скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами

(они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального

развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их

количество в целом является большим, чем число неудач.

Важным моментом развития человеческих способностей является их

компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для

успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки.

А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха

можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо

приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно

рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с

помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е.

воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы

голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная

чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной

высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение

происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат

оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид

демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей,

имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха [63,с.390].

Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения

развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения

музыкальной деятельности.

В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения

Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают

формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов(

музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную

память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение

(воссоздающее и творческое) [44,c.30].

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость

развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно

этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием

ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального фольклора

Философская мысль - развивать человека гармонично, пробуждать его

творческие силы - идет от мыслителей древности. Философы той поры придавали

музыке как средству интеллектуального воспитания огромное значение. Они

интересовались проблемой музыкально-творческого развития человека, хотя

собственно способность к музыкальному творчеству ими не изучалось

[74,c.155].

В становлении современной духовной культуры огромное значение имеет

опыт предшествующих поколений. Найденные древние памятники русской культуры

дают возможность убедиться в том, что детское воспитание на Руси постоянно

находилось в поле зрения общественности. Первые письменные свидетельства

относятся к XIV веку [1,c.11]. В Пайсиевском сборнике духовенство

высказывает свое отношение к народным песням и играм: ”Слабо живут, но если

плясци или чудци – или какой иной игрец позовет на игрище, то все туда идут

с радостью”. Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку, песни,

игры, пляски [74,c.235].

В XVI веке в не менее знаменитом “Домострое” можно найти поучение

“Зваться с большим, знаться с меньшим”. Часто хозяйственные сведения в

“Домострое” связаны с необходимостью обустройства духовного мира детей и

взрослых. В нем содержатся интересные игры, загадки, пословицы и

поговорки, наставляющие детей в нравственности, развивающие ум и ловкость

ребенка. Академик Лихачев Д.С. в предисловии к изданию “Домостроя” пишет:

“Идеал “Домостроя” – идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости,

вместе с тем, гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной

старости. И это в целом идеал трудовой жизни” [37,c.1].

В конце XVIII века отношение к народной культуре меняется. Начинает

развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую

музыку и литературу.

Народная музыка не только не запрещается, но и активно входит в жизнь.

Так, императрица Елизавета Петровна на официальных торжествах увеселялась

со своим двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми

[81,c.3].

Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного

фольклора при дворе делаются попытки стилизации народных песен “на

иноземный лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в

городе, в условиях европейской музыкальной культуры. Причем песню поют не

под гусли, как раньше, а с аккомпанементом арфы, получается вид песни –

романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает везде, во все сферы

искусства, и даже в оперу. Фомин Е., Матецкий М., Пашкевич В. широко

используют в своих операх народные мелодии. Фольклор постепенно становится

предметом разработки и научного исследования [81,c.5].

Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов М., будучи большим

знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на

большие воспитательные возможности фольклора [81,c.9].

Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок

должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу

для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески

поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и

многоголосном вариантах [83,c.275].

В своих программах Толстой Л.Н. широко пользовался эстетическими

идеалами и принципами народной педагогики. Народные песни, сказки,

пословицы и поговорки – весь богатейший запас художественного эстетического

развития детей был задействован им в процессе воспитания крестьянских детей

в Ясной Поляне, обучение в ней было сопряжено с развитием у детей

творческого воображения и эстетического вкуса [83,c.276].

Одоевских А. в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в

процессе обучения детей. Простота и доступность песни, ее высокая

художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и

полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством

[65,c.251].

В 30 – 40 годах XIX века в печати появились тексты детских песен и

описания детских игр. В 50 – 60 годы XIX века, отмеченные в России общим

подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось

значительно больше записей.

Большую услугу общему делу собирания детского музыкального фольклора,

а главное, пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал “Учитель”.

Также записи текстов детских песен можно найти в ряде периодических изданий

тех лет: в журналах “Живая старина”, “Этнографическое обозрение”,

“Губернских ведомостях”, в “Известиях географического общества”, в

“Памятных книжках земств” и др. [84,c.56].

В большинстве случаев записи детских песен производились не на листах,

в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской

среды, нередко по памяти. Записанные матерьялы подвергались переработке,

вносились изменения в язык и содержание текстов.

Большое художественное значение и научное имеет вышедший в Москве в

1868 году сборник Бессонова П.А. “Детские песни”, в котором представлен

подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный матерьял (150 песен).

Записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями. В целом сборник

был отредактирован и подготовлен к печати Одоевским В.Ф. [65,c.48].

Первым этнографом – собирателем, который выделил детский музыкальный

фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов был Шейн П.В.

(1826-1900г.г.) [84,c.115].

Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении

общества истории и древностей Российских” при Московском университете. В

1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские

народные песни”, а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии

наук “Великорусс в своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр [84,c.119].

Известный исследователь Шеин П.В. первый внес некоторую систематизацию

в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела – в первый

вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на

попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе

помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста

[84,c.221].

Заслуженной популярностью пользуется книга Покровского Г.А. “Детские

игры”. В ответ на разосланную автором программу он получил более двух тысяч

записей детского игрового материала из различных местностей России. Это

позволило ему составить и издать обширный сборник народных детских игр

[68,c.27].

