скачать рефераты

МЕНЮ


Земельный рынок

До 1990 года происходило увеличение также и площадей земель запаса. В эту категорию входят земли, не учтённые в других категориях. Они увеличились на 39,4 млн. га и к концу 1990 года составили 130,2 млн. га. Это связано в основном с передачей деградированных земель лесохозяйственных и сельскохозяйственных предприятий в данную категорию земель. За два года реформы площадь этих земель сократилась примерно на 10%, что было вызвано в основном переводом в категорию земель водного фонда крупных рек и озёр.

К 1994 году сокращение площади земель запаса было вызвано предоставлением их сельскохозяйственным предприятиям и гражданам для временного пользования.

Сокращение площади земель запаса происходило до 1995 года, когда она составила лишь 77,3% от уровня 1990 года. Затем происходил рост до 2004 года. В 2004 году эта цифра была примерно 87% от уровня 1990 года.

В 1995 году в данную категорию был включён фонд перераспределения земель, с чем и связан рост. В 2004 году наблюдалось снова падение площади, что связано из-за исключения из её состава в земли водного фонда 7,8 млн. га. Но с 1994 года земли запаса безостановочно пополнялись сельскохозяйственными угодьями, то есть землями сельскохозяйственного использования.

Земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения. Наименьшим изменениям за 14 лет подверглись земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения. Эти земли предоставляются предприятиям промышленности, энергетики, под транспортные артерии, для обеспечения обороноспособности страны, под объекты связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения. Земли данной категории расположены за чертой населённых пунктов.

В 1990 году они составляли 0,9% от всей площади. С 1965 по 1985 гг. происходило увеличение земель промышленности и иного назначения (на 7,0 млн. га) в основном за счёт роста площадей под заповедниками и заказниками. В 1990 году в соответствии с новым земельным кодексом 11,3 млн. га, занимаемые в основном заповедниками, были переведены в новую категорию земель - предприятия, организации и учреждения природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, или земли особо охраняемых природных территорий.

До 2004 года эти земли почти не претерпевали никаких изменений.

На 80% за 14 лет увеличились площади земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые в 1990 году были примерно на уровне предыдущей описываемой категории (примерно 0,9% от общей площади).

Категория земель ООПТ включает участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение. К ним относятся государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Для этой категории земель установлен режим особой охраны.

Эта категория земель была впервые введена в 1990 году после принятия Земельного Кодекса. Ранее эти земли учитывались в категории земель промышленности. В этой категории земель в течение всех десяти лет наблюдался неуклонный рост. В целях их сохранения они изымаются полностью или частично из хозяйственного использования и гражданского оборота.

Последующий рост до 2004 года был вызван созданием новых заповедников и национальных парков, а также отводом земель других категорий в заповедники, национальные парки и другие объекты особо охраняемых территорий.

Значительные изменения претерпели земли водного фонда, причем только за первые два года реформ они выросли на 350%, а затем, в течение неуклонного роста до 2004 года, они составили в этом году 700% от уровня 1990 года.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидротехнических и иных сооружений, необходимых для использования водных объектов.

Земли данной категории используются для водохозяйственнных, сельскохозяйственных, рыбохозяйственных, транспортных и других государственных и общественных потребностей.

В первые годы рост земель водного фонда происходил преимущественно за счёт изъятия земель из состава лесохозяйственных и сельскохозяйственных предприятий и земель запаса, к ним были отнесены крупные водоёмы, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения, ледники, болота.

Затем вплоть до 2004 года площадь этих земель существенно не менялась. По данным государственного земельного кадастра площадь под водными объектами в целом по Российской Федерации составляет 211,1 млн. га, из них на долю земель под болотами приходится 66%. Однако отсутствие земельного законодательства, регулирующего вопросы перевода земель из одной категории в другую, не позволяет, в настоящее время, включить их в состав земель водного фонда.

В 2004 году после проведения работ по определению площадей земель под водными объектами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа проведена передача из категории земель запаса в водный фонд площади 7,8 млн. га.

На рисунке 1.1 приведены значения земельных ресурсов по отдельным округам в 2004 году.

Рисунок 1.1 - Обеспеченность земельными ресурсами по округам в 2004 году

Таким образом, за рассматриваемый период времени земельный фонд Российской Федерации и его структура претерпели значительные изменения. Причем причиной данных изменений послужили как изменения природного характера, так и нормативно-правового.

Основы законодательства СССР о союзных республиках и земле, принятые 28 февраля 1990 года, закон "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 года и Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 года, по существу, открыли новый этап коренного преобразования земельных отношений, положили начало введению многообразия форм земельной собственности и хозяйствования. В дальнейшем указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", указом от 27 октября 1993 года "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", Конституцией Российской Федерации 1993 года и другими нормативными актами закреплено понятие частной формы земельной собственности, разрешены оборот земельных участков, платность землепользования и введение земельного рынка.

Коренные организационно-экономические преобразования направлены на охрану и научное обоснование и рациональное использование земли, её недр, водных и лесных ресурсов, растительного и животного мира, улучшение природных ресурсов и окружающей среды. Среди природных богатств особое значение имеет земля как всеобщее средство производства и пространственный базис для всех сфер человеческой деятельности и главное средство производства в сельском хозяйстве. Российская Федерация располагает огромными земельными ресурсами, площадь которых, по данным Государственного земельного кадастра, составляет 1709,8 млн. гектаров [50, 77].

