скачать рефераты

МЕНЮ


Женское образование в России

мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863

году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833

девочек.

В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских

женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт.

Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей

в 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут. В 1896 году

женщинам представилось право поступать в институты и университеты.

Важным событием в истории женского образования является первый

Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в

1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система

образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и

мужчин в образовании.

Таблица 1.1.

Динамика роста образованности женского населения России

(середина 19 века – начало 20 века)

| |1856 г. |1896 г. |1911 г. |

|Число учащихся девочек, тыс. |36.9 |810.3 |2130.1 |

|Процент к числу всех учащихся |8.2 |21.3 |32.1 |

|Процент к женскому населению |0.1 |1.3 |2.6 |

После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся

девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса

женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать

специальное образование, но и оставалось неграмотной. По данным переписи

1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской

местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин

национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек,

среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин.

1.1. Характеристика учебных заведений для девушек (середина XVIII - начало

XX вв.)

1.1.1. Смольный институт.

Смольный институт - первое в России среднее учебное заведение

закрытого типа. Создано по инициативе И.И.Бецкого в 1864 г. в Петербурге

при Воскресенском - Смольном Новодевичьем монастыре,. Под названием

«Воспитательное общество благородных девиц». В смольном институте учились

дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет.

Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования

его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году,

которая установило плохое знание воспитанницами русского языка и предписала

увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов

на русском языке. В то же время комиссия общечеловеческие цели воспитания в

институте чисто женскими.

С начало 19 века Смольный институт становится замкнутым,

привилегированным учебным заведением, в его «мещанскую» часть принимаются

не мещанские дочки, а менее обеспеченные дворянские дети. В нем вновь

усиливается влияние иноязычных культур, культивируется преклонение перед

царской фамилией, процветает лицемерие и ханжество.

В 1848 году «мещанская половина» Смольного института была

преобразована в Александровское училище и в том же году в нем был открыт

класс с педагогическим уклоном.

Назначенный в 1859 году в Смольный институт инспектором К.Д.Ушинский,

провел ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь учебно-

воспитательный процесс. Он ввел новый учебный план, организовал предметные

уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т.д.

Во второй половине 19 века по объему и характеру даваемых знаний

Смольный институт отставал от других женских гимназий и лишь в 1905 - 1907

гг. его программы были приравнены к программа Мариинских женских гимназий.

1.1.2. Женские гимназии

Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько

соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у

многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об

основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли

или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная,

где обучать подрастающих дочерей, и в то же время не имея сил примерится с

мыслью оставить их при элементарном или модном пансионном образовании. На

эти сердечные желания многих родителей отозвался предприимчивый и

энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории -

Н.А.Вышнеградский.

В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного

заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для

основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную

плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института

свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы

для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы

уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал

найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

Для образца такое женское училище было устроено на следующих

основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии

Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище,

подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по

назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного

наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная

надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего

педагогического персонала утверждалось попечителем.

К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект

определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись

средства для открытия параллельных классов.

Учебный курс включал в себя первоначально: русский язык, Закон Божий,

словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию,

французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование,

пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы. Особый интерес вызвала у

меня программа по рукоделию, тем более, что это связано с темой данной

дипломной работы (см. Приложение 1). Иностранные языки и танцы были

необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная

плата.

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин,

К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать

ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое

значение они предавали естественным наукам.

Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней

учительницы».

В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских

гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении

приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к

«особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году

«Нормальная учебная программа» (см. Приложение 2) окончательно уровняла

учебный курс гимназии с институтским курсом.

Женские гимназии ведомства императрицы Марии были платными учебными

заведениями, причем плата за обучение превышала плату в мужских гимназиях.

Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году

было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году

число женских гимназий и прогимназий составило 958.

1.1.3.Частные женские гимназии

С 1872 в России стали открываться частные женские гимназии, что было

вызвано недостатком числа женских средних учебных заведений, а так же

неудовлетворенностью общества содержанием обучения и объемом учебных курсов

в казенных женских гимназиях. По положению о частных женских

гимназиях 1972 года предусматривалось, что они обладают теми же правилами,

что и правительственные, обязаны придерживаться правил и программ,

установленных министерством народного просвещения, и подчинятся местному

учебному округу. В 70-х было открыто 23 таких гимназии: семь- в Санкт-

Петербурге, пять- в Харькове, четыре - в Москве и по одной в Орле, Одессе,

Киеве, Тифлисе, Омске, Иркутске. В связи с высокой платой за обучение

учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных

женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (

например женские гимназии в Царском Селе, классическая гимназия С. Н.

Фишер в Москве ). Некоторые частные женские гимназии носили сословный

характер, например женская гимназия аристократического типа княжны

Оболенской в Петербурге.

1.1.4. .Женский медицинский институт.

Женский медицинский институт - единственный в дореволюционной России

институт ,дававший высшее образование женщинам. В 1872 году при медицинско

-хирургической академии ( в Петербурге ) были организованы Женские

врачебные курсы, которые существовали на частные средства и за 15 лет

выпустили около 600 женщин - врачей. В 1887 году курсы были закрыты.

Приемником их был открытый в Петербурге В 1897 году Женский медицинский

институт, приравненный в 1904 году к медицинским факультетам университетов

и принятый на содержание казны. Окончившим женский медицинский институт

предоставлялись права лекаря (врача ) и право получения ученой степени

доктора медицины.

1.1.5. Женский педагогический институт.

Женский педагогический институт - высшее педагогическое учебное

заведение в России, основанное в Петербурге в 1903 году на базе женских

педагогических курсов. В институт принимались девочки не моложе 16 лет,

окончившие женские гимназии, институты благородных девиц. Институт имел

два отделения : физико - математическое и словесно - историческое. Курс

обучения делился на четыре года : два года изучались общеобразовательные

дисциплины, с третьего года начинались занятия по педагогике и

педагогическая практика. Для проведения практики при институте были созданы

женская гимназия, начальная школа, детский сад. В 1913 году в женском

педагогическом училось 1030 студенток. После 1917 года институт был

переименован в первый Петроградский государственный педагогический

институт.

1.2. Особенности педагогического процесса в «Воспитательном Обществе

благородных девиц»

Большой интерес для меня, в связи с темой дипломной работы,

представила программа воспитания и образования, разработанная специально

для «Воспитательного Общества благородных девиц» (см. Приложение 2). Моё

внимание привлекли цели и задачи, которые ставило для себя это учебное

заведение при воспитании своих подопечных, на что обращало большее внимание

при формировании личности девушки, от чего отталкивалось и на что опиралось

при организации воспитательного процесса.

Итак, 5-го мая 1764 года императрицею Екатериною II был подписан указ

о воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском

монастыре: «Для пользы государства»,-говорилось там, - «Повелеваем сенату

разослать по всем губерниям, провинциям и городам, дабы, ведая о сем новом

учреждении, каждый из дворян мог дочерей своих в младенческих летах

препоручить сему от нас учрежденному воспитанию».

Таким вызовом сопровождалось основание первого женского института в

России, который скоро стал слыть под именем Смольного монастыря, а на

официальном языке «Воспитательным Обществом благородных девиц».

Идеальная система воспитания как мальчиков, так и девочек, была

выработана известным Бецким, который увлек императрицу блестящей идеей

воспитать новое поколение людей. Была разработана вся программа

государственного воспитания с шести до восемнадцатилетнего возраста. Весь

этот период дети не должны были видеть свои семьи.

Нравственное воспитание как для мальчиков, так и для девочек было одно

и тоже; разница между ними была в научном образовании, которое для девочек

не считалось нужным и отодвигалось на второй план. Весь воспитательный

период девочки разделяли на четыре класса, или возраста; каждому

назначалось по три года. В первом возрасте (от 6 до 9 лет) для преподавания

назначались русский и иностранные языки, арифметика, рисование, танцы,

музыка вокальная и инструментальная, шитье и рукоделие; во втором возрасте

(от 9 до 12 лет) к этому добавлялась география с историей и некоторая часть

экономии или домостроительства; в третьем (от 12 до 15 лет) прибавлялось

чтение исторических и нравоучительных книг, часть архитектуры и геральдики.

Этим собственно и заканчивалось все учение. Геральдика является в ряде наук

как необходимая для развития чувства чести в благородном звании, конечно,

уже по влиянию западноевропейских примеров. Арифметике отдавалась очень

невиданная роль: предписывалось обучать этой науке благородных девиц с

целью, чтобы «вперед содержать в добром порядке домашнюю экономику». В

четвертом возрасте (от 15 до 18 лет) назначалось девицам «повторять свое

учение почти одной практикой». Большую же часть времени они должны были

употреблять на другие занятия: «дежурить понедельно по хозяйству, вести

запись по расходам, договариваться с поставщиками о припасах, каждую

субботу делать расчет и производить платеж, определять цену товара по его

качеству, смотреть, чтоб во всем наблюдаемом был совершенный порядок и

чистота». Кроме того, по две девицы должны были каждый день дежурить в

других классах, как помощницы учительницы: «и от сей практики навыкнуть

заблаговременно, как им, будучи матерями, обучать детей своих и в

собственном своем воспитании найдут себе великое вспоможение, в каком бы

состоянии им жить не случилось».

Для занятий с воспитанницами назначались учительницы во всех классах.

Учительницам предписывалось более всего учить благонравию: «Стараться,

чтобы девицы не привыкали излишне важничать или унылый вид являть. Паче

всего наставлять их в основаниях благоразумия, добронравия,

благопристойности, благородной, а не принужденной учтивости и всех

добродетелей. Чтобы от самого юношества и до возраста приучаемы были к

добродетелям, учтивости, ласковым и приятным разговорам не только с

равными, но и с самыми последними, какого бы звания кто ни был. Через такое

доброе поведение и поступки при первом их в свете вступлении учинятся они

отличными в обществе»

Под словом общество здесь нужно понимать светские собрания,

переродившиеся петровские ассамблеи, где при общих удовольствиях

сближались между собой благородные люди обоих полов и где женское влияние

должно было смягчать грубость мужской натуры. Только в таком обществе

русская образованная женщина могла иметь значение, и, естественно, что к

этому велось всё воспитание благородных девиц.

В интересах светского общества обращалось и особое внимание на

развитие остроумия в девушках.

На практике, действительно, должно было всё свестись к воспитанию

благородной светской барышни, т.к. иного идеала женщины не могла и вызвать

среда. Нельзя упрекнуть императрицу Екатерину, что она думала только о

воспитании дворянских дочерей. 13 января 1765 года императрица подписала

новый указ: «Для пользы общества требуется, чтобы всякого чина и женский

пол воспитан был в добронравии и в приличных состоянию его знаниях и

рукоделиях. В Воскресенском монастыре, учредить училище для малолетних

девушек (мещанского звания) под управлением главной начальницы Общества

благородных девиц».

Таким образом появилось мещанское отделение при Воспитательном

Обществе благородных девиц. Главные основания физического и нравственного

воспитания там были те же. Принимались только шестилетние девочки и

воспитывались до 18-летнего возраста. Обучались Закону Божьему, русскому и

иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, рукоделию, музыке и

пению. Кроме того, приучались к «домостроительству», т.е. к хозяйству, и в

4-м классе должны были быть изучены все женские рукоделия и работы, т.е.

шить, ткать, вязать, стряпать, мыть, чистить и всю службу экономическую

знать.

Воспитательное Общество благородных девиц с мещанским отделением

послужило образцом для других женских институтов, о распространении которых

заботилась уже императрица Мария Федоровна. Так, в 1797 году она открывает

в Петербурге на собственные средства сиротское училище на 50 беднейших

сирот мещанского сословия, вскоре затем названное Мариинским институтом. С

1798 по 1807 гг. Были открыты ещё 4 женских училища в Москве и Петербурге.

Институтское воспитание давало то, что соответствовало тогдашнему

идеалу барышни; оно стало привлекать родителей-помещиков, которые, живя в

своих поместьях, не имели возможности воспитать своих дочерей согласно с

этим идеалом. Дворянство стало на свои средства основывать женские

институты в разных провинциальных центрах, и все они поступали в то же

ведомство, в каком находились институты столичные. Только благодаря женским

институтам, у нас долгое время поддерживалось и распространялось женское

образование.

В сороковых и пятидесятых годах было обращено на женские институты

особое внимание. Они были значительно преобразованы. Цель женского

образования была определена «в образовании добрых жен и полезных матерей

семейств». С этой целью была разработана учебная часть «чтобы с

образованием, в надлежащей мере ума и сердца, воспитанницы могли

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.