скачать рефераты

МЕНЮ


ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

им. Х.Б.АНДРУХАЕВА

ПРЕДМЕТНАЯ ( ЦИКЛОВАЯ ) КОМИССИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

ТАУСОВА ИРИНА АСЛАНБИЕВНА

СТУДЕНТКА 4 КУРСА ГРУППЫ А

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ

ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Научный руководитель-

преподаватель педагогики

Цеева А.З.

Рецензент:

Методист по научно-методической

работе городского комитета по

образованию Администрации

г.Майкопа Паранук С.Р.

Председатель П(Ц)К:

Вербицкая Л.М.

МАЙКОП,2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования личности с учетом

принципа толерантности.

1.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм,

групповая враждебность и др.

1.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании

личности.

1.2.Особенности формирования и развития адыгских детей на принципах

толерантности.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. Система работы по формированию личности ребенка в соответствии

с принципом толерантности.

2.1.Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности

толерантности детей в начальных классах.

2.2.Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе

толерантности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, 1995 год был провозглашен Организацией Объединенных Наций

годом, посвященным толерантности. Причиной этого были названы прежде всего

следующие факторы:

этнонациональные конфликты;

дискриминация в отношении меньшинств;

акты ксенофобии, особенно против беженцев и мигрантов;

религиозный экстремизм;

насилие и гонения против интеллигенции и других лиц, исповедывающих свободу

мнений и их выражения;

нетерпимость со стороны политических движений и идеологий;

нетерпимость, выраженная в маргинализации и исключении из общества уязвимых

групп или в дискриминации и насилии против этих групп[22,221-224]

Нетерпимость действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных

проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении

различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная на уровень

коллективной и даже государственной позиции, нетерпимость подрывает

принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных

прав человека. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое

составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития.

Современный мир, переживая глубокие социальные и геополитические

трансформации после окончания холодной войны и распада коммунистического

блока, нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей

существующей ситуации. Необходимы новые экспертизы и новые инициативы,

чтобы содействовать становлению индивидуальной и коллективной

ответственности, а также более эффективных институтов, чтобы не допустить

царства анархии и насилия на рубеже XXI века. По этой причине Россия

активно включились в программу культуры мира. В июне 1995 года в г. Якутске

прошла одна из основных международных конференций года толерантности,

материалы которой были опубликованы вместе с рядом книг, изданных якутскими

специалистами[28,51]. Был издан сборник статей как прототип учебника по

культуре мира и демократии[14]. В России при некоторых научно-

исследовательских институтах и вузах возникли центры и кафедры по проблемам

культуры мира и толерантности.

Ключевым принципом программы «Культура мира» объявлено утверждение

культуры терпимости в контексте общедемократических преобразований.

Необходимо совместно с соответствующими органами власти и общественными

организациями разработать простые и привлекательные принципы педагогики

толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы, а

также предложить учебные тексты и программы как для аудиторий обучения, так

и для средств массового воспитания, включая информационные институты.

Большинство классных комнат в России и других странах сегодня

представляют микрокосмос культурного многообразия своих сообществ и поэтому

нуждаются в новом содержании образования, отражающее знание и понимание

других народов, их культур и истории, а также понимание общности и единства

человеческих сообществ.

Важно прививать молодым поколениям чувства открытости, альтруизма, уважения

к другим, солидарности и сопричастности и раскрывать источники и опасности

враждебности, неприязни, отчуждения и ненависти.

В этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика. Народная

педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как

проявление педагогической культуры народа зародилась в глубокой древности.

Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы,

воззрения, представления о человеке, детях, о воспитании подрастающего

поколения.[12,8]В соответствии с потребностями народа она выдвигала самые

гуманные и демократические идеалы воспитания.

В психолого- педагогической литературе освещены различные аспекты данной

проблемы. Изучение проблемы толерантности в педагогической, психологической

и других науках нашло отражение в работах Гогоберидзе Г.М., Золотухина

В.М., Шаповалова В. и др. Имеются работы, посвященные адыгской народной

педагогике и роли толерантности в воспитании детей (Шоров И.А., Бузаров

К.И., Меретукова З.К., Намитоков Ю.К., Смирнова Я.С., Бгажнокова Б.Х. и

др.). Однако вопросы толерантности в адыгской народной педагогике относятся

к недостаточно изученным. Это и определило выбор темы квалификационной

работы.

Цель исследования: изучение роли принципа толерантности в адыгской

народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка.

Объект исследования – педагогические условия формирования толерантности

в личности ребенка.

Задачи:

1.Проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы толерантности

в адыгской народной педагогике.

2.Раскрыть сущность понятий: толерантность, национализм, национальный

эгоизм, групповая враждебность применительно к адыгской народной

педагогике.

3.Исследовать особенности формирования и развития адыгских детей на

принципе толерантности.

4.Разработать и внедрить системы работы по формированию толерантности детей

начальных классов.

5.Проанализировать и сделать соответствующие выводы по результатам

предварительного опроса.

Методы исследования:

1.Теоретические – анализ методической, этнографической литературы,

теоретического обобщения.

2.Эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов

деятельности учащихся.

3.Математические – обработка информации, определение количественных и

качественных показателей эффективности применяемой системы работы.

Этапы научного исследования:

1.Изучение научно-методической литературы.

2.Планирование системы работы по формированию личности ребенка в

соответствии с принципом толерантности.

3.Внедрение системы работы.

4.Сбор и обработка фактического материала.

5.Оформление фактического материала в виде квалификационной работы.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка

использованной литературы, приложения.

