скачать рефераты

МЕНЮ


Повышение квалификации

| |чувств, мыслей детей. | | | |

|8.Знакомство с | | | | |

|речевыми | | | | |

|произведениями | | | | |

|малых форм. | | | | |

|а) Загадки. |Это важный жанр детской литературы, |1.Страна загадок. |1.Народные |8 |

| |овладение которым способствует |2.Конкурс загадок. |загадки. |часов |

| |умственному развитию ребёнка. Играя |3.Наблюдаем, сравниваем. |2.Тридцать три | |

| |в загадки, ребёнок как бы сдаёт |4.Народные загадки |Егорки. | |

| |экзамен на знание и |Авторские загадки. |3.Старинные | |

| |сообразительность. Хорошо ли он |Загадки с подсказкой. |русские загадки.| |

| |познакомился с окружающим миром? |Придумываем свои загадки. | | |

| |Знает ли он признаки, качества, | |4.МаршакС.Я. | |

| |свойства предметов и явлений? | |Загадки. | |

| |Знание загадок не только развивает | |5.Саша Чёрный | |

| |память, но и воспитывает поэтическое| |Загадки. | |

| |чувство, подготавливает ребёнка к | |6.Чуковский К.И.| |

| |восприятию литературы. | | | |

| |В процессе знакомства с народными и | |Скрюченная | |

| |авторскими загадками дети сравнивают| |песня. | |

| |их, находят общее и различия. Делают| |7.Чичинадзе Гиви| |

| |вывод, что иногда по части мы можем | | | |

| |узнать целое, на этом принципе | |Правда ли? | |

| |построены загадки. Иногда в основе | |8.Благинина Е. | |

| |лежит сходство и различие предметов.| |Загадки. | |

| | | | | |

| |Дети замечают, что автор в загадке | | | |

| |часто использует подсказку- рифму. | | | |

| |Срифмовав свою догадку с предыдущей | | | |

| |строчкой, ребёнок легко находит | | | |

| |ответ. Игра в отгадывание предмета | | | |

| |превращается в новую игру- | | | |

| |отгадывание рифмы. | | | |

| |Важно, чтобы дети читая загадки были| | | |

| |внимательны к любой мелочи, детали, | | | |

| |не искали очевидных сходств и | | | |

| |различий, а были более | | | |

| |наблюдательны. | | | |

|б) Скороговорки.| | | | |

| |Это весёлая и безобидная игра в |1.Очень быстро говорим. |1.Старинные |8 |

| |быстрое, чёткое повторение |2.Из чего «сделана» |русские |часов |

| |труднопроизносимых стишков и фраз. |скороговорка? |пословицы и | |

| |На занятиях наблюдая за разными |3.Наши выдумки. |поговорки. | |

| |скороговорками дети пытаются понять | |2.Хармс Д | |

| |принцип их составления. | |Иван Топорышкин.| |

| |Выводы детей: | | | |

| |Повторяются одинаковые согласные. | |3.Токмакова И. | |

| |Зеркальное повторение двух почти | |Простуда | |

| |одинаковых слов (Архип осип, Осип | |кашалота. | |

| |охрип). | |4.Витез Григор | |

| |Есть скороговорки, где надо быстро | |Петух Будидень и| |

| |произнести слово, которое состоит из| |ленивый Радо. | |

| |нескольких слов или одного корня и | |5.Бородицкая М. | |

| |нескольких приставок и суффиксов. На| |Птичьи | |

| |занятиях учитель обращает внимание | |скороговорки. | |

| |на смысловые оттенки языка, его | | | |

| |структурные единицы. Учитель | | | |

| |помогает ребёнку осмыслить ситуацию | | | |

| |в скороговорке. Обращает внимание на| | | |

| |сложную ритмику скороговорки: каждый| | | |

| |звук, звукосочетание и слово | | | |

| |подчиняются ритму и создают ритм. | | | |

| |Почти любую скороговорку можно | | | |

| |записать как двустишие или | | | |

| |четверостишие. Принцип скороговорки | | | |

| |составляет глубинный закон поэзии. | | | |

| |Большой интерес вызывает у детей | | | |

| |самостоятельное составление | | | |

| |скороговорок, которые потом | | | |

| |используются учителем на уроках | | | |

| |чтения. | | | |

|в) Пословицы и |Работа с пословицами и поговорками |1.Народная мудрость- |1.Панин И.М. |7 часов |

|поговорки. |не только расширяет кругозор детей, |пословица. |Алёша собирает | |

| |знакомит с народным творчеством, но |2.Сборник пословиц. |пословицы и | |

| |также развивает речь детей, |3.Так ли всё просто? |поговорки. | |

| |активизирует её. Часто, чтобы |(смысловой разбор пословиц|2. Русские | |

| |раскрыть смысл пословицы, ребёнок |и поговорок). |поговорки. | |

| |подбирает такие слова и обороты, |4.Рассказы на пословицы. |3.Пословицы и | |

| |которыми редко пользуется в |5.Пишем сочинение по |поговорки | |

| |повседневной жизни. Дети учатся |пословице. |(сборник). | |

| |понимать скрытый смысл в пословице, | | | |

| |объясняя не только её прямое, но и | | | |

| |переносное значение. Учатся видеть в| | | |

| |простых житейских ситуациях сходства| | | |

| |с той или иной пословицей. | | | |

| |При желании дети составляют сборник | | | |

| |пословиц по темам: о труде, о людях,| | | |

| |о счастье, о мире, о дружбе. | | | |

| |Коллективный разбор смысла пословиц | | | |

| |и поговорок помогает перейти к | | | |

| |самостоятельной работе, которую | | | |

| |использовал в работе с детьми | | | |

| |Толстой Л.Н. Это написание сочинения| | | |

| |на пословицу. Работа трудно даётся | | | |

| |детям, часто они стараются конкретно| | | |

| |описать суть пословицы, всё же эта | | | |

| |работа выявляет детей одарённых к | | | |

| |литературному творчеству. | | | |

|г) Считалки. |Дети часто относятся к считалкам как|1.Раз, два, три, четыре, |1.Михалков С. |8 |

| |к весёлым стихам. На занятиях |пять - начинаем мы |Котята. |часов |

| |учитель знакомит с особенностью |считать. |2.Благинина Е. | |

| |считалки: чёткий ритм, возможность |2.Народные считалки. |Петушок. | |

| |кричать раздельно все слова. Дети |3.Авторские считалки. |3.Успенский Э. | |

| |знакомятся со считалками разных |4. Наши считалки. |Тигр вышел | |

| |видов: | |погулять. | |

| |-для расчёта играющих | |4.Инбер В. | |

| |-для расчёта и игры. Ребёнок в игре | |Сороконожки. | |

| |должен быть находчивым, | |5.Токмакова И. | |

| |сообразительным, памятливым, | |Сколько? | |

| |догадливым. Добрым. Все эти качества| |6.Карем М. | |

| |в детском сознании, душе, характере | |Кто как считает?| |

| |развивает считалка. | | | |

| |-авторские считалки, предназначенные| |7.Хармс Д. | |

| |для чтения. Автор старается увлечь | |Миллион. | |

| |ребёнка действием для того, чтобы | |8.Милн А. | |

| |ему захотелось самому дописывать | |Королевская | |

| |строчку, предугадывать, что будет | |считалочка. | |

| |дальше. | |9.Левин В. | |

| | | |Считалка для | |

| | | |мышки. | |

| | | |Считалка для | |

| | | |кошки. | |

|9.Для |Работа над шарадами, ребусами |1.Это непонятное слово- |1.Литература и |7 |

|разнообразия |развивает логическое и абстрактное |шарада. |фантазия. |часов |

|работы на |мышление учащихся. Эта работа |2.Немая загадка- ребус. |2.Волина В | |

|занятиях |расширяет их активный словарный |3.Откуда к нам пришло |Весёлая | |

|используются |запас, развивает такие качества как |слово кроссворд? |грамматика. | |

|различные |упорство, настойчивость. С другой |4.Попробуй свои силы. | | |

|шарады, |стороны это помогает развитию их | | | |

|кроссворды, |фантазии, гибкости восприятия. | | | |

|ребусы. |Эти задания могут включаться по ходу| | | |

| |занятий, а могут выделяться в | | | |

| |отдельное, с целью дать детям | | | |

| |возможность попробовать себя в | | | |

| |составлении ребусов, шарад, | | | |

| |кроссвордов. Примеры шарад, | | | |

| |интересных заданий смотри в | | | |

| |приложении 1. | | | |

|10.Итог: |Детям постоянно требуется ощущать | | |15 |

|выпуск школьной |общественную значимость того, что | | |часов |

|газеты, сборник |они делают. Учителю не стоит | | | |

|рассказов. |замыкаться только на индивидуальных | | | |

| |занятиях. Созданные детьми рассказы | | | |

| |и сказки можно инсценировать в | | | |

| |классе, на уроках чтения можно | | | |

| |загадывать загадки классу, | | | |

| |использовать скороговорки для | | | |

| |разработки речевого аппарата детей | | | |

| |перед чтением. | | | |

| |Дети с удовольствием берутся за | | | |

| |оформление газеты со стихами и | | | |

| |рассказами. | | | |

| |Детям часто очень важно мнение | | | |

| |педагога об их произведениях. Важно,| | | |

| |чтобы педагог не становился в позу | | | |

| |судьи, оценщика, критика, а был | | | |

| |просто внимательным читателем. Всё, | | | |

| |что пишут дети, они пишут с | | | |

| |чувством. На это стоит обращать | | | |

| |внимание, чтобы ребёнок осознавал | | | |

| |ради чего он писал. Не нужно | | | |

| |торопиться исправлять грамматические| | | |

| |ошибки, это ведь не диктант. | | | |

| |Взрослому необходимо чувствовать | | | |

| |переживания ребёнка, его ощущения. | | | |

Методы, используемые в работе:

1 Словесные (беседа, рассказ, диалог)

2.Проблемно-поисковые (творческие задания, проблемные вопросы)

3.Самостоятельной работы

2.3 Проверка предлагаемой программы на практике.

Говорить об экспертизе работы учителя сложно, так как не существует

конкретных разработок, предусматривающих оценку деятельности учителя.

Педагоги считают, что нельзя поставить одарённость в один ранг с

проверкой программных знаний и умений учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.