скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства

воспитательном процессе с целью:

- развития творческих способностей личности;

- овладения новым знанием о понятиях, законах, теориях, принципах, методах,

правилах и средствах деятельности;

- овладения умственными и практическими умениями;

- диагностики творческих способностей личности;

- контроля знаний и умений;

- актуализации знании, умении, творческих способностей личности

Методологической основой исследования являются теория познания,

психологические теории формирования и развития личности человека в процессе

его познавательной и творческой деятельности.

Исходными теоретическими положениями исследования являются результаты

проведённого философами, психологами и педагогами анализа структуры

технического творчества и учебно-творческой деятельности, идеи психологов и

педагогов о деятельностном подходе в познании и обучения (П.Я. Гальперин,

А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), активизации и интенсификации

процесса творческой подготовки учащихся (А.М, Василевская, Т.В. Кудрявцев,

Ю.С. Тюнников и др.), основные выводы и рекомендации исследователей по

проблемам развития технического творчества учащихся (И.П. Волков, В.А.

Горский, М.Г. Давлетшин, М.И. Ерецкий, А.Н. Лук, Д.П. Ляликов, Я.А.

Пономарёв, В.Д. Путилин).

Для решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность

методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование,

моделирование. Методы педагогики и психологии: непосредственное и

опосредованное наблюдение за процессом технического творчества учащихся,

беседа, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся

и педагогов, педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования служило Муниципальное

образовательное учреждение № 6 пос. Новоасбест.

Глава 2

Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков

по развитию творческих способностей.

2.1. Разработка различных способов решения выделенной проблемы

Развитие изобретательства учащихся как педагогическая проблема.

Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в

своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической

формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека

об объективном мире.

Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить,

существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду

общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В

процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их

подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и

сбор фактического материала как экспериментальной основы новых

исследований. Применительно к техническому творчеству учащихся в его

развитии к своей высшей форме - изобретательству - важно разработать такое

его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту

деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие

творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми

техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития

техники и человеческого общества.

Методы, помогающие решить данную проблему.

В отличие от Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, американский психолог Д. Росман

впервые обратил внимание исследователей на такие важные элементы процесса

технического творчества, как усмотрение потребности и анализ её с

использованием сбора информации, отведя ему самостоятельное место в

структуре изобретательства. Схема творческого процесса изобретательства,

опубликованная Д. Росманом в книге "Психология изобретательства" в 1918

году включает в себя семь этапов:

1. Усмотрение потребности или трудности.

2. Анализ этой потребности или трудности.

3. Просмотр доступной информации.

4. Формулировку всех объективных решений.

5. Критический анализ этих решений.

6. Рождение новой идеи - изобретения.

7. Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и её

конечное воплощение в вещах.

Эта схема оказала большое влияние практически на все более поздние

структуры процесса технического творчества и технического творчества

учащихся вплоть до наших дней.

По современным представлениям, человек постоянно находится под воздействием

трёх полей: гравитационного, энергетического и информационного. Со стороны

информационного поля на человека воздействуют различные потоки информации:

сенсорный поток, который воспринимается органами чувств через первую

сигнальную систему; вербальный поток устных и письменных слов (вторая

сигнальная система); структурный поток, компонентами которого являются

вода, пища, вдыхаемый воздух.

Под термином «информация» в настоящее время понимают сведения об объектах и

явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях.

Информацию подразделяют на общественно-политическую, научно-техническую,

патентную и т.д. В процессе технического творчества особенно значимой

является научно-техническая и ещё в большей степени патентная информация.

Научно-техническая информация – это сведения об объектах науки и техники,

их параметрах, свойствах и состояниях.

Патентная информация – это сведения о существующих технических решениях,

признанных изобретениями или претендующих на такое признание.

Информация всегда предполагает существование её источника (для научно-

технической и патентной информации это информационные и патентные

бюллетени, реферативные журналы, описания изобретений и т.д.) и её

потребителей (получателей).

Деятельность, включающая в себя систематическое исследование источников

научно-технической и патентной информации (информации о технических

решениях), анализ и классификацию необходимых для творческого процесса

сведений, называется сбором научно-технической и патентной информации

(сбором информации о существующих технических решениях).

Эту деятельность в процессе технического творчества многие исследователи, в

отличие от Д. Росмана, не считают собственно творческой, исключают из

структуры технического творчества и рассматривают как необязательный,

вспомогательный, а иногда и ненужный, мешающий элемент. Ряду авторов не

удалось чётко сформулировать своё отношение к роли и месту сбора информации

в структуре технического творчества. Так, Г.С. Альтшуллер в 1961 г.,

критикуя схему работы над изобретением, предложенную Д. Росманом, писал: «В

один ряд поставлены совершенно различные процессы, например, просмотр

информации и рождение идеи изобретения. Получить информацию можно в

библиотеке; тут в принципе всё просто и ясно. Иначе обстоит дело с

рождением идеи». Ряд исследователей согласился с такой оценкой. Но уже в

1969г. Г.С. Альтшуллер предложил структурную схему процесса

изобретательского творчества, включающую шесть стадий, каждая из которых

может быть пройдена на 5 различных уровнях творчества. И одной из стадий

был сбор информации, творческий характер которого (ранее вообще

отрицавшийся автором) мог быть оценен по 5-уровневои шкале.

