скачать рефераты

МЕНЮ


Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.А. ЕСЕНИНА

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

«Рекомендовать к защите»

Заведующий кафедрой

_____________________

«__» ____________ 2000 г.

ЦЫГАНОВА Юлия Владимировна

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА И СТЕПЕНЬ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

ЛИЧНОСТИ

Дипломная работа

Научный руководитель

проф.

Степанов Н.А.

Рязань 2000 г.

Введение 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9

ГЛАВА 1 9

§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической

работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации

внеклассной социально-педагогической работы. 9

ГЛАВА 2 26

§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы

внеклассной работы. 26

§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе. 29

§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы

38

Заключение. 47

Список использованной литературы: 53

приложение 57

Введение

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов

стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей:

успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и

саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность

внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса

учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять

воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать

заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные

социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него

потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных

сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь

добытое лично - добыто на всю жизнь.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования гармонично

развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего

поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами.

Данная тематика достаточно широко рассматривается в литературе:

1. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М.

«Политиздат», 1990 г.

2.Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М.

«Педагогика», 1988 г.

3.Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 1989 г.

4.Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М.

«Просвещение», 1980 г.

5. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества

№7 за 1998 г.

В данной литературе проблема внеклассной работы рассматривается с

разных точек зрения. Описываются этапы становления социально-

педагогической работы в школе, отмечается сопряженность социальной работы

с социальным пространством и его временными характеристиками. Так же

отмечается возрастающая роль внеклассной работы в социализации ребенка.

Указываются основные формы организации внеклассной работы. Описываются

современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы.

Рассматриваются направления стратегий воспитания в современной школе.

Школа в которой я проходила практику проводится эксперимент «Школа на

улице Л. Толстого. Шаг в 21 век». Элемент новизны состоит в том, что в

процессе исследования описана социально-педагогическая деятельность в

контексте этого эксперимента.

Основная проблема дипломного проекта выражается в отсутствии:

. точного представления (научной системной картины) об эффективности

воспитательной (социально-педагогической) работы в школе № 37

. Разработанных социально-педагогических технологий организации

внеклассной работы.

Объектом исследования является внеклассная работа.

Предметом исследования были социально-педагогические механизмы

воздействия внеклассной работы на личность ребенка, формирование

социальных качеств, влияние заинтересованности учеников и учителей на

эффективность внеклассной работы.

Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной

работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-

ориентированного процесса внеклассной работы

Задачи:

1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во

внеклассной работе.

2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива

и учеников.

3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной

жизни.

4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких

личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена

внеклассная работа).

Для решения поставленных задач в данном дипломном проекте

использовались различные методы сбора социологической информации:

- Анкетирование – самостоятельное заполнение анкеты респондентами

- Интервьюирование – предполагает личное общение социолога с

респондентом.

- Наблюдение- целенаправленное, систематезированное восприятие какого-

либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в

дневнике наблюдения.

Ранее в школе проблемы внеклассной работы не исследовались, не была

оценена важность влияния педагога на ученика, в данном дипломном

проекте было выявлено влияние внеклассной работы на развитие личности,

рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса

социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия

двух основных социальных субъектов, под воздействием которых

формируется личность — общества и индивида.

Гипотезы:

1.Соцеально-педагогическая работа не является приоритетной в

деятельности учителей предметников.

2.Социально-педагогические элементы включены в деятельность не всех

учителей предметников.

3.Образовательный процесс строится без точного учета социального

эффекта.

4.Воспитательная работа осуществляется вне контекста общей

образовательной деятельности.

С помощью результатов исследования можно выделить основные направления

оптимизации процесса внеклассной работы.

При оценке эффективности проводимой внеклассной и общешкольной работы

я выделила основные критерии эффективности внеклассной работы:

1.Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний. Индикатор:

число учащихся, посещающих факультативные занятия , число учащихся

назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы.

2.Занятия спортом, физическое совершенствование. Индикатор: число

учащихся посещающих различные секций, число учащихся назвавших

основными ценностями жизни здоровье, число учащихся назвавших нормой

поведения занятия спортом

3.Занятия искусством. Индикатор: число учащихся принимающих участие в

различных театральных постановках, КВНах, праздниках, и т. п. В

4.Исполнение социальной роли. Индикатор: число учащихся принадлежащих

к различным общественным организациям, и занимающихся общественной

деятельностью.

5.Занятия в русле избранной профессии. Индикатор: число учащихся

обучающихся в профессионально-ориентированных классах, число

профессионально-ориентированных учащихся.

6.Комфортность в школе. Индикатор: число учащихся ощущаюших себя

«хозяевами школы».

7. Характеристика. Самооценка значимости своей личности учениками.

Критерий. Возможность принимать решения, определяющие жизнь класса и

школы. Индикатор:. Число учащихся имеющих возможность принимать

решения, определяющие жизнь школы и класса.

9.Возможность и интенсивность общения с внешкольными партнерами.

Индикатор: число учеников оценивших возможность общения.

Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране,

бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования

к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В

этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей

творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учёбе, в работе.

Социологический подход к воспитанию недостаточен для педагогики, так как

растущий человек осваивает информацию активно и избирательно. В психологии

и педагогике социальная среда понимается как объективно пережитая человеком

объективная реальность. Воспитательная среда часть социальной среды,

которая специально создаётся для формирования субъектов общественной

деятельности на всех уровнях общественной жизни.

В настоящее время выделяют такие приоритетные направления воспитания

личности, как осуществление возрастного подхода в процессе создания

благоприятной среды воспитания, укрепление духовных контактов между

воспитателями и воспитанниками в ходе сотрудничества в общем деле и

ответственного отношения к нему; постоянное побуждение человека к

самовоспитанию, к самообразованию.

Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания,

классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание

к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.

Имеются опасения, что в ближайшее время без работы останется более

полумиллиона подростков, обучающихся во вспомогательных школах и школах-

интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития.

В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно

распространяются (часто путем морального и физического принуждения)

стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией,

насилием и жестокостью по отношению к другим людям.

Острый психологический кризис несовершеннолетних, усугубляемый

отсутствием к ним внимания и доверия со стороны взрослых, таков, что

общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений.

Необходимо оздоровление социальной жизни детей и подростков и их

внутреннего мира. Это предполагает выявление причин деформаций в развитии

детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды

в интересах ребенка, построение процесса воспитания, способствующего

развитию нормальной личности.

Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть

гарантирована государством путем организации специальной государственной

социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в

реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья;

охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные

институты, общественные структуры.

Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в

личность — носителя социальных отношений, члена общества, способного

взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к

таким преобразованиям, он не получает биологических гарантий личностного

развития. Личностью надо "выделаться" в процессе социально активной жизни,

на уровне современной культуры. Но, чтобы ребенок смог принимать активное

участие в общественных событиях и отношениях, он должен быть воспитан, т.е.

усвоить данный уровень духовной и материальной культуры.

Сегодня следует учитывать изменение масштабов целостности

воспитательного процесса, поскольку сферы духовной культуры, социального

образования и воспитания, социальной работы все более органично сопрягаются

с социальным пространством и его временными характеристиками. Это

конструктивно воздействует на стратегию и технологию образовательно-

воспитательного процесса, придает всем субъектам деятельности более

устремленную личностно-гуманистическую ориентацию в сферах социальной

политики, образования и социальной работы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1

§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в

школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной

социально-педагогической работы.

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие

исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности,

попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя

государственные, общественные организации, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20—30-е гг. В

60-е гг. появились работники, специально ориентированные на воспитательную

деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной

воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-

организаторы и т. д.).

На рубеже 70—80-х гг. общественные потребности, достижения практиков

подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во

внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах

утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с

детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам

социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.

Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным,

кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а

чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт

социальных педагогов — специалистов по воспитательной и социальной работе с

детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с

подростковыми, молодежными группами и объединениями. В настоящее время в

высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности

«Социальная педагогика» и «Социальная работа».

Взаимозависимость личности, общества и истории. Очеловечивающая сила

истории делает ее неисчерпаемым источником обогащения духовной жизни людей.

Однако в истории есть и разрушительные потенции; овладевая личностью, они

производят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора

добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена

воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше

и совершеннее культура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а

не своеволием!) он обладает.

Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и

преемственностью, в свою очередь обусловленными воспитанием, образованием.

Вне этих главных факторов невозможно взаимопонимание людей, равно как и

культурное наследование.

Любой человек имеет социальную принадлежность и, следовательно,

социальные качества. Личность как субъективное начало получает свою

индивидуальную определенность только благодаря комбинации элементов

культуры, приобретаемых ею в различных общностях, а эти последние

жизнеспособны из-за культурного участия в них тех или иных людей.

Успехи человеческого общежития созданы совместными усилиями всех

культурных народов. Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то

на время прерывалось, в общем оно не прекращалось никогда. Сознание

определяется преимущественно характером общества, к которому принадлежит

личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состоит, чтобы

гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и

склонностями личностей, в них входящих.

Нация — это идея, пронизывающая материальную и духовную культуру

большого сообщества людей. Наиболее стабильное в этнической истории — это

дух народа, проявляющийся в любви к родному как изначально данному, будь то

язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на

базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значение.

Таким образом, национальное воспитание следует понимать как введение

индивида в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных

стремлений, выразившихся в этносе данного народа или народов, если речь

идет о много этнической нации, и как развитие способностей личности к

прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их

благотворного достижения, что служит на пользу и данной нации, и

человечеству в целом

Занимаясь ежедневными делами, человек вольно или невольно творит

историю. Мотивы деянии личности и есть в конечном счете движущая сила

истории, а воспитание мотивов, облагораживающее их, служит спасению

человечества. Среди них особое место занимает понимание смысла жизни —

представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную

активность.

Потребность в осмыслении жизни означает появление самоуважения, а в

дальнейшем — и социальной полноценности. Потребности (страсти, интересы),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.