Анализ реализации продукции растениеводства на примере СПК "Колхоз "Красавский"
Анализ таблицы 7 показывает сокращение в отчетном году валового сбора зерновых и зернобобовых до 30612 ц, подсолнечника до 5780 ц, многолетних трав на сено до 9633 ц и на семена до 6120 ц, однолетних трав на семена до 5488 ц. Существенно уменьшился валовой сбор озимых зерновых до 19440 ц и яровых зерновых до 8262ц. При этом произошло увеличение валового сбора зернобобовых -2910 ц, многолетних трав на зеленый корм -199 ц, однолетних трав на сено -9947 ц и кукурузы на силос и зеленый корм -67551 ц.
В 2009 году наблюдается рост урожайности продукции зерновых и зернобобовых до 15,38 ц/га, в том числе озимых зерновых -21,34 ц/га, зернобобовых -9,86 ц/га; однолетних трав на сено -33,38 ц/га и кукурузы на силос и зеленый корм -127,70 ц/га. Снизилась урожайность таких видов продукции, как яровые зерновые -8,39 ц/га, подсолнечник -8,3 ц/га, многолетние травы на сено -27,44 ц/га.
Объем производства продукции растениеводства зависит от размера посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур. Рассмотрим влияние этих факторов на изменение производства валовой продукции.
Таблица 8 -Влияние урожайности и размера посевных площадей на изменение производства валовой продукции в СПК "Колхоз "Красавский"
Вид
продукции
Площадь
посева, га
Урожайность, ц/га
Валовой сбор, ц
Отклонение 2009 г. от 2007 г., ц
2007 г.
2009 г.
2007 г.
2009 г.
2007
г.
2009
г.
Всего
в том числе за счет
площади
посева
урожайности
Озимые зерновые
1130
911
19,46
21,34
21999
20640
- 1026
-4262
1713
Яровые зерновые
1296
1467
14,05
8,39
14226
8262
- 5964
-2403
-8303
Зернобобовые
403
295
-
9,86
-
2910
2910
-
2910
Подсолнечник
712
694
7,5
8,3
5343
5780
437
-135
555
Анализируя таблицу 8 можно сделать вывод, что снижение в отчетном году валового сбора озимых зерновых на 1026 ц произошло за счет снижения посевной площади на 1520 га, яровых зерновых до 9070 ц за счет уменьшения урожайности на 2,29 ц/га. На увеличение размера валового сбора подсолнечника на 437 ц повлияло повышение урожайности на 0,8 ц/га..
Товарной продукцией называется часть валовой продукции, предназначенная для реализации. Основным показателем, характеризующим товарность предприятия является уровень товарности. Уровень товарности -это отношение реализованной продукции и валовой, выраженное в процентах:
где ТП -реализованная продукция руб.;
ВП -валовая продукция, руб.
Рассчитаем уровень товарности продукции растениеводства для СПК "Колхоз "Красавский" за 3 года:
Уровень товарности в период 2007-2009 гг. составляет в среднем 80%. Это говорит о том, что основную долю произведенной продукции растениеводства предприятие реализует и лишь небольшую часть использует для собственных нужд. При этом наибольший уровень товарности наблюдался в 2008 году -103%, что свидетельствует о сокращении излишков запасов продукции растениеводства. Излишки запасов образовались из-за низкого уровня товарности продукции растениеводства, который в 2007 году составлял 62%.
Сельскохозяйственное предприятие может реализовывать свою продукцию по следующим направлениям: продажа продукции другим организациям и предприятиям, продажа продукции на рынке, по бартерным сделкам, продажа населению и в счет заработной платы работникам хозяйства.
Рассмотрим каналы реализации продукции растениеводства в СПК "Колхоз "Красавский".
Таблица 9 -Каналы реализации продукции растениеводства
Каналы
реализации
Вид продукции
Удельный вес
в общем объеме
реализованной
продукции, %
зерновые и
зернобобовые,
тыс.руб.
подсолнечник,
тыс.руб.
всего
реализовано,
тыс.руб.
Организации,
рынки
3486
4560
8046
80
Работники предприятия
1059
-
1059
10
На оплату дивидендов
1006
-
1006
10
Всего:
5560
4560
10120
100
Хозяйство в отчетном году реализовывало продукцию растениеводства другим организациям, на рынках, работникам предприятия и на выплату дивидендов. Выручка за всю реализованную продукцию составила 10120 тыс.руб. Наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции занимает продажа на рынках и другим организациям -80%. Выручка по данному каналу составляет 8046 тыс.руб.
