скачать рефераты

МЕНЮ


Внеклассная работа по иностранному языку

неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и

занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный

уровень.[30, 65].

3) Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и

преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.

Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться

сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания

содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в

речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к

иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и

внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование

темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе

тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие

наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем –

конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и

обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение лексико-тематических

связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для

решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач. [30,

67].

4) Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом

определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения

иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и

учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю

осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по

иностранному языку, определять её задачи и способы организации на каждом

этапе. [30, 68].

5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы

основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов,

возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров,

распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды

деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении

наиболее благоприятным является включение на определённом этапе

индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в

результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с

мотивами и переживаниями коллектива. [30, 69].

6) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной

работы по иностранному языку.

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели

всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне

развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности

человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В

осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований

системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию

подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по

иностранному языку должна проводиться не изолировано, а тесной

взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных

материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе

кружков клубов знатоков страны изучаемого языка обогащает внеклассную

работу по иностранному языку, способствует повышению интереса к ней

учащихся и качества её проведения. [30, 71].

Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от

учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:

. добровольность участия;

. сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

. занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

. эстетичность всех проводимых мероприятий;

. четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных

мероприятий;

. наличие целевых установок и перспектив деятельности;

. широкое использование методов педагогического стимулирования

активности учащихся;

. гласность;

. привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению

мероприятий с учащимися более младшего возраста.

Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе

обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и,

вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.

б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку

Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по

иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной

работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть

продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении

внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка

должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении

практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны,

экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются

со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

. расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении

иноязычной коммуникативной деятельностью;

. стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

. всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-

волевую и духовно-нравственную сферы.

Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:

. усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках

ИЯ;

. помощь ребёнку в формировании мировоззрения;

. развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных

вкусов;

. воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык

которой изучается.

Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-

педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств

личности того или другого возраста дает возможность правильно определить

содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.

В основном, начальный этап организации внеклассной работы по ИЯ (5-6

классы) совпадает с младшим подростковым возрастом. Учащиеся этих классов

имеют много общего с младшими школьниками, однако в пятом классе изменяются

условия их жизни и учебной деятельности, что предъявляет более высокие

требования к их психике. У учащихся этого возраста мотивы деятельности

очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство долга,

жизненные планы, а интересом к самой деятельности. В связи с этим не имеет

смысла чрезмерно увлекаться разъяснением социальной и личностной значимости

иностранного языка. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную

увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать ее

таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых

результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их

деятельность на последующих этапах внеклассной работы. Внимание родителей и

всего коллектива школы к достижениям учащихся в изучении иностранного языка

имеет для них огромное значение и во многом определяет отношение к

предмету. [3, 127].

На среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую

социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов

поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их

память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание

приобретает целенаправленный характер, речь становится более управляемой и

развитой. Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим

интересам, не любят ограничения своей самостоятельности со стороны

взрослых. [3, 129].

На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему

развитию своей личности, углубленному усвоению знаний. В этом возрасте

формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность,

увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения

становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается.

Большое значение для юношей и девушек приобретает общение со своими

сверстниками. Общение для них - неотъемлемая часть их жизни, канал

информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование

индивидуального стиля поведения старшеклассников. [3, 133].

Следует обратить внимание на то, что в процессе организации

внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические

особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень

его развития, степень организационного, психологического,

интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности

коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса

во время выполнения задач по внеклассной работе.

Знание психологических особенностей учеников - необходимая

предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы,

определения содержания этих форм, организации и проведения внеклассного

мероприятия.

Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы почти полностью

совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней

наблюдаются существенные различия.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в

отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя

вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в

соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться

языком дополнительно с какими-то определенными целями.

Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает

учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной

работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное

время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет

содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать,

углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в

отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы

их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея,

школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков

и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы

осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска

стенгазет на иностранном языке и т. д. При этом зачастую учителя выражают

письменную оценку деятельности школьников через благодарственные записи в

дневнике или отметкой в журнале, либо тем и другим вместе.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении

внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя

играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше

самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в

организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих

интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям. [10, 141].

в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по

иностранному языку

В методической литературе и в практике школы традиционно различают

три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В

основу такого распределения возложен признак количественного охвата

участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И. Шепелева

предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-

структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к

организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые - к

неструктурным. [30, 97].

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной

структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной

самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и

т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:

. соревновательные,

. средства массовой информации,

. культурно-массовые,

. политико-массовые.

Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.

Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада,

викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление,

бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия

культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным

традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет,

посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов,

актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи

со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера:

форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и

прочие.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную

структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими

интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные,

вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и

т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех

классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов -

литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали

себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности,

например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и

просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в

кружках, как правило, проводятся регулярно.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками,

которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о

значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни,

отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют

наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.

Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически. [10,

101].

В педагогической литературе есть понятие "объединяющие формы

внеклассной работы" (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина). К объединяющим формам

относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки,

киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых. Клубы являются

эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют

учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство

для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами

внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения

и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и

находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов,

исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со

зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов. Каждая команда,

которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню и форму.

Как "домашнее задание" участники клуба готовят инсценировку произведений

известных зарубежных писателей и драматургов. [10, 112].

В нашем городе работают не мало учителей иностранного языка, ведущих

очень серьезную внеклассную воспитательную работу с целью повышения

интереса и развития речевых навыков учащихся по тем или иным иностранным

языкам. В частности, весьма интересен педагогический опыт учителя немецкого

языка школы № 39 заслуженного работника культуры РФ М.М. Костакова. В его

работе имеют место как массовые, так и групповые и индивидуальные формы

внеклассной работы по иностранному языку. Его ученики принимали участие в

вечерах, утренниках, олимпиадах, конкурсах, КВНах. Один раз в четверть или

полугодие они проводят тематические литературные вечера. В ходе недели

иностранного языка они обычно организуют вечер дружбы Германии и России,

утренник «Что за прелесть эти сказки!», викторины, выставки рисунков и

поделок, проходят открытые уроки; кроме того, проводятся музыкальные

вечера, встречи с интересными людьми под девизом «ФРГ глазами российского

туриста», вечера инсценированной сказки и многое другое.

Важным элементом познавательной деятельности учащихся являются и ее

мотивы. Вопрос о мотивах учения довольно хорошо разработан в современной

педагогической науке. Опираясь на теоретические и практические

исследования А. Марковой, Г. Щукиной и других дидактов, мы трактуем мотив

как субъектную причину (осознанную или неосознанную) того или иного

поведения, действия человека. Мотив – психическое явление, непосредственно

побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его

осуществлению. Во внеклассной воспитательной работе по ИЯ, также как и в

любом ином виде познавательной деятельности, мы развиваем как

познавательные, так и социальные мотивы учения. Это означает:

1) необходимо организовать внеклассную работу таким образом, чтобы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.