скачать рефераты

МЕНЮ


Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр

проблемы.

Освещая предмет исследования, мы отметили многогранность проблемы

овладения детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения системой

словообразования. Также мы подробно остановились на вариативности

морфологического способа словообразования и его продуктивности, определяя

их как причины большого количества ошибок в сфере словообразования

умственно отсталых детей. Эта проблема стала мотивом вторичной

конкретизации предмета исследования и сужения спектра изучаемых проблем.

| |II Эмпирические исследования |

| |проблемы развития |

| |словообразовательных умений у детей |

| |с нарушениям интеллекта первого |

| |года обучения. |

| | |

| |2.1 Выявление наличного уровня |

| |словообразовательных умений у детей |

| |с нарушениями интеллекта первого |

| |года обучения. |

Исследовательская работа проводилась в специальном дошкольном

учреждении № 278 октябрьского административного округа города Омска, 1

группе первого года обучения. В экспериментальную группу входило 10 детей.

С группой работает два воспитателя: И. Я. Наливайко (средне специальное

педагогическое образование), В. Н. Антоненко (средне специальное

педагогическое образование) и дефектолог.

Работа начинается с постановки цели исследования, выявления умений

детей образовывать слова с помощью суффиксов: -чик, -щик, -енн, -ян, -ов,

-к (мн. ч.), -к (ед. ч.), -ик. Для работы и проведения констатирующего

эксперимента были выбраны следующие методы:

1. наблюдения за речью детей в разных видах деятельности;

2. анализ «Программы воспитания и обучения дошкольников с

интеллектуальной недостаточностью» под редакцией О. П.

Гавррилушкиной;

3. анализ календарно-тематического плана воспитания;

4. анализ календарно-тематического плана дефектолога;

5. анкетирование родителей и педагогов;

6. беседа с детьми.

Исследование проводились в первую вторую половину дня в спокойной,

доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента.

Для эксперимента было отобрано 10 детей. Дети имеют средний уровень

физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети

способны устанавливать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками,

адекватная реакция на одобрение и прорицание, частично принимают помощь.

Способность переключения с одного действия на другое низкая. У детей

наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие речи (I уровень – 2

ребенка, II уровень – 4 ребенка, III уровень – 4 ребенка), недостаточное

употребление слов обозначающих действие, признаки и отношения. Словарный

запас крайне беден, в понимании речи дети ограничиваются знакомой бытовой

ситуацией. Речь почти не включается в процессе деятельности детей.

Эксперимент проводился в октябре 2002 года. Проведению эксперимента не

мешали отвлекающие обстоятельства.

Анализ программы.

Данная группа работает по «Программе воспитания и обучения

дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л. Б, Баряевой,

О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой. Для того, чтобы выяснить

предусмотренный уровень словообразовательных умений у детей с нарушениями

интеллекта, мы обратились к разделу программы «развитие речи».

В программе предлагается учить употреблять словообразовательные умения

в дидактической игре, но не конкретизуются грамматические категории,

которыми должен овладеть ребенок с интеллектуальной недостаточностью

первого года обучения.

Анализ плана воспитательно-образовательной работы учителя дефектолога

с сентября по ноябрь 2002 года.

В плане фиксируются следующие задачи:

- развить и активизировать речевое общение

- учить отвечать на вопросы полным ответом

- закреплять умение слушать ответы товарищей, не перебивая их,

уважать их мнение.

При прохождении лексических тем: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда,

домашние животные, дикие животные, птицы, дефектолог планирует работу

обучения словоизменению (например, игра «Один - много»), по

словообразованию предлагает упражнения на образование слов с суффиксами:

-чик, -щик, -ок, -ик, -к (ед. ч.), -к (мн. ч.).

Анализ плана воспитательно-образовательной работы воспитателя с

сентября по ноябрь 2002 года.

Воспитатели проводят дидактические игры («Из чего что сделано»,

«Угадай, кто мы», «Где чей хвост», «Угадай-ка», «Что из чего какое»)

направленные на обогащение и активизацию словаря по разным темам, но не

конкретизуется задача по формированию словообразовательных умений детей.

С целью изучения словообразовательных умений в речи были использованы

наблюдения за свободным общением дошкольников с нарушением интеллекта:

- постоянные: за речью во время режимных процессов;

- периодические: за речью во время игр, прогулок.

Речевые проявления записываются дословно (приложение 6).

В результате наблюдений мы выяснили, что дети с нарушениями интеллекта

первого года обучения в процессе деятельности словообразовательных норм

русского языка в своей речи используют редко.

