скачать рефераты

МЕНЮ


Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв

Ярослава, брата своего, в сторужу, а сам стал на поле у Ростова. Мстислав

же посоветовался с новгородцами, и послали Добрыню Рагуиловича вперед себя

в сторужу; Добрыня же прежде всего перехватал сборщиков дани. Узнал же

Ярослав, стоя на Медведице в сторуже, что сборщики схвачены, и побежал в ту

же ночь, и прибежал к Олегу, и поведал ему, что идет Мстислав, а сторожи

схвачены, и пошел к Ростову. Мстислав же пришел на Волгу, и поведали ему,

что Олег повернул назад к Ростову, и пошел за ним Мстислав. Олег же пришел

к Суздалю и, услышав, что идет за ним Мстислав, повелел зажечь Суздаль

город, только остался двор монастырский Печерского монастыря и церковь

тамошняя святого Дмитрия, которую дал монастырю Ефрем вместе с селами. Олег

же побежал к Мурому, а Мстислав пришел в Суздаль и, сев там, стал посылать

к Олегу, прося мира: "Я младше тебя, посылай к отцу моему, а дружину,

которую захватил, вороти; а я тебе буду во всем послушен". Олег же послал к

нему, притворно прося мира; Мстислав же поверил обману и распустил дружину

по селам.

И настала Федорова неделя поста, и пришла Федорова суббота, и когда

Мстислав сидел за обедом, пришла ему весть, что Олег на Клязьме, подошел,

не сказавшись, близко. Мстислав, доверившись ему, не расставил сторожей, -

но Бог знает, как избавлять благочестивых своих от обмана! Олег же

расположился на Клязьме, думая, что, испугавшись его, Мстислав побежит. К

Мстиславу же собралась дружина в тот день и в другой, новгородцы, и

ростовцы, и белозерцы. Мстислав же стал перед городом, исполчив дружину, и

не двинулся ни Олег на Мстислава, ни Мстислав на Олега, и стояли друг

против друга 4 дня. И пришла к Мстиславу весть, что "послал тебе отец брата

Вячеслава с половцами".

И пришел Вячеслав в четверг после Федорова воскресенья, в пост. А в

пятницу пришел Олег, исполчившись, к городу, и Мстислав пошел против него с

новгородцами и ростовцами. И дал Мстислав стяг Владимиров половчанину,

именем Кунуй, и дал ему пехотинцев, и поставил его на правом крыле. И

Кунуй, заведя пехотинцев, развернул стяг Владимиров, и увидал Олег стяг

Владимиров, и испугался, и ужас напал на него и на воинов его. И пошли в

бой обе стороны, и пошел Олег против Мстислава, а Ярослав пошел против

Вячеслава. Мстислав же перешел через пожарище с новгородцами, и сошли с

коней новгородцы, и соступились на реке Кулокше, и была сеча крепкая, и

стал одолевать Мстислав. И увидел Олег, что двинулся стяг Владимиров, и

стал заходить в тыл ему, и, убоявшись, бежал Олег, и одолел Мстислав. Олег

же прибежал в Муром и затворил Ярослава в Муроме, а сам пошел в Рязань.

Мстислав же пришел к Мурому, и сотворил мир с муромцами, и взял своих

людей, ростовцев и суздальцев, и пошел к Рязани за Олегом. Олег же выбежал

из Рязани, а Мстислав, придя, заключил мир с рязанцами и взял людей своих,

которых заточил Олег. И послал к Олегу, говоря: "Не убегай никуда, но пошли

к братии своей с мольбою не лишать тебя Русской земли. И я пошлю к отцу

просить за тебя". И обещал Олег сделать так. Мстислав же, возвратившись в

Суздаль, пошел оттуда в Новгород, в свой город, по молитвам преподобного

епископа Никиты. Это было на исходе 6604 года, индикта 4-го наполовину.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ВЕЛЕСОВА КНИГА

Перевод: Бус Кресень(Александр Игоревич Асов)

Оглавление

Прославление великого Триглава

Глава 1. ИСХОД ИЗ СЕМИРЕЧЬЯ

Глава 2. РУСИЧИ В СИРИИ И ЕГИПТЕ

Глава 3. СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА

Глава 4. ВОЙНЫ С ГРЕКАМИ И РИМЛЯНАМИ

Глава 5. БОРЬБА С ГОТАМИ И ГУННАМИ

Глава 6. АВАРСКОЕ ИГО, ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И ПРИХОД ВАРЯГОВ

Прославление великого Триглава :

II 11а

"И вот начните,

во-первых - главу пред Триглавом склоните!"

