скачать рефераты

МЕНЮ


Проектирование школьного сайта

результатов решения подзадач. Работа по продвижению шаг за шагом от задачи

к задаче, не теряя из виду главной цели проекта, носит поисковый характер,

позволяет научить системному подходу в решении проблем проекта. Для

Информатики системный подход в решении задач является учебным умением,

вырабатываемым в процессе обучения, навыком. Так, системный подход

необходим в конструировании алгоритмов для различных исполнителей. Когда

исполнителем является ЭВМ, говорят о системном подходе к программированию,

о структурном программировании. Этот подход, стиль программирования,

изучается на предмете Информатика в разделе содержания «Элементы

программирования». С другой стороны, навыки системной самоорганизации

необходимо вырабатывать при научении учиться: от целеполагания в учении к

выбору стратегии в достижении цели и далее через определение тактики, через

планирование и организацию своей деятельности к достижению успеха. При

регулярном использовании этого подхода у учеников вырабатывается умение

самостоятельно планировать учебную деятельность. Они учатся использовать

этот подход в других областях, закладывается навык планирования и

целеполагания, системный подход в будущей профессиональной деятельности, в

повседневной жизни.

В то же время метод проектов на предмете Информатика это метод

организации группового обучения (cooperative learning). [6, с.112-117] В

процессе творческой проектной деятельности учащихся групповое

взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, позволяет

воспитывать и развивать важные социальные качества личности. Это

способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу,

учиться друг у друга, работать на одну общую цель, совместно планировать

работу и оценивать вклад и результаты работы каждого.

Принципы создания школьного сайта в

НПО «Школа самоопределения»

Концепция нашей школы предусматривает индивидуальное развитие

личности, которая, как мы считаем, лучше всего реализуется в конкретной,

целенаправленной деятельности. Чем шире такая деятельность проникает в

жизнь, в частности в жизнь школы, чем ближе она (деятельность) к реальной

действительности, чем больше направленности на конечный результат, тем

активнее выделяется творческая самостоятельность ученика, тем больше у него

стимул повысить свой образовательный уровень, научиться конкретному делу,

приобрести достаточно универсальных знаний, не только помогающих ему в

работе, но и способствующих его индивидуальному развитию.

При этом под конечным результатом понимается продукт учебной

деятельности, который соответствует самым строгим требованиям посторонних,

независимых экспертов, а не как это часто бывает в школах: лишь бы что-то

ребенок сделал и то хорошо, а его работа затем просто пару лет валяется в

учительском шкафу и потом просто выбрасывается. Мало того такой продукт

оценивается не только по каким-то формальным критериям, а и по своей

актуальности, необходимости и важности, если уж не для всего человечества,

то хотя бы для школы.

Тут следует заметить, что строгость требований к результатам

деятельности имеет двойственную структуру, с одной стороны она (строгость)

отпугивает ребят, вызывает неуверенность в своих силах и знаниях, но с

другой активный интерес попробовать, разобраться, и в конце концов

победить.

Если при этом учесть, что такая деятельность разворачивается в

кабинете информатики, с участием взрослых профессионалов, то естественно

ожидать, что речь пойдет о новых информационных технологиях в рамках

реализации данного проекта.

В качестве такого проекта, который опирается на новые информационные

технологии, группа учеников под нашим руководством выбрала проект создания

школьной веб-сайта.

Такой проект позволяет использовать всю (или почти всю) совокупность

школьных предметов в процессе его реализации, кроме того сюда же

подключаются коммутативные и социальные технологии. Иными словами -

ученики, работающие в проекте создания школьной страницы, должны знать обо

всех предметах, преподаваемых в школе, уметь собрать свежую информацию о

происходящем, знать все новости и даже школьные сплетни.

Естественно, как и при любом новом начинании, нас сразу же встретили

трудности. Во-первых: полное отсутствие методических, организационных,

справочных и других материалов в разделах создания веб-страниц. (Имеется

ввиду на начало проекта). Во-вторых: отсутствие умения работать с WEB-

редакторами не только у учеников, но и у учителей. В-третьих: отсутствие

(почти полное) выхода в INTERNET.

