скачать рефераты

МЕНЮ


Внеклассная работа по иностранному языку

Внеклассная работа по иностранному языку

Министерство образования РФ

Владимирский Государственный Педагогический Университет

Кафедра педагогики

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Выполнила:

Привезенцева Ольга Николаевна –

студентка факультета иностранных языков,

группа А-52.

Научный руководитель:

Даведьянова Нина Сергеевна –

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики.

Владимир, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

5

§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое

явление 5

§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая

система 7

а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7

б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10

в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по

иностранному языку 12

Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному

языку 22

§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22

§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33

§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38

§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку

43

§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по

иностранному языку 50

§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по

иностранному языку 55

Заключение 58

Список литературы 61

Приложения 63

Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира 63

Путешествие в страну "Хампельманию" 70

Введение

Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку

имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.

Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и

способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,

развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических

вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры

другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру

своей страны.

В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и

практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое

обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной

работе. [1,151].

В 20 – 80е годы ХХ века в советской школе внеклассная работа по

иностранным языкам велась достаточно активно, являясь продолжением

регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов ХХ века в

отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства»,

когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе

внеклассная работа по иностранным языкам. Это объяснялось главным образом

причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из

учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе

факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом

ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне

рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство

образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и

несколько улучшили финансирование системы образования, возникла

необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в

отечественной школе.

Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и

системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и

содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое

распространение в системе образования получила работа с компьютерами,

использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в

процессе контроля знаний, умений, навыков.

Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли

тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой

культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к

значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной

работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала

возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным

языкам.

Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся

общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и

методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по

иностранным языкам. В данном исследовании мы руководствовались этой

насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам.

Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми

подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.

Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной

заинтересованности. Это связано с моей будущей профессией учителя

иностранного языка, использующего в своей практической деятельности

самостоятельно разработанные методические рекомендации и материалы к

внеклассной работе по иностранным языкам.

Источники исследования: монографии отечественных авторов по

дидактике, учебные пособия для ВУЗов, статьи учёных, педагогов, учителей-

практиков в педагогической периодике (главным образом в журнале

«Иностранные языки в школе»), а также собственные методические разработки

для внеклассной работы по иностранному языку.

Объект исследования

Внеклассная работа по учебным предметам в современной школе.

Предмет исследования

Внеклассная работа по иностранным языкам в современной школе.

Цель исследования

Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной

работы по иностранным языкам и представить собственные методические

разработки и рекомендации в данной области.

Задачи исследования

1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной

работы в современной школе;

2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по

иностранному языку с точки зрения системного подхода;

3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм,

факультативных занятий, календарных и тематических праздников,

экскурсий, домашних работ учащихся и использования средств

массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во

внеклассной работе по иностранному языку;

4) представить собственную методическую разработку по творчеству У.

Шекспира и дополнить различные формы внеклассной работы по

иностранному языку собственными методическими рекомендациями.

Методы исследования

1) теоретический анализ педагогической литературы;

2) систематизация материалов по структурным (системным) компонентам

внеклассной работы по иностранному языку;

3) классификация различных форм внеклассной работы по иностранному

языку;

4) практическая разработка методических рекомендаций по внеклассному

мероприятию.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

. осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по

иностранному языку как педагогической системы (принципы

организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и

методы внеклассной работы по иностранному языку);

. представлена педагогическая характеристика отдельных форм

внеклассной работы по иностранному языку (игра,

факультативные занятия, календарные и тематические праздники,

экскурсии, СМИ и сеть «Интернет», домашние работы учащихся);

. по каждой форме воспитательной работы представлены

собственные методические рекомендации;

. в приложении представлена авторская методическая разработка

«Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма

Шекспира».

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты

могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно:

в лекциях, семинарах и лабораторно-практических занятиях по дидактике,

методике преподавания иностранных языков, в процессе написания курсовых и

дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов, а также в

педагогической деятельности учителей иностранных языков в современной

школе.

Структура дипломной работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и

приложения.

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое

явление

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, внеурочная работа, составная часть учебно-

воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного

времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась

учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством,

организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеклассная работа

получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться

разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С.

Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги

рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности,

основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С

созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная

работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.[1, 151].

До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного

образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации.

Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким

активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной

воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в

роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное

общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить Внеурочную работу не

смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.

Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался

поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность

школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила

школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы

внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными

задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для

проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для

детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии,

элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.[1, 151].

Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с

внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному

направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и

т.п. Развитие художественного и технического творчества учащихся,

художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт,

туризм и т. д. С учётом воспитательного значения производственной трудовой

деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов и

других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и

учреждений.

Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи

в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во

время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме

внеурочной работы относится организация продлённого дня. Во внеурочной

работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет

большинству школьников принять участие в организаторской деятельности,

формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от

активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя

придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Различные виды самостоятельной учебной

деятельности школьников. Часть внеурочных учебных занятий непосредственно

связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка

докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др.

часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и

выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки,

факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством,

техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы

учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по

своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе

обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление

учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности

смыкается с внеурочной воспитательной работой. [2,152].

Участие школьников в общественно полезной деятельности с

использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует

осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения

к образованию.

Воспитательное и образовательное значение внеурочных учебных занятий

высоко оценивалось педагогами с самого начала становления советской школы.

В современной дидактике виды внеурочных учебных занятий трактуются как

внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы

учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для обществ, целей,

должно указываться в учебных программах. Организация их и первоначальная

помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого

рода внеклассная работа является естественным продолжением преподавания.

[2,152].

§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая

система

Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-

воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть

единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ[1] можно

определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой

проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за

пределы обязательных учебных программ.

а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку

В основе функционирования системы внеклассной работы по любому

предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание,

формы, методы, направление педагогического воздействия на личность,

характер связи отдельных элементов системы.

Принципы внеклассной работы по иностранному языку – исходные

положения, которые определяют требования к её содержанию, методам и

организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной

работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической

деятельности учителя – организатора внеклассной работы.

Внеклассная работа строится на следующих принципах: [30, 63].

1) Принцип связи обучения с жизнью.

Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной

работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка.

Основные условия реализации этого принципа следующие:

. систематическое ознакомление подростков и старших школьников с

актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;

. широкое использование краеведческого материала;

. встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей

профессиональной деятельности;

. включение материалов на иностранном языке в общешкольные

мероприятия;

. использование на внеклассных занятиях материалов из жизни

школы;

. привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к

работе над избранной тематикой.[30, 64].

2) Принцип коммуникативной активности учащихся.

Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во

внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и

доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями,

чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на

занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования

коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов

деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.