Однако в той же работе Г.С. Альтшуллер вновь высказывает сомнения в

необходимости сбора информации в творческом процессе. Он высказывает мысль,

что при создании изобретений 4-го или 5-го уровней условия задачи

расширяются настолько, что становится невозможным определить, какую именно

патентную информацию необходимо использовать.

И видимо, поэтому в своём алгоритме решения изобретательских задач (в

различных его версиях) Г.С. Альтшуллер то вводит в явном виде в разных

частях и шагах алгоритма элементы сбора информации о существующих

технических решениях, то вновь исключает их из творческих стадий. При этом

необходимо отметить: анализ работ Г.С. Альтшуллера показал, что всё же во

всех предлагаемых им технологиях изобретательства сбор информации

обязательно присутствует в явном или неявном виде. Например, разработанные

им принципы разрешения технических противоречии были подучены в результате

анализа более 40 тыс. существующих решений. С развитием техники будут

появляться всё новые принципы разрешения технических противоречии (в своих

первых работах Г.С. Альтшуллер говорил о 35 принципах в последних же речь

идёт уже о существовании более 200 таких принципов, из которых наиболее

популярны 40), а для их выявления необходимо проводить постоянный сбор

информации о всё новых и новых технических решениях. Очевидно, что вся

разрабатываемая Г.С. Альтшуллером методика изобретательства базируется на

постоянной работе автора по сбору патентной информации и её анализу, о чём

автор неоднократно упоминает в свою публикациях. Мы считаем необходимым

процитировать некоторые его высказывания. «...Имея картотеку на 500-600

примеров, можно приступать к решению задач с твёрдой уверенностью в том,

что вы быстро найдёте правильный ответ... Заменяйте примеры аналогичными,

но более чёткими. Источники примеров – патентные материалы, техническая

литература, журналы (специальные и научно-популярные), газеты,

производственный опыт и т.д.

...Исключительно важную роль в предварительной подготовке изобретателя

играет изучение патентной литературы.

...Чтение патентной литературы повышает творческое мастерство

изобретателя».

Мы согласны с этими тезисно высказанными в 1969 г. Г.С. Альтшуллером

мыслями о важности сбора научно-технической и патентной информации в

процессе технического творчества, о том, что деятельность изобретателя по

сбору информации повышает его творческое мастерство. Но вместе с тем,

нельзя согласиться с подходом Г.С. Альтшуллера к сбору информации всего

лишь как к важному средству предварительной подготовки изобретателя. По-

видимому, именно такая точка зрения Г.С. Альтшуллера объясняет тот факт,

что в своей дальнейшей (после 1969 г.) исследовательской работе в области

технического творчества он не занимался вопросами повышения эффективности

изобретательского процесса путём разработки творческих технологий сбора

информации о существующих технических решениях.

В работах В.П. Пархоменко, В.А. Пяткова, А.В. Чуса различные формы сбора

информации также вводятся в структуру технического творчества на различных

его этапах, но опять же в качестве вспомогательных, технических,

нетворческих структурных единиц.

Структуры процесса технического творчества, положенные в основу

разработанных в последнее время методов синтеза новых технических решений с

использованием ЭВМ (А.И. Половинкин, М.Ф. Зарипов, И.Ю. Петрова и др.),

включают в себя в явном или неявном виде от 8 до 17 этапов (подэтапов)

сбора информации. Но авторы этих схем не рассматривали вопросы творческого

характера подэтапов сбора информации, их влияния на творческий процесс в

целом.

Итак, анализ исследований, посвящённых проблеме развития технического

творчества, позволяет сделать вывод о неразработанности вопроса о роли и

месте сбора научно-технической информации в структуре изобретательского

процесса, вопроса о повышении эффективности технического творчества за счёт

разработки и усовершенствования творческих технологий сбора информации.

2.2 Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента.

Пояснительная записка к рабочей программе дисциплины "Технология и

оборудование швейного производства".

Рабочая программа разработана в соответствии с Государственным

образовательным стандартом среднего профессионального образования для'

реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню

подготовки мастера производственного обучения по специальности 0308

специализации "Моделирование и конструирование одежды".

