скачать рефераты

МЕНЮ


ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

этнических групп, к которым они принадлежат». Для полинационального

государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости — этносы в

целом и представители конкретных этносов .

Всё же возникают новые вопросы:

Все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные

личности, представительствующие в тех или иных социальных и этнических

группах? Не свидетельствует ли уважение (снисходительность) к другим об

отсутствии личных ценностных ориентаций? Попытку ответить находим в

отечественной «Политической энциклопедии»: «Толерантность политическая —

непременное требование в отношениях всех активных участников общественной

жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как

внутри государства, так и между государствами». Таким образом мы пришли к

выводу, что толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся

к позитивному взаимодействию,упорядоченным отношениям, не нарушающих

общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при

реализации собственных свобод. Подобная логика рассуждения может встретить

массу нареканий, ибо она где-то перекликается со старозаветным принципом

«око за око, зуб за зуб». Вряд ли такой подход может дать положительные — в

долгосрочной перспективе - результаты. Ученый-политолог из Оксфорда

Джонатан Ролз полагает, что «общество имеет право на подавление и

притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот

неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость,угрожающую общественному

порядку». Сложно не согласиться с данным высказыванием, но дополнить его

всё же можно. Прежде чем применять какие-либо меры по самозащите, следует

проанализировать сложившуюся критическую ситуацию, постараться выявить

причины ее возникновения (мотивы неадекватного поведения). И если хотя бы

на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия вызвана

нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты речи

быть не может. Причина негативных проявлений других — в нас самих, в нашей

нетерпимости, когда-либо продемонстрированной. Всё тот же автор (Д. Ролз)

утверждает, что «людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться,

если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость».В «Политической

энциклопедии» мы находим следующее определение «толерантности» - это «вовсе

не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей

ее стороны качество».[21,222]. Для многих из наших политиков это ответ на

второй из сформулированных выше вопросов: толерантность — категория далеко

не пассивная, это не только уважение чужих — при отсутствии собственных

личных — ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных

ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими

культурами. Так в понятие «толерантности» закладывается подтекст обогащения

новым и иным культурным достояниям, социальным опытом. Своеобразие данного

определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные

отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого

человека, независимо от его культурного и социального уровня. О некоем

коэффициенте полезного действия толерантности речи, разумеется, не идет:

тогда это уже «псевдотолерантность». В «Философском энциклопедическом

словаре»[34,87] оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам».

Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих

собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое

не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной

конкуренции». Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об

активной позиции личности в таких процессах, как:

— познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения)

и позиции другого (гностический уровень);

— определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный

уровень);

— взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с

другими и сохранять свое «Я») (деятельностный уровень);

— анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный

уровень).

Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется

большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную

направленность. Толерантность — не пассивная, а активная нравственная

позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания

между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с

людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Национализм – идеология, ставящая в центр внимания свою нацию и её

проблемы, отдающая национальному приоритет перед социальным.[5,113]

Национальный эгоизм это уверенность в правоте собственной культуры,

склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как

неправильные, низкие, неэстетичные. Национальный эгоизм выступает зачастую

причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он

создает затруднения при общении представителей разных культур и народов.

Групповая враждебность есть не что иное, как тонус общества или

отдельных социальных групп. Групповая враждебность – это состояние

напряженности, конфликта значительных социальных групп. Враждебность может

быть вызвана классовой или этнической напряженностью.

Любое употребление символа нации в политических целях и есть

национализм. Однако, чтобы не углубляться в дебри политической семантики, в

данной курсовой работе мы будем использовать более ограниченное определение

национализма, данное Эрнестом Геллнером. Он утверждает, что национализм –

это «политический принцип, суть которого состоит в том, что политические и

национальные единицы должны совпадать»[28,78]: каждая нация должна иметь

свое собственное государство или хотя бы автономию в рамках другого

государства, в одном государстве должны обитать преимущественно люди,

принадлежащие к одной нации. Эта формулировка оставляет вне сферы нашего

внимания лишь очень немногие и весьма специфические разновидности

национализма, к большинству которых этот термин можно применять только с

оговорками. Национализм – это продукт современного западного общества,

формирование которого началось примерно в XV–XVI веках и которое сейчас,

возможно, находится в стадии радикальной трансформации. Понятие нации в его

современной форме выдвигается на первый план Великой французской

революцией. В 1789 году Декларация прав человека и гражданина провозгласила

национальный суверенитет в противовес суверенитету монарха. Таким образом,

в современном языке понятие нации неразрывно связано с понятием

государства. Термин «национализм», даже в пределах уже данного нами определения,

может иметь различную эмоциональную окраску. Националистами часто называют

не просто сторонников национально-государственного самоопределения, но тех

из них, кто при этом выступает за насильственные методы, проповедуя идеи

национального превосходства, нетерпимости к людям других национальностей.