При проверки грамматических категорий детей с нарушениями интеллекта

мы использовали методику исследования словообразования предложенную З. А,

Репиной.

Задание 1.

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Все слова были разделены на суффиксы:

1 серия уменьшительно-ласкательных слов: -чик, -ик.

Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких

предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, стол – столик, мяч – мячик,

ковер – коврик, шарф – шарфик, корабль – кораблик, самолет – самолетик, шар

– шарик, диван - диванчик).

Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением

больших и маленьких предметов, и дается задание: «Я буду говорить про

большие предметы, а ты про маленькие. Например: Я скажу: «шар», а ты

«шарик»».

Ответ детей записывается и анализируется по следующим показателям:

- верные ответы – 1 балл;

- неверные ответы – 0 баллов.

Высшая оценка – 10 баллов.

2 серия: суффиксы –ок.

Материалы: 10 парных картинок с изображением животных и их детенышей

(кошка – котенок, мышь – мышонок, лягушка – лягушонок, корова – теленок,

собака – щенок, коза – козленок, лошадь – жеребенок, свинья – поросенок,

гусь - гусенок).

Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки, изображены

животные и их детеныши, и дается задание: «Я буду говорить про взрослых

животных, а ты про их детенышей. Например: Я скажу «мышь», а ты «мышонок»».

Верные ответы – 1 балл.

Неверные – 0 баллов.

Высшая оценка 10 баллов.

3 серия: суффиксы –чк, -ек.

Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких

предметов (доска – досточка, вилка – вилочка, ложка – ложечка, кофта –

кофточка, тарелка – тарелочка, сумка – сумочка, носок – носочек, платок –

платочек, бутылка – бутылочка, молоток – молоточек, листок - листочек).

Методика: перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением

больших и маленьких предметов, и дается задание: «Я буду говорить про

большие предметы, а ты про маленькие».

Верные ответы – 1 балл.

Неверные – 0 баллов.

Высшая оценка 10 баллов.

Проанализировав ответы, пришли к выводу, что многие дети не умеют

образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных. Много ошибок

было допущено с суффиксами –чк, -ек, -ик. Это говорит о низком уровне

словообразовательных умений детей с нарушениями интеллекта.

Задание 2.

Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.

Все слова были разделены на суффиксы:

1 серия: суффиксы –ан, -ян.

Материалы: 10 картинок с изображением предметов и вещей (из дерева:

стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из

шерсти: кофта, шарф, шапка, носки).

Методика: перед ребенком выкладываются картинки с изображением вещей

и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева),

значит какой он? (деревянный)».

Ответы детей оцениваются по 10 балльной системе: верные ответы – 1

балл, неверные – 0 баллов.

2 серия: суффиксы –ов.

Материал: 10 картинок с изображением предметов (из резины: сапоги,

игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина).

Методика: перед ребенком выкладываются вещи и картинки с изображением

вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделана собачка? (из

резины) Значит какая она? (резиновая)».

Верные ответы – 1 балл.

Неверные – 0 баллов.

Высшая оценка 10 баллов.

Задание у детей вызвало большие трудности. Было допущено много ошибок.

Дети практически не умеют образовывать прилагательные от существительных, в

речи не используют суффиксы –ан, -ян.

Задание 3

Цель: Образование глаголов от звокоподрожательных слов.

Материал: игрушки: утка, лягушка, свинка, петух, кошка.

Методика: перед ребенком выкладываются игрушки, и дается задание:

«Скажи, кря-кря – кря! Кто это? (уточка) А что она делает? (крякает)».

Верные ответы – 1 балл.

Неверные – 0 баллов.

Высшая оценка 5 баллов.

Проанализировав ответы детей, пришли к мнению, что детям сложно

словообразовывать глаголы от звукоподражательных слов. Первое слово дети

образовывали с помощью, в ответах детей было допущено много ошибок,

некоторые дети с этим заданием не справились, не назвав ни одного

правильного ответа. Это свидетельствует о низком уровне

словообразовательных умений.

Результаты выполненных заданий фиксировались и анализировались. После

выполнения всех 6 заданий, на выявление уровня словообразовательных умений,

была подсчитана их суммарная оценка. Высшая оценка 35 – 55 баллов –

соответствует высокому уровню, 21 – 34 баллов – средний уровень, 20 баллов

и ниже низкий уровень. (приложение 3).

Исходя из итогов проведенного эксперимента, сделали выводы, что

уровень начальных словообразовательных умений достаточно различен.