Глава I.Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа

толерантности.

I.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм,

групповая враждебность и др.

Толерантность-способность человека, сообщества, государства слышать и

уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения.

"Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от

культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов

терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В

Декларации определено понятие толерантности как:

уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур

нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности

- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм,

установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего

активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и

основных свобод человека. Толерантность - привилегия сильных и умных, не

сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через

диалог и разнообразие мнений. Бытует мнение, что монокультурное — в отличие

от поликультурного — общество в своей основе «деструктивно, патологично,

ведет к маргинализации, пограничности, государственному продуцированию

законов насилия и жестокости, дегуманизации социума и самого

себя».[11,138]. В монокультурных государствах человеку не всегда

предоставляется возможность интеграции в различные социальные общности.

Существует одна, «единственно верная» норма с четкими правилами,

идеологическими установками, стереотипами поведения. Если человек склонен к

иному мировоззрению, а декларируемые обществом «постулаты жизни» ему чужды

или просто не близки, то он либо становится диссидентом, своеобразным

«аутсайдером общества», либо «перешагивает» через собственные установки и —

при удачном стечении обстоятельств— благополучно вливается в общество в

качестве конформиста. Следует ли из этого высказывания вывод о том, что

монокультурность проигрывает поликультурам в процессе создания

благоприятных условий для успешной социализации своих граждан? Отнюдь нет.

Поликультурное, полинациональное государство имеет собственные и весьма

серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве «соседствуют»

различные общности людей не только с разными культурными ценностями и

социальным опытом, но и с биологическими различиями, с особенностями в

психической структуре личности (темперамент,акцентуации характера,

особенности становления основных психических процессов и т.д.). В любом из

этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность

сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов.

Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, этнос сохраняет свою

специфику и оригинальность,хотя, разумеется, не полностью и не в «чистом

виде».В современных условиях социально-экономической дестабилизации

стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью

характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти

проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов

на ее территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным

ущемлением «национального достоинства».Оттенки этого опасения различны: от

индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений

ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации).

Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной

избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны

представителей иных этносов. Так или иначе, россияне забывают о том, что

они не обладают правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого.

Подобная «забывчивость» ведет — среди людей — к усилению агрессивности,

распространению — в обществе — шовинистических и фашистских идей.

Следствием этого легко могут стать кровопролитные распри, войны, погромы,

террористические выпады «псевдолюдей» против мирных граждан. Последние

события, связанные со вспышками террора, — своеобразный показатель

нравственной патологичности поликультуры. Стоит задуматься хотя бы над тем

фактом, что наиболее кощунственным террористическим нападениям подвергаются

две «поликультурные супердержавы» — Россия и США. Встает вопрос: возможно

ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое, например,

толерантное отношение может проявляться к террористам, убийцам неповинных

людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема

достаточно противоречива. Но данный вызов не должен оставаться и не

остается без ответа. Мы предприняли попытку подойти к проблеме с

определения основополагающей категории «толерантность» и его парадоксов. Во

многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом

«терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration,

нем. — Toleranz, фран. — tolerance.[17,37-39]. В процессе историко-

культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости»

претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и

само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились

разные идеи. В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем и

выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не

изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и

т.д.[9,402]Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет

созерцательный оттенок,пассивную направленность. Подобная характеристика

понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского

языка» под редакцией Д.Н.Ушакова[31,308] категория «толерантность»

полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных

слов»[25,510] понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям,

верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». В том

же словаре появляются еще два определения, связанные с биосоциальным

аспектом:«полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности

организма, способность организма переносить неблагоприятные влияния того

или иного фактора среды».[25,511].Пассивную и негативную направленность

обнаруживаем в «Толковом словаре иноязычных слов»[30,264]. В данном

источнике понятие «толерантности» связано с абсолютной «потерей способности

к выработке антител» (вновь медико-биологический аспект). Особо выделяется

политическая толерантность: позиция тех или иных политических сил,

выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах.

В жизни отдельной личности толерантность – проявление готовности

прислушаться к мнению противников.[21,375].

Толерантность — это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если

терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего

боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость

заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от

доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и

свободного мышления. Это — личностная или общественная характеристика,

которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются

многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не

должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Толерантный подход, как и толерантная личность, предполагает, что те или

иные позиция и взгляд лишь одни из многих и не могут включать в себя все

остальные. Эта ситуация не зависит от состояния или обладания знанием, а в

равной мере и от социальной и политической позиции. Толерантная позиция и

толерантная личность способны или хотя бы готовы допустить это различие и

быть сторонником плюрализма. Собственно говоря, сама природа и проблема

толерантности связаны с существованием различий и противоречий, а также

возможностью конфликта. Но толерантность позволяет этой возможности не

только не реализоваться, но даже и проявиться. Будучи порождением

потенциальной конфликтности, толерантность не позволяет реально

существующим в каждом обществе явлениям неравенства, состязательности и

доминирования проявиться в манифестных и насильственных формах.

Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле

Устава ООН:«…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как

добрые соседи».Здесь лексема получает не только действенную, социально

активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации

(интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить

в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).Гармония

отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга.

Такую смысловую нагрузку несет определение «толерантности», предлагаемое в

словаре «American Heritage Dictionary»:«Толерантность — способность к

признанию или практическое признание, уважение убеждений и действий других

людей».Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование

и толерантность» приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь

неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и

действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”,

которые отличаются от нас. [32,36] В “других” признаются (должны

признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.