скачать рефераты

МЕНЮ


Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников

|Высокий |8 |7 |

|Средний |8 |12 |

|Низкий |1 |0 |

|Очень низкий |0 | 0 |

| |

Проводя эту методику , я увидела, что не все учащиеся с первого раза,

то есть после первого прочтения очередного ряда сумели отыскать нужное

слово, а иногда ребенок делал свой выбор, но этот выбор оказывался

неправильным. Отсюда и такие результаты.

Внутренняя (мысленная) речь наиболее близка к внешней. Когда учащийся

составляет какой – либо текст, то он его формулирует «про себя», мысленно.

В этой ситуации младший школьник тщательно отбирает слова, строит

предложения.

Проверка третьего показателя уровня речевой готовности – внешняя

речь, то есть речь – общение. С этой целью была предложена младшим

школьникам третья методика

Методика 3. Определение активного словаря.

Учащимся предлагается любая картинка, на которой изображены люди и

различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее

рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь

ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом

протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи,

сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует

об уровне развития его речи.

Оценка результатов.

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречается

не меньше 10 перечисленных в протоколе признаков.

В 8 – 9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается

не менее 8 9 разных протокольных признаков.

6 – 7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6 – 7

признаков.

Оценка в 4 – 5 баллов ему дается за присутствие в речи 4 – 5 разных

признаков.

2 – 3 балла - в речи присутствуют 2 – 3 признака.

0 – 1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1 – 2 слова,

представляющие собой одну единственную часть речи .

Результаты представлены в таблице 2.1.14 (Приложение 8)

С предложенным заданием справились учащиеся двух классов. Однако

ученики 1 «Б» показали более низкие результаты.

В ходе констатирующего этапа эксперимента мы получили следующие

результаты, которые отражены в гистограмме 2.1.1

Гистограмма 2.1.1

1 – уровень коммуникативных способностей;

2 - уровень развития мелкой моторики;

3 - уровень развития пространственной ориентации;

4 - уровень развития мотивации;

5 - уровень развития речи.

Таким образом, результаты исследования показали, что учащиеся 1

классов незначительно отличаются и по уровню готовности к процессу

обучения к школе, и по уровню развития речи. Однако результаты учащихся 1

«Б» класса ниже результатов учащихся 1 «А» класса. Поэтому следует

проводить дифференцированный подход, направленный на формирование навыков,

необходимых в процессе обучения.

Так как младший школьный возраст является сензитивным периодом в

развитии младшего школьника, то создание благоприятной образовательной

среды будет способствовать развитию как познавательной сферы, так и

развитию ребенка в целом.

Для формирующего этапа эксперимента, я предлагаю взять учащихся 1 «Б»

класса и реализовать дифференциацию в процессе развития речи

первоклассников.

§ 2 Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого

развития младших школьников.

На основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа

эксперимента в экспериментальном классе были выделены три группы учащихся с

учетом уровня речевого развития :

1. Учащиеся с высоким уровнем речевого развития.

2. Учащиеся с средним уровнем речевого развития.

3. Учащиеся с низким уровнем речевого развития.

Среди нормально развивающихся учащихся не все показали высокий

уровень выполнения заданий. Поэтому следует систематики проводить

развивающую работу с учащимися, учитывая индивидуальные особенности

школьников.

Для первого уровня характерно преодоление внутренней мотивации,

ребенок общительный, хорошо развита мелкая моторика и пространственные

представления.

Для второго уровня характерно преобладание внешней мотивации,

кратковременная память, неустойчивость внимания, слабое развитие

пространственной ориентации.

Для третьего уровня характерно замкнутость в общении, слабо развита

мелкая моторика и пространственная ориентация.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось реализация

дифференцированного подхода в процессе развития речи первоклассников.

Работа по развитию речи предполагала проведение следующей системы

упражнений:

o Упражнения по развитию звуковой культуры речи.

o Словарная работа.

o Рассматривание картин.

o Составление рассказа по картинке.

o Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.

o Продолжение текста.

o Рассказывание по аналогии.

o Словесное рисование.

o Придумывание к прочитанному тексту нового названия.

I. упражнения по развитию звуковой культуры.

Задание 1 Группировка слов по одному общему признаку : по буквам,

обозначающим гласные звуки.

Цель задания – привлечение учащихся к обдумыванию, сравнению слов,

рассуждению, высказыванию собственного суждения.

СОН, СЫН,САД,РОТ, РАК,ДОМ,ДЫМ, ДАЛ, ВОЛ, ВЫЛ, ВАЛ, РЫЛ.

Устно давалась инструкция: «Прочитайте слова. На какие три равные

группы можно разделить эти слова?».

При проведении данного упражнения, был получен следующий результат,

с заданием справились:

1 группа – 100%

2 группа – 85 %

3 группа – 20 %

В зависимости от полученных результатов учителю предлагалось

использовать задание для 2 и 3 групп учащихся:

Для учащихся со средним уровнем развития речи можно дать следующее

задание:

1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные

гласные звуки.

