкеты были анонимными, каждому из опрашиваемых нужно было

ответить на 13 - 14 вопросов. Анкеты были одинаково содержания

на русском и литовском языках. Кроме этого устно общалась и

беседовала со многими опрошенными учителями и родителями.

Результаты исследования показали ряд интересных особенностей

работы учителя с семьей на начальном этапе обучения, о чем

подробнее и будет говориться ниже.

3. 1. Анализ исследования деятельности учителей.

Первые пункты анкеты носят общий характер, здесь выясняется

в каком городе и в какой школе работает учитель, с каким

классом он работает на данном этапе, то есть во время

проведения опроса, а также педагогический стаж учителя.

Таблица № 1 Данные об учителях.

| | |Количество | |

|Формулировка | |ответивших | |

|вопроса |Ответы |по городам |ВСЕГО |

| | | Клайпеда | Лида | |

| | |Шяуляй | | |

|1. Город, школа |Средние школы: | | | |

| |«Смялтес» г. Клайпеда|18 | | |

| | |4 | | |

| |«Бяржино» г. Шяуляй | |7 | |

| |№4 г. Лида | |5 | |

| |№11 г. Лида | |10 | |

| |№17 г. Лида | | | |

| |22 |22 | 44 |

|ВСЕГО: | | | |

| | | | | |

|2. С каким |1 класс |5 |8 |13 |

|классом работаете |2 класс |4 |7 |11 |

|на данном этапе. |3 класс |6 |4 |10 |

| |4 класс |6 |3 |9 |

| |логопед |1 | |1 |

| | | | | |

|3. Ваш |От 1 до 5 лет |3 |3 |6 |

|педагогический |От 6 до 10 лет |3 |8 |11 |

|стаж. |От 11 до 15 лет |5 |7 |12 |

| |От 16 до 20 лет |5 |2 |7 |

| |От 21 до 25 лет |1 |1 |2 |

| |От 26 до 30 лет |3 | |3 |

| |31 и более |2 |1 |3 |

Как видно из таблицы всего было опрошено 44 учителя. Так

как в городе Шяуляй опрос учителей был проблематичен, и

удалось опросить лишь 4 человека, то в дальнейшем мы

присоединим их ответы к ответам учителей из города Клайпеда,

которых было 18. Таким образом у нас получилось одинаковое

количество опрошенных по двум республикам.

Опрос проводился среди всех учителей начальной школы,

поэтому присутствуют представители всех классов, а также в

опросе принял участие один логопед, который в момент опроса

выполнял роль учителя и классного руководителя. Логопед отвечал

на вопросы анкеты с точки зрения своей работы, поэтому эти

ответы будем обговаривать отдельно.

Количество учителей, опрошенных в Литве, можно сказать,

равномерно распределилось по классам. (В 1-ом – 5, во 2-ом – 4, в

3-ем – 6 и в 4-ом – 6 ). В городе Лида в опросе более

активное участие приняли учителя первых – вторых классов,

соответственно 8 и 7 человек, учителей третьего и четвертого

класса лишь 4 и 3. Однако при обобщении получили почти

одинаковое количество представителей каждого класса, что хорошо

видно на круговой диаграмме

Диаграмма 1. 1. Распределение по классам.

30%

25%

23%

20%

2%

Следующий актуальный вопрос анкеты: педагогический стаж

учителей. Среди опрашиваемых в Литве учителей больше всего

оказалось со стажем от 11 до 15 лет – 5, и со стажем от

15 до 20 лет – 5. По 3 – со стажем от 1 до 5, от 6 до

10, от 25 до 30. Следует отметить, что самый маленький стаж

1,5 года, а самый большой 31 и 32 года работы в школе.

Если учесть, что высшее учебное заведение заканчивается в 22

года, то средний возраст опрошенных учителей 30 – 40 лет.

Среди опрашиваемых учителей в городе Лида большее

количество учителей со стажем от 6 до 10 лет – 8 и от 10

до 15 лет – 7. Наименьший стаж – 2 года, а наибольший стаж –

33 года работы по специальности учитель начальных классов.

Сравнив данные опроса по Литве и Белоруссии, можно сказать,

что в городе Лида в опросе принял более молодой контингент

учителей.

Подводя общие итоги по данному вопросу видим следующую

картину:

Диаграмма 1. 2. Педагогический стаж учителей.

14%

25%

26%

16%

5%

7%

7%

Следующая тема, которой посвящена группа вопросов,

–планирование и проведение мероприятий для родителей в первом –

втором классах. Учителям было предложено ответить на такие

вопросы:

> Что служит вам опорой при планировании работы в 1 – 2

классах?

> Как часто проводите мероприятия для родителей?

> Какие мероприятия для родителей проводите?

Были получены разнообразные ответы, основные из которых

приводятся в данных таблице № 2, единичные разберем отдельно

при анализе таблицы.