Весь земельный фонд Российской Федерации распределён по категориям земель:

- земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 455 млн. га, или 26,6%;

- земли населённых пунктов, общая площадь 20,9 млн. га, или 1,2%;

- земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения, общая площадь 17,6 млн. га, или 1%;

- земли природоохранного и природозаповедного назначения, общая площадь 31,6 млн. га, или 1,9%;

- земли лесного фонда, общая площадь 1046,3 млн. га, или 61,2%;

- земли водного фонда, общая площадь 19,9 млн. га, или 1,2%;

- земли запаса, общая площадь 118,5 млн. га, или 6,9%.

В собственности граждан и юридических лиц находится около 130 млн. га земель, что составляет 60% всех сельскохозяйственных угодий и почти 85% площади пашни.

Земельная реформа проводится не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях городов и других поселений; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесного и водного фонда, запаса и иного назначения, то есть на всей территории России.

Земельные отношения, регулируемые Конституцией Российской Федерации, земельным и другим законодательством, являются составной частью общественных отношений между органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей. В процессе земельных отношений земля рассматривается как общенациональное достояние. Она используется и охраняется как основа жизни, деятельности и благосостояния народов России.

Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой в части развития рынка недвижимости являются: упорядочение отношений государственной и муниципальной собственности на землю; укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю; создание механизмов регистрации прав на землю в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного контроля над рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

В части правового обеспечения земельной реформы ее законодательная база нуждается в существенном обновлении. Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений. Правовое обеспечение развития земельной реформы в России будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность их правового регулирования.

Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.

Использование земли в Российской Федерации является платным за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков, компенсационные платежи за потери сельскохозяйственного производства, плата за пользование земельным участком при установлении сервитута.

Охрана включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, сохранение почв, предотвращение их от деградации и недопущение необоснованного изъятия ценных сельскохозяйственных и лесных земель, а также восстановление и повышение плодородия почв. Особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья.

Приватизация земли колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, которым она передана в бессрочное (постоянное) пользование, и земли, которая находится в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на добровольной основе по решению общего собрания работников предприятия.

В целях регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации проводится землеустройство, мониторинг земель, ведется государственный земельный кадастр и регистрация прав на землю, осуществляется государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель, ведутся научные исследования по этим направлениям.

В результате осуществления первого этапа земельной реформы исключительная государственная собственность на землю частично, в основном, на сельскохозяйственных землях, заменена частной земельной собственностью.

Главную роль в решении сложной проблемы становления новых земельных отношений должно сыграть государство. С помощью государственного регулирования определяются условия и механизмы экономического воздействия на рачительное хозяйствование на земле. Все это ставит задачу совершенствования законодательных актов, разрабатываемых как на федеральном, так и на региональном уровнях, в них должны в равной мере сочетаться интересы собственника и государства. Для этого необходимо:

- разработать и принять нормативно-правовые документы по планированию землепользования, правам на землю и регламенту оборота земли;

- отработать практику целевого использования земли, имея в виду распределение земель по характеру использования (сельскохозяйственные, природоохранные, городские, жилищного строительства и т.д.), установить четкий статус земель каждой категории, создать механизм государственного контроля за целевым использованием земельных участков, ввести ограничения и обременения на права собственности на землю;

- разработать четкий механизм экономической оценки всей земли (сельскохозяйственной, городской и др.);

- разработать механизм аренды земли;

- создать эффективный механизм залога земли;

- создать информационную базу по земле, ядром которой должен стать государственный земельный кадастр.

В России пока еще нет четкой нормативной базы, являющейся фундаментальной для земельных рынков развитых государств с упорядоченной экономикой. Оборот земли невозможен без механизма, который его запускает, контролирует и регулирует. Это, в свою очередь, требует решения таких проблемных узловых положений, как: земельная рента, ее начисление, изъятие, использование, основанные на ней практически все землеуправляющие стоимостные рычаги - цена земли, арендная плата, земельный налог, денежные ставки земельных операций.

В итоге на сегодняшний день в стране около 10% территории находится в частной собственности физических и юридических лиц. В ходе реформы были произведены изменения в пользовании землёй, что вызвало изменения в территориальной структуре земельного фонда страны. В связи с этим поменялись функции земельных ресурсов.

Развитие земельной реформы в России формируется из различных показателей, но в конечном итоге находит свое оформление в законодательных и иных нормативных актах. За последнее время принято множество нормативных правовых актов, основой которых, конечно же, является Конституция Российской Федерации.

Основной закон Российской Федерации определил главные принципы развития земельного законодательства: равенства всех форм собственности на землю, защиту в равной степени прав собственников и других титульных пользователей земли, прерогатива федерального законодательства над законодательством субъектов Российской Федерации, возмездности пользования земельными участками, ненанесения вреда окружающей природной среде в связи с использованием земельных участков. Конституцией земельные вопросы и земельное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Используя свои полномочия, органами государственной власти и местного самоуправления принимается в развитие федерального законодательства целый комплекс нормативных актов [61, 150].

Реформирование земельных отношений в России началось в 1990 году с принятием закона РСФСР "О земельной реформе". В 1991 году был принят Земельный кодекс РСФСР, установивший разнообразие форм собственности на землю, в том числе и частную собственность. Всего же с 1990 по 2001 год был принят 41 Федеральный закон, 33 указа Президента РФ и около сотни постановлений правительства России. Кроме того, свои законы принимали и регионы. Таким образом, к 2001 году земельное законодательство представляло собой конгломерат несистематизированных правовых актов различного уровня, зачастую противоречащих друг другу.

Основным правовым регулятором земельных отношений, безусловно, является Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001г. № 136-ФЗ, который установил следующие основные принципы земельного законодательства:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.