скачать рефераты

МЕНЮ


Повышение квалификации

1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и

оригинальность.

2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:

Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом

языке.

3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое

слово начинается с заданной буквы. (В М С К)

4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для

общеупотребительных слов ( книга).

5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь

определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник,

полукруг).

6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить

это в изображение различных предметов.

7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном,

малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых

предметов в сложном рисунке.

8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить

заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.

9. Закончи начатую сказку.

Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом

основании можно судить о творческих способностях ребёнка.

При разработке индивидуальной программы встаёт вопрос о выявлении

детей со способностями к литературному творчеству. Учитель, вводящий

ребёнка в художественное творчество, должен уметь определить, обладает ли

он теми психологическими предпосылками, которые необходимы для создания

художественного образа.

О готовности ребёнка к введению в художественное творчество

свидетельствуют некоторые качества его игрового поведения, которые могут

выступать, как своеобразные индикаторы и вполне доступны наблюдению

внимательного взрослого.

Можно выделить пять качеств, важных для дальнейшего художественного

развития, они возникают в процессе сюжетно-ролевой игры.

Что же это за качества ?

1. Лёгкость принятия роли в сюжетно-ролевой игре и обращение к

выразительным средствам в ролевом поведении ( мимика, пантомимика).

2. Способность придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т.е.

способность к игровому сюжетосложению.

3. Планирование последующих игровых действий, согласование их с

партнёром, что свидетельствует о наличии замысла.

4. Словесное замещение предметных игровых действий.

5. Попытки выразить отношение к игровому персонажу.

Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно с помощью этих

свойств индикаторов составить себе представление о том, насколько готов

ребёнок к творческой работе, к тому, чтобы стать автором. Предпосылки

могут никогда не стать способностями, если не помочь ребёнку пересечь

границу между игрой и искусством, если не создать определённых

педагогических условий.

Педагогу необходимо быть хорошим наблюдателем и психологом для

выявления творчески одарённых детей. Существует большое количество форм

работы с одарёнными в литературном плане детьми с целью развития их

творчества, неординарности мышления, развития их речи.

При работе с одарёнными детьми:

. Прежде делается акцент на формирование умения учиться. Регулярно

предоставляется возможность выступать в роли учителя.

. Используется большое количество творческих заданий, ролевых

тренингов, дискуссий.

. Исключается давление учителя, на занятии- свободное общение.

. Учёба должна приносить ребёнку удовольствие

. Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания

ребёнка работать самостоятельно.

. Поощрение настойчивости, активности.

. Не снижать самооценку ученика

. Ребёнку необходимо осознавать общественную значимость проблемы.

. Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ,

доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше

практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.

Меняется и сам преподаватель, который работает с этими детьми.

При работе с одарёнными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих

детей, меньше объясняет, больше слушает.

Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии

создаётся эмоционально- безопасная атмосфера, уважается личность ученика,

его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.

Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать

их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть

приёмами работы с ними.

Глава 2

Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одарённых

детей.

2.1 Педагогические идеи, цели программы.

1. От практики к теории и опять к практике.

Задача программы - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на

этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. Это

требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для чего нужна

речь, что такое текст, как строятся тексты. Основу программы составляют

коммуникативные умения. Дети учатся слушать, говорить, сочинять. Одной из

основных целей программы является развитие устной и письменной речи

детей. Наилучшим образом служит развитию речи – естественность

высказываний детей, обусловленность устной и письменной речи внутренними

побуждениями детей, когда речь отвечает своему жизненному назначению, а

именно общению.

2.Культура речевого поведения. На уроках развивается чувство уместности

высказывания, внимание к той стороне речи, которая связана с добрым,

уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи.

3. Развитие творческого воображения и литературно- творческих способностей.

Воображение-это психический процесс, при котором создаются новые

образы, путём переработки материала, а ведь это начало мыслительной

деятельности. Воображение: пассивное, активное, творческое.

В ходе творческого воображения, человек создаёт самостоятельно образы

и идеи. Ребёнок будет способен создать образ, если он кроме эстетической

позиции, обладает развитым воображением, которому эта позиция придаёт

определённую направленность.

