скачать рефераты

МЕНЮ


Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития

личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности

учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более

отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность,

ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает

потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая

развитие полноценной личности.

Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и

воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога

воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях ,

навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание

ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста

( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.),

стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат

деятельности ребенка.

Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в

котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они

должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в

школе должна быть не имитационной вне личностного участия и

заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной ,

воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом

говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых

столетий.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы

требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его

личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку

ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет

психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

Вот главные принципы этой области знаний.

1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других

,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться

окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность

узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для

определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень

давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге

судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода

, предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких

бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов,

став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства ,

черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты

для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано

около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все

что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его

искренности.

«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и

мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни –

художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. –

захватывают действитель-ность целиком , сплошь , сполна , живую

действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие

– мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из

неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова

собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-

таки и не удаётся».

Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по

биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см.приложение

1).

По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных

людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как

полные антиподы совместимы очень редко.

Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще

мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то

остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие

психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к

познанию самого себя.

Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной

системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок.

Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о

двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со

слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и

другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то

прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не

следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть

художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато

небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов ,

музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.

Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-

то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше

работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно,

до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания,

а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в

постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать

себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и

настойчивость ничем не заменить.

IV . Элементы духовной культуры , которые возможно формировать в процессе

профессиональной ориентации.

Всестороннее развитие личности , формирование эстетических,

экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у

школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача

педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и

специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны вносить красоту в

жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры

невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между

собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя

не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед

природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить

на Земле, не мешая другим обитателям , не калеча , не разрушая сотворённое

нашей планетой и великим космосом , а разумно и гармонично дополнять своими

творениями и облагораживать её.

Рассмотрим каждый элемент в отдельности , определим важность каждого

из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего

поколения.

4.1. Экологическая культура.

«Берегите эти земли, эти воды,

даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.»

Е.

Евтушенко

Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами

современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому

сообществу и к каждому из людей. Но если слово « мир» издревле укоренилось

в лексике разных народов , то термин «экология» ( в переводе с греческого

– наука о доме , о местопребывании) появился только в 1866 году и до

недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И

действительно, планета Земля , её природа – материки и океаны , зелёный и

животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей и мастерская ,

в которой они трудятся , и кладовая жизненно необходимых ресурсов , и

источник здоровья , вдохновения. Вот почему сохранение природных основ

жизнеобеспечения общества является глобальной , общечеловеческой задачей.

Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не

приобрели ещё экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без

учёта возможностей и ограничений природы резко усилились негативные

последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды , нарушение

экологического равновесия , уменьшение способностей природных компонентов к

самовосстановлению , истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных

и региональных экологических угроз очень велик. «Экологическая карта» нашей

страны отражает и эти угрозы и разновеликие очаги экологической

напряженности в Отечестве.

Экологическая культура – ёмкое понятие , но главное содержание

фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы,

когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.

С одной стороны , «ответная реакция» природы на разрушительные

действия даёт мощный толчок , побуждающий , а точнее – вынуждающий общество

переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на

неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей , встать на

путь выработки экологической культуры.

С другой стороны , процесс формирования и развития экологической

культуры становится импульсом духовно-практической деятельности ,

направленной на преодоление кризисного состояния системы «общество-природа»

, на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию

отношений между обществом и природой.

«Заряженность» на улучшение природопользования должна стать общей

чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не

случайно во время международной конференции учёных «Охрана окружающей среды

и защита всеобщего мира» (1986 г) был проведен «круглый стол» «Молодёжь и

борьба за охрану природы и мира».

Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но

и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы

будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в

самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам

взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими

качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм.

Наконец , сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой – возьмут на

себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители

человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и

лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и

ставшие достоянием гласности, - ведут к тому , что всё более широкие слои

населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды

своей жизни и деятельности.

Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в

экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить

способы её улучшения, а тем самым «выводит» на экологические знания,

стимулирует овладение ими.

В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд

социологических исследований «Молодёжь и окружающая среда» проведённых

группой специалистов в том числе Ю.П.Ожеговым и Е.В.Никоноровой ,и

изложенных в книге «Экологический импульс», даёт следующие результаты.

Отвечая на вопрос : « Считаете ли Вы необходимым углублять свои

экологические знания ?» – 69,6% опрошенных юношей и девушек заявили «да». В

их числе 77,6 % школьников , 70 % студентов ,68,2 % учащихся профтехучилищ.

