скачать рефераты

МЕНЮ


Проектирование школьного сайта

состояния преподавания «Основ информатики и вычислительной техники» в школе

на момент 1989 года. Вопросам содержания и методики обучения в школе

уделяется большое внимание в работах А.П. Ершова, В.М. Монахова, Ю.А.

Первина, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, С.А. Бешенкова, А.Г. Кушниренко,

А.Г. Гейна, С.Г. Григорьева, В.А.. Каймина, Р.С. Гутер, П.Т. Резниковского,

А.Л. Брудно, И.Н. Антипова, В.К. Белошапки, А.С. Лесневского, В.Ф.

Шолоховича.

Оглядывая прошедшее десятилетие, можно вместе с А.Ю. Уваровым [2]

подытожить: «основные усилия до сих пор сосредоточены на создание нового

поколения учебников и учебно-методических материалов. Заметно меньше

внимания уделяется разворачивающемуся на наших глазах процессу изменения

средств и способов деятельности, перестройке методов и организационных форм

обучения». Следует заметить, что характер преподавания школьного курса

информатики в подавляющем количестве случаев - репродуктивен.

Преимущественный стиль обучения - сообщение учащимся готовых знаний.

Результатом соответствующей методики и практики обучения становится

преобладание у большинства обучающихся только воспроизводящего мышления, не

готового к быстрому и самостоятельному восприятию новых знаний и не

обеспечивающего потенциал роста интеллекта, жизненно необходимого в

современном информационном мире. К тому же возможности курса информатики

при сложившейся практике преподавания далеко не полностью используются, а

именно ее дидактические возможности, возможности развивающего обучения. В

то время как наша школа призвана воспитывать человека, ощущающего

потребность в приобретении новых знаний, использовании в своей деятельности

всего самого нового и передового, стремящегося к творчеству и

самореализации, т.е. имеющего активную жизненную позицию.

Перемены в экономическом и общественно-политическом строе России

вынуждают нашу школу пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые

установки и педагогические средства. Акцент переносится на воспитание

подлинно свободной личности, формирование у детей способности

самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать

принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в

разнообразных по составу и профилю рабочих группах, быть открытыми для

новых мировых контактов и культурных связей. В число важнейших задач

образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в

завтрашнем высокотехнологизированном обществе.

Решение задач информатизации образования требует включения в

обязательное содержание общего образования большой группы сравнительно

новых для практики обязательных составляющих: способности эффективно

сотрудничать при выполнении работы в группе, продуктивно планировать свою

работу, умения самостоятельно работать с информацией, владения средствами

рационального мышления и т.п. Требуется создавать новую организацию

учебного процесса, учитывающего наши представления об условиях жизни наших

учеников в будущем информационном обществе. «Осваиваемые способы

деятельности», а не «конкретное предметное содержание» или «материал»

должны ложиться в основу содержания современных учебных предметов.

Насущным требованием времени становится использование в обучении

информатике методов, вырабатывающих у учащихся готовность и умение

самостоятельно добывать новые знания. Большие возможности в этом отношении

открывает метод проектов.

Метод проектов

По мере информатизации общества, по мере вхождения в мировое

сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных

жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем

многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его

информационном единстве, могущих ориентироваться в многосложных мировых

информационных потоках. Такое обучение и воспитание возможно лишь в

процессе реальной деятельности в открытом реальном мире.

Как отмечено в [2] «современное изучение информатики в школах

проходит по компьютерно-ориентированному курсу, в учебных заведениях

активно развивается использование новых информационных технологий в

преподавании различных учебных предметов». Информатика одновременно

становится интегрированной дисциплиной, позволяющей сформировать

информационную картину мира, объединяя знания учащихся в целостное

мировоззрение. Действительно, система телекоммуникаций есть и технология,

и отражение информационного единства мира.

Телекоммуникация рассматривается как информационная технология,

позволяющая путем интенсивного общения по интересам объединять в творческие

исследовательские группы школьников и их учителей разных стран и регионов,

при этом отмечаются мотивирующее и активизирующее значение технологии.

Известна методика, получившая название «калифорнийского метода проектов»

(по месту наибольшего распространения) или просто «метода проектов»:

учащиеся запрашивают данные по электронной почте из школ других регионов,

анализируют и составляют общую информационную картину. Примером этого

подхода может служить известная учебная игра «Fisch game». На основе данных

о приросте рыбы ученик должен определить допустимую величину промысла так,

чтобы он не нарушил экологического равновесия. Известны расширения этой и

подобной компьютерных игр, когда требуется проанализировать данные,

построить подходящую модель и принять решение.

