Формирование и распределение прибыли сельскохозяйственного предприятия
Планируется прибыль раздельно по видам:
- от реализации товарной продукции:
- от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
- от реализации основных фондов и другого имущества;
- от внереализационных доходов и расходов.
Основными способами планирования прибыли от реализации товарной продукции являются метод прямого счета и аналитический.
Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости в ценах отчетного года, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.
Аналитический метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений.
Кроме изложенных выше методов планирования прибыли существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.
Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.
3.6. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации
продукции
Формирование и использование прибыли - основа предпринимательской деятельности и ее конечный результат. Сравнение массы прибыли с затратами характеризуют эффективность работы предприятия. Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме: издержки - объем продаж - прибыль. В зарубежной практике он называется: CVP-анализ (Cost - затраты, Value - объем, Profit - прибыль).
Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства и сбыта продукции. В отличие от внешнего финансового анализа (по данным публичной бухгалтерской отчетности) результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну предприятия.
С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач:
Оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;
Прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;
Оценить предпринимательский риск;
Выбрать оптимального пути выхода из кризисного состояния;
Оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльности инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;
Разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации товаров.
Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. На практике они тесно связаны с понятием «маржинальный доход», означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов (ПР). Схема расчета маржинального дохода в сфере производства приведена на рис. 3.5.
Формирование финансового результата
|
|
|
|
Выручка от реализации продукции
(без косвенных налогов)
|
|
|
|
(-) Переменные расходы (ПР)
|
|
|
|
(=) Маржинальный доход (МД)
|
|
|
|
(-) Постоянные (относительно
стабильные) расходы (СР)
|
|
|
|
(=) Финансовый результат
(прибыль или убыток)
|
|
|
Рис.3.5. Схема расчета маржинального дохода в сфере производства
В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного) рычага, расчет которого базируется на определении силы воздействия производственного рычага (СВПР).
СВПР = Маржинальный доход.
Прибыль
СВПР показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль. Чем выше СВПР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием.
На практике встречаются следующие случаи:
МД = 0. В данном случае выручка от реализации покрывает только переменные расходы, т.е. предприятие работает с убытком в размере постоянных издержек.
0 < МД < постоянных издержек, если выручка от продажи товаров покрывает переменные и часть постоянных.
МД = постоянным издержкам, если выручка от реализации достаточна, чтобы возместить все издержки (переменные и постоянные). При этом прибыль равна нулю.
МД > постоянных издержек, если деятельность предприятия прибыльна. Из выручки от продаж покрываются не только все издержки, но и образуется прибыль (прибыль больше нуля).
Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации товаров приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата (прибыли или убытка).
Действие данного эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных издержек на конечный финансовый результат при изменении объема производства (продаж или делового оборота). Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и СВПР падает. Наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага.
Порог рентабельности или точка безубыточности предприятия определяется по формуле:
Порог рентабельности = Постоянные издержки (СР) / Коэффициент
маржинального дохода.
Коэффициент маржинального дохода (Кмд) показывает его удельный вес в выручке от реализации (в деловом обороте) предприятия.
Кмд = Маржинальный доход / Выручка от реализации товаров.
Этот коэффициент выражается в долях единицы либо в процентах. Например, если предприятие А имеет возможность увеличить объем реализации продукции на 10%, то денежная выручка также возрастет на 10%. Прибыль в таких условиях с учетом действия эффекта производственного рычага (ЭПР = 2) увеличится на 20% (10% х 2).
Рассчитаем точку безубыточности для ЗАО «Лето». Исходные данные для расчетов приведены в табл. 3.20.
Таблица 3.20
Исходные данные для определения точки безубыточности (тыс. руб.)
Наименование
|
Факт 2003 г.
|
|
1. Выручка от продажи
|
349084
|
|
2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг
|
346100
|
|
в том числе:
|
|
|
2.1. Переменные затраты (сырье, материалы, запчасти, зарплата производственных рабочих с начислениями и др.)
|
310784
|
|
2.2. Накладные (постоянные) затраты (амортизация, коммунальные услуги, электроэнергия, заработная плата и управленческого персонала, начисления на заработную плату, реклама, прочие затраты)
|
35316
|
|
3. Прибыль от продаж
|
2984
|
|
|
Все расчеты по определению точки безубыточности произведены в табл. 3.21.
