скачать рефераты

МЕНЮ


Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)

Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)

Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова

Психолого-педагогический факультет

Кафедра современного русского языка и методики преподавания

Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-

III(IV) и V-VI классами

(на материале внеурочной предметной деятельности)

Дипломная работа по специальности

031200 – педагогика и методика начального образования

Студент-дипломник Морозова Оксана Николаевна

Научный руководитель к фил. н, доцент Цыганова В.Г.

Консультант старший преподаватель Вершинина Г.П.

Рецензент к пед. н, доцент Острикова Т.А.

Допустить к защите

Зав. Кафедрой __________

«___» __________ 1999 г.

Абакан, 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………… 03-05

Глава 1. Педагогические основы внеурочной деятельности

по русскому языку учащихся I-VI классов ………………………… 06-23

1.1. Значение и место внеклассной работы по рус-

кому языку в системе обучения ……………………………………… 06-12

1.2. Общедидактические принципы организации вне-

классной работы по русскому языку ……………………………… 12-19

1.3. Формы внеурочной деятельности по русскому

языку, используемые в I-VI классах …………………………… 19-23

Глава 2. Организация внеклассной работы по русскому

языку в начальной и средней (V-VI кл.) школе с

учетом принципа преемственности и перспективности 24-55

2.1. Методические принципы организации внеклассной

работы по русскому языку ……………………………………………………… 24-30

2.2. Содержание внеклассной работы по русскому

языку в I-VI классах ………………………………………………………………… 30-40

2.3. Пути эффективной организации внеклассной ра-

боты по русскому языку на основе реализации

принципа преемственности и перспективности ……… 40-55

Экспериментальные исследования …………………………………………………………… 56-65

Заключение ………………………………………………………………………………………………………………… 66-69

Библиография …………………………………………………………………………………………………………… 70-76

Приложение ………………………………………………………………………………………………………………… 77-91

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап исторического развития характеризуется огромным

динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех

областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых

процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра

устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.

Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и

учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной

цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного

проживания детства, для становления человека, способного и готового думать,

общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные

ответственные решения.

В этих условиях большую актуальность приобретают проведение

планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. В

настоящее время такая работа в школе находится не на должном уровне.

«Родной язык – величайший наставник» [39, C.75], - звучат непреложной

истиной слова великого педагога К.Д. Ушинского. Действительно, язык и до

школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его

к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у

детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество,

эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный

образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в

полной мере.

Ни для кого не является секретом, что наша отечественная школа

переживает очередной кризис. Этому много причин: и тяжелое экономической

положение страны, и традиционно малое внимание властей к проблемам

образования и воспитания детей, и остаточный принцип финансирования школы,

и, по-прежнему массовая материальная необеспеченность учителя, и многое

другое. И, как ни удивительно, - издержки Закона об образовании, согласно

которому школа получила такую свободу действий (в определении содержания,

форм и методов обучения и воспитания), которая при неразумном использовании

может стать разрушительной.

Между тем от того, как будет развиваться школьное обучение и

воспитание ребенка, зависит очень многое. Число же проблем, возникающих в

общеобразовательной школе, весьма велико. Одни из них носят общий характер,

другие относятся к преподаванию отдельных учебных дисциплин.

Все вышеуказанное не могло не сказаться на организации внеклассной

работы по русскому языку в современной школе. Дело в том, что проблема

организации внеурочной деятельности по русскому языку отражена в трудах

педагогов прошлых лет: Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, Л.И. Пастушенковой,

Б.Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70-х – начале

80-х годов. Однако большинство работ было посвящено вопросу формирования

познавательного интереса к русскому языку средствами внеклассной работы.

Наше обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее

актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной

деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения,

появление новых видов и форм внеклассной работы также не могло не

отразиться на видении данного вопроса

Все перечисленные аргументы обуславливают актуальность изучения

данной проблемы и определяют выбор темы: «Преемственность и перспективность

в работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами (на материале

внеурочной предметной деятельности).

Объект: внеклассная работа по русскому языку в начальной и средней

школе.

Предмет: преемственность и перспективность в работе по русскому языку

между I-III(IV) и V-VI классами.

Цель: рассмотреть значение преемственности во внеклассной работе по

русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами для эффективного усвоения

знаний, приобретения прочных умений и навыков, воспитания интереса к

русскому языку и перспективности в VII-IX классах.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую

литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной и

средней школе с точки зрения состояния проблемы.

3. Определить условия эффективности организации внеурочной работы по

русскому языку с учащимися I-VI классов.

4. Выявить динамику постепенного усложняющихся – с учетом принципа

преемственности и перспективности – форм внеклассной деятельности.

5. Выявить зависимость повышения уровня знаний, приобретения прочных

умений и навыков от организации систематической внеклассной работы

по русскому языку с учетом принципа преемственности и

перспективности.

Гипотеза: если использовать принцип преемственности и перспективности

во внеурочной работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами,

приведет ли это к эффективному усвоению знаний, приобретению прочных умений

и навыков, воспитанию интереса к предмету?

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ I-VI КЛАССОВ

1.1. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ

ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Учебный предмет в школе – «это приспособленная к изучению та или иная

научная дисциплина или область деятельности» [49, C.21]. Основу русского

языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке, его

история и диалектология, смежные науки – графика, орфография, пунктуация и

др.

По целям и содержанию знаний, сообщаемых учащимся о русском языке,

различаются два уровня его изучения в школе: общеобразовательный и

углубленный. Общеобразовательный уровень это курс русского языка,

обязательный для всех учащихся средней школы. Углубленно изучают русский

язык отдельные школьники или группы школьников, проявившие интерес к нему.

