скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие способностей у детей младшего школьного возраста

воображение — самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм

воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в

результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об

известном. И все это проходит не материально — в умственном плане, когда

человек действует, не работая практически.

Воображение человека — его способность заглянуть вперед и рассмотреть

новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в

соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память

претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем

опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего

себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое

воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не

просто в воображении, а действительно с помощью воображения,

прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации

работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

• новизна воспринятого «что-то»;

• осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

• импульс, который задает заранее качество воображения и мышления,

привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.[1,

9]

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ

будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру — состояние

совершенной гармонии — логику его строения. Оно дает начало способности к

открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии,

способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства

в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-

символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и

ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений.

Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

. По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования

самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического

мышления;

. По линии совершенствования операций воссоздающего

воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе

имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их

системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В

образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью,

насыщенностью, эмоциональностью;

. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только

понимает некоторые приемы выразительности, но и

самостоятельно их применяет;

. Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок

начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и

определенными требованиями, по заранее предложенному плану,

контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Определив понятия, с которыми мы будем работать, и рассмотрев

структуру их взаимодействия, перейдем к центральной части работы.

Младший школьный возраст ( период впитывания, накопления знаний,

период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной

функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:

доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,

впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они

сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей

выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это

неповторимое своеобразие данного возраста. [5]

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят

на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом

разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной

черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются

на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего

развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям,

расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая

умственные достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в

детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее

развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей

ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не

открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными

родителей, педагогов — ведь они могут указывать на предпосылки подлинного

таланта.[13]

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать

возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил

по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно

беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под

руководством старших, ( формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные

навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе,

который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство — неповторимая по своим

возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей

и нужно сказать прежде всего, а именно — о таком важном компоненте, как

сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или

длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше

ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость,

истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта

возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную

реакцию) — не только недостаток, но и достоинство — именно она

обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами

нервная система крепнет в разной степени у разных детей — а вместе с тем и

снижается детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и

ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики.[3]

Но не только свойства нервной системы — вся душевная организация у

детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной

чувствительности, — той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый

раз «на свой лад» свойственна любому возрасту детства. Она может

проявляться в своеобразии реагировании, в большей или меньшей яркости

воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной

чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают

наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то

главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем

соответствующих этим «направлениям» способностей.[12,13]

О том, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит

освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге «От двух до

пяти». Но вот что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству —

особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами

языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если вследствие

каких-либо исключительных условий формирование речи происходит не в эту

пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые годы

жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем — и при самом

благоприятном речевом окружении! — развитие речи крайне затрудняется.

Казалось бы, ведь ребенок стал старше, «умнее», так и трудностей в освоении

языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и

причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были

наиболее подходящие для этого возрастные возможности.

На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста. В

младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность

запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине

необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников

младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на

то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая

доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом

неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию

ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко

обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и

слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.

Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними

недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы стремятся

с ними освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия приобщения к

учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых

предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на

то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия

для обогащения и развития психики.[3,14]

Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие

факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения

иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые

приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа

в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе).

Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и

нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи в

усвоении языка обнаружили младшие школьники — в частности, за счет

свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках

иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику и не

освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться — активность в иноязычной

речи является частью их общей потребности в словесном общении, еще не

подверженной действию многих психологических «тормозов» подросткового

возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить

об особой возрастной чувствительности.[13]

Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто

усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование

— затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.

В этом — специфика детства. Именно в годы созревания возникают

своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для

проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о

возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом

предпосылки развития.

Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не

характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения

предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не

упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

Чтобы понять, каков «вклад» тех или иных возрастных свойств в

формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности

не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой то мере и

закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка — по-

своему, в той или другой степени.

Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же

сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные

периоды детства, и насколько скажется это на чертах интеллекта.

Известно, что темп возрастного развития — неравномерен: наблюдения

ряда психологов (Эльконина, Давыдова, В. В. Клименко, И. Лейтеса) за

умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкивают с такими

явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные

«взлеты» или задержки, причем у каждого — в свои возрастные сроки. Это

обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания.

Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах,

типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях Н. Лейтес

выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию

раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень

быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во

времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности,

идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время

приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок

развития интеллекта!

Рассмотрим с этой точки зрения коренную психологическую особенность

выдающихся детей: их чрезвычайную умственную активность,

непроизвольное, непрестанное влечение к умственной нагрузке. [12] Так вот,

это пристрастие к умственным занятиям, к умственному напряжению может

быть следствием такого хода возрастного развития, когда оказывается

возможным одновременное действие, как бы суммирование активности разных

детских возрастов. В самом деле, например, некоторые черты подросткового

возраста — деятельная энергия, настрой на самостоятельное достижение цели

— обретают особую силу, если становятся присущи, вследствие

ускоренного хода развития, детям более младшего возраста, с их повышенной

восприимчивостью и наивной серьезностью. В ту пору детства, когда

впечатлительность, готовность усваивать, подражание старшим составляют

саму жизнь, когда еще не наступило половое созревание, в такие годы

потребность в умственной нагрузке, подъем энергии и самостоятельности могут

до крайности напрягать и сосредоточивать усилия развивающегося ума,

выступить в виде необычной тяги к умственной работе.

Таким образом, возрастное явление — своеобразие хода развития —

сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор

одаренности.

Правда, только у части детей, опережающих свой возраст, подобная

одержимость умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других

таких детей — при прочих равных условиях — неустанная потребность

прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится, ( это скажется и на

развивающихся способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно

рассматривать как подтверждение того, что яркие проявления детской

одаренности во многом зависят именно от возрастных, в определенную пору

возникающих и в какой-то мере преходящих особенностей.

Особая чувствительность и направленность активности,

изменяющиеся от одной ступени детства к другой, сочетание, совмещение

свойств разных возрастных периодов - это необходимые условия, предпосылки

становления и расцвета интеллекта.

Интересующие нас индивидуальные различия по способностям — «родом из

детства». Яркие проявления возрастной одаренности — та почва, на которой

могут вырастать выдающиеся способности.

Вместе с тем в незаурядных проявлениях ребенка — это не надо упускать

из виду — выступают и те особенности возраста, которые окажутся

переходящим, недолговечными.

Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого

овладения речью; а ведь в этом зачастую видят признаки незаурядности

интеллекта. Но такая особенность — быстрота начального приобщения к

языку — нередко характерна лишь на определенном этапе развития, затем

особая речевая активность ребенка может ослабеть, и другие дети постепенно

догоняют его.

Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная

активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего

ребенка, еще не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут

измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного

умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта

неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с

задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного

подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии

ребенка.

Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с

многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо

поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями...

У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные

достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той

или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются — необычность этих

детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.

Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.

Ненадежность прогноза может порождать безразличие к детским признакам

одаренности. А ведь каким бы ни оказалось будущее — простор развитию

индивидуальных особенностей ребенка необходим сейчас; надо поддерживать и

укреплять ранние ростки способностей.

Хотя, многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.