Не видят необходимости в углублении своих знаний 10,2 % опрошенных и 2,6 %

- затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не

выработали определенного мнения.

В анкету был включен вопрос : « если вы считаете необходимым

углублять свои экологические знания , то для чего Вам нужны они?». Далее

следовали девять вариантов ответа на вопрос. Итак, что же побуждает

молодёжь обращаться к различным источникам знаний о состоянии природной

среды , причинах её защиты от загрязнений и т.д.?

Самое высокое место в иерархии занял мотив , выраженный в ответе:

«Эти знания мне нужны для общего развития».Такой ответ дали около 30 %

юношей и девушек , в том числе 39,6 % школьников , 37 % учащихся ПТУ.

На второе место вышел ответ: « Такие знания помогают самостоятельно

разбираться в экологической обстановке» – 24,2 % опрошенных (31,5 %

школьников , 26 % - студентов , 18,2 % - учащихся ПТУ ).

Третьим по степени распространения оказался мотив сформулированный в

ответе: « Экологические знания являются одним из условий здорового образа

жизни». Этот вариант ответа отметили 16,1 % респондентов. Из них –18 % -

школьников и студентов , 13,3 % - учащихся училищ.

Четвёртую позицию занял ответ : « Эти знания необходимы для

удовлетворения интереса к жизни природы»,- собравший 15,5 % голосов ( 23 %

- студентов, 17 %- школьников, 12 % учащихся ПТУ).

Лишь на пятом месте оказался мотив , производный от ярко выраженной

практической потребности : «Эти знания нужны для того, чтобы с пониманием

участвовать в экологической деятельности».

Этот вариант ответа выбрали 14,3 % опрошенных ( 20 % - студентов,

15,1 % - школьников, менее 5 % учащихся ПТУ ).

Шестое место занял ответ : «Эти знания входят в изучаемые мною в

школе (ПТУ, техникумах, вузе) учебные предметы и курсы. Здесь возникает

недоумение : почему лишь 18,5 % учащихся ПТУ , 13,7 % школьников , менее

6,6 % студентов испытывают тягу к учебному материалу , несущему

экологическую информацию, или , на худой конец, хотя бы вынуждены осваивать

его ? Не потому ли , что во многих учебных заведениях явно недостаёт такого

материала , или же преподносится он так , что не может пробудить интерес

учащихся.

Острую тревогу вызывает то , что только седьмое место занял мотив,

порождаемый профессиональными запросами реальной или будущей деятельности.

Всего лишь 7,4 % опрошенных выбрали вариант ответа : «Экологические знания

требуются по роду производственной деятельности».

Эти цифры – наглядное свидетельство того, сколь слабо ещё

экологизирована , то есть сопряжена с задачами охраны природы ;

рационального использования её ресурсов ; профессиональная деятельность

учащихся.

Экологизация современного познания, обусловленная общественными

потребностями, выдвигает задачу – придать системе образования экологическую

ориентацию. Научное знание лежит в основе образования . в том числе и

экологичес-кого.Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по

образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча

, разрабатываемые в нашей стране.

В ходе учебного процесса и подготовки учащихся к выбору профессии

необходимо :

1. Усиление эколого-мировоззренческой нагруженности образования , и прежде

всего более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека

и природы;

2. Сопряжение различных школьных предметов с вопросами экологии,

формирование межпредметных связей , выявленных в ходе развития

междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления

окружающей среды ;

3. Разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей

экологии, которые отражают в образовательном процессе такую тенденцию

научного познания, как становление и развитие целостных комплексных сфер

экологических исследований ;

4. Включение в экологическое образование результатов тех научных

исследований в области окружающей среды , которые связаны с регионально –

отраслевой специализацией.

Эти линии экологического образования должны не только пронизывать процесс

образования ,но и объединять все те знания , которые усваивает молодёжь,

сквозной идеей о единстве общества и природы.

2. Нравственная культура.

« Посеешь поступок – пожнёшь

привычку ,

Посеешь привычку – пожнёшь

характер,

Посеешь характер – пожнёшь

судьбу .»

(Восточная пословица)

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании

личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся

педагоги прошлого отмечали , что подготовка доброжелательного человека не

может сводиться только к его образованию и умственному развитию , и на

первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём

трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал

древнеримского философа Сенеку , который писал : «Научись сперва добрым

нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».Там же

он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но

отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский

педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.