Таблица 3.21
Расчет точки безубыточности ЗАО «Лето»
Наименование
|
Сумма,
тыс. руб.
|
|
1
|
2
|
|
1. Выручка от реализации продукции (В)
|
349084
|
|
2. (-) Переменные издержки (ПР)
|
310784
|
|
3. (=) Маржинальный доход (МД)
|
38300
|
|
4. (-) Постоянные издержки (СР)
|
35316
|
|
5. (=) Прибыль (П)
|
2984
|
|
6. Сила воздействия производственного рычага (СВПР)
МД = 38300 = 12,83
П 2984
|
|
|
7. Коэффициент маржинального дохода
Кмд = МД = 38300 = 0,1097
В 349084
|
|
|
8. Порог рентабельности (выручка обеспечивающая безубыточную работу предприятия)
Порог рентабельности =
== СР = 35316 = 321932,5 тыс.руб.
Кмд 0,1097
|
321932,5
|
|
|
Точка безубыточности ЗАО "Лето" имеет координаты равные 137,3 тыс. руб. в месяц.
Точка безубыточности ЗАО "Лето" представлена графически на рис. 3.6.
Затраты, тыс. руб. Реализация
Прибыль
Точка безубыточности Затраты
321932,5
Переменные затраты
Постоянные затраты
0 321932,5 349084 Объем реализации
тыс. руб.
Рис. 3.6. Точка безубыточности ЗАО "Лето"
Точка безубыточности показывает минимальный объем реализации продукции и услуг, при котором коммерческая деятельность остается безубыточной.
Запас финансовой прочности ЗАО "Лето" составляет 27151,5 тыс. руб. в месяц (349084 - 321932,5) или 8,4% ((27151,5/321932,5)*100).
3.7.Факторный анализ финансовых результатов
Проведем факторный анализ финансовых результатов предприятия.
Таблица 3.22
Финансовые результаты, прибыль +, убыток - в 2003 г. (тыс. руб.)
Направления
|
2001
|
2003 г.
|
Отклонение 2003г.
от 2001г.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Прибыль от реализации с.х. продукции
|
44081
|
802
|
-43279
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
овощи защищенного грунта
|
39546
|
504
|
-39042
|
|
грибы свежие
|
4463
|
447
|
-4016
|
|
грибы в переработанном виде
|
100
|
-120
|
-220
|
|
Продукция подсобных производств
|
12
|
0
|
12
|
|
Товары
|
904
|
1312
|
+408
|
|
Работы и услуги
|
2384
|
870
|
-1514
|
|
Итого от реализации продукции, работ, услуг
|
47381
|
2984
|
-44397
|
|
Прибыль от операционных операций
|
4492
|
4277
|
-215
|
|
Прибыль от внереализационных операций
|
-1182
|
-5116
|
-3934
|
|
Прибыль до налогообложения
|
50691
|
3965
|
-46726
|
|
|
3.8. Анализ себестоимости
Анализ себестоимости продукции растениеводства представлен в таблице 3.23.
Таблица 3.23.
Себестоимость отдельных произведенных овощных культур защищенного грунта, руб/кг
Вид продукции
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
Отклонение 2003 г.
|
|
|
|
|
|
от 2001 г.
|
от 2002 г.
|
|
|
|
|
|
руб.
|
%
|
руб.
|
%
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
Огурцы
|
9,9
|
13,0
|
16,6
|
6,7
|
167,7
|
3,6
|
127,7
|
|
Томаты
|
12,8
|
14,8
|
25,9
|
13,1
|
202,3
|
11,1
|
175,0
|
|
|
Данные табл. говорят о росте себестоимости огурцов и томатов.
Таблица 3.24.
Источники формирования внеоборотных и оборотных активов ЗАО «Лето» на конец 2003г.
Средства
|
Источники
|
|
|
Собственные
|
Заемные
|
Привлеченные
|
Итого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Внеоборотные активы
|
233893
|
5241
|
х
|
239134
|
|
Оборотные активы
|
79092
|
47818
|
14936
|
141846
|
|
Итого
|
312985
|
53059
|
14936
|
380980
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|