Сила художественного воображения, во-первых, в его произвольности, во-

вторых, в достаточно богатом запасе впечатлений от окружающего, в-третьих,

в свободном и гибком обращении с этим запасом впечатлений, в-четвёртых, в

подчинённости эстетической позиции.

На уроках должно быть как можно меньше всякого рода запретов - больше

свободы, фантазии, чтобы ребёнку хотелось сказать о чём-то своём и по-

своему. Он на практике поймёт, что с помощью родного языка можно " творить

чудеса".

Детей надо так учить, чтобы им было интересно. На основе анализа различных

произведений по стилю, по жанру, по типу учащиеся выявляют их особенности,

признаки, что помогает им в дальнейшем создавать свои произведения. Это

требует творчества и от детей, и от учителя.

4. Речь и её значение в жизни.

Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи,

т.е. речь как средство общения, обмена чувствами и мыслями между людьми;

передачи и усвоения определённой информации, коллективного опыта

человечества; организации и планирования деятельности людей; воздействия на

мысли, чувства и поведение людей.

5. Продолжается знакомство с текстом.

Речевые понятия даются в программе в определённой системе.

Центральным понятием является понятие " текст", так как конечная цель

работы по развитию речи - научить выражать связно свои мысли в устной и

письменной форме, то есть научить создавать текст, речевое произведение,

высказывание.

Даётся понятие о структурной целостности текста, представление о типах

текста, об их жанровых разновидностях. В программу введены также понятия о

речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке.

6. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения художественной

литературы.

Эмоция характеризуется как отношение человека к миру, к тому, что он

испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Художественные произведения рассчитаны на то, чтобы пробудить в человеке

эстетические, нравственные эмоции с помощью художественных образов,

изобразительно-выразительных средств языка. Особое внимание уделяется

пониманию и проживанию прочитанного. Это достигается путём собственного

выразительного чтения детьми произведений, при обсуждении произведений,

при инсценировании произведений.

7. Исследовательская работа детей с целью расширения активного словарного

запаса.

Образ, создаваемый силой воображения, уточняется и реализуется в ходе

литературной деятельности и для успешной его реализации необходимо

достаточно полное овладение языком. Уделяется большое внимание обогащению

речи средствами художественной выразительности.

Идёт ознакомление детей со средствами художественной выразительности. Дети

учатся использовать в своей речи эпитеты, обозначающие как наглядные, так и

ненаглядные свойства объектов. Ведётся работа по ознакомлению с синонимами,

антонимами.

8. Побуждение учащихся к литературному творчеству.

Создание условий эмоционально-комфортных для творчества детей, подбор

творческих заданий, стимулирующих самостоятельное творчество детей.

Педагог ничего не навязывает, не отрабатывает с детьми план будущего

произведения, а создаёт такую атмосферу на занятии, когда ребёнку хочется

поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями.

2.2 Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества

детей.

Индивидуальная программа работы по развитию речи и литературному

творчеству детей приведена в таблице 1.

Таблица 1

|Этап работы |Методические рекомендации |Название тем занятий |Литература |Кол-во |

| | | | |часов |

|1. Знакомство с |На первых занятиях дети вместе с |Речь – какая она бывает? |1.Барто А. |12 |

|понятием – речь |учителем стараются глубже |Для чего человеку речь? |Увлекательная |часов |

| |познакомиться с понятием речь. Что |Путешествие в страну |речь. | |

| |это такое? Какое значение в жизни |устной и письменной речи. |2.Васильев Н. Г.| |