2.3 Анализ финансовых результатов от реализации продукции растениеводства
Рассмотрим финансовые результаты от реализации продукции растениеводства СПК "Колхоз "Красавский"
Таблица 10 -Финансовые результаты от реализации продукции растениеводства
Анализируя данные таблицы можно сделать вывод об ухудшении финансовых результатов деятельности предприятия в отчетном году по сравнению с базисным годом. Это обусловлено, прежде всего, получением убытка от реализации зерна и зернобобовых -(-480) тыс.руб. и уменьшением прибыли от реализации подсолнечника на 1776 тыс.руб. В 2009 году наблюдается значительный рост себестоимости зерна и зернобобовых на 2586 тыс.руб. и подсолнечника на 1164 тыс.руб.
Выявим влияние отдельных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты деятельности предприятия.
Таблица 11 -Факторный анализ объема реализации продукции растениеводства
Вид
продукции
Объем про-изводства
продукции, ц
Объем реализации продукции, ц
Уровень
товарности,
%
Отклонение от
плана, ц
2007 г.
2009 г.
2007 г.
2009 г.
2007
г
2009 г.
общее
в том числе за счет
объема
производства
уровня
товарности
Зерно
36225
30612
13199
18688
36
61
5489
-2021
7653
Подсолнечник
5343
5780
4862
6127
91
106
1265
398
867
Анализ данных таблицы показывает, что в 2009 году произошло значительное увеличение объема реализации зерна -18688 ц и подсолнечника -6127 ц. Главным фактором, оказавшим влияние на объем реализованной продукции, является уровень товарности. В отчетном году он составил 61 % по зерну и 106 % по подсолнечнику.
Таблица 12 -Факторный анализ прибыли от реализации продукции растениеводства
Анализируя данные таблицы 12 можно сделать вывод об уменьшении в отчетном году суммы прибыли от реализации подсолнечника на 1776 тыс.руб. От продажи зерна хозяйство получило убыток -480 тыс.руб. Главным образом это обусловлено уменьшением средней цены реализации зерна -60 руб., подсолнечника 290 руб. и увеличением себестоимости 1 ц зерна и подсолнечника 61 руб. и 98 руб. соответственно.
Таблица 13 -Факторный анализ рентабельности продукции растениеводства
Вид
продукции
Средняя цена
реализации 1ц, руб.
Себестои-мость
1ц, руб.
Рентабель-ность,
%
Отклонение от плана, %
2007 г.
2009 г.
2007 г.
2009 г.
плановая
условная
фактическая
общее
за счет
цены
реализации
себестоимости
Зерно
357
297
262
323
36
13
- 8
- 41
- 20
- 21
Подсолнечник
1064
744
445
543
139
67
37
- 102
- 72
- 30
В отчетном году наблюдается значительное снижение уровня рентабельности по зерну на 41% и подсолнечнику на 102 %. Это обусловлено уменьшением средней цены реализации зерновых на 20 % и подсолнечника на 72 %, а также возрастанием себестоимости 1ц на 21 % и 30 % по зерну и подсолнечнику соответственно.
2.4Влияние каналов реализации на финансовые результаты от продажи растениеводческой продукции
Определим финансовые результаты от реализации продукции растениеводства по каждому каналу реализации, используемом СПК "Колхоз "Красавский" в 2009 году.
Таблица 14-Реализация зерновых и зернобобовых культур
Канал
реализации
Количество реализованной продукции, ц
Полная себестоимость
реализованной про-дукции, тыс.руб.
Цена реализации еди-ницы продукции, руб.
Выручка от реализации продукции, тыс.руб.
Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб.
Уровень рентабельности, %
Организации,
рынки
11736
3791
0,3
3486
-305
-8,0
Работники
предприятия
3564
1151
0,3
1059
-92
-7,9
На оплату дивидендов
3388
1094
0,3
1006
-88
-8,0
Всего:
18688
6040
Х
5560
-480
-8,0
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что хозяйство реализует зерновые и зернобобовые культуры другим организациям, на рынках, работникам хозяйства и на оплату дивидендов. Основным каналом реализации является продажа другим предприятиям и сбыт на рынках. Выручка по данному каналу составляет 3486 тыс.руб., полная себестоимость -3791 тыс.руб., убыток - (-480) тыс.руб., уровень убыточности -(-8)%.
Существенное превышение показателя полной себестоимости продукции над выручкой обусловило отрицательные результаты от реализации зерновых и зернобобовых культур в 2009 году.