скачать рефераты

МЕНЮ


Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)

43. Маранцман В.Г. Школьные факультативы как процесс общения учеников с

искусством//Поиск новых путей. – М.: Просвещение, 1989. – 246 С.

44. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому

воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.

45. Михайлова С.Ю. Сценарий вечера-игры «По морям, по волнам…»//РЯШ. –

1995. - №6. – С.51.

46. Михайлова С.Ю. Устный ученический журнал «Язык мой, давай с тобой

дружить!»//РЯШ. – 1996. - №1. – С.48.

47. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие

для студентов/М.Р. Львов, Т.Г. Ралцаева, Н.Н. Светловская – 2-е изд.,

перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 С.

48. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов/Под ред.

Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – в 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение,

Владос, 1994. – 228 С.

49. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов

пед. институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература»/М.Т.

Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. –

М.: Просвещение, 1990. – 368 С.

50. Методические проблемы развития педагогической науки/Под ред. П.Р.

Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 240

С.

51. Неделя русского языка//РЯШ. – 1998. - №3. – С.50-56.

52. Орг А.О. Материалы для проведения олимпиад по русскому языку//РЯШ. –

1993. - №6. – С.59.

53. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение,

1980. – 208 С.

54. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.

55. Пастушенкова Л.И. Организация внеклассной работы в школе с учащимися 4-

8 классов. – Калинин, 1973. – 78 С.

56. Пахомова Е.М. Классный час в начальной школе//Начальная школа. – 1985.

- №5. – С.62-63.

57. Педагогика/Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – М.: Просвещение,

1986. – 336 С.

58. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 С.

59. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/Под ред. Н.М. Пейсакова.

-–Издательство Казанского университета, 1985. – 192 С.

60. Педагогика школы/Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г.Н. Щукиной. – М.:

Просвещение, 1977. – 384 С.

61. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических

институтов/Под ред. проф. И.Т. Огородникова. – М.: Просвещение, 1978. –

320 С.

62. Петрова Н.А., Коростенко Е.Н. Олимпиада в аспекте ее контрольных

функций//РЯШ. – 1997. - №6. – С.46.

63. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: (сб.

статей из опыта работы). Пособие для учителей/Сост. А.Н. Матвеева. –

М.: Просвещение, 1982. – 128 С.

64. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение,

1966. – 207 С.

65. Программа «Русский язык» для общеобразовательных учреждений. – М.:

Просвещение, 1996.

66. Программы средних общеобразовательных школ. Начальные классы. 1-3

классы. – М.: Просвещение, 1988.

67. Программа факультативного курса «Наши имена» для учащихся VI

класса//РЯШ. – 1991. - №1. – С.111.

68. Пузанкова Е.Н. Развитие языковых способностей учащихся на внеклассных

занятиях по русскому языку в V классе//РЯШ. – 1995. - №1. – С.41.

69. Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий

по литературе V-VI классы. – М.: Просвещение, 1963.

70. Ратникова М.М. Турниры смекалистых//РЯШ. – 1992. - №1. – С.49.

71. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт./Гл. ред. В.В.

Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 608 С.

72. Савин Н.В. Педагогика: Учебное пособие для учащихся педагогических

училищ по специальности №2001. – М.: Просвещение, 1972. – 303 С.

73. Сластникова А.Б. Задания для проведения олимпиады по русскому

языку//Начальная школа. – 1996. - №6. – С.19.

74. Скаткин М.Н. К вопросу о законах, принципах и правилах в

педагогике//Советская педагогика. – 1947. - №5. – С.17.

75. Соловьева М.Л. Занимательность на уроках русского языка в V

классе//РЯШ. – 1991. - №6. – С.31.

76. Сорокин Н.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов педагогических

институтов. – М.: Просвещение, 1974. – 222 С.

77. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.:

Просвещение, 1980. – 415 С.

78. Успенский М.Б., Голованова М.В., Кеворкова З.Т. Когда закончились

уроки. – СПб.: Просвещение, 1992.

79. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение,

1979. – 224 С.

80. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.

– М.: Просвещение, 1971. – 176 С.

81. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.

– М.: Просвещение, 1978. – 192 С.

82. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.:

Просвещение, 1985. – 175 С.

83. Федоренко Л.П. Принцип обучения русскому языку: Пособие для учителя. –

М.: Просвещение, 1973.

84. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп.

– М.: Юрист, 1997. – 512 С.

85. хрестоматия по методике преподавания русского языка: организация

учебного процесса по русскому языку в школе: Пособие для учителя/Авт.

сост. Б.Т. Яковлева. – М.: Просвещение, 1991. – 308 С.

86. цыплакова Е.Д. К вопросу о преемственности//Начальная школа. – 1991. -

№10. – С.85-87.

87. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1981.

88. Шарапова О.Ю. Материалы для внеклассной работы по лексике, фразеологии

и словообразованию//РЯШ. – 1995. - №4. – С.51.

89. Шарапова О.Ю. Фонетический КВН//РЯШ. – 1997. - №2. – С.50.

90. Шварц И.Е. Педагогика школы: Учебное пособие. Часть I. Общие основы.

Дидактика. – Пермь: Просвещение, 1968. – 282 С.

91. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптативная модель (Теоретические основы и

практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996. – 352 С.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. II КЛАСС.

Слово Напоминайкину.

Многие слова языка имеют родственников. У одних слов их много, два-

три (роща-рощица, тополь-тополек-тополиный), у иных – несколько десятков,

например у слов сад, лес, свет, ход и др. Многим самым близким

родственникам будет глагол напоминать, а у Знайки и Незнайки – знать. Найти

однокоренные слова не всегда просто, но этому надо учиться, вдумываться в

незнакомые вам слова, отыскивать их родственников. Попытайтесь это сделать.

1. Четыре пословицы.

Найдите в пословицах родственные слова. Как вы понимаете эти

пословицы? Ученье – свет, а не ученье – тьма. Ум да разум надоумят сразу.

Думай, да чтобы не передумывать. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело

делается.

2. О суффиксах.

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути.

(Я. Аким)

?Чем отличаются друг от друга ветер, ветерок, ветрище? Подберите

новые группы родственных слов с похожими суффиксами.

3. Родственники.

- Вы кто такие?

- Я – Гусь, это – Гусыня, это – Гусята. А ты кто?

- А я ваша тетя – Гусеница.

?Права ли Гусеница? Почему ее нельзя принять в эту «семью»

родственных слов?

4. Знаете ли вы?

Слова копейка и копье были когда-то родственными, потому что на одной

из первых русских монет изображался всадник с копьем. От этого слова и

образовалась потом копейка.

В русском языке было слово ряха. Так называли аккуратного человека.

Ну, а как называют неаккуратного, вы знаете.

УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ.

1. Родственные слова обязательно должны быть близкими по смыслу и иметь

общую часть: гора, горка, горец, горный, но горе, горевать, горюшко,

горемыка.

2. Новые слова образуются с помощью суффиксов (вода-водяной, водяной-

водянистый), приставок (город-пригород, писать-написать), приставок и

суффиксов сразу (гора-пригорок, снег-подснежник).

3. Умение быстро подбирать родственные слова очень важно: оно помогает

понимать значение этих слов и правильно их писать.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

СТРАНИЧКА ИЗ «ВЕСЕЛОГО ЗАДАЧНИКА» II КЛАСС.

1. Барометр упал.

- Мама, сегодня дождь пойдет!

- Почему ты так думаешь?

- Барометр упал.

- А ты откуда знаешь?

- Да как же, я сам его уронил.

?Значение какого слова не понимал мальчик?

2. Не достал!

Выстирала мать рубашки и говорит Мише:

- Неси, сынок, повесь на солнце, пусть сохнет.

Унес Миша и тотчас вернулся с рубашкой в руках.

- Почему ты не повесил? – спросила мать.

- Не достал до солнца.

?Где должен был повесить Миша выстиранные рубашки?

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

УГАДАЙКА. II КЛАСС.

1. Пословицы и поговорки.

Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках: Спеши не спеши,

а поторапливайся; приятелей много, а друга нет; переливает из пустого в

порожнее?

2. Четырьмя буквами.

Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова:

приятель, противник, солдат, шагать, красный, доктор, работа?

3. Второе название животного.

Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый, рыжая, сохатый?

4. Назовите по-другому.

Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца,

задиру, хитреца, увальня, безбилетника?

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. III КЛАСС.

I тур.

1. Расставьте знак ударения в словах: статья, магазин, призывник,

ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить (4

балла).

Для справки: свёкла, но не свекла(.