Собирание и изучение детского музыкального фольклора в дореволюционной

России представляет резкое несоответствие между интенсивным накоплением

фактического материала и робкими попытками его теоретического осмысления.

Немногочисленные теоретические работы и исследования, как правило,

посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора.

Удивительно актуально звучат слова Одоевского В.Ф. замечательного

русского, мыслителя, музыканта: “Не должно забывать, что от жизни

неестественной, то есть такой, где человеческие потребности не

удовлетворяются, – происходит болезненное состояние… точно также от

бездействия мысли может произойти идиотизм…, - от ненормального состояния

нерва парализуется мускул, - точно также недостатком мышления искажается

художественное чувство, а отсутствие художественного чувства парализует

мысль”. У Одоевского В.Ф. можно найти мысли об эстетическом воспитании

детей на базе фольклора, созвучные тому, что нам хотелось бы воплотить в

жизнь в наши дни в сфере детского обучения и воспитания: “…в области

духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа

выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или

посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном

инструменте” [65,c.139].

В этих словах заключено философское подтверждение практическим

изысканиям в сфере эстетического воспитания детей с применением

музыкального фольклора, намеченное еще в 19 веке.

Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского

творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный

теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета

Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных

корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому

фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной

России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и

сборников. Например – “Сибирская живая старина”, “Детский народный

календарь”, “Детский фольклор и быт” и другие [21,c.55].

Большая роль в деле организации собирания и популяризации произведений

детского фольклора принадлежит Капице О.И. По ее инициативе в 1927 году при

Русском географическом обществе (Р.Г.О.) была организована комиссия по

детскому фольклору, быту и языку. В течение нескольких лет члены этой

комиссии собрали более 4000 текстов песен, сказок, загадок. Капицей был

опубликован ряд статей, большой сборник “Детский быт и фольклор” и

несколько библиографических обозрений специальной литературы. Ее

многолетняя собирательская, издательская, исследовательская деятельность

обобщена в труде “Детский фольклор” [43,c.58].

Продолжая исследовательские традиции Виноградова Г.С., Мельников М.Н.

в 1970 году опубликовал большую теоретическую работу “Русский детский

фольклор Сибири” [59,c.12].

В 70-х годах издается “Хрестоматия русской народной песни” Мекалина Л.

“Русские народные песни в детском хоре” Попова Т.В., “Заплетися плетень” в

обработке Агафонникова, ряд других работ [70,c.15].

На данный момент сформулировано определение фольклора. Фольклор (в

переводе с английского – “народная мудрость”, “народное знание”) – народное

художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические

произведения, а также произведения изобразительного и декоративно –

прикладного искусства.

К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины,

плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские

сигналы и так далее).

Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков.

Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его

отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько

искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка

сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой

его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в

действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное

начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов,

мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительная

жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора [62,c.104].

В детском хоре на радио, появляется фольклорная группа под

руководством Попова В. В этой группе силами педагогов возрождается народная

манера пения, бережно относятся к стилевым чертам, используют элемент игры,

драматизации [18,c.85].

Последние двадцать лет двадцатого столетия в связи с подготовкой

кадров в ГПМИ им. Гнесиных, Московском, Санкт-Петербургском и других

институтах культуры наблюдается рост фольклорных коллективов, в том числе и

детских. Интересные детские коллективы созданы в Москве (руководители:

Куприянова Л., Белконева и другие), Екатеринбурге, Кемерово и ряде других

городов [45,c.12].

В нашей области также во многих музыкальных школах преподается

народный фольклор, создаются детские фольклорные коллективы. В частности

детский фольклорный коллектив г. Шадринска под руководством Федоровой Л.И.,

коллектив “Радуница” под руководством Хомяковой Н.В. г. Катайска и другие.

Имеются попытки создания программ и учебно – методической литературы.

Дети дошкольного возраста получают свои первые впечатления от народного

искусства в семье и детском саду. Теория и методика музыкального воспитания

дошкольников средствами фольклора достаточно подробно разработано силами

сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора

Ветлугиной Н.А. [19,c.3].

Таким образом, великие мысли русских просветителей остаются весьма

актуальны и в наши дни. По-новому стоит проблема подготовки детей к жизни в

условиях реальных возможностей благотворных перемен в педагогике, культуре,

искусстве. В эпоху высвобождения духовных начал народа, его творческих,

созидательных сил, назрела необходимость возрождения и передачи

сохранившихся до наших дней ценностей традиционных народных культур, в

первую очередь – подрастающему поколению.

Таким образом, в последние годы исследователи музыкального фольклора

активно писали о “новой фольклорной волне” в искусстве, а в частности в

музыке. Увлечение фольклором не случайно и не дань моде, “но естественное

стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое,

надвигающееся”. Корней общих, неведомыми историческими путями

преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. “Развитый

художественный вкус – ключ, открывающий двери в область прекрасного... в

воспитании музыкального вкуса народно – песенная классика может сыграть

крупнейшую роль” [44,c.16].

1.3. Классификация и терминология детского

музыкального фольклора

Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков

велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация начали

складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из

исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое

значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в

непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное

место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов

систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню

публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И.,

Виноградова Г.С., Аникина В.П. [5,c.35].

Горький А.М. писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав,

и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и

познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой”

[26,c.115]. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех

жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми

действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова,

звука. Не вызывает сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре

поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования

(колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в

классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает

многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.