Некоторые энтузиасты компьютерного образования были склонны видеть в

этих играх прообразы будущих методик, взрывающих «консервативную» классно-

урочную систему и делающих информатику главной школьной дисциплиной. Именно

на этом пути многие идеологи информатизации образования и методисты видят

перспективы развития школьной информатики.

Таким образом, телекоммуникации индуцировали появление метода

проектов в педагогической практике как метода, позволяющего обучать

реальной деятельности в условиях реальной действительности, воспитывать

граждан открытого общества (деятельных, инициативных, знающих и уважающих

законы мирового сообщества, стремящихся к миру, прогрессу человечества).

Метод проектов основан на активизации учащихся в процессе обучения,

на переориентацию обучения с репродуктивного на креативный. Свойственное

этому методу создание предпосылок для развития аналитико-синтетичесих видов

мышления интенсифицируется применением его к обучению информатике, что

развивает и формирует новое понимание предмета, нового обучающегося и

нового педагога. Таким образом, метод проектов вызван к жизни в силу

необходимости перестройки образовательной системы в условиях информатизации

общества.

Слово «проект» (в переводе с латинского буквально «брошенный

вперед») растолковывается словарями как «план, замысел, текст или чертеж

чего-либо, предваряющий его создание». В Тезаурусе для учителей и школьных

психологов «Новые ценности образования» (М.,1995) термин «проектирование»

определяется следующим образом: «деятельность, под которой понимается в

предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». По

определению Е.Н. Ястребцевой ([3], с. 9) «применительно к школе

образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная

творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель,

согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение

общего результата деятельности».

Не вступая в противоречие со сделанными определениями, под проектной

деятельностью учащихся мы будем понимать целенаправленную, творческую,

результативную, групповую, ограниченную определенным временем,

деятельность. А учебный проект - это объект проектной деятельности

учащихся, используемый в учебных целях при обучении. Это и замысел

получения результата проектной деятельности, и последовательность действий,

приводящих к желаемому результату, и способ деятельности.

С другой стороны, метод в дидактике определяется как способ совместной

деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися

знаниями, умениями и навыками, на развитие и воспитание учащихся. Таким

образом, под методом проектов мы понимаем такой способ совместной

деятельности учащихся и учителя, при котором овладение учащимися знаниями,

умениями и навыками, развитие и воспитание осуществляется в процессе

проектной деятельности учащихся.

Как отмечает Е.С. Полат ([4], с.25), использование метода проектов для

современной школы является показателем прогрессивной методики обучения и

развития, он «находит все большее распространение в системах образования

разных стран мира».

С другой стороны, метод проектов уже использовался в зарубежной и

отечественной педагогике в 20-30 годы. В 1930 году Наркомпрос утвердил

программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на

основе комплексов-проектов. Период существования этой новации был недолгим,

так как в советскую школу был некритически перенесен американский опыт

путем введения в практику школ комплексно-проектных программ, значительно

сокращавших объем общеобразовательных знаний по основным учебным предметам,

отводящих большое место практической деятельности учащихся, имеющей целью

выполнение намеченных программами практических дел — «проектов». В числе

проектов были такие, например, как «Поможем фабрике или заводу выполнить

промфинплан», «Научимся разводить кур» и т.д. Группируя материал различных

учебных предметов вокруг комплексов-проектов, программы стали на путь

«клочкообразного» сообщения учащимся знаний о природе (физика, химия,

биология и т.д.), об обществе (обществоведение, история, география,

литература и т.д.). Утвержденные программы усиливали недостатки и пороки

прежних (комплексных) программ. Работая по комплексно-проектным программам,

школа не могла обеспечить учащимся необходимого объема систематических

знаний, вследствие чего оканчивающие школу не имели достаточной подготовки

для успешных занятий в вузах. Поэтому эти программы и связанный с ними

«метод проектов» не получили тогда широкого применения в практике массовой

школы. В современной педагогике метод проектов используется не вместо

систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент

системы образования. В условиях преобладания в практике школы иллюстративно-

объяснительного метода, когда его называют традиционным методом, поиски

новых форм и методов обучения для активизации познавательной деятельности

учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и

деятельности в процессе деятельности приводят к пересмотру дидактических

возможностей проектного метода, форм его реализации, поиску методики

использования учебных проектов в преподавании различных школьных предметов.