2. Подберите и запишите к каждой схеме по 2 слова:

, ,

(1 слово – 1 балл).

3. Запишите данные слова в родительном падеже множественного числа:

носок, туфля, чулок, яблоня, весло, апельсин, капля, знамя,

ботинок (5 баллов).

4. Распределите имена существительные по родам: мозоль, какао,

фланель, толь, шоссе, полынь, туннель, повидло, ферзь, тюль (4

балла).

5. Запишите данные словосочетания одним словом-синонимом. Очень тихий

разговор - …, плод дуба - …, водитель автомобиля - … (2 балла).

II тур.

1. Подберите антонимы к словам: мягкий - …, натуральный - …,

снаружи - … (2 балла).

2. Составьте сочетания типа «прилагательное + существительное» со

следующими словами: … кофе, … сирень, … шампунь, … простыня, …

кенгуру, … Сочи, … эскимо, … такси (5 баллов).

3. Запишите данные словосочетания близким по значению глаголом:

а) задирать нос - …;

б) бить баклуши - …;

в) высасывать из пальца - … (3 балла).

4. Разберите по составу слова: забежал, розочка, синеватый (3 балла).

5. Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова,

где звуков больше, чем букв (4 балла).

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков (2,5 балла).

2. Допишите слоги так, чтобы первый слог был безударным (3,5 балла). Сос

___, гр ___, вр ___, кр ___, те ___.

3. За один раз в слове изменяют только одну букву и образуют цепочку слов

(5 баллов). Например: от слова сыр к слову ход. Сыр->сын->сон->сор->хор-

>ход. Придумайте свою цепочку слов. Ток-> … ->кот. Дом-> … ->сыр.

4. Впишите, где нужно, непроизносимую согласную (3 балла).

Трос…ник радос…ный

праз…ник вкус…ный

прекрас…ный чес…ный

5. Зачеркните буквы, которые нельзя писать в этих словах (4 балла).

Ге(н,нн)адий, гру(п,пп)а, оди(н,нн)адцать, ко(л,лл)ектив,

две(н,нн)адцать, ю(н,нн)ый, хло(п,пп)ок, дро(ж,жж)и – название продукта.

6. Зачеркните знаки, которые нельзя писать в этих словах (3,5 балла).

С(ь,ъ)емка, в(ь,ъ)ет, сем(ь,ъ)я, об(ь,ъ)яснение, солов(ь,ъ)и,

об(ь,ъ)езд, весел(ь,ъ)е.

7. Найдите и подчеркните существительные, которые во множественном числе

имеют оконцание –и(-ы) (5 быллов).

Учитель доктор колесо

фонарь волна зверь

век шофер гимназист

8. Соедините стрелкой –ТЬСЯ или –ТСЯ с нужными словами (1,5 балла).

Учит…ся всегда пригодится.

Мы любим занимат…ся спортом.

Смелый к победе стремит…ся.

9. Составьте из букв слова (4 балла). А, з, д, н, а ___, л, е, в, в, о

___, в, а, х, н, е, р ___. Укажите, какой частью речи они являются.

10. Найдите и запишите лишние слова. В скобках укажите причину (5 баллов).

Народ дочка

отрок дар

11. Просклоняйте словосочетание (2,5 балла).

И.п. родная дочь

12. Впишите имена существительные 2 и 3 склонения, которые оканчиваются на

шипящую (3 балла).

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

| | | | |

13. Соедините стрелками части речи и члены предложения с их названиями (3,5

балла).

Имя существительное

Глагол

Подлежащее

ЧАСТИ РЕЧИ Имя прилагательное ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предлог

Сказуемое

Местоимение

14. Поставьте необходимые запятые в данных предложениях (2 балла).

Она чрезвычайно быстро перепрыгивает с ветки на ветку прыгает с

вершины дерева на землю.

Он оттолкнулся собрался с силами заколотил веслами по воде.

Когда Маугли исполнилось десять лет о нем узнал тигр Шер Хан.

15. Подумайте и решите задачу (7 баллов).

В словах кашне (шарф) и пенсне (очки без дужек) есть общая часть

не. Эти слова пришли к нам из французского языка, где слово кашне

означает «прячь нос», а пенсне – «держи за нос». В словах кашпо

(красивая ваза для цветочного горшка) и кашне – общая часть каш. Можешь

ли ты сказать, что значит эта часть во французском языке, если по –

означает «горшок», а не – «нос».