- так мы начинали,

великую славу Ему воспевали,

Сварога - Деда богов восхваляли,

что ожидает нас.

Сварог - старший бог Рода божьего

и Роду всему - вечно бьющий родник,

что летом протек от кроны,

зимою не замерзал,

живил той водою пьющих!

Живились и мы, срок пока не истек,

пока не отправились сами к Нему

ко райским блаженным лугам!

И Громовержцу - богу Перуну,

Богу битв и борьбы

говорили:

"Ты, оживяющий явленное,

не прекращай колеса вращать!

Ты, кто вел нас стезею правой

к битве и тризне великой!"

О те, что пали в бою,

те, которые шли, вечно живите вы

в войске Перуновом!

И Свентовиту мы славу рекли,

он ведь восстал богом Прави и Яви!

Песни поем мы Ему,

ведь Свентовит - это Свет.

Видели мы чрез Нем Белый Свет.

Вы посмотрите - Явь существует!

Нас Он от Нави уберегает -

Мы восхваляем Его!

Пляшущего мы воспевали,

к нашему Богу взывали мы,

ибо тот Бог - Землю нашу носил,

звезды держал,

Свет укреплял.

Славу творите во всем Свентовиту:

"Слава Богу нашему!"

Скорбите же сердцем нашим -

этим вы смели отречься

от злого деяния нашего,

и так притекли к добру.

Пусть обнимаются дети!

И творите:

"Все сотворенное

не может войти в расторгнутый ум!"

Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,

ибо тайна та велика есть:

как Сварог и Перун -

- есть в то же время и Свентовит.

Эти двое охватывают небо,

сражаются тут Чернобог с Белобогом

и Сваргу поддерживают,

чтоб не был повержен тот бог Свентовит.

За теми двумя - Велес, Хорс и Стрибог.

Затем - Вышень, Леля, Летеница.

II 11б

Затем Радогощ, Крышень и Коляда,

за ними - Удрзец, Сивый Яр и Дажьбог.

А вот Белояр, Ладо, также Купала,

и Сенич, и Житнич, и Венич,

и Зернич, Овсенич, и Просич,

и Студич, и Ледич, и Лютич.

За ними вслед Птичич, Зверинич, и Милич,

и Дождич, и Плодич, и Ягодинич,

и Пчелич, Ирестич, и Кленич,

Озернич, и Ветрич, Соломич,

и Грибич, и Лович, Бесидич,

и Снежич, и Странич, и Свендич,

и Радич, Свиетич, Корович,

и Красич, и Травич, и Стеблич.

За ними суть -

Родич, Масленич, и Живич,

и Ведич, и Листвич, и Цветич,

и Водич, и Звездич, и Громич,

и Семич, и Липич, и Рыбич,

Березич, Зеленич, и Горич,

и Страдич, и Спасич, Листвеврич,

и Мыслич, и Гостич, и Ратич,

и Стринич, и Чурич - Родич,

и тут Семаргл-Огнебог -

он чистый и яростный, быстро рожденный.

То суть - Триглавы всеобщие.

Сюда ты придешь,

и тут же служитель ворота откроет,

и пустит сюда -

в прекрасный сей Ирий.

Течет Ра-река там,

та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.

И Числобог наши дни здесь считает.

Он творит свои числа богам,

быть дню Сварожьему, быть ли ночи.

И дни отсекает,

поскольку он - явский,

он сам в божьем дне.

В ночи ж никого нет,

лишь бог Дид-Дуб-Сноп наш.

Славься Перун - бог Огнекудрый!

Он посылает стрелы в врагов,

верных ведет по стезе.

Он же воинам - честь и суд,

праведен Он - златорун, милосерд!

II 7е

Как умрешь,

ко Сварожьим лугам отойдешь,

и слово Перуницы там обретешь:

"То никто иной - русский воин,

вовсе он не варяг, не грек,

он славянского славного рода,

он пришел сюда, воспевая

Матерь вашу,

Сва Матерь нашу, -

на твои луга,

о великий Сварог!"

И Сварог небесный промолвит:

"Ты ступай-ка, сын мой,

до красы той вечной!

Там увидишь ты деда и бабу.

О как будет им радостно, весело

вдруг увидеть тебя!

До сего дня лили слезы они,

а теперь они могут возрадоваться

о твоей вечной жизни

до конца веков!

Той красе ты еще не внимал,

ибо вои (вы?) Ясуни не знали(?).

Вы же все не такие, как греки,

вы имели славу иную

и дошли до нашего Ирия,

здесь цветы увидели чудные,

и деревья, а также луга.