Устранение и преодоление всех этих трудностей, как обычно началось с

конца. Совершенно неожиданно Московская Мэрия и МТУ сделали московским

школам щедрый подарок – 50 часов бесплатного интернета в месяц. Это был

действительно щедрый подарок: вместо жесточайшего поминутного ограничения

(иногда времени хватало только на электронную почту), а уж поискать в

интернете необходимую нам информацию мы и не мечтали, у нас появилась

возможность часами сидеть в информационно-поисковых системах, выбрать

оптимальный вариант технического комплектования кабинета.

Осталось только приобрести хороший модем, установить соответствующее

обеспечение на соответствующий же компьютер (не любой подойдет, надо и

прокси-сервер и браузер и почту, хорошо бы и удаленный доступ, но у нас

уже мощности в рублевом эквиваленте не хватило).

С этого подарка все и началось: появился стержень (в виде доступа в

интернет) вокруг которого можно завертеть деятельность, при этом вполне

результативную. Организационный период ни в какой деятельности гладко не

проходит, а тут новые информационные технологии. Собрать группу ребят

(художников, журналистов, переводчиков, компьютерщиков, организаторов),

естественно не профессионалов, а только желающих ими стать, способных

реализовать проект, это самое легкое из всего, что нам пришлось преодолеть.

Надо было убедить администрацию в актуальности школьной страницы, хотя

это достаточно просто, но вот пробить часовые ставки на WEB-дизайн,

журналистику, работу в ИНТЕРНЕТе уже гораздо труднее. Подготовить

(морально) ведущих учителей в школе к тому, что им придется делиться

информацией. К сожалению далеко не каждый, даже ведущий руководитель готов

рассказать о своей работе, о своем эксперименте. По разным причинам:

занятость, не желание до поры раскрывать свои методики и приемы, а порой и

просто неумение письменно описать свою деятельность.

Появился сразу же совершенно новый вид образовательной деятельности

(это теперь уже и учебники, и методики, и практикумы стали появляться) -

осваивать: редакторы, браузеры, приемы журналисткой работы, сканирование,

фотографирование, информационно-поисковые системы и т.п. Следует

подчеркнуть, что большая тяга к освоению (на наш взгляд) появилась у ребят

из-за осознания важности выполняемой работы, которая направлена на создание

Российского имиджа своей любимой школы.

В начале создания страницы тяжелее всего разработать ее форму и

дизайн. Мы остановились на странице с фреймами, поэтому и был выбран

редактор FrontPage представляющий (в достаточно простом, для освоения)

такой сервис. А вот с оформлением (или по научному дизайном) спорим до сих

пор, всей своей сущностью понимая народную мудрость, что сколько людей –

столько мнений и на вкус и на цвет товарищей нет. Убедить учеников что на

коричневом фоне ни один цвет букв читаться не будет достаточно просто,

гораздо сложнее убедить, что сине-бело-красный фон слишком уж претенциозен.

Показывают сайты в таком оформлении, множество сайтов, трудно с такими

доводами спорить, но и согласиться с таким безвкусием невозможно.

Были просмотрены сайты различных школ. Многое понравилось, но были и

такие, которые смотреть второй раз не захотелось. В этот момент мы хотели

понять кокой же сайт должен быть у школы. Может быть есть какие-то

стандарты или правила создания. Но при просмотре чужих сайтов мы поняли,

что хотим совершенно отличным от других сайтов.

Мы поняли, что сайт, который выполняет роль рекламного ролика по

телевизору, в интернете нам не нужен. Так же мы не захотели создавать какой-

то обучающий продукт, который создал и забыл, а кому он нужен не волнует, а

кто его будет посещать неважно. Еще мы сталкивались с сайтами которые были

нами же названы «музей в интернете». Такого нашей группе тоже не

захотелось.

Школьный сайт должен отражать концепцию школы, рассказывать о школьном

устройстве, о школьной жизни. Каждый посетитель должен найти что-то себе.