| |человека играет речь? Какая бывает |В гостях у логического | | |

| |речь? На занятии важно, чтобы дети |ударения. |Летом на реке. | |

| |старались высказывать свою точку |Стили речи. |3.Пантелеева Н | |

| |зрения, свои предположения, | |Две лягушки. | |

| |приводить свои примеры. Идёт | |4.Паустовский К | |

| |знакомство со средствами звуковой | |Заячьи лапы. | |

| |выразительности (тон высказывания, | |Сладков Н. | |

| |темп, громкость, паузы), логическими| |Пустыня ночью. | |

| |ударениями. Работая над различными | |6.Драгунский В | |

| |произведениями, дети учатся находить| |Денискины | |

| |главное и выделять в высказывании | |рассказы. | |

| |важные по смыслу слова. | |7.Носов Н | |

| |На занятиях дети знакомятся со | |Рассказы. | |

| |стилями речи, учатся узнавать эти | |8.Михалков С. | |

| |стили в произведениях, которые | |Бездельник | |

| |предлагает учитель и стараются сами | |светофор. | |

| |подобрать свои примеры. На занятиях | | | |

| |включаются инсценирования отрывков | |Можно | |

| |произведений с целью работы над | |использовать | |

| |средствами звуковой выразительности.| |аудио записи | |

| | | |рассказов. | |

|2.Знакомство и |Дети узнают, что текст нужен людям |1.Мир текста. |1.Толстой Л.Н |10 |

|работа с |для выражения своих мыслей. |2.Где живёт основная |Умная галка. |часов |

|понятием текст. |Признаком любого текста является |мысль? |2.Сухомлинский | |

| |тема, которая подчинена основной |3.Широкие и узкие темы |В.А | |

| |мысли. Обучение детей пониманию |текста. |Поющее пёрышко. | |

| |текста идёт вместе с созданием |4.Что такое жанр? Какие |3.Носов Н | |

| |школьниками своих речевых |бывают жанры? |Незнайка в | |

| |произведений, подчинённых основной | |солнечном | |

| |мысли. Затрагивается вопрос о | |городе. | |

| |широких и узких темах текста. Можно | |4.Пушкин А.С | |

| |использовать разные виды работ: и | |Сказка о рыбаке | |

| |игры, и наблюдение, исследование. | |и рыбке. | |

| |Обращается внимание на различные | |5.Пермяк | |

| |жанры. | |Первый снег. | |

| | | |6.Паустовский | |

| | | |Кот-ворюга. | |

| | | |Резиновая лодка.| |

| | | | | |

|3.Этикет в |На занятиях столкнулись с тем, что |1.Не надо ссориться. |1.Моргунов А |4 |

|споре. |дети не умеют вести дискуссию, не |2.Учимся быть вежливыми в |Мой друг Вовка. |часа |

| |слышат друг друга, не могут |любом споре. |2.Носов Н | |

| |воспринять чужое мнение. Возникла |3.Сколько людей - столько |Телефон. | |

| |необходимость ввести понятие этикета|мнений. |3.Михалков | |

| |в споре. Дети анализируют ситуации в| |Вежливый индюк. | |

| |различных произведениях и делают для| |4.Васильев Н. | |

| |себя выводы. Используется учителем | |Горькая обида. | |

| |подбор картинок для словесного | | | |

| |описания, разыгрывание сценок | | | |

| |детьми. | | | |

|4.Знакомство со |На занятиях используются народные и |1.Что за чудо эти сказки! |1.Василиса |18 |

|сказками. |авторские сказки, это могут быть и |2.Сказки о животных. |прекрасная. |часов |

| |сказки о животных, о людях и т. д. |3.Бытовые сказки. |2.Хитрая наука. | |

| |Сказка помогает превратить замкнутый|4.Волшебные сказки. |3.Девушка- | |

| |мир ребёнка в разнообразный |5.Фантастические сказки. |сирота. | |

| |окружающий мир, поднять ребёнка до |6.Законы построения |4.Летучий | |

| |понимания связей и отношений между |сказок. |корабль. | |

| |человеком и природой, человеком и |7.Сказочные герои - кто |5.Волшебный | |

| |человеком, подготовить его к |они? |конь. | |

| |драматическим сторонам бытия. |8.Конкурс: лучший |6.Купеческая | |

| |Работа строится ступенчато: |рассказчик. |дочь и служанка.| |

| |Чтение большого количества сказок на|9.Играем сказку. | | |

| |занятии и дома. На этом этапе после |10.Сочиняем сказку. |7.Белая уточка. | |

| |прочтения рекомендуется |11.Мир волшебных сказок |8.Гусыня и осёл.| |

| |непринуждённая беседа в связи с |(прочтение собственных | | |

| |прочитанным. Дети сами раскрывают |произведений). |9.Бык Быкович. | |

| |свои мысли и чувства, высказывают | |10.Учёный пёс. | |

| |своё отношение к героям, к событиям.| |11.Сказка о | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.