Иногда считают также, что национализму в таком значении этого слова

противостоит патриотизм как «мирная» любовь к своей стране и преданность

своему государству. Возможно также расширенное, нейтральное толкование

термина: в такой трактовке он применим как к борцам за освобождение от

национального гнета, так и к их противникам, цель которых – интеграция,

ассимиляция или даже уничтожение «инородцев». Мы в рамках данной курсовой

работы употребляем термин во втором – нейтральном – значении. Границу между

агрессивным национализмом и его более демократичными вариантами провести

достаточно сложно, тем более что представители национально-освободительных

движений очень часто сами называют себя националистами. Разница между

«национализмом угнетенных» и «национализмом угнетателей» состоит в том, что

первые стараются утвердить за своим локальным сообществом право называться

нацией, а вторые это право отрицают или по крайней мере отказывают

«угнетенной» нации в праве на политическую автономию. Однако при этом и те

и другие придерживаются одного образа мысли, остаются в рамках

националистического дискурса. Национально-освободительные движения,

стремящиеся к созданию собственного государства, слишком часто

злоупотребляют национальной риторикой, пропагандируя ненависть к своим

угнетателям как к нации. Если они добиваются успеха, то на подконтрольной

им территории начинают подвергаться притеснениям представители бывшей

господствующей национальности. Однако нельзя и отказывать национально-

освободительным движениям в поддержке, и разражаясь сентенциями вроде «чума

на оба ваши дома». Решение, на наш взгляд, состоит в том, что рассуждения о

межнациональных отношениях необходимо вести в более широком контексте, не

замыкаясь в рамках дискуссий о национализме. Вопрос о самоопределении наций

– это фактически вопрос о демократии, причем демократия здесь понимается в

самом широком смысле: как идеал общественного устройства, разделяемый всеми

симпатичными нам политическими идеологиями – от классических либералов до

анархистов. Можно сказать, что демократия – это самоуправление сообществ при

условии защиты прав и свобод меньшинств. Важнейший момент состоит в том,

что сообщество в данном случае нельзя определять априори, вне исторического

контекста. Единственный возможный критерий здесь – это самоидентификация

членов предполагаемого сообщества. Эти тенденции не следует абсолютизировать: слухи о смерти

нации и национального государства уже не раз оказывались сильно

преувеличенными. Национальное самосознание остается одним из

фундаментальных фактов жизни человека в обществе. Но если наша цель –

свобода и самоопределение личности, то вопрос об отношении к национализму

для нас – это вопрос политической тактики, а не стратегии. Вместе с тем в

идеологическом отношении нужно соблюдать дистанцию от националистов, даже

если это наши политические союзники. Многообразие мира не сводится к

многообразию наций и этносов, и защита прав народов – это лишь небольшая

часть битвы за права человека.

I.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании

личности.

Выводы, к которым мы пришли в предыдущем параграфе, позволяют

обратиться к проблеме толерантности при формировании личности. Активная

нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости — основные

компоненты понятия «толерантности», которое мы попытались дать на основе

анализа различных подходов к трактовке данного термина.

Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте,

ниоткуда, и не являются — как и любое социальное качество — врожденными.

Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической

готовностью формируются, стимулируются (прежде всего — «изнутри») и

корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств

является позитивное взаимодействие с людьми иных культур,взглядов, позиций,

ориентаций.

В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как

универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты,

явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время

существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии,

которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и

«толерантность».

Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы

взаимодействия, позитивной толерантности:

диалог, сотрудничество, опека.

В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие

другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство

позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают

эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы

через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким,

каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость

мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение

адекватно «принимать» (оценивать) свою личность. Подобная характеристика

диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем

толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще

древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!»,

которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми

себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства,

ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.

Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное

определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение

сил и средств на основе возможностей каждого.

Опека является видом взаимодействия соотносимым с понятием

толерантности. (подразумевает заботу не унижающую достоинства опекаемого,

являясь естественной нормой субъекта и объекта).

Диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как

«свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в

частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).

Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли

теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:

«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом

отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне

свободного человека — обострение совести. Именно в сотрудничестве, в

желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном

побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается

совестливое отношение к людям, работе, обязанностям».

В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» — необходимое,

базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих

сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря

этим усилиям, является основой демократического полинационального

государства.

В курсовой работе мы намеренно не останавливаемся подробно на таких

типах взаимодействия, как подавление, индифферентность, конфронтация и

конфликт. Эти типы, конечно, совместимы с понятием толерантности, но —

скорее — с негативными его проявлениями.

Мы предприняли попытку определить основные критерии, идеи и принципы

формирования толерантности у адыгских детей и обосновать роль толерантности

в адыгской народной педагогике.

Критерии толерантности можно развить, уточнив, что:

устойчивость личности — сформированность социально-нравственных

мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных

этнических(социальных) общностей;

эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во

внутреннем мире другого человека;

дивергентность поведения — способность необычно решать обычные

проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или

тактики с учетом складывающихся обстоятельств;

социальная активность — готовность к взаимодействию в различных

социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и

выстраивания конструктивных отношений в обществе.

Основные идеи и принципы толерантности при формировании личности.

Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в

жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание,

определим основные идеи формирования толерантности:

— согласно общим положениям о правах человека, изложенным в

Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка,

изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы

социальных и педагогических условий, способствующих формированию

толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в

микросреде — в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии

всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной

сферы, политиков, СМИ и общества в целом);

— образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к

этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма,

экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах),

национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в

детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей,

представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки,

искусства, государства; позитивные черты характера);

— образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям

и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных

отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного

человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных,

религиозных и социальных сферах;

— образовательная стратегия должна способствовать созданию

благоприятного микрокосмоса культурного, межэтнического взаимопонимания, в

котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует

себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.

Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.