Этот метод имеет богатые дидактические возможности далеко не полностью

исследованные и используемые, как для внутри предметного, так и

межпредметного обучения.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда

ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода

ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются

приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения

познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает

самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией

этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и

умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать

широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это

становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства

информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между

людьми - носителями разных культур мирового сообщества.

В период бурной информатизации общества для развития человека

приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, умение

выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы

с информацией новые информационные технологии. Метод проектов позволяет

приобрести такое умение в процессе работы над проектом.

Интенсивно осваивается такая разновидность учебных проектов как

телекоммуникационные проекты. В телекоммуникационном проекте задействованы,

как правило, участники, удаленные на расстояние так, что для совместной

проектной деятельности им приходится использовать компьютерную

телекоммуникационную связь. В [6] дается разъяснение, что такое

телекоммуникационные проекты, в чем состоит педагогическая целесообразность

их использования в учебно-вопитательном процессе, приводится классификация

телекоммуникационых проектов и многочисленные примеры. Что касается

школьной информатики, то она чаще всего, и в телекоммуникационных проектах

тоже, затрагивается в межпредметной связи с другими предметными областями

учебных проектов, ее учебно-воспитательные задачи решаются постольку,

поскольку в том или ином проекте используются навыки владения компьютером и

информационными технологиями.

С другой стороны, было бы напрасным отказываться от того эффекта и

преимущества, которые дает проектный метод при работе на предмете

информатика как основной предметной области учебного проекта.

Метод проектов на предмете Информатика

На предмете Информатика проектный метод позволяет использовать все

воспитательные и дидактические возможности. Он разворачивается для нас, во-

первых, как один из методов проблемного обучения активизирующий и

углубляющий познание; во-вторых, как метод, позволяющий обучать

самостоятельному мышлению и деятельности, в-третьих, как метод, дающий

возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации

учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном

обучении на Информатике.

Метод проектов относится к активным способам обучения. В процессе

работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с

учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту

товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и

достаточной степенью самостоятельности для ученика. Такого не бывает при

пассивных методах обучения. В отличии от пассивных способов обучения метод

проектов вовлекает учащегося в деятельность, где целью является получение

интересного для обучаемого результата - результата работы над проектом -

что является сильным мотивантом. В большинстве случаев при работе

традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему

ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи.

Кроме карающей или поощряющей отметки учителя других мотивантов в поле

зрения ученика, как правило, нет.

При работе над проектом ученик сам видит, на сколько удачно он

поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с

достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Оценка учителем

его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость,

находчивость, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость,

сообразительность и другие), становятся для ученика более весомой, чем

отметка по предмету за предъявленные знания. Вопросы воспитания и

самовоспитания приобретают большую значимость для развивающейся личности.

Появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания

самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии. Интерес к проекту и

результату выполнения проекта обеспечивается методикой его использования.

С помощью метода проектов осуществляется «деятельностный» подход к

воспитанию и обучению (learn by doing). На предмете Информатика, с ярко

выраженной практической направленностью, деятельностные формы обучения

позволяют обучать предметной деятельности в процессе учебной деятельности.

Под предметной деятельностью мы понимаем деятельность в пределах одной

предметной области. Для школьного предмета Информатика предметная область

очерчивается содержанием преподаваемого предмета с его расширениями и

углублениями при профилированном преподавании. Так, целью проекта учитель

может ставить практический результат, получаемый с помощью компьютера,

программных сред, пакетов программ, оболочек и пр., которые каждый ученик

должен освоить в процессе обучения на предмете. Он дает возможность

организовать эту деятельность в интересной для учеников форме, целенаправив

на значимый для них результат - продукт коллективной познавательной,

творческой работы. Практические занятия превращаются в увлекательное,

целенаправленное дело. Освоение программных средств и вычислительной

техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной,

увлекательной, прагматически и познавательно мотивированной.

При работе над большим проектом, требующим пошаговой организации,

системного подхода в проектной деятельности появляется возможность обучать

учащихся системной самоорганизации мышления и деятельности. Такой подход

заключается в расчленении общей задачи проекта на подзадачи, определение

подцелей, организации этапности в работе, синтез общего результата из

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.