16. Соедините стрелкой выделенную часть слова с ее названием (1 балл).

С товарищами

приставка корень суффикс окончание

Дополнительное задание.

17. Выделите дугами (сверху и снизу) слова, спрятавшиеся в слове (7

баллов).

сороконожка

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ВСЕ О ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» VI КЛАСС.

Цели.

1. Закрепить знания, полученные при изучении темы «Прилагательное»;

сообщить сведения, облегчающие употребление отдельных правил.

2. Развивать логическое и творческое мышление, воображение, произвольное

внимание, когнитивную память.

3. Воспитывать любовь к русскому языку, познавательный интерес,

любознательность.

Средства обучения: грамматическое лото, светофорики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Сегодня мы проведем последние занятия нашего кружка, которое

называется «Все о прилагательном». Наша цель – повторить изученное

и раскрыть еще неразгаданные тайны.

1. Прилагательное ли прилагательное? (инсценировка).

Госпожа Простакова из комедии «Недоросль» И.Д. Фонвизина хочет показать

как учен у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он знает из

грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».

- Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

- Дверь? Которая дверь?

- Вот эта.

- Эта? Прилагательна.

- Почему же?

- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя

дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

- Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что он

прилагается у глупому человеку?

- И ведомо.

- А как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное?

2. Разминка.

- Слова какой части речи записаны?

глазки Китай

близнецы Авий

стена Анюта

конюшни Сиам

- По какому признаку разделены на две группы?

- К нарицательным существительным первого столбца найдите имя

собственное из второго столбца, которое само или прилагательное, от

него образованное, в сочетании с определяемым нарицательным

существительным образует фразеологизм.

- Что обозначают полученные фразеологизмы?

- Хотите узнать как возникло выражение «Авгиевы конюшни»?

Сообщение ученика:

В древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем лошадей.

Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла, в которых они

стояли, не чистились целых тридцать лет и по крыши заросли навозом.

По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл,

которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать

никому другому.

Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшни

реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.

Выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем, когда хотим сказать о

крайней запущенности, загрязненности.

3. Какое прилагательное лишнее?

Красивый, старый, вечерний, умный.

- Почему?

- Какие прилагательные называются качественными?

- В чем выражается тот факт, что качественные прилагательные

обозначают признак, который может быть в большей или меньшей

степени?

- Образуйте от прилагательного «красивый» простую сравнительную и

простую превосходную степень.

Краси(вее, краси(вейший (чтение хором).

- Запомните как правильно произносятся эти слова.

- Знаете ли вы легкий способ определения качественных прилагательных?

- Если к прилагательному можно подставить слово «очень», то это

прилагательное качественное.

4. Задание для умников.

- Я утверждаю, что одно словосочетание лишнее. Какое? Почему?

Вишневый сад, вишневое варенье, вишневое платье.

- Граница между качественными и относительными прилагательными очень

подвижна и условна. Когда прилагательное употреблено в

дополнительном, художественном смысле, основанном на сравнении, оно

переходит в качественное.

ИГРА

- Поднимайте сигнальную карточку, когда услышите качественное

прилагательное.

Золотой перстень, золотые кудри, золотой человек, золотая цепочка;

мраморный пол, мраморное море; железный человек, железный гвоздь,

железное здоровье; стальные мускулы, стальная воля, стальная игла;

деревянный дом, деревянный голос.

- Что интересно в последнем названном прилагательном?

- Вам очень просто будет вспомнить слова-исключения, если вы

запомните загадку:

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные. (оконная рама)

- Что это?

- Как пишутся слова-исключения?

5. Конкурс поэтов.

- Вставьте пропущенные прилагательные, не нарушив рифмы.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора

Воздушной паутины ткани

Блестят как сеть из серебра.

(И. Бунин)

- Зачитайте свои варианты. Послушайте как написал поэт.

6. Послушайте шуточное стихотворение «Кто не может жить без НЕ».

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная.

И гуляла собака счастная,

И виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне на встречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

- Почему стихотворение вызвало смех?

- Вспомните алгоритм «Правописание НЕ с прилагательными».

7. Грамматическое лото.

Играем в парах. Необходимо с прилагательному с «НЕ» подобрать синоним –

прилагательное без «НЕ».

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.