Анализ эффективности производства и реализации молока в СПК "Новый путь" Пильнинского района Нижегородской области
Сумма затрат по статье корма на 1 цн молока увеличились на 25,8 рублей в том числе за счет увеличения расхода кормов на 9,1 рублей, и за счет роста их стоимости возросла на 16,7 рублей.
2.2 Анализ производительности труда на производстве молока
Главный путь снижения себестоимости продукции - это рост производительности труда. Следовательно, факторы роста производительности труда в тоже время оказывают влияние на себестоимость продукции. Однако рост производительности труда обеспечивает снижение себестоимости продукции лишь в случае, если он сопровождается снижением расходов на оплату труда и материальных затрат в расчете на единицу продукции, или же когда экономия затрат на оплату труда превышает рост расходов на материалы.
Прямой показатель производительности труда - выработка продукции в расчете на единицу затраченного времени или на одного работника . Обратный показатель - трудоемкость производства - количество рабочего времени ,затраченное на единицу продукции .
Проведем факторный анализ производительности труда в СПК «Новый путь».
Таблица 2.1.5
Факторный анализ производительности труда СПК «Новый путь»
Вид продукции
|
Затраты на 1 гол (чел.час.)
|
Продуктивность 1 гол/цн
|
Затраты труда
На 1 ц.(чел.час.)
|
Отклонение (+,-) чел.час
|
|
|
2005г
|
2007г
|
2005г
|
2007г
|
2005г
|
2007г
|
Усло-вное
|
общее
|
В т.ч. за счет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затрат на 1 цн
|
Продуктивности
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
молоко
|
142,8
|
111,1
|
3841
|
4371
|
3,4
|
2,5
|
0,03
|
-0,9
|
-3,37
|
2,47
|
|
|
В СПК «Новый путь» в 2007г по сравнению с 2005 г производительность труда на 1 ц молока снизилась на 0,09 чел.час.,в т.ч. за счет снижения затрат на 1 цн уменьшилось на 3,37 чел.час , а за счет продуктивности увеличилась на 2,47 чел. час .
На увеличение валовой продукции большое влияние оказывает производительность труда, которая выражает связь между объемом производства и затратами труда. Производительность труда - это способность человека создавать в единицу времени определенное количество продукции.
Общая сумма затрат на производство продукции может измениться из-за объема производства продукции, ее структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная заработная плата рабочих и административно-управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде ( при условии сохранения прежней производительной мощности предприятия).
Для оценки уровня производительности труда в сельском хозяйстве используется система обобщающих, частных, вспомогательных и косвенных показателей. К обобщающим показателям производительности труда относятся:
- производство валовой продукции сельскохозяйственного назначения на среднегодового работника, занятого в сельскохозяйственном производстве (с учетом обслуживающего и управленческого аппарата);
- производство валовой продукции за 1 человеко-день и 1 человеко-час, затраченные на производство сельскохозяйственной продукции.
Эти показатели рассчитываются, анализируются в целом по хозяйству, а также по растениеводству и животноводству.
2.3 Анализ использования и реализации молока в СПК «Новый путь»
Вся производимая продукция в сельском хозяйстве либо реализуется, либо расходуется на собственные нужды хозяйства.
Задача экономического анализа - выявить возможности наиболее рационального использования продукции ,увеличения объема продажи ее государству ,роста прибыли ,правильного распределения денежных доходов и прибыли в интересах укрепления экономики предприятия ,улучшения материальных и культурных условий жизни тружеников села .
В сложившихся условиях сельскохозяйственные предприятия реализуя молоко расплачиваются со своими долгами ,закупают ГСМ ,запчасти и т.д.
Как показывает практика особенно эффективно молоко использовать на реализационные цели .
Таблица 2.3.1
Использование сельскохозяйственной продукции СПК «Новый путь»
Показатели
|
Молоко , цн
|
|
|
2005
|
2006г
|
2007г
|
2007г к 2005г %
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Наличие на начало года
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Приход Всего :
|
10870
|
10059
|
12370
|
114
|
|
Вт.ч. произведено
|
10870
|
10059
|
12370
|
114
|
|
Приобретено
|
0
|
0
|
0
|
|
|
Расход Всего :
|
10870
|
10059
|
12370
|
114
|
|
В т.ч. реализовано
|
9329
|
8529
|
10799
|
115
|
|
На корм животным
|
1541
|
1530
|
1571
|
102
|
|
Наличие на конец года
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
Анализируя данные таблицы можно сделать вывод ,что производство молока в 2007 г по сравнению с 2005 г увеличилось на 14% , объем реализации молока увеличился на 15 %. В тоже время на корм животным увеличилось на 2%.
Уровень товарности - это отношение объема реализованной продукции к объему ее производства в натуральном выражении или в сопоставимых ценах.
Большое влияние на объем реализации продукции оказывает ее качество. Чем выше качество продукции, реализованной, тем выше зачетная масса и цены, и наоборот, хозяйства, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой, полученной прибыли и уровня рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а так же от других видов деятельности.
Предприятия получают дотации, финансовые результаты могут измениться.
