скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы повышения конкурентоспособности страховых компаний в РФ

1.     страховые резервные фонды по рисковым видам страхования;

2.     страховые резервные фонды по накопительным видам страхования (страхование на дожитие, пенсии и др.).

Направления инвестирования средств резервов (вложения на депозиты, ценные бумаги, государственные облигации и т. д.) должны находиться в строгом соответствии с Правилами, регламентирующими деятельность страховых организаций по размещению страховых резервов (утверждены приказом Росстрахнадзора от 09.06.1993 г. № 02-02/17). Согласно Правилам в целях обеспечения финансовой устойчивости страховые организации инвестируют страховые резервы, образуемые из полученных от страхователей страховых взносов для предстоящих страховых выплат, с обязательным соблюдением следующих соотношений:

·        не менее 10 % средств резервов - в государственные ценные бумаги областных, краевых и местных органов управления;

·        не более 40 % - в недвижимое имущество;

·        не более 50 % - на банковские вклады (депозиты)

·        не более 40 % - в ценные бумаги акционерных обществ и в другие ценности;

·        не более 10 % - в валютные ценности в соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле";

·        не менее 5 % - на расчетный счет в банке для осуществления текущих выплат страховых сумм по проводимым видам страхования;

·        не менее 80 % средств страховых резервов должно быть инвестировано на территории РФ, если иное не предусмотрено международными соглашениями.

Согласно Закону РФ "О страховании" (ст. 27 п. 3) размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации (принудительном вложении свободных денег в гособлигации и другие ценные бумаги), возвратности (возврат страховых взносов страхователю при досрочном прекращении действия договора), ликвидности (способности удовлетворять претензии, предъявляемые страхователями) и прибыльности.

Запрещается использование средств страховых резервов для:

·        заключения договоров займа (кредитных договоров) физическими и юридическими лицами, кроме случаев, предусмотренных Законом "О страховании" (также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам ст. 26, п. 3);

·        заключения договоров купли-продажи, кроме случаев приобретения акций и паев товарных и фондовых бирж;

·        вложения в интеллектуальную собственность. Страховые резервы АСО (АСК, ТОО и др.) подразделяются на резервы по личному, имущественному страхованию и страхованию ответственности, а также по финансированию мероприятий по предупреждению страховых случаев, утрате или повреждению застрахованного имущества.

Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральные и иные бюджеты. Страховые организации, как правило, активно включены в инвестиционные процессы, участвуют в разнообразных финансово-кредитных мероприятиях, поэтому они должны быть финансово устойчивыми не только относительно страховых рисков, но и по отношению к другим видам рисков (финансовому, валютному, банковскому и др.).

Вследствие этого в реальной страховой деятельности возникают ситуации, когда даже при безукоризненном расчете тарифа страховщику понадобятся дополнительные средства для выполнения своих обязательств перед другими клиентами. Например, за счет страховых взносов не могут быть покрыты:

а) неожиданное для страховщика значительное повышение убыточности страховой суммы (резкое изменение курса валют);

б) изменение рыночной ситуации, которая ведет к снижению стоимости инвестиций и доходов по ним.

Экономическое значение инвестиционной деятельности страховых компаний обусловлено большими объемами их инвестиционных ресурсов. Опыт западных стран, изученный в настоящем исследовании, неопровержимо свидетельствует о ведущей роли страховых компаний в инвестиционных процессах развитых государств. Размеры инвестиций, произведенных страховыми компаниями европейских стран, составляли в 2000 г. 50% от объема совокупного валового внутреннего продукта Европейского Экономического Сообщества. В таких государствах, как Великобритания, Швейцария, Люксембург, имеющих развитый фондовый рынок и международный финансовый авторитет, инвестиции страховщиков достигли или даже превысили годовой объем ВНП.

При этом если в развитых странах большая часть инвестиций представлена долгосрочными вложениями, осуществляемыми за счет средств страховых компаний по страхованию жизни, то в России их основная часть - это краткосрочные активы. Участие российских страховщиков в инвестиционном процессе носит иногда спекулятивный характер. Кроме того, средние и мелкие страховые компании, не обладая достаточным инвестиционным потенциалом, не стремятся самостоятельно выходить на фондовый рынок [22].

Этими обстоятельствами объясняется непроработанность вопросов научного обоснования и развития подходов к организации инвестиционной деятельности страховых компаний в нашей стране. Однако по мере развития отечественной экономики и страхового рынка, ситуация будет меняться. Тогда  проблемы инвестиций займут ведущие позиции в страховой науке, как это наблюдается за рубежом.

Структура активов страхового рынка сейчас меняется. Компании уделяют все меньше внимания надежным, но низкодоходным государственным бумагам и банковским депозитам. Гораздо больше их привлекают корпоративные облигации, ипотечные ценные бумаги, ПИФы и векселя предприятий. Такие вложения считаются гораздо более рискованными. Но страховщики все чаще говорят о том, что им не хватает качественных финансовых инструментов.

 

 

2.2. Проблемы пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке


Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке являются одним из средств государственного регулирования страховой деятельности. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечиваются Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в дальнейшем — МАП), на которое Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» возложены функции упраздненного этим же указом государственного коммитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Защита добросовестной конкуренции на страховом рынке и пресечение монополистической деятельности должны протекать в рамках единого, регулируемого государством, процесса, предполагающе­го следующие формы:

1.     пресечение злоупотреблением страховыми организациями доминирующим положением;

2.     определение на конкурсной основе тех