скачать рефераты

МЕНЮ


Организация страхового дела

В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь имеет право участвовать в установлении ему скидок и надбавок и требовать участия органов исполнительной власти по труду в проверке правильности их установления. Поэтому в Правилах установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрено, что разногласия, возникшие между исполнительными органами Фонда и страхователями по вопросам размера скидки и надбавки к страховому тарифу, рассматриваются согласительной комиссией, состоящей из представителей сторон, или судом.



Тема № 3 «Резервы страховой компании»


РЕЗЕРВЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ


Статьей 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определено, что для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности. В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества (резервы предупредительных мероприятий (далее - РПМ).

Согласно п.6 Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденных Приказом Минфина России от 11.06.2002 N 51н, вступивших в силу с 1 января 2003 г., страховые резервы включают:

- резерв незаработанной премии (далее - РНП);

- резервы убытков: резерв заявленных, но не урегулированных убытков (далее - РЗУ) и резерв произошедших, но не заявленных убытков (далее - РПНУ);

- стабилизационный резерв;

- резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в последующие годы;

- иные страховые резервы.

В соответствии с Письмом Минфина России от 15.04.2002 N 24-00/КП-51 "О резерве предупредительных мероприятий" страховые организации при разработке положений о порядке формирования страховых резервов не вправе включать РПМ в состав страховых резервов. Если в структуре страхового тарифа предусмотрены отчисления в РПМ, то страховщик должен производить такие отчисления, а также расходовать их в соответствии с целевыми направлениями. При определении базовой страховой премии для расчета страховых резервов размер брутто-премии уменьшается на отчисления в РПМ. Страховщики вправе использовать средства РПМ в соответствии с положениями законодательства, в связи с чем представления в Минфин России (Департамент страхового надзора) для согласования положений о резерве предупредительных мероприятий не требуется.

В соответствии с п.2 Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденных Приказом Росстрахнадзора от 18.03.1994 N 02-02/04, которые действовали до 1 января 2003 г., страховые резервы включали основные технические резервы (в том числе РНП, РЗУ, РПНУ). Страховщик по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью мог образовывать дополнительно технические резервы - резерв катастроф (РК) и резерв колебаний убыточности (РКУ), а также другие виды технических резервов, связанных со спецификой обязательств, принятых по договорам страхования. Величина технических резервов определялась путем оценки в денежной форме финансовых обязательств страховщика по предстоящим страховым выплатам.

Кроме того, страховые резервы включали РПМ, который не является техническим резервом. РПМ предназначен для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, а также для целей, предусмотренных страховщиком в Положении о резерве предупредительных мероприятий. Положение о резерве предупредительных мероприятий утверждалось Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (п.4.5 Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденных Приказом N 02-02/04).

Величина технических резервов определялась путем оценки в денежной форме финансовых обязательств по предстоящим страховым выплатам. РПМ формировался путем отчисления от страховой брутто-премии, поступившей по договорам страхования в отчетном периоде. Размер отчислений в РПМ исчислялся исходя из процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки на эти цели. Конечная величина РПМ соответствовала сумме отчислений в данный резерв в отчетном периоде, увеличенной на величину РНП на начало отчетного периода и уменьшенной на сумму израсходованных средств на предупредительные мероприятия в отчетном периоде (п.4.5 Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденных Приказом N 02-02/04).

В бухгалтерском учете РПМ отражался на отдельном субсчете, а начиная с 2002 г. - на отдельном счете.

Для учета РПМ предназначен балансовый счет 93 "Резервы убытков и другие технические резервы", к которому открываются субсчета 93-5 "Резерв предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования" и 93-6 "Резерв предупредительных мероприятий по обязательным видам страхования".

В бухгалтерском учете при отчислении средств в резерв предупредительных мероприятий производились записи:

Дебет 80 "Прибыли и убытки", Кредит 93-5 (93-6).

Начиная с 1 января 2002 г. согласно Приказу Минфина России от 04.09.2001 N 69н "Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" суммы отчислений от страховых премий (взносов) на предупредительные мероприятия отражаются по кредиту счета 96 "Резерв предстоящих расходов" (субсчет "Резерв предупредительных мероприятий"). В данном документе РПМ отделен от страховых резервов, потому что счет 95 "Страховые резервы" предназначен для обобщения информации о страховых резервах.

Перестраховщики РПМ не формируют, поскольку в соответствии с Письмом Росстрахнадзора от 03.07.1995 N 08/2-32р/02 "Об определении доли перестраховщиков в страховых резервах и формировании резерва предупредительных мероприятий" РПМ формируется только страховщиком.

Переоценка РПМ не производится, если договор страхования нерезидентов Российской Федерации заключается в иностранной валюте, в отличие от страховых резервов, сформированных по данному договору страхования.

Согласно пп.1.2 п.1 Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденных Приказом N 02-02/04, страховые резервы образовывались страховщиком по каждому виду страхования и в той валюте, в которой проводилось страхование.

