скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им

к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые

скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или

опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать

сам автор Аникин В.П. [6,c.26].

По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации

Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:

1) песни диалогические;

2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);

2) песни с припевом;

4) песни-перегудки.

Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы

О.И., Науменко Г. [62,c.58].

Все образцы были разделены на III раздела.

I – Календарный фольклор

II – Потешный фольклор

III – Игровой фольклор

I. Календарный фольклор

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с

природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.

Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки,

веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор

– заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К

последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят

собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той

или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических

страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию

окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского

труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения

за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь

порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него

по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен

магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и

обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего

игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство

календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду,

одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий.

В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета,

таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные

образцы, сходные с детскими дразнилками.

В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как,

например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но

есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно –

егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и

праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких

обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни

про березку поют, не связывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского

календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям

природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки

далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит

обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и

обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как

к живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки,

представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым,

растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к

улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб

новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен,

естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют

быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими

детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать

говорком [62,c.63].

II. Потешный фольклор

Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие

самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить,

потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое

событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных

связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь

по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным

миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные

взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в

небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные

эмоции.

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них

точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В

каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего

рода ритмизованные сказочки.

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к

рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы,

дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым

словообразованиям.

Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и

увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются

созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются

звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету

птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом)

[62,c.68].

III. Игровой фольклор

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно

представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным

кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра,

не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего

естественного и социального окружения” [62,c.72].

Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы:

драматические, спортивные, хороводные.

Основой драматических игр является воплощение художественного образа в

драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и

движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического

действа.

Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель –

победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков.

В них нередко исполняются игровые припевы.

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты.

По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и

шествия.

Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”,

имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный

фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка

дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями

отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями

[84,c.25].

1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе

воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в

воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского

возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.

Фольклор является действенным средством воспитания национального характера

мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне

возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения

остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения,

призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью

должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького

ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные

песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это

своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев

слова и поэтические образы.

«Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов,

весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия

передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели

содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской

эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [60,c.1].

Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную

воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки,

прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа,

его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-

психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы,

игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы

просто сеяли»).

Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские игры как незаменимую

школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того,

считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие

смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх [67,c.39].

В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный

характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся

детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые

песни.

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по

тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру

исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет.

Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов),

которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло,

хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в

хороводе, в сопровождении народных инструментов

[67,c.47].

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их

исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы

делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста,

начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют

комплексный подход к процессу обучения.

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе

синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии,

народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

Особое многообразие красок произведений народной художественной

культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в

характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание

предположить целесообразность использования фольклорного материала в

процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего

школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких

оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху —

превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического

развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных

изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование

этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

Приведем характеристику жанра сказки, данную Аникиным В. П.:«... Это

не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие

В сказке идет речь о «темной ночи», о «белом свете», о «красном солнышке»,

о «синем море», о «белых лебедях», о «черном вороне», о «зеленых лугах».

Таков и весь фольклор» (32,c.357(.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в

эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в

песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни

дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они —

участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических

композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе

школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные

образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем

развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и

увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс

назидательности [44,c.13].

Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную

нагрузку:

— познавательную;

— физического развития личности;

— импровизационно-творческую;

— организационно-деятельную.

Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и

умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка

физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают

пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра —

в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок

перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя,

воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. На уроках

изобразительного искусства он воссоздает своих героев; занимается лепкой,

рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию. Игра

превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В

качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни

различных жанров — плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки

[44,c.14].

Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные,

коммуникативные, спортивную, творческие, — являются эффективным

педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию можно

создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сеяли»

или «Кузнецы»), а также путем соединения 2-3 песен. Педагог, режиссер сам

способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам

возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы,

способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по

игре.

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его,

вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается

воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца –

в едином синтезе.

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления

и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего,

эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических

чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к

сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и

младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно

ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для

всестороннего развития личности: нравственного, эстетического,

интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой личности

индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в

каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания,

овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения

одновременно.

Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к

сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди

постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились

вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое

нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего

детства.

Если раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских и

комсомольских организациях, то теперь его возможно формировать только в

групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим.

Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе

отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и

коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления

традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется

традицией [44,c.15].

Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения

воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа,

путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий.

Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном

слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое

различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».

В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического единства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.