Вы должны тут свивать снопы,

на полях сих трудиться в жатву,

и ячмень полоть,

и пшено собирать

в закрома Сварога небесного.

Ибо то богатство иное!

На земле вы были во прахе,

и в болезнях все, и в страданиях,

ныне ж будут мирные дни".

Мы стояли на месте своем,

и с врагами бились сурово,

и когда мы пали со славою,

то пошли сюда, как и те.

И вот Матерь Сва бьет крылами

по бокам своим с двух сторон,

как в огне вся сияя светом.

И все перья Ее - иные:

красные, синие, рыже-бурые,

желтые, и серебряные,

золотые, и белые.

И так же сияет, как Солнце-царь,

и идет Она близ ясуни,

и так же сияет седьмой красой,

завещанной от богов.

И Перун, увидев Ее, возгремит

громами в том небе ясном.

И вот это - наше счастье,

и мы должны

прилолжть все силы,

чтоб видеть,

как отсекают

жизнь старую нашу от новой,

так точно, как рассекают

дрова в домах огнищанских.

И Матерь Слава

крылами бьет.

Идем мы под наши стяги,

и это - стяги ясуни!

Глава 1. ИСХОД ИЗ СЕМИРЕЧЬЯ.

8/2 - 1. Прилет птицы, поющей о битвах и медоусобицах.

Вот прилетела к нам птица, и села на древо, и стала петь, и всякое перо ее

иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи, как днем, и поет она песни о

битвах и междоусобицах. Вспомним о том, как сражались с врагами отцы наши,

которые ныне с неба синего смотрят на нас и хорошо улыбаются нам. И так мы

не одни, а с отцами нашими. И мыслили мы о помощи Перуновой, и увидели, как

скачет по небу всадник на белом коне. И поднимает Он меч до небес, и

рассекает облака, и гром гремит, и течет вода живая на нас. И мы пьем ее,

ибо все то, что от Сварога, - то к нам жизнью течет. И это мы будем пить,

ибо это - источник жизни божьей на земле. И тут корова Земун пошла в поля

синие и начала есть траву ту и давать молоко. И потекло то молоко по хлябям

небесным, и звездами засветилось над нами в ночи. И мы видим, как то молоко

сияет нам, и это путь правый, и по иному пути мы идти не должны. И было так

- потомок, чувствуя славу свою, держал в сердце своем Русь, которая есть и

пребудет землей нашей. И мы ее обороняли от врагов, и умирали за нее, как

день умирает без Солнца и как Солнце гаснет. И тогда становилось темно, и

приходил вечер, и вечер умирал, и наступала ночь. А в ночи Велес шел в

Сварге по молоку небесному, и шел в чертоги свои, и к заре приводил нас до

врат (Ирия). И там мы ожидали, чтобы начинать петь песни и славить Велеса

от века до века, и храм Его, который блестит огнями многими, и стояли мы

(пред Богом), как агнцы чистые. Велес учил праотцов наших землю пахать, и

злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и

чтить Его как Отца божьего.

Отцам нашим и матерям - слава! Так как они учили нас чтить богов наших и

водили за руку стезей правой. Так мы шли и не были нахлебниками, а были

русскими - славянами, которые богам славу поют и потому - суть славяне.

9а - 2. Легенда о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов.

В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей и двух

сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена

отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. И там

мать их, которую звали Славуня, им приготавливала все необходимое. И

сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должны выдать своих дочерей

замуж, чтобы увидеть внуков". Так сказала она, и запряг Богумир повозку и

поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался

ночевать у костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают

три мужа на конях. И сказали они: - Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им

Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами - в походе, дабы найти

себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.

Отсюда начало трем родам. И соединились они, и славны были. Отсюда идут

древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя - Древа, а

другая - Скрева, а третья - Полева. Сыновья же Богумира имели имена - Сева,

и младший - Рус. От них идут северяне и русы. Три же мужа были, все три -

Утренник, Полуденник и Вечерник. Создались роды те в Семиречье, где мы

обитали за морем в крае зеленом, когда были скотоводами. И было это за

тысячу триста лет до Германареха. И в те времена была борьба великая за

берега моря Готского, и там праотцы наши возводили курганы из белых камней,

под коими погребли мы бояр и вождей своих, павших в сече.

9б - 3. А до этого были отцы наши на берегах моря у Ра-реки.