2) Выпиши каждую группу слов в отдельный столбик.

Для учащихся с низким уровнем развития речи предлагается следующее

задание:

1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные

звуки.

2) В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой – с буквой Ы,

в третий – с буквой А.

Задание 2 На группировку слов в зависимости от места ударения в

слове:

ГОРА, ГОРКА, СТЕНА, СТЕНКА, НОРА, НОРКА, ТРАВА, ТРАВКА, ЛИСА, ЛИСКА.

Предлагается три разновидности инструкций.

Инструкция первая:

1. Прочитайте слова.

1. Распределите их в две группы.

2. Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

Инструкция вторая:

1. Прочитай слова.

2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления в

словах.

3. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

Инструкция третья:

1. Прочитай слова.

2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления. Чтобы

найти удаление, прислушайся, какой слог звучит сильнее в каждом

слове.

3. В первый столбик выпиши слова, ударение которых падает на первый

слог; во второй столбик слова, ударение в которых падает на второй

слог.

Результаты проведенного задания показали:

1 группа высокий уровень – 100 %

2 группа средний уровень – 95%

3 группа низкий уровень – 90 %

Полученный результат позволил сделать вывод, что благодаря применению

дифференцированного подхода при решении данного задания, с работой

справилась основная масса учащихся.

Задание 3 На определение мягких и твердых согласных звуков.

Дается инструкция – посмотри на картинки и назови слова с первым

мягким звуком. Затем, назвать слова с первым твердым звуком. На какие две

группы можно разделить слова.

ЧЕРЕПАХА

ЗАЯЦ

ЛЕВ

Для учащихся второй группы предлагается следующая инструкция:

1. Назови слова.

2. Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости

первого звука.

3. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

Для учащихся третьей группы предлагается инструкция:

1. Назови слова.

2. Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости

первого звука.

3. Запиши каждую группу в виде схем.

В результате проведенной работы, с заданием справились: 1 группа –

100 %, 2 группа – 100%, третья группа – 90%.

Задание 4 Рассмотрите схемы слов. Синий цветом обозначен звук (з).

Подберите слова к схемам.

| | | |

| | | | |

| | | | | |

| | | | | | |

ЗАЛ ЗАМОК

ЗОВ

ТАЗЫ ВОЗЫ

КОЗЫ

БЕРЕЗЫ МОРОЗЫ

МИМОЗЫ

ЗАБОР ЗУБ

ЗАЙКА

АРБУЗЫ

При выполнении данного задания, для учащихся третьей группы вызвало

трудность определение звука (з) в третьей и пятой позиции. Учащиеся 1 и 2

группы с заданием справились.

Задание 5 Рассматривание картин и составление рассказа по ней.

Пример1.

Рассматривание сюжетной картинки на с.6 букваря «Дети в лесу».

Вначале предлагается коллективная беседа, в процессе которой учащиеся

отвечают на вопросы учителя:

- Куда пришли дети? (Дети пришли в лес).

- Зачем? (Они там собирали грибы).

- Кто был с ними? (С ними была собачка Шарик).

- Что дети увидели на дереве? (На дереве дети увидели белку).

- Как вела себя собачка? (Шарик громко лаял).

Затем учитель предлагает подобрать к рассказу название. Например,

«Дети в лесу», «Случай в лесу», «Как дети увидели белочку».

Для учащихся с высоким уровнем развития речи, можно предложить после

проведения аналитической работы над предложениями – схемами, составить свой

рассказ по картинке с опорой на схемы предложений.

Предлагается дифференцированный подход к заданию на дом.

Учащимся 1 группы – придумать рассказ о летних прогулках в лес. Уметь

выделять в этом рассказе слова, в которых один, два или три слога.

Учащимся 2 и 3 группы предлагается то же самое задание с опорой на

схему предложения.

С домашним заданием справились:

1. группа высокий уровень – 100 %

2. группа средний уровень – 98%

3. группа низкий уровень – 60%

При выполнении задания возникла трудность: у учащихся 3 группы –

придуманные предложения не соответствовали предложенным схемам. В частности

были допущены ошибки при выделении слов в три слога.

Пример 2 .

Составление рассказа по сюжетной картинке на с. 15 букваря.

Для учащихся 2 и 3 группы предлагается по картинке составить

предложение их 2 – 3 слов:

Девочка шьет.

Девочка шьет платье.

Для учащихся 1группы задание усложняется: составить предложение из 4

– 5 слов.

Девочка шьет платье кукле.

Девочка шьет платье своей кукле.

С заданием справилась основная масса учащихся. Результаты показали,

что для учащихся 2 и 3 групп не возникло затруднений при составлении

предложения из 4 –5 слов.

Задание 6. Продолжение текста.

Пример 1.

В учебном пособии «Читаем сами» предлагается прочитать самостоятельно

рассказ Л.Н.Толстого «Чиж».