Например учителю посещающему нашу страничку в интернете будут интересны,

некоторые эксперименты проходящие в нашей школе, ученику наверно будет

интересен рассказ о школьном театре «Фантазия» или рассказы учеников о

самих себя, родителю - информация о школе, стоит ли приводить своего

ребенка к нам в школы или нет. Конечно же не обошлось и без рекламы, но как

нам кажется мы ее так хорошо скрыли, что обвинять нас в производстве нового

рекламного продута нельзя.

Полностью охватить все нюансы школьной жизни в сайте так и не удалось.

Существующая объективная временная задержка не позволяет оперативно

реагировать на все случаи жизни. Пока ситуация обозначится, пока соберут

информацию, оформят, отредактируют, подвяжут к странице – время проходит и

закачивать ее к провайдеру уже не имеет смысла: информация устарела.

Вообще, динамизм школьной жизни предъявляет очень высокие требования к

оперативности обработки информации. Тут можно говорить о хроникерах и

репортажах, зачастую приходилось вести репортаж с места событий. Для этого

нам понадобились специалисты в области журналистики. (Здесь следует

оговорить тот факт, что мы, начиная проект, предполагали необходимость

начальных журналистских знаний.) Но нам понадобились такие знания на

серьезном профессиональном уровне и мы (конечно не без хлопот и усилий)

открыли мастерскую журналистики.

Как только наш сайт стал посещаем в ИНТЕРНЕТЕ, у нас появился выбор

направлений дальнейшей деятельности из предложений гостей нашего сайта.

Например нас очень заинтересовало предложение берлинских школьников о

совместном выпуске газеты на английском языке, с обсуждением проблем на

страницах их и нашего сайтов.

Таким образом хороший проект с определенными требованиями по качеству,

оперативности, профессионализму неизбежно вызывает расширение поля

деятельности, расширяет круг школьных предметов с ним контактирующих,

открывает новые направления, дает материал для творчества и полета

фантазии. Что еще учителю нужно?

Этапы работы методом проектов

Для получения ожидаемого эффекта при осуществлении обучения

информатике с помощью учебного проекта необходимо, как мне кажется,

выполнить ряд рекомендаций и соблюдать некоторые принципы, которые я

покажу, выделяя этапы методики и разбирая действия учителя.

Нулевой этап. На данном этапе учителю важно понять цели создания

школьного сайта. Продумать, что будет важно для него самого, что для

создателей, а что и для всей школы. Какая цель является основополагающей, а

какие второстепенными. Могут ли в ходе работы появиться новые цели или

«отпасть» уже существующие.

Перед тем, как взяться за данный проект я решил выяснить нужен ли

нашей школе Web-сайт? Я решил опросить учителей и учеников. И только после

того как они были опрошены, а все говорили, что именно им нужен, началась

работа по созданию рабочей группы.

Но какие же цели легли в основу работы?

Наверное главная цель - обучение школьников созданию Web-сайта. Все же

остальные цели я считаю второстепенными. Так одной из целей было создание

ИНТЕРНЕТ-имиджа школы. Рассказ о концепции школы, об экспериментах в ней,

ее сотрудниках и учениках и т.д. Поддержка проектов, которые существуют в

школе, с помощью интернета. Поиск единомышленников для обмена опытом.

Первый этап - «Выбор проекта». Этот этап очень важен для успеха работы

методом проектов. На первом этапе в момент выбора темы проекта происходит

формулирование цели проекта, постановка задачи проекта. В этот момент

учитель выслушивает цели, которые предлагают ученики. За тем они выделяет

из них те которые первоочередные, те которые реально осуществимые и

отбрасывают нереальные. Но самое главное для учителя в этот момент сообщить

о самой главной цели этого проекта - обучение их (школьников) созданию Web-

страницы.

Тему проекта обсуждать или придумывать не приходиться, но так же

немаловажно обсудить содержание Web-страницы. Учитель только как бы подает

идею проекта - создание Web-страницы, но не определяет, содержание

страницы, как она должна выглядеть. Задача ставится только в общих чертах:

создание Web-страницы, отражающей всю полноту жизни школы, все события

происходящие в ней, а так же ее «политику».

Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определении направления

проектной деятельности обеспечивает сознательную работу учащегося в

осуществлении проекта, принятие целей проекта как своих личных целей и в

конечном итоге положительную мотивацию работы над проектом, а значит и всей

учебной деятельности с ним связанной.

Каждый школьник самостоятельно определяет, ту часть проекта, которой

он занимается. При этом учителю необходимо помнить, что все части проекта

взаимосвязаны и невыполнение одной из них влечет за собой крах всего

проекта.

Второй этап - «Планирование работы». На этом этапе идет выстраивание

групповой организации будущей проектной деятельности учащихся,

распределение задач между группами участников, определение амплуа каждого

члена группы и их взаимодействия, планирование работ.

Нам очень помогло, что мы сделали ставку на большую разновозрастную

группу ребят. Там постепенно выделились те кто хорошо освоил работу с веб-

редактором, или рисование в графическом редакторе, или научился брать

интервью, в общем каждому нашлась своя ниша, каждый занялся делом, которое

ему нравится, в котором он успешен. Это не значит, что каждый залез на свой

шесток, ничего вокруг не видя. Чуть не каждое действие (особенно в начале)

обсуждалось коллективно, спорили, убеждали, соглашались. В таких дискуссиях

проявлялись ведущие по деятельности (иногда и по разговорам) ребята, вокруг

которых, в свою очередь образовывались рабочие подгруппы.

Такое выявление ведущих, и не обязательно одного, решило проблему с

приходом новеньких. С начала новенький становится помощником, активно

взаимодействуя с ведущим темы, затем получает самостоятельный раздел, потом

уже к нему подключается новичок.

В обязанности координатора входит организация работы всей группы,

помощь в освоении новых технологий и программных средств, оценка

проделанной работы отдельных групп. Так же он осуществлял закачку сайта

провайдеру.

Роль учителя многообразна, с одной стороны педагогические задачи

становления личности в условиях интенсивного трудового и творческого

процесса, со второй - организация и координация работ большого творческого

коллектива, есть и еще другие стороны, но на них мы здесь останавливаться

не будем.

Этот этап важен для решения такой учебно-воспитательной задачи как

формирование самостоятельности школьников в целеполагании и планировании

своей и групповой деятельности. Образование рабочих групп, по всем

направлениям работы, разбиение предстоящей работы на шаги, планирование

учитель проделывает вместе с учениками, вовлекая их в обсуждение ожидаемых

результатов, способов их получения, последовательности работ. Важно не

проявлять учителю жесткости в совместном с учениками планировании.

Планирование сначала происходит укрупненное, затем в процессе работы к

нему можно и нужно возвращаться для коррекции и уточнения плана.

Третий этап — «Постановочный» - заключается в формулировании задачи

первого шага по осуществлению проекта. Учитель должен помнить, что задача

формулируется так, чтобы, с одной стороны, достичь учебно-воспитательной

цели данного шага проекта, а с другой, дать максимальную свободу для

творческого ее выполнения учениками.

Четвертый этап назовем «Проектный шаг». Здесь организуется и

проводится работа над поставленной задачей. В процессе выполнения задачи

используются групповые формы работы учащихся. Разбиение на группы,

распределение амплуа, обязанностей в группе учитель делает с большой

степенью свободы выбора для самих учащихся.

В процессе работы учитель организует взаимодействие, взаимопомощь

учащихся, поощряет и направляет самостоятельный поиск необходимой

информации, помогает сам, когда исчерпаны все возможности самостоятельной

работы учащихся, по мере востребованности вводит в арсенал новые знания,

организует практическую работу на компьютерах и другой технике. Учитель

обеспечивает результативность работы. Каждая шаговая задача должна

приводить к вполне ясному для учеников результату в ясной связи целью всего

проекта.