В речи есть суффиксы:

-чик: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н.;

-ик: Никита Б., Дима З., Андрей Т., Женя М., Миша Г., Саша А.;

-чк: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н.;

-ек: Андрей Т., Егор Н., Саша А., Никита Б.;

-ок: Никита Б., Миша Г., Женя М., Андрей Т., Егор Н. , Дима З.;

-ан: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н., Лиля

А.;

-ян: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Надя Т.;

-ов: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Женя М., Надя Т.;

Речевое развитие ребенка во многом зависит от среды, в которой он

находится. Бесспорным является положение о том, что одной из причин

грамматических ошибок детей является грамматически неверная речь взрослых.

С целью выявления уровня речевого развития педагогов и родителей было

использовано анкетирование по различным методикам (приложение 1 и 2).

Проанализировав результаты анкетирования, выяснили, что знания детей

неразрывно связаны с образованностью родителей, что видно из ответов.

Основной вывод сделанный ними при анализе анкет, сводится к тому, что чем

шире круг общения ребенка, чем чаще контакт со взрослыми, чем чаще походы в

парк, цирк, театр, тем легче он выполняет задания, говорит он раскованнее,

у него шире активный словарь. В целом получается, что от родителей зависит

умственное, речевое развитие ребенка, его кругозор и интересы. Выявленный

же нами уровень знания родителями основ родного языка и основ

словообразования в частности достаточно высок у всех родителей, что мы

выяснили из бесед с ними.

Оценки педагогов также показательны. Все ответы грамотны,

содержательные, что говорит о высоком уровне грамматики и способов

словообразования в частности.

Для выявления уровня словообразовательных умений детей с

интеллектуальной недостаточностью первого года обучения определены

следующие критерии оценок:

1. уровень (высокий) – ответы безошибочные или одна ошибка, могут

быть неточности, ребенок работает с желанием и интересом.

2. уровень (средний) – допускается 3 – 5 ошибок, есть неточности

при ответе, ребенок работает с желанием, заинтересован, но не

всегда уверен в правильности своего ответа.

3. уровень (низкий) – более 6 ошибок, есть неточности, ребенок

работает без интереса, долго думает, ответы неуверенные.

Согласно критериям констатирующего эксперимента:

К высокому уровню отнеслось 20%

К среднему уровню отнеслось 50%

К низкому уровню отнеслось 30%

В речи детей употребляется мало суффиксов, что не соответствует

требованиям. Причиной тому является несовершенство словообразовательной

работы с детьми родителей и воспитателей. С такими результатами и выводами

переходим к формирующему эксперименту.

| |2.2 Совершенствование |

| |словообразовательных умений |

| |посредствам серии дидактических игр.|

| | |

Формирующий эксперимент проводился в повседневной игровой деятельности

детей. Работа проводилась в естественных для детей условиях методом

обучающего эксперимента. Он состоял из индивидуальных занятий и занятий с

группой. Занятия проводились в форме дидактических игр.

Были поставлены задачи:

1. Определить эффективность использования дидактической игры при

работе над усвоением способов словообразования существительных

и прилагательных.

2. Подобрать серию дидактических игр для целенаправленной

планомерной работы над усвоением детьми с нарушениями

интеллекта способов словообразования существительных и

прилагательных.

Задание 1.

Работа по совершенствованию словообразовательных умений детей началась

с дидактической игры «Чей голос».

Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по

звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша,

образовывать формы имен существительных.

Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка –

лягушонок, корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака –

щенок, гусь – гусенок.

Ход работы:

В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они

услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько

(котенок)). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии

детенышей животных.

Проанализировав результаты, пришли к выводу о правильности выбора

данной дидактической игры как средства формирования словообразования у

детей экспериментальной группы. Об этом свидетельствуют ошибки и наибольшие

затруднения детей в процессе игры, что говорит о не совершенстве умений в

использовании суффиксального способа словообразования.

Задание 2.

Далее была предложена игра «Большое и маленькое».

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы

существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.

Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких

предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и

т. д.).

Ход работы:

Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких

предметов. Дети должны были правильно назвать предметы, верно использовать

суффиксы в названии маленьких предметов.

Не все дети экспериментальной группы использовали правильно суффиксы

в названии маленьких предметов, допускали много ошибок, путая суффикс –чик,

-ик (ковер – ковричик, шарф - шарфичик).

Задание 3.

Дидактическая игра «Назови меня ласково».

Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы

существительных, называть предметы, животных ласково.

Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.

Ход работы:

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной

обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они

знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал

их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части

тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа

– лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.