Мы пришли из края зеленого к Готскому морю, и тут растоптали готов, которые

были преткновением на нашем пути. И так мы бились за эти земли и за жизнь

нашу. И так мы бились за эти земли и за жизнь нашу. А до этого были отцы

наши на берегах моря у Ра - реки (Волги). И с великими трудностями для нас

мы переправили своих людей и скот на сей берег, и пошли к Дону, и там готов

увидели на юге и Готское море. И увидели мы против себя вооруженных готов и

так были принуждены биться за жизнь и проживание свое, когда гунны шли по

стопам отцов наших и, нападая на них, людей били и забирали скот. И так род

славен ушел в земли, где солнце спит в ночи, и где много травы и тучных

лугов, и где реки от рыб полны, и где никто не умирает. Готы же были тогда

в крае зеленом и немного опередили отцов наших, идущих от Ра-реки. Ра -

река - великая, она отделяет нас от иных людей и течет в море Фасисте

(Каспийское). Тут муж рода Белояру перешел на ту сторону Ра - реки и

упредил там синьских купцов, идущих к фряженцам, поскольку гунны на острове

своем поджидали гостей - купцов и обирали их. И было это за полстолетия до

Алдореха. А еще раньше, в древности, род Белояров был сильным. И от гуннов

торговцы прятались за мужами Белояровыми и говорили, что дают серебро и два

коня золота, чтобы пройти и избежать угрозы гуннской, и так пройти мимо

готов, также суровых в битве, и дойти до Днепра. И кони у них бесчисленны,

и дважды берут они дань. Из-за того купцы, стекавшиеся к нам, вернулись в

Китай и не приходили уж никогда более.

3 22 - 4. Легенда о даровании Квасуре и Богумиру сурицы.

Также расскажем о том, как Квасура получил от богов тайну -как

приготавливать сурину. И мы должны на Радогоще около богов радоваться, и

плясать, и венки подбрасывать к небу, и петь, славу богам творя. Квасура

был мужем сильным и от богов вразумляемым. И тут Ладо, придя к нему,

повелела вылить мед в воду и осуривать его на солнце. И вот Солнце - Сурья

сотворило то, что он забродил и превратился в сурицу. И мы пьем ее во славу

божью. И было это в века докиевские, и муж тот был во сто крат весьма

выделен (богами), и передал он (тайну) отцу Богумиру (Благомиру), и тот

получил поучение от Сварожича, как творить квасуру, называемую сурыней. И

это (мы вспоминаем) на нашем Радогоще. И вот когда наступают дни Овсеня, мы

оканчиваем жатву и радуемся этому. И если иной не удержит своего естества в

этот раз и скажет безумное - то это от Чернобога. А другой получит радость

- и это от Белобога. И так мы должны искать друзей и врагов... Куя мечи

наши на силу вражью, мы получаем силу божескую, чтобы поразить врагов наших

с обеих сторон. И этот Богумир сурью сотворил, когда те предрекли ему

славу. И были они, и она (сурья) была, когда боги рекли хвалу... И вот

установили они роды для себя, и потому боги - причина родов, и так стали

иметь они родные те роды. И так Сварог - Отец, а прочие - суть сыны Его. И

мы должны были покоряться Ему, так же как покорялись Родителю, потому что

Он - Отец нашего рода. И этот род - воины от Кия до князей киевских.

5а - 5. Видели Орея, по облакам ходящего.

Вот жертва наша - это мед Сурья о девяти силищ, людьми на Солнце - Сурье

оставленный на три дня, затем сквозь шерсть процеженный. И это - есть и

будет нашей жертвой богам истинной, какую суть наши праотцы (давали). Ибо

мы происходим от Даждьбога, и стали славны, славя богов наших, и никогда не

просили и не молили их о благе своем. И вот боги говорят нам: "Ходите по

Руси и никогда к врагам!" Матерь Сва славу поет нам, чтобы мы воспевали

походы на врагов, и мы верили ей, так как эта слава (исходит) от птицы

вышней, по небу России летящей от нас. И вот князя нашего избрали, чтобы он

заботился о нас. Так как перейдет враг за границу нашу, если он ее не будет

оберегать, созывая рать. А какие мы сами - то Сноп знает, так как мы

молили, славу вознося, но никогда не просили Его, и никогда не требовали с

Него то, что необходимо нам для жизни. И вот смотрите на отца нашего Орея,

по облакам ходящего, восхищающегося силою кованья Перунова. И видел там

Орей, как Перун ковал мечи на врагов. И Он говорил ему во время кованья:

"Вот мы имеем стрелы и мечи на воинов тех. И не смейте их бояться, так как

повергнут они очи долу, и (число) воинов у них будет уменьшено до

количества пальцев на руках, так как к земле они согнутся, и станут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.