Таблица № 2 Планирование и проведение мероприятий.

| | |Количество | |

|Формулировка | |ответивших | |

|вопроса |Варианты |по городам |Всего |

| |ответов | | |

| | | Клайпеда |Лида | |

| | |Шяуляй | | |

| | | | | |

|4. Что служит |1. Программа, план |4 |4 |8 |

|Вам |2. Пед. опыт работы |5 |3 |8 |

|опорой при плани- |3. Методические рекомен | | | |

|ровании работы с |-дации и литература. |2 |10 |12 |

| |4. Пожелания родителей. |6 |8 |14 |

|родителями в 1 – 2| | | | |

| |5. Индивидуальные |2 |4 |6 |

|классах. |особен- | | | |

| |ности детей. |11 |3 |14 |

| |6. Ситуация: проблемы и |3 |3 |6 |

| |трудности. | | | |

| |7. Другие ответы. | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

|5. Как часто про-|1 раз в триместр |14 | |14 |

|водите мероприятия |1 раз в четверть |3 |12 |15 |

| |1 раз в месяц и чаще |2 |5 |7 |

|для родителей. |По необходимости |3 |5 |8 |

| | | | | |

| | | | | |

|6. Какие |1. Родительские собрания |17 |17 |34 |

|мероприя- |2. Дискуссии |3 |5 |8 |

|тия для родителей |3. Индивидуальные | | | |

|проводите. |консультации |11 |8 |19 |

| |4. Совместные праздники |20 |13 |33 |

| |5. Открытые уроки или | | | |

| |дни открытых дверей |2 |7 |9 |

| |6. Анкетирование |1 |5 |6 |

| |7. Лекции |6 |3 |9 |

| |8. Другие нетрадиционные | | | |

| |мероприятия |3 |7 |10 |

| | | | | |

| | | | | |

На вопрос о планировании работы с родителями опрашиваемые

учителя Литвы чаще всего называли такие аспекты, как проблемные

ситуации, которые складываются в конкретном классе в то или

иное время в процессе обучения или воспитания учащихся или

при общении и сотрудничестве с родителями –11. (То есть учителя

ориентируются по обстановке.) Среди проблем учителя называют:

проблемы поведения, успеваемости, физические и психологические

особенности развития детей данного возраста, а также общие

организационные вопросы класса, решаемые вместе с родителями.

Следующей опорой планирования работы служат пожелания и

предложения родителей – 6. Некоторые из учителей указывают, сто

данные они получают способом анкетирования. Другой опорой

служит педагогический опыт каждого учителя, а также его коллег

– 5. Только 4 из опрошенных указали, что при планировании

используют «Общие программы», школьный и классный план работы

с родителями. Подсознательно хочется спросить других учителей,

неужели они не составляют плана работы, а лишь идут на

поводу у времени и ситуации? Всего 2 учителя указали, что

ориентируются на методическую литературу, хотя на вопрос какую

литературу используют учителя при работе с родителями указали

все опрашиваемые. Столько же опираются и на индивидуальные

особенности детей (2). Кроме этих ответов были и другие:

одна, из опрошенных учителей, опирается на некоторые элементы

проекта «Хорошее начало»; другая учительница старается изменить

взгляд родителей на школу и внедрить новые направления

воспитания. Отдельно оговорим ответ логопеда, так как её

работа основывается на индивидуальных нарушениях речи у детей

и для успешной работы необходимо сотрудничество с родителями.

Результаты ответов на этот же вопрос в городе Лида

оказались несколько иными. Здесь при планировании работы

учителя в основном опираются на методические рекомендации и

различную литературу – 10. Другим важным аспектом как и в

Литве оказались пожелания, рекомендации и особенности родителей

– 6. Одинаковое количество учителей и в Лиде и в Литве

опирается на планы и программы – 4, кроме этого столько же

основываются и на индивидуальных особенностях детей. По 3

ответа на педагогический опыт и конкретную ситуацию. Среди

других ответов следует выделить: учителя опираются на советы

психологов, а также учитывают уровень педагогической подготовки

родителей.

Подводя итоги опроса по этому вопросу можно сказать, что

основной опорой планирования работы с родителями являются

пожелания и рекомендации самих родителей и ситуация

складывающаяся во время учебного и воспитательного процесса.

Большое влияние оказывают методические рекомендации и

литература, а также педагогический опыт и план работы учителя.

Все это хорошо видно на диаграмме.

Диаграмма 2. 1. Опора планирования работы с родителями.

20%

18%

12%

12%

20%

9%

9%

Следующий вопрос связанный с темой планирования и

проведения мероприятий для родителей: как часто проводите

различные мероприятия для родителей? Полученные ответы можно

разделить на четыре группы:

1. группа – 1 раз в триместр

2. группа – 1 раз в четверть

3. группа – 1 раз в месяц и чаще

4. группа – по необходимости

Следует отметить, почему отдельно выделяется группа ответов:

1 раз в четверть? В Белоруссии учащиеся учатся не по

триместра в состав, которых входит 3 месяца, а по четвертям,

которые состоят из 2 месяцев. Поэтому если учителя из Литвы

отвечали, что проводят мероприятия один раз в два месяца, мы

эти ответы отнесли ко второй группе.

Большинство опрошенных учителей в Литве указали, что

проводят мероприятия лишь один раз в триместр – 14 , некоторые

отметили, что число мероприятий может колебаться от 3 до 5 в

год. По 3 ответа о проведении мероприятий 1 раз в два

месяца и по необходимости, то есть конкретное число проводимых

мероприятий не указанно. С большим сожаление следует отметить,

что только двое из опрошенных проводят мероприятия для

родителей 1 раз в месяц и чаще.

В городе Лида в связи с обучением по четвертям

большинство учителей проводит мероприятия 1 раз в четверть –

12. Остальные ответы разделились поровну, то есть 5 – проводят

мероприятия 1 раз в месяц и чаще, что немногим больше, чем

в Литве; и 5 – по необходимости.

Подводя итог по данному вопросу следует сказать, что

большинство учителей как в Литве, так и в городе Лида

проводит мероприятия согласно установленных требований (1 раз в

триместр или 1 раз в четверть), но не больше.

Следующий вопрос тесно связан с предыдущими: какие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.