Дисциплина "Технология и оборудование швейного производства" относится к

циклу специальных дисциплин и обеспечивает соответствующий уровень знаний и

умений в области технологии, механизации и автоматизации швейного

производства, научной организации труда в условиях рыночных отношений.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать и уметь

использовать: современные методы изготовления одежды (пальто, костюмов,

курток, платьев, мужских сорочек и пр.) на базе промышленной технологии;

организацию рационального нормирования расхода материалов и раскроя; методы

проектирования технологических процессов; назначение и технические

характеристики технологического оборудования швейного производства, правила

его эксплуатации.

Владеть навыками: работы с нормативными документами, технологической

документацией, справочной литературой и другими информационными

источниками; расчёта расхода материалов, выбора модели изделия, материала,

методов обработки, оборудования и обоснования принятого решения;

составления технологической последовательности изготовления швейных

изделий, выявления и устранения дефектов швейных изделий; расчёта технико-

экономических показателей при обосновании принимаемых технических решений.

В процессе изложения программного материала необходимо обращать внимание на

изучение технических и экономических проблем качества продукции,

прогрессивных технологических процессов, обеспечивающих выпуск

высококачественных изделий разнообразного ассортимента на основе

маркетинговых исследований; на особенности обработки деталей и узлов

изделий в зависимости от их конструкции, на особенности изготовления

изделий в индивидуальном производстве; дать понятие технологичной

конструкции, малооперационной ресурсосберегающей технологии параллельными и

последовательно-параллельными способами обработки.

Занятия должны сопровождаться демонстрацией наглядных пособий:

плакатов, схем, графического изображения разрезов узлов, образцов обработки

узлов и готовых изделий. Для лучшего усвоения студентами учебного материала

рекомендуется проводить экскурсии на предприятия, уроки на производстве,

использовать на занятиях технические средства, активные методы обучения.

Для закрепления и углубления теоретических знаний студентов предусмотрено

проведение лабораторных и практических работ.

Изучение курса "Технологии и оборудования швейного производства"

завершается экзаменом.

Рабочая программа курса "Технологии и оборудования швейного производства"

разработана на основе примерной программы, утверждённой учебно-методическим

кабинетом Министерства общего и профессионального образования Российской

Федерации 1997 года.

Примерное содержание дисциплины.

Введение.

Содержание дисциплины, её связь с другими дисциплинами учебного плана.

Общая характеристика швейной промышленности. Назначение маркетинговой

деятельности предприятий. Развитие сотрудничества с зарубежными странами в

области швейной промышленности.

Раздел 1. Основы технологии одежды. Оборудование и механизация швейного

производства.

Требования к знаниям: виды изделий верхней одежды; детали кроя, их

конструкция; содержание нормативно технической документации на изготовление

одежды; классификация стежков, строчек и швов; методы и способы обработки

деталей; назначение и сущность влажно-тепловой обработки (ВТО);

классификация швейного оборудования; технические условия выполнения ручных,

машинных работ и ВТО.

Требования к умениям: выбор строчек и швов, номеров игл, ниток, способа

обработки срезов деталей, швейного оборудования в зависимости от

назначения, свойств материалов и выполнения технологической операции;

заправка швейных машин; выполнение рисунков швов.

Тема 1.1. Общие сведения об одежде. Нормативно - техническая документация.

Виды верхней одежды (пальто, пиджаки, жакеты, брюки, юбки и т.д.). Краткая

характеристика внешнего вида изделий по основным признакам.

Наименование деталей "кроя верхней одежды, их конструкция в соответствии с

действующим ГОСТ. Направление нитей основы в деталях кроя и допускаемые

отклонения от него. Наименование срезов деталей. Понятие о технологичной

конструкции изделия и об унификации деталей. Значение унификации деталей

для массового производства одежды.

Нормативно-техническая документация на изготовление одежды и краткое

содержание.

Тема 1.2. Этапы и виды работ при производстве одежды.

Основные этапы производства одежды. Содержание каждого этапа и его роль в

производстве одежды.

Виды работ, применяемых при производстве одежды. Основные мероприятия,

направленные на сокращение ручных работ.

Способы соединения деталей одежды: ниточный, клеевой, сварной,

комбинированный, заклёпочный. Их сущность, показатели качества.

Понятия о методах обработки деталей одежды: последовательный, параллельный,

последовательно-параллельный. Их сравнительная характеристика:

Малооперационная ресурсосберегающая технология: её сущность и значение для

повышения эффективности производства.

Тема 1.3. Ниточный способ и применяемое оборудование,

Понятие о стежках, строчках, швах. Классификация стежков и строчек в

соответствии с действующим ГОСТ, и графическое изображение, технические

условия выполнения, применение. Признаки, характеризующие качество стежков

и строчек.

Механизация ручных работ.

Классификация машинных строчек. Процесс образования челночных и цепных

стежков и строчек. Применяемое оборудование.

Требования, предъявляемые ГОСТ к швам. Классы швов: соединительные,

краевые, отделочные. Их назначение и способы выполнения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.