Всякие последующие два этапа - это очередной шаг в осуществлении

проекта, в постановке и решении его задачи. Таких шагов должно быть не

один, не два, а значительно больше. Т. к. каждое из направлений должно

пройти через этот этап и учителю важно проработать со всеми образовавшимися

группами отдельно.

На завершающем этапе — «Итоговом» - подводятся итоги совместной работы

учеников, дается качественная оценка проделанной работе по осуществлению

проекта, всего узнанного и приобретенного. Она безусловно положительная,

даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не получилось.

Подводятся итоги воспитательного характера. Групповая работа, совместное

взаимодействие, творчество учеников, самостоятельность, проявленная,

приобретенная, закрепленная - все это несомненно положительные результаты,

требующие обобщения и оглашения, публикации.

Так же на этом этапе выделяются направления на следующий учебный год,

выделяются те направления, которые устарели или работа над которыми не

актуальна. Ищутся совершенно новые направления работы.

Поиск перспектив развития школьного сайта немаловажно. Ведь он

создается не для отметки в аттестате, не для «галочки», а для работы. И

если на этом этапе не найти перспектив развития, то сайт перестанет

обновляться, как следствие этого будет не посещаем и просто «умрет».

Какие же перспективы для развития мы видим?

На нашем сайте уже существует англоязычная кнопка, поэтому в дальнейшем мы

решили, что было бы неплохо, если в дальнейшем мы сделаем английский

вариант нашего сайта. А в идеале на всех языках, изучаемых в школе, т. е.

еще французский и немецкий;

так же нам бы хотелось, что бы информация на сайте обновлялась, более

динамично. Для этого надо увеличить количество участников, по меньшей мере,

в двое;

в то время, когда сайт уже был в интернете, и стал посещаем, к нам стали

приходить родители учеников, с просьбой создать страничку для них, посетив

которую они могли бы узнавать об успехах или неудачах своих детей. Нам

показалось, что это вполне возможно, но ...;

на основе нашего сайта мы захотели сделать школьный Web-сервер. Подключить

к нему всю школу. Поставить компьютер в каждый кабинет. Эта идея показалась

многим учителям заманчивой, но единственное что нас затормозило, так это

отсутствие финансов. Может быть, когда финансирование школ будет на должном

уровне, а не жалкие подачки, мы с радостью осуществим эту идею;

так же нам бы хотелось привлечь, как можно больше проектов, существующих в

нашей школе, для работы в интернете, на всероссийском, а порой и на

международном уровне.

На этом этапе всей нашей рабочей группе пришлось так же выбрать нового

координатора, т. к. тот координатор, который работал в этом году

заканчивает школу. Были предложения, что бы он остался с нами и после

этого, но для меня, как для учителя, было важно, что бы другие ученики тоже

побывали в этой роли.

Все этапы работы над проектом проводятся с обеспечением максимально

возможных условий для выбора, творческой инициативы, творчества учащихся.

Реализация проекта в конкретных условиях обучения всегда имеет свои

особенности, вариации и хода проведения, и результатов работы.

Как на меня повлияла работа над школьным сайтом.

Вместо заключения я хотел бы привести рассказ одного из школьников,

который работал над школьным сайтом и более того является координатором:

«Я думаю, что я стал ответственней. Поскольку мне приходилось отвечать

не только за то, что сделал лично я, но и за то, что сделали люди, с

которыми я работал. Еще один момент – стал более изворотливым человеком.

Пришлось выискивать время для работы между уроками и незанятое личное

время, а также время коллег по изготовлению сайта.

Все основные трудности касались только технических проблем, в

частности изучения особенностей программ Adobe Photosop и Microsoft

Frontpage, в частности дело касалось и разработки концепции и дизайна

сайта. Также были и чисто организационные проблемы, касающиеся нежелания

некоторых разработчиков продолжать работу, но это были единичные проблемы,

и в целом работать было легко и приятно, никаких неразрешимых трудностей не

было.