В соответствии с п.1 разд.1 ПБУ 3/2000 для организаций, являющихся юридическим лицами согласно законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций), особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связаны с пересчетом стоимости этих активов и обязательств в валюту Российской Федерации - в рубли.

Положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте и отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте рассматривались для целей налогообложения соответственно как внереализационные доходы и расходы согласно п.п.14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, а начиная с 1 января 2002 г. - согласно п.2 ст.250 и пп.5 п.1 ст.265 НК РФ.

РПМ не является страховым резервом согласно Закону N 4015-1, поэтому п.4 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 491 (далее - Положение N 491), учитывались отчисления в РПМ для целей налогообложения. Однако целью создания РПМ не является выполнение принятых на себя по договору страхования обязательств, величина которых эквивалентна определенной сумме в валюте. Более того, финансирование предупредительных мероприятий не связано с выполнением обязательств по конкретному договору страхования. Учитывая изложенное, переоценка РПМ страховой организацией не производится.

Согласно п.10 Положения N 491 до определения финансовых результатов на основании специальных расчетов определялась сумма отчислений в страховые резервы, а также суммы возврата страховых резервов, отчисленных в предыдущие периоды. В соответствии с п.4 разд.II Положения N 491 к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых страховщиками страховых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относились отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.

Поскольку одни и те же расходы дважды не могут уменьшать налоговую базу налогов (так как отчисления в РПМ относятся к расходам страховщика, указанным в п.4 Положения N 491, и резерв предупредительных мероприятий являлся дополнительным резервом), то отчисления в РПМ не уменьшали налоговую базу налогов, определяемых от выручки.

До 1 января 2002 г. РПМ отличался от других резервов тем, что технические резервы уменьшали налогооблагаемую прибыль только на величину изменений, РПМ полностью вычитался из прибыли. После 1 января 2002 г. в соответствии с пп.1 п.2 ст.294 НК РФ к расходам страховых организаций, понесенным при осуществлении страховой деятельности, относятся суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Поскольку РПМ не имеет отношения к страховым обязательствам страховщика, то отчисления в РПМ не учитываются для целей налогообложения прибыли начиная с 2002 г.

Согласно пп.4 п.1 ст.10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ по состоянию на 1 января 2002 г. налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан включить в состав доходов суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ. К таким объектам или операциям относятся, в частности, остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые по действующему законодательству до вступления в силу гл.25 НК РФ уменьшали налоговую базу.

Указанные положения не применяются в отношении сумм резервов:

предстоящих расходов на ремонт, формируемых организациями, согласно ст.260 НК РФ;

по сомнительным долгам, если организация до 1 января 2002 г. признавала выручку в целях налогообложения "по отгрузке";

на гарантийный ремонт в части средств, относящихся к объектам, срок гарантийного ремонта которых не истек;

предстоящих расходов на оплату отпусков, не использованных по состоянию на 1 января 2002 г.;

на возможные потери по ссудам, формируемым банками, не использованным по состоянию на 1 января 2002 г.;

под обесценение ценных бумаг, сформированных организациями - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность в соответствии со ст.300 НК РФ, не использованных по состоянию на 1 января 2002 г.

Таким образом, при изменении порядка налогообложения резервов перечень резервов, по которым не применяется пп.4 п.1 ст.10 Закона N 110-ФЗ, исчерпывающий. Как отмечалось, РПМ по назначению, порядку формирования, отражения в бухгалтерском учете, переоценке (при формировании страховых резервов в иностранной валюте страховые резервы подлежат переоценке, а РПМ - нет) не являлся страховым резервом как до 1 января 2002 г., так и после 1 января 2002 г. Поскольку изменился порядок признания расходов для целей налогообложения прибыли, пп.4 п.1 ст.10 Закона N 110-ФЗ применяется в отношении отчислений в РПМ.

Учитывая изложенное и на основании изменений и дополнений ст.10 Закона N 110-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, суммы РПМ, не использованные на 1 января 2002 г., включаются налогоплательщиками в доход налоговой базы налога на прибыль переходного периода как остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые до вступления в силу гл.25 НК РФ уменьшали налоговую базу. Заметим, что действует льготный порядок уплаты налога на прибыль переходного периода, поскольку налог уплачивается не сразу, а в течение 5 лет.




Тема № 4 «Финансовые результаты деятельности страховой компании»


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование, имеют ряд особенностей по формированию финансового результата и порядка налогообложения.

Согласно п.10 разд.III Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 491, финансовые результаты проведения обязательного медицинского страхования определяются в соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР".

Пунктом 10 вышеуказанного Постановления установлено, что финансовые результаты проведения обязательного медицинского страхования (ОМС) определяются по окончании отчетного периода путем сопоставления доходов и расходов. К доходам по обязательному медицинскому страхованию относятся страховые платежи по ОМС, суммы возврата из резервов по ОМС, другие доходы, связанные с проведением ОМС.

