скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

психологического комфорта.

В течение недели детям исполнялись две-три песни, которые детьми

хорошо запоминались. На следующей неделе пели еще две-три песни, незнакомые

им. Но о колыбельных песнях, прекрасно знакомых детям, не забывали, а

исполняли в сочетании с новыми. Надо отметить, что интерес детей к

колыбельным усилился после того, как мы начали использовать их на занятиях.

Мы предлагаем ряд текстов колыбельных песен, которые применялись в нашей

работе, а также других малых форм фольклора (Приложение 8).

Кроме того, была проведена консультация с родителями на тему "Баю-

баюшки-баю…" (как укладывать ребенка спать) (Приложение 9). В папке-

раскладушке выставлялся текстовый материал различных малых форм фольклора

для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми. Родители также

привлекались к организации фольклорных праздников, детских постановок. С их

помощью в детском саду создан музей старинных вещей, горенка, сшиты

народные костюмы для детей, что являлось большим подспорьем в нашей работе.

Итак, малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с

детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в

процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные

режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями

детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями

воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи,

ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей;

- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм

фольклора в создании речевой среды максимально.

Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь

провели диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и

показателям. Результаты оформили в Таблицу 3.

Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей

экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень

речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу. Так, в

экспериментальной группе по завершении исследования один ребенок получил

высший балл (не было ни одного), средний балл – семеро детей (было

шестеро), детей с низкой оценкой – трое (было четверо). В контрольной

группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим.

Полученные результаты занесены в аналитическую Таблицу 5, где сравниваются

данные в начале эксперимента и после его завершения.

Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной группы смогли

дать анализ значения пословицы. Так, о пословице "Труд кормит, а лень

портит" ребята говорят: "Тот, кто работает, тот трудится, того уважают";

"Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить не честно"; "За труд ему

платят деньги"; "Лень портит человека". Разбирая смысл пословицы "Май -

холодный, год - хлеборобный", дети отвечают: "Большой урожай будет".

Также много называли других малых форм фольклора, смогли составить

небольшие рассказы по пословицам. Например, на пословицу "Как аукнется, так

и откликнется" Ваня К. составил такой рассказ: "Мы нашли чужого щенка и

взяли себе, а хозяин щенка ищет его и плачет. Но у нас же есть щенок, и кто-

то может взять его, и тогда мы будем плакать". Мы видим, что ребенок

составил рассказ из сложных предложений, построив их в грамматически

правильной форме.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего

эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами

комплекса методов и приемов (Диаграмма 2). Экспериментальная группа

улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития

уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним

и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

Таблица 3

Результаты диагностики речевых умений детей (контрольный срез).

|Группы|Имя ребенка |Номер задания |Ср. |Уровень|

| | | |арифм| |

| | | |. | |

| |Контрольная |Экспериментальная |

|Высокий |- |10% |

|Средний |80% |70% |

|Низкий |20% |20% |

Диаграмма 2

[pic]

Таблица 5

Уровни развития речевых умений детей на начальном

и конечном этапах эксперимента.

|Уровень |Группа |

| |Контрольная |Экспериментальная |

| |Констатирующий |Контрольный |Констатирующий|Контрольный |

| |Эксперимент |эксперимент | |эксперимент |

| | | |эксперимент | |

|Высокий |- |- |- |10% |

|Средний |70% |80% |60% |70% |

|Низкий |30% |20% |40% |20% |

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют

в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки,

самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм

фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с

детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к

выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей

старшего дошкольного возраста повышается, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными

руководителями процесса речевого развития;

- будет организовано специальное обучение родной речи с

использованием малых форм фольклора не только на специальных

занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для

обучения и развития речи, подтвердилась.

Заключение.

Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий

речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм

фольклора. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования

рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической

науке, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и

влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного

возраста. Нами было дано определение малым формам фольклора, которое

заключается в совокупности непрофессионально созданных народом

произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики

развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития

старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал

словесного творчества народа.

Во второй главе рассмотрены известные методики работы по

использованию малых форм фольклора, приемы и формы работы, которые

предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С.

Бухвостовой,

О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил

представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе

дошкольного учреждения "Солнышко" села Березовка Первомайского района, по

использованию малых форм фольклора в процессе развития детской речи.

Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе

экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе

формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и

экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов

экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента

свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и

приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с

низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно

количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на

двадцать процентов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют

в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки,

самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм

фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с

детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так

как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики

работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические

аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных

условиях дошкольного учреждения "Солнышко" села Березовка Первомайского

района.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми

использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе

самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные

моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями

детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями

воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи,

ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей;

- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм

фольклора в создании речевой среды максимально.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к

выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей

старшего дошкольного возраста повышается, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными

руководителями процесса речевого развития;

- будет организовано специальное обучение родной речи с

использованием малых форм фольклора не только на специальных

занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для

обучения и развития речи, подтвердилась.

Если организована систематическая работа старшим дошкольникам, малые

формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Использование малых

форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью

разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом,

использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне

оправдывает себя.

Библиография.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.:

Академия, 1999. –159с.

3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки,

детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.

4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной

культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.

5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и

рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

–255с.

7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего

дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.

8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988.

–328с.

9. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М.

Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.

10. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк.

воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.

11. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический

защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы

современного образования //Сборник научных статей. –Барнаул: БГПУ,

2001. –С.128-133.

12. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов – будущих

специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук.

–Барнаул: БГПУ, 2000. –183с.

13. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное

поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.

Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.

14. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.:

Университетское, 1988. – 399с.

15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под

ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.:

Акцидент, 1996. –205с.

16. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред.

О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.

17. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм

// Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

18. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под

ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.

19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение,

1976. –127с.

20. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и

дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.

21. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми

(подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-

С.34-35.

22. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование

в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и

научно-методических материалов. –М.: АСТ, 1997. –С.8-34.

23. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-

С.16-17.

24. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший

дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

25. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с

книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.:

Просвещение, 1967. –С.46-60.

26. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.

–239с.

27. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО

"ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.

28. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф.,

Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996.

–49с.

29. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой.

–М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.

30. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //

Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.

31. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В.

Залужской. –М.: Просвещение, 1975. –368с.

32. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Просвещение,

1987. –191с.

33. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль

Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.

34. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А.

Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.

35. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул:

БГПУ, 2000. -67с.

36. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина

–М.: Просвещение, 1984. –223с.

37. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой

активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

38. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М.

Новиковой. –М.: Высшая школа, 1986. –135с.

39. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду

/Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.

40. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное

поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.:

Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.176-185.

41. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит…

(малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) //

Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.

42. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в

детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.

43. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-

1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.

44. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в

жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.

45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного

возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

46. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.:

Просвещение, 1972. –78с.

47. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-

№1.-С.59-66.

48. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого

развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.