В настоящее время в школе практикуются три формы углубленного

изучения русского языка: факультативные занятия, внеклассная работа и

расширенное изучение русского языка. Так как целью нашего исследования

является рассмотрение внеклассной работы, остановимся подробнее на этой

форме углубленного изучения русского языка.

В педагогике дается следующее определение данного понятия:

«Внеклассной работой называют специально организованные и целенаправленные

занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера,

проводимые школой во внеурочное время» [58, C.427].

Истоки внеклассной работы как формы углубленного изучения предмета

восходят к литературным собраниям (XVII в.) в дворянских пансионах и

учебных заведениях всесословного типа, где звучали произведения Ломоносова,

Сумарокова, читались собственные сочинения и переводы воспитанников,

ставились пьесы.

Существует следующая закономерность: если периоды политической

реакции в общественной жизни России сопровождались усилением строжайшей

регламентации учебного процесса, запрещения какой бы то ни было внеурочной

деятельности, то в эпохи либерализации, напротив, внеклассная работа

становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения предмета,

творческой самодеятельности учащихся. В 20-30-е гг. нашего столетия палитра

форм внеурочной деятельности обогатилась циклами вечеров, конференциями,

диспутами, играми. В последующие десятилетия заметно усилилась тенденция

комплексного использования многообразных форм внеклассной работы,

проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллективов

– кружков, клубов, музеев. Всероссийские праздники по предметам, проводимые

с 1974 г., - примета масштабности современной внеурочной работы.

Попытаемся ответить на вопрос: «Почему, несмотря на совершенствование

программ и самого процесса изучения русского языка в школе, внеклассная

работа остается важным каналом освоения русского языка школьниками?»

Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более

широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится

источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой

внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке,

регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на

формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа

импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального

выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова,

способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и

можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и

т.п. Это, по словам Б.М. Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не

последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого

замысла, на «конечный результат» – будь то КВН, лингвистический турнир,

выпуск газеты, устного журнала, олимпиада. Наконец, во внеклассной работе

более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное

(межличностное, познавательное, художественное, творческое),

взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность,

атмосфера подлинного сотворчества.

Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется

еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное

преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых

подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога,

откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой

поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией

творчества преподавателя, в которой модернизируются нетрадиционные для

учебного процесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней

социокультурной ситуации.

Необходимость проведения внеклассных образовательных занятий

постоянно подчеркивается в педагогической, и в методической литературе. Об

этом говорится в работах Б.Т. Панова, Л.И. Пастушенковой, Е.П.

Преображенской, Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, посвященных данной проблеме

(см. библиографию). В опыте передовых школ внеклассная работа

рассматривается как мощное дополнительное средство формирования интереса к

предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми

на уроках.

Внеклассную работу по русскому языку нельзя смешивать с особым видом

работы школы по выполнению ею учебно-воспитательных задач, известных в

школьной практике под названием «дополнительных занятий» или «работы с

отстающими», организуемых для оказания помощи ученикам, которые по той или

иной причине не усвоили программный материал и должны восполнить пробелы в

знаниях. Тем более нельзя всю внеурочную работу подменять такими занятиями.

Внеклассная работа имеет в виду не какую-либо часть учащихся, выделяемую по

успеваемости или степени подготовленности, а всех учеников, так или иначе

проявивших свою заинтересованность данным предметом. Внеурочная работа по

русскому языку – «обязательный элемент нормальной организованной работы

школы» [49, C.374]. Дополнительные занятия с отстающими – это экстренная

мера, вызванная «чрезвычайными» обстоятельствами.

Внеклассной работе по русскому языку придается огромное значение,

потому что в системе школьных дисциплин изучение родного языка занимает

особое место. Это определяется прежде всего его ролью в обществе. Язык не

просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык – инструмент

нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень

развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной

работы по всем учебным предметам. Изучение родного языка, понимание его

структуры – естественная база для изучения иностранных языков. Родной язык

– высшее проявление национальной жизни, национальной культуры. Степень

включения человека в национальную культуру определяется степенью речевого

развития, чувством родного языка. Вышеперечисленное можно подтвердить

следующим высказыванием русского писателя А.И. Куприна: «Язык – это история

народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и

сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать,

но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и в опытных устах –

красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» [20,

C.95]

Овладение таким предметом, как русский язык, имеет и другие

особенности: во-первых, язык всегда находится в распоряжении учащихся и в

любой момент может быть использован для наблюдения; во-вторых, связь теории

с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так

как языком мы пользуемся постоянно.

Учесть эти преимущества изучения родного языка – это значит привлечь

внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им

почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен,

разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники.

Воздвигнутые положения можно с успехом осуществить, организуя

систематическую, планомерную внеурочную работу по русскому языку, начиная с

1 класса. Необходимость проведения внеклассных занятий с младшими

школьниками диктуется, во-первых, желанием детей узнать нечто новое о

русском языке и, во-вторых, методическими соображениями: внеклассные

занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на

уроке материала, обогащению словаря, развитию речи; внеклассные занятия

дают возможность пробудить у школьников интерес к предмету, привить любовь

к русскому языку; они необходимы и в плане преемственности в работе по

русскому языку между начальными и старшими классами.

Внеклассная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном

году параллельно с классными занятиями. Однако отдельные виды внеурочной

работы, особенно настоящие эпизодический характер, могут проводиться и в

каникулярное время (например, олимпиада). Классная и внеклассная работа

дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно претворение в

жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.

Обычно внеклассная работа тесно связана с уроком, но она, тем не

менее, постоянно стремиться к некоторой автономности: к расширению и

углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно

отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие –

тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы

– составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана,

развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.