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) по обязательному медицинскому страхованию слагается из финансового результата по операциям медицинского страхования, финансового результата от размещения страховых резервов (оплаты медицинских услуг, запасного финансирования предупредительных мероприятий) и доходов от операций, не относящихся непосредственно к страхованию и размещению резервов по обязательному медицинскому страхованию, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Финансовый результат по операциям обязательного медицинского страхования определяется как разность между суммой полученных страховых платежей, с учетом сумм возврата из страховых резервов предыдущего отчетного года, и расходами на оплату медицинских услуг, с учетом отчислений в страховые резервы, суммой расходов на ведение дела и суммой превышения прочих расходов над доходами по операциям обязательного медицинского страхования.

Финансовый результат от размещения страховых резервов (оплаты медицинских услуг, запасного резерва, резерва финансирования предупредительных мероприятий) определяется как разность между суммой доходов, полученных от размещения резервов, с учетом сумм доходов, перечисленных в соответствующие страховые резервы в размерах, определяемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования, и суммой прочих расходов, связанных с размещением резервов по обязательному медицинскому страхованию.

До определения финансовых результатов на основании специальных расчетов устанавливается изменение размера резерва оплаты медицинских услуг и запасного резерва (отчисление от страховых платежей в резерв или уменьшение средств резерва за счет сумм, направленных на оплату медицинских услуг), с учетом сумм, перечисленных с доходов от размещения резервов, и превышения доходов над расходами, связанными с операциями по обязательному медицинскому страхованию.

В случае если по разделам (кроме раздела "Результат от прочих доходов и расходов, связанных с операциями по обязательному медицинскому страхованию") субсчета "Обязательное медицинское страхование" имеется превышение доходов над расходами (прибыль), а по другим - дебетовое сальдо, при определении общего финансового результата деятельности страховой медицинской организации путем сопоставления кредитовых и дебетовых сальдо по разделам выводится окончательный финансовый результат - прибыль или убыток страховой медицинской организации.

Если страховая медицинская организация осуществляет одновременно добровольное и обязательное медицинское страхование, финансовые результаты определяются отдельно по каждому виду страхования на соответствующих субсчетах. При этом прибыль или убыток, выявляемые на субсчете "Обязательное медицинское страхование", в соответствии с порядком, изложенным в настоящем Положении, включаются в финансовый результат по добровольному медицинскому страхованию.

Под экономией средств на ведение дела понимается разница между доходами, включая страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию, доходы от размещения резервов по обязательному медицинскому страхованию, возврат из резерва оплаты медицинских услуг и запасного резерва, и расходами, включая расходы на оплату медицинских услуг, отчисления в резерв оплаты медицинских услуг, запасной резерв, резерв финансирования предупредительных мероприятий, расходы на ведение дела.

Вышеприведенная информация по формированию финансового результата медицинской страховой организации представлена на следующей схеме.



Тема № 5 «Финансовая устойчивость и платежеспособность страховой компании»


Одной из актуальных проблем на сегодняшний день остается вопрос финансовой устойчивости страховой компании, который зачастую возникает при выявлении несоблюдения страховщиком гарантий платежеспособности, систематическом невыполнении им обязательств перед страхователями и прочих нарушениях. Контролирующий страхование орган в таких случаях вправе приостановить, ограничить действие лицензии и даже отозвать лицензию страховщика.

Самому страхователю проверить финансовую устойчивость страховой компании, равно как и достоверность предоставляемых ею сведений, сложно. О добросовестном исполнении компанией своих обязательств перед клиентом может свидетельствовать соотношение ее активов и обязательств.

Немаловажным является и вопрос перестрахования обязательств страховой компании в случае недостаточности резервных средств для погашения своих денежных обязательств перед клиентами. В данном случае потенциальным клиентам было бы не лишним осведомиться, заключен ли у страховой компании, с которой вы желаете иметь дело, договор перестрахования с более крупной страховой компанией, предпочтительно зарубежной.

Гарантии финансовой устойчивости - немаловажный фактор при выборе страховщика, однако выбор страховой компании во многом зависит от условий, правил страхования, предлагаемых тем или иным страховщиком. При всей непохожести правил страхования, предлагаемых страховыми компаниями, основные условия страхования тех или иных интересов банка обычно имеют много общего: как правило, схожи перечни рисков, на случай наступления которых заключается договор, порядок определения размера убытка и т.п. Часто страховщики заключают договоры страхования интересов банка на условиях разработанных ими общих правил страхования. Например, договор страхования ценностей в хранилище банка заключается на условиях правил страхования имущества, страхование инкассаторских перевозок - на условиях правил страхования грузов и т.д. Однако страховые компании, специализирующиеся на страховании банковских интересов, обычно предлагают страхователю оригинальные, разработанные специально для банка или его клиентов правила страхования. В таких правилах отражены все особенности страхования банковских интересов, на которые, тем не менее, необходимо обращать особое внимание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.