Самый главный успех, которого удалось добиться – сайт был создан и

закачан в интернет. Следующий успех – был создан достаточно хороший дизайн

и хорошо работающая структура внутрисайтовых связей, которая практически не

давала сбоя. Третий успех – удалось заставить небольшой коллектив довольно

своенравных людей работать над чем-то одним.

Зачем мне это было нужно? Основное – сдать зачетную работу. Вторичное

– собственный интерес к интернету и к тому, как создаются интернет

страницы. Скорее всего, собственный интерес гораздо больше, чем хорошая

оценка.

Обзор программ для создания веб-страниц

Простейшие средства создания веб-страниц

В предыдущем разделе мы рассмотрели программы, предназначенные для

просмотра веб-страниц. Теперь, прежде чем приступить непосредственно к их

созданию, давайте рассмотрим, какие программы мы сможем для этого

использовать.

Как уже говорилось выше, веб-страницы кодируются на языке

гипертекстовой разметки — HTML. Вообще говоря, чтобы написать HTML-файл,

достаточно иметь любой текстовый редактор, лишь бы он умел не добавлять в

текст свои специальные символы. Самый простой вариант — это редактор

Notepad (Блокнот), входящий в стандартную поставку Windows. Собственно

говоря, это именно то, что нужно, — простейшая программа, сохраняющая

написанный текст именно в том виде, в котором он был введен, и ничего

лишнего. (Тем, кто не работает под Windows, в качестве замены Блокноту

подойдет почти «все что угодно»: Edit — для MS-DOS, vi или jed — для Linux,

Kedit — для Linux/KDE и т. д.)

Однако в очень простых текстовых редакторах типа Блокнота весь HTML-

текст приходится писать вручную, а многим хотелось бы какую-то часть работы

автоматизировать. Учитывая это желание, разработчики создали

специализированные средства, призванные облегчить труд веб-программиста

(как иногда называют тех, кто пишет код HTML, в отличие от веб-дизайнеров,

которые придумывают внешний вид и иногда даже пытаются воплотить его,

используя программы работы с графикой).

Давайте сначала кратко опишем несколько простых программ, а потом

остановимся на лучших из них.

Веб-редактор TextPad

Итак, начнем. Тем, кто предпочитает набирать код HTML вручную, но кому

не хватает функциональности Блокнота и подобных ему программ, можно

посоветовать программу под названием TextPad. Эта программа по сути весьма

похожа на Блокнот, однако разработчики специально предусмотрели некоторые

удобства для того, чтобы писать код HTML (а также языков Java, С, C++, Perl

и еще некоторых). Это выражается в том, что при написании HTML-документа

все теги автоматически подсвечиваются синим цветом, их атрибуты — темно-

синим, а значения атрибутов — зеленым (цвета можно настроить по

собственному желанию, так же, как и шрифт). Это очень удобно. К примеру,

если автор случайно ошибется в имени тега или атрибута, то оно останется

черным, и он сразу поймет, что здесь что-то не то. Правда, проверка не

является «интеллектуальной»: программа может спокойно «разрешить» приписать

тегу какое-либо свойство, которого у него в принципе быть не может

(спокойно подсвечивает абракадабру типа
или
).

В отличие от Блокнота, TextPad — редактор многооконный. В нем можно

открыть сразу несколько документов и работать, легко переключаясь между

ними с помощью списка в левой части окна или вкладок в нижней части, Веб-

редактор TextPad позволяет автоматизировать набор многих тегов. Если не

хочется набирать их вручную (многие этого не любят просто из-за того, что

приходится переключаться на латинский шрифт), то обратите внимание на левую

нижнюю часть окна программы. Там приведен список наиболее распространенных

HTML-тегов, которые можно вставлять в свой основной текст двойным щелчком

мыши. Правда, в списке указаны не сами теги, а их описание. Например, чтобы

вставить тег
, нужно выбрать из списка пункт Block > Break Line. Однако

к этому быстро привыкаешь. Почти все пункты списка вставляют теги вместе с

закрывающим парным тегом. Например, если выбрать пункт Block >

Preformatted, в текст автоматически будут добавлены теги и и

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.