Для учащихся 1 группы предлагается задание подумать, как можно

продолжить рассказ «Чиж».

Для учащихся 2 и 3 групп предлагается придумать 2 - 3 предложения,

чтобы продолжить рассказ или ответить на вопросы.

Пример 2.

При рассмотрении рисунка на с.112 букваря, с учащимися проводится

беседа о спортивных соревнованиях, об участии школьников в некоторых из

них. В беседу включаются новые слова; СТАРТ, ФИНИШ, СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАЖКИ,

СУДЬЯ.

Затем прелагается прочитать рассказ на тему ( с.112 букварь) и

придумать продолжение рассказа на тему «Случай на финише» или «Друзья».

Учащимся 2 и 3 групп предлагается придумать продолжение рассказа с

опорой на вопросы учителя

Результаты проведенных упражнений показали, что с заданием

справились: 1 группа – 100%, 2 группа – 100%, 3 группа - 100%.

Задание 7. Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.

Пример 1.

Упражнение на определение необходимости следить за порядком

предложений в тексте. Сделать работу наглядной поможет игровая «пирамида».

Учащиеся внимательно рассматривают картинку на с.64 букваря, после

чего учитель сообщает, что придумал несколько предложений, и просит

определить, можно ли из них составить рассказ.

- О ком будет рассказ? (О детях).

- Что мы о них расскажем? (Они играют в прятки).

- Проверим, все ли предложения из моего набора будут нужны для

рассказа. (Предложения записаны на доске и на полосках бумаги –

колечках «пирамиды», которые лежат на столе учителя.)

. Дети играют.

. У Нины красивые бантики.

. Алла стоит в кустах.

. Светит солнце.

. Алик искал Аллу и Нину.

Учащиеся читают предложения, и если, окажется, что какое – то из них

соответствует замыслу, то полоску – колечко с ним надевают на основу

«пирамиды». После этого читают предложения на «пирамиде».

Если порядок нарушен – рассказ выглядит нескладным. Возникает

необходимость еще раз все прочитать, чтобы навести порядок (починить

«пирамиду»).

Выполняя подобное упражнение, учащиеся практически усваивают, что

текст – это группа предложений, связанных пор смыслу, раскрывающих одну

тему и выстроенных в строгой последовательности.

Пример 2. Упражнения по формированию речевого умения для определения

темы и главной мысли текста.

При рассмотрении серии сюжетных картинок, учитель ведет беседу:

- О ком будем рассказывать сказку? (О лисе и воронах).

- Что знаем о лисе из этой сказки? (Она хитрая).

- Есть ли рисунки об этом? Что там нарисовано? Что узнали о воронах?

Как об этом рассказал художник?

- Расскажите сказку (озвучьте, оживите картинку) так, чтобы мы поняли,

какая лиса хитрая, а вороны доверчивы и неосторожны.

Такой методический прием позволяет сделать пересказы осмысленными,

дает возможность сравнивать и объективно оценивать детские работы, так как

есть четкий критерий: лучше у того, кто точнее раскрыл тему и главную мысль

Кроме текстового материала, букварь содержит разнообразные

нетекстовые элементы:

. Иллюстрации,

. Схемы предложений,

. Слоговые таблицы и т.п., которые способствуют развитию речи и

мышления у детей.

Сюжетные и предметные рисунки вводятся уже в подготовительный период.

Предметные картинки помогают проводить работу по обогащению, активизации и

уточнению словаря детей, служат материалом для логических упражнений в

слого – звуковом анализе.

Сюжетные картинки используются для составления связных рассказов,

предложений и выступают в качестве источника для аналитико – синтетических

упражнений.

В основной период обучения грамоте большое значение имеет работа с

рисунками. С опорой на предметные рисунки проводится анализ исходных слов,

завершающийся выделением изучаемых звуков.

Для упражнений в связном рассказывании в букваре специально помещены

серии картинок. Методика работы с ними такова:

- учащиеся рассматривают картинки;

- учитель ставит к каждому рисунку по одному вопросу, на каждый из

которых учащиеся отвечают тремя – четырьмя предложениями,

- руководствуясь рисунками как планом, учащиеся связно передают

содержание изображенного по порядку.

В букваре широко представлен разнообразный игровой материал: ребусы,

«рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и др. главное назначение

игрового материала – способствовать развитию речи и мышления детей.

Методика работы по отгадыванию ребусов зависит от их характера. В

букваре даны ребусы нескольких разновидностей:

> перестановка букв в слове в соответствии с цифрами ( кот – кто);

> прибавление к слову или исключение из него букв или слога (столб –

стол, дуга – радуга);

> замена буквы в слове (стул – стол);

> исключение из слова буквы и добавление к слову указанной буквы

(рак – рук – рука);

> чтение букв и слогов, вписанных в буквы большего размера (ворона).

> Слова – отгадки составляются из букв разрезной азбуки или слоговых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.