Таблица 2.3.2
Финансовые результаты производства и реализации молока в СПК «Новый путь»
Показатели
|
2005г
|
2006г
|
2007г
|
Отклонение (+,-) 2007г от 2005г
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Объем производсва (ц)
|
10870
|
10059
|
12370
|
114
|
|
Объем реализации (ц)
|
9329
|
8529
|
10799
|
115
|
|
Уровень товарности %
|
86
|
85
|
87
|
101
|
|
Выручка ,тыс.руб.
|
5963
|
5110
|
8964
|
150
|
|
Цена реал. 1 ц руб.
|
639
|
599
|
830
|
129
|
|
Полная себест-ть тыс.руб.
|
5287
|
4737
|
7246
|
137
|
|
В т.ч. 1 ц реал-й прод-и
|
567
|
555
|
671
|
118
|
|
Прибыль тыс.руб
|
676
|
373
|
1718
|
254
|
|
Уровень рентабельности %
|
12,8
|
7,9
|
23,7
|
185
|
|
|
По данным таблицы видно ,что в СПК «Новый путь» производство и реализация молока является прибыльным .
Уровень товарности увеличился на 1 % в 2007г по сравнению с 2005г.
Уровень рентабельности в 2007 году увеличился на 10,9% по сравнению с 2005 годом и на 15,8%.
Выручка от реализации молока в 2007г по сравнению с 2005г возросла на 3001 т.р.
Прибыль- это часть чистого дохода, проданного в процессе производства реализованного в сфере обращения, который непосредственно получало предприятие. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды), полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыль, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Проведем факторный анализ прибыли от реализации молока методом цепных подстановок . Расчет в приложении № 2
Таблица 2.3.4.
Факторный анализ прибыли от реализации молока
Вид продукции
|
Объем реализации ,ц
(VPП)
|
Цена реализации 1 ц ,руб (Ц)
|
Полная себестоимость 1 цн руб. (С).
|
Прибыль от продажи (П)
|
Отклонение +/- 2007 года от 2006года , тыс. руб.
|
|
|
2006 год
|
2007 год
|
2006 год
|
2007 год
|
2006 год
|
2007 год
|
2006 год
|
2007 год
|
Общее
|
За счет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объема реализации
|
Цены
|
Полной себестоимости
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
Молоко
|
8529
|
10799
|
599
|
830
|
555
|
671
|
373
|
1718
|
1342
|
100
|
2495
|
-1253
|
|
|
В 2007г по сравнению с 2006 г прибыль от реализации молока возросла на 1342 тыс.руб.,в том числе за счет увеличения объема реализации увеличилась на 100 тыс.руб , за счет повышения цены на реализацию возросла на 2495 тыс.руб. и за счет увеличения себестоимости молока прибыль снизилась на 1253 тыс. руб.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачами анализа реализации продукции и финансовых результатов деятельности являются:
- Систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
- определение влияния как объективных, так субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Таблица 2.3.5.
Показатели экономической эффективности деятельности предприятия.
Показатели
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Показатели эффективности использования земельных угодий
|
|
1. Стоимость валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах 2004г. в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс.руб.
|
724
|
818
|
1042
|
|
2.Выручка от реализации в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс.руб.
|
333
|
375
|
540
|
|
3. Стоимость валового дохода в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс.руб.
|
30
|
35
|
83
|
|
Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
|
|
Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах 2004г в расчете на 1 среднегодового работника, тыс. руб.
|
282
|
379
|
492
|
|
Валовой доход - на 1 среднегодового работника, тыс.руб.
|
11,7
|
16,2
|
39
|
|
|
Финансовые результаты от реализации продукции и хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Показатели
|
2005 год
|
2006 год
|
2007 год
|
|
1.Выручка от реализации продукции, тыс.руб
|
15553
|
17516
|
25245
|
|
2. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.
|
14148
|
15876
|
21365
|
|
3. Прибыль(+), убыток(-) от реализации продукции, тыс.руб.
|
1377
|
1640
|
3880
|
|
4. Прибыль(+), убыток(-) от прочей реализации, тыс.руб.
|
0
|
0
|
0
|
|
5. Прибыль(+), убыток(-) от внереализационных операций, тыс.руб.
|
1578
|
2393
|
2429
|
|
6.Балансовая прибыль(+), убыток(-) без дотаций, тыс. руб.
|
502
|
668
|
2580
|
|
7. Дотации, тыс. руб)
|
2082
|
2393
|
2429
|
|
8. Балансовая прибыль(+), убыток(-) с дотациями, тыс. руб.
|
2584
|
3061
|
5009
|
|
9. Рентабельность продаж, %
|
|
|
|
|
- по прибыли от реализации продукции
|
9
|
9,3
|
15,3
|
|
- по балансовой прибыли без дотаций
|
3,2
|
3,8
|
10,2
|
|
-по балансовой прибыли с дотациями
|
16,6
|
17,5
|
19,8
|
|
10. Уровень рентабельности, %
|
|
|
|
|
- по прибыли от реализации продукции
|
10
|
10
|
18
|
|
-по балансовой прибыли без дотаций
|
3,5
|
4,2
|
12,1
|
|
-по балансовой прибыли с дотациями
|
18,2
|
19,2
|
23,4
|
|
11. Окупаемость затрат (на реализованную продукцию), %
|
91
|
91
|
95
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|