скачать рефераты

МЕНЮ


Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

несмотря на существующий действующий раньше так называемый единый

воспитательный фронт. Стоит в этом месте указать на более общие

педагогические закономерности, с какими имеем дело в этом отношении в

современных условиях.

На мой взгляд, это объясняется прежде всего явлениями общественного

диссонанса, проявляющегося в отношении между широко понимаемым воспитанием

(социализацией) воспитанием в узком значении. В широком понимании

воспитание охватывает всякие явления и процессы, связанные с воздействием

общественно-культурной и естественной среды на человека, воспитывающих его

личность. В узком понимании это лишь осознанные и намеренные действия

учреждений или лиц, специализирующихся в этой деятельности и формирующие

личность согласно принятым образцам или воспитательному идеалу. Учет такой

дифференциации и сосредоточение внимания на воспитании, организованным

цельно и намеренно, имеет смысл тех пор, пока в данной широкой общественной

среде царит относительный порядок и гармония, а негативные явления,

влияющие на людей стихийно, не контролированным способом, не превышают

определенного тревожного уровня.

Вместе с превышением определённого критического или тревожного уровня

в валовом обществе, деятельность воспитательных учреждений нарушается и

может даже содействовать усугублению негативных явлений. Именно такой

процесс, наблюдается в воспитании, так как живём мы в эпоху больших перемен

и общественных напряжений.

Давление и темпы преобразующих процессов в обществе, их взаимодействие

и усиление негативных явлений вызывают то, что запланированные цели,

содержание, ценности и воспитательные процессы в духе гуманных идеалов

социализма - ослабляются или даже отменяются. Побеждают спонтанные процессы

приспособления отдельных единиц и общественных групп к действительному

образу жизни в семье, трудовой среде и месту жительства.

Мы убедились, что в быстро изменяющемся мире влияние социализации

становится не только более интенсивным, но и вместе с тем противоречивым,

что может ослабить или уничтожить планируемые условии воспитания.

Какое положение должны принять педагоги в этой обстановке? Кажется,

что единственно правильным будет творческое использование имеющихся

теоретических достижений психолого-педагогических наук и отдельных

индивидуальных концепций для возбуждения или регулирования образовательных

перемен.

Эта директива касается; в первую очередь, модернизации воспитательной

деятельности современной школы.

Школьное воспитание станет действенной силой прочного обновления и

саморегулирования, если сначала произойдёт перемена стиля программирования

каждой школы. Школа, как и другие воспитательно-просветительские

учреждения, должна получить определенное поле свободы, должна быть лишена

«сверх контроля» - главным образом административного - как явления,

вредного для воспитания.

Надо сделать всё, чтобы школа стала местом, где будут культивироваться

общечеловеческие ценности, прежде всего гуманные, где, несмотря на кризис

веры, доверия и всяких авторитетов, есть время и место задуматься над

организацией добросовестной жизни. Путём воспитательных и других

воздействий необходима будет переориентация в области признаваемых образцов

жизни и общественного повышения: с вертикальной ориентировки на

горизонтальную, с ориентировки "иметь" на ориентировку "быть", с

притязательских интересов на устремительские.

В школьной воспитании должна наступить концентрация внимания на

задачах и конкретных, действиях, а не лишь только на лице воспитанника В

воспитании надо акцентировать внимание на перспективу, на будущее, не

только на прошедшее и современность. Это даст молодежи принять позицию

антиципации идеального состояния и стремления к его осуществлению. В

воспитательной деятельности надо предпочитать направление на развитие

альтернативных решений. Это будет обозначать воспитание людей, склонных

планировать перемены в окружающей среде и в собственной личности, а но

только лишь поддерживающих существующую действительность, что является

важным в связи с необходимой перестройкой мышления и действий, формирования

ориентировок прообщественного поведения молодежи. Благодаря достижению этих

свойств возможной становится готовность людей к сотрудничеству и принятию

действий на благо других людей или учреждений.

В отношении к школе, ее воспитательной деятельности надо принять

принцип партнерства. Обновления требует и теория воспитания, роль которой в

формировании общественно-воспитательной практики будет намного больше, если

учесть предпосылки, вытекающие, из явлений общественного диссонанса. Ее

основой должны быть прежде всего общественные реальные факты, вытекающие из

общественного и экономического кризиса страны. Ведь воспитание является

действенным фактором общественных перемен и прогресса в разных сферах нашей

жизни.

Норма личности - это способность личности в своем развитии обретать

социальную сущность человека, имеющего такие особенности: отношение к

другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий

характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;

возможность проектировать свое будущее; внутренняя ответственность перед

собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла

жизни.

Искоренение причин психологического кризиса несовершеннолетних,

приводящего к противоправному, в том числе преступному, поведению, может

быть достигнуто только при коренном оздоровлении общества (экономическом,

социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и

подростков. При этом необходимо такое изменение системы воспитания, которое

обеспечивало бы оптимальные условия для саморазвития личности,

ориентированной на общечеловеческие ценности.

Понятно, что эти задачи из-за сложившегося состояния экономики и

науки, правового сознания и уровня нравственной, психологической и

педагогической культуры нашего общества в ближайшее время в полной мере

невыполнимы.

Задачи оздоровления общества, в том числе и системы воспитания

(включая и решение проблемы преступности), являются первостепенными и

должны быть представлены в долгосрочных программах развития нашего

общества.

Необходима кардинальная реформа социальной системы помощи детям и

подросткам, предусматривающая защиту их нравственности, здоровья и

конституционных прав, предупреждение и корректировку отклонений и

деформаций в поведении подростков. Должны быть преодолены такие

принципиальные недостатки, как разобщенность социальных, психологических,

педагогических, медицинских и правовых мер; смешение общевоспитательных и

специализированных функций, несоответствие между поставленными перед

органами власти задачами и возможностями их решения (финансового,

кадрового, методического, правового, информационного) и т. п.

Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть

гарантирована государством путем организации специальной государственной

социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в

реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья;

охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные

институты, общественные структуры.

Деятельность службы социальной помощи детям и подросткам должна

определяться в первую очередь личностным подходом к ним и строиться на

основе медико-социально-психологических характеристик личности.

Помощь детям и подросткам может быть непосредственной (улучшение

условий проживания и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и

здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и т. д.) или

опосредованной (через работу с родителями, учителями и другими взрослыми,

от которых зависит жизнь и благополучие несовершеннолетнего).

Формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство, подрывать

самоуважение и самооценку личности несовершеннолетних и их родителей,

создавать негативное отношение к родителям.

Организацию помощи не следует ограничивать только работой с самим

подростком. Обязательно надо привлекать к ней и его окружение, прежде всего

его семью.

Работа службы социальной помощи детям и подросткам должна строиться на

научно обоснованных принципах. Необходимо организовать постоянно

действующее подразделение, осуществляющее прикладные исследования в

интересах службы социальной защиты.

Социальная служба помощи создается для обеспечения социально-правовой

и психолого-медико-педагогической поддержки детям и подросткам через:

. содействие оптимизации условий их жизни и воспитания;

. охрану и защиту их личных и имущественных прав;

. разностороннюю помощь семьям, имеющим трудности в содержании и

воспитании несовершеннолетних или попавшим в экстремальные ситуации

(беженцы, пострадавшие от катастроф и др.);

. разностороннюю помощь семьям и несовершеннолетним из групп

повышенного риска;

. разностороннюю помощь несовершеннолетним, оставшимся (постоянно или

временно) без родителей или ставшим жертвами экстремальных

ситуаций, правонарушений или преступлений, постоянного употребления

наркотических веществ;

. реадаптацию и ресоциализацию несовершеннолетних, утративших

нормальный социальный статус, правонарушителей и преступников после

применения н мим предусмотренных законом мер.

Создаваемая служба социальной помощи должна иметь в своем составе:

. подразделения, работа которых направляется на оказание неотложной

помощи несовершеннолетним (телефон доверия, бригады неотложной

помощи, кабинеты анонимного приема, дома-убежища для детей и

подростков, экстренно нуждающихся в смене микросреды проживания);

. подразделения, которые оказывают несовершеннолетним первичную

помощь, изучают условия их жизни, выявляют десоциализирующие

факторы и определяют меры помощи и защиты детей и подростков.

Служба социальной помощи должна быть укомплектована штатными

педагогами, психологами, врачами, юристами, социальными работниками и

другими специалистами.

Социальная служба помощи должна быть создана как государственный

институт. Государство гарантирует необходимый минимум разносторонней помощи

детям (правовой, материальной, психологической, педагогической и пр.). Но

по характеру работы социальная служба помощи должна быть общественно-

государственной, объединяющей усилия общественных организаций и движение,

государственных служащих и частных лиц.

В районах с большой численностью населения социальная служба помощи

создает в каждом микрорайоне комплексные группы по охране прав и интересов

несовершеннолетних; по работе с семьями, имеющими трудности в содержании и

воспитании детей, семьями беженцев и жителей районов катастроф;

неблагополучными семьями; с детьми и подростками, требующими педагогической

и психологической коррекции личности; с детьми и подростками, отстающими в

развитии, инвалидами, другими детьми и подростками с выраженными

психическими и физическими недостатками и заболеваниями, нуждающимися в

социальной реабилитации в связи с глубокими конфликтами, бегством из дома,

уклонением от учебы и работы, принадлежностью к антиобщественным

группировкам, завершением лечения от токсикомании, наркомании, отбыванием

наказания.

Основным звеном социальной службы помощи является районная служба. В

ее составе — отдельные группы, которые действуют в микрорайонах. Наряду с

этим должны существовать межрайонные или городские подразделения службы, а

для помощи при различных катастрофах — областные, краевые, республиканские

и союзные органы службы. Районные службы создаются и работают на постоянной

основе, остальные организуются временно, по мере надобности.

В районной социальной службе помощи организуются два основных отдела:

социально-правовой помощи и психолого-медико-педагогической помощи.

Если это необходимо, для успешной работы службы создаются также

отделы: полового воспитания и гармонии семейной жизни; методический отдел,

отдел консультаций (по выбору профессий), организационно-информационный,

консультативной работы с учителями и воспитателями. Руководит работой

социальной службы помощи дирекция с финансовым и хозяйственным

подразделением.

Если это необходимо, при районной службе создаются такие

подразделения:

1. Центр психолого-педагогической реабилитации с детским садом и

школой (интернатного и полуинтернатного типа) индивидуального

обучения, включая обеспечение занятий на дому и в медицинских

клиниках с детьми, не способными длительный срок посещать школу.

2. Центр медико-психологической реабилитации со школой и полирежимным

психотерапевтическим стационаром для детей и подростков, имеющих

легкие, в начальной стадии отклонения в психическом здоровье,

эпизодически употребляющих алкоголь, наркотики и другие

одурманивающие вещества. Помещение в этот центр детей и подростков

осуществляется по желанию родителей и несовершеннолетних (по

заключению диагностической комиссии службы помощи). При центре

организуется загородный филиал.

При небольшом числе пациентов два центра могут быть объединены в

единый центр медико-психолого-педагогической реабилитации.

3. Производственный комплекс с престижными видами труда (например,

сборка компьютеров, кинофотоаппаратуры, музыкальной аппаратуры и другой

сложной техники).

4. Спортивно-культурный центр.

5. Бюро по обмену квартир семей несовершеннолетних, нуждающихся в

смене района проживания.

6. Центр неотложной помощи, включающий телефон доверия, кабинет

анонимного приема, приют для временного проживания несовершеннолетних и

матерей с детьми, комплексная бригада неотложной помощи.

7. Приют-убежище обычного типа и домашнего типа.

8. Центр реадаптации и ресоциализации для работы с

несовершеннолетними, вернувшимися из ВТК и специальных учебных заведений.

9. Сезонные лечебно-оздоровительные и спортивные лагеря.

Социальная служба обеспечивает помощь всем учреждениям района,

обеспечивающим обучение и воспитание, охрану физического и психического

здоровья, досуг, труд, перевоспитание несовершеннолетних.

Отдел психолого-медико-педагогической помощи осуществляет диагностику

психического развития, отклонений в развитии детей и подростков, выявляет

причины, трудности адаптации учащихся к школе, отклоняющегося поведения

детей и подростков; консультации, касающиеся выбора типа школы или учебных

классов, формы индивидуального обучения и воспитания, отношений родителей и

детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних; проводит

индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию поведения и психических

процессов несовершеннолетних, психотерапевтическую работу при начальных

стадиях психических отклонений у детей и подростков, при травмировании

психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений,

социальных, технологических и природных катастроф и Других травмирующих

событий, оказывает помощь в реадаптации и ресоциализации

несовершеннолетних.

В социальной службе помощи работают психологи — специалисты в области

общей, возрастной, педагогической, социальной и медицинской психологии,

психологии труда и юридической психологии; педагоги, в том числе получившие

специальную подготовку для работы с несовершеннолетними с отклоняющимся

поведением; воспитатели; социальные работники различной специализации

(юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, организаторы

досуга и др.); учителя-дефектологи; врачи (детские психиатры,

психоневрологи и невропатологи, психотерапевты, наркологи, педиатры и др.);

юристы, специалисты по половому воспитанию, сексологи, социологи;

технический и вспомогательный персонал.

§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы

По вопросам внеклассной работы я проводила исследование в школе № 37,

и получила следующие результаты:

Комментарий к анкете школьника.

Опрос проводился в 1998 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «В»

класс (19 человек), 10 «Б» класс (25 человек), 6 «А» класс (30 человек), 6

«Д» класс (7 человек), 6 «Г» класс (14 человек).

В результате обработки анкет я получила следующие данные:

В параллели шестых классов дети считают внеклассную работу достаточно

эффективной – в среднем 8.4 балла.

В 10-х классах средний гораздо ниже: 10 «В» - 4 балла, 10 «Б» - 7.9

балла. В 6-х классах интересной внеклассную работу считают – 7.8 балла

опрошенных. Таким же получился результат в 10 «Б», в 10 «В» - ее считают

абсолютно не интересной (2.5 балла). Очень низкий бал (3.8 балла) в участии

в общешкольной работе у всех классов, так же низок и интерес к ней,

приблизительно 4.1 балла в 10-х классах, в шестых классах несколько выше

(6.9 балла).

Учащиеся 6-х классов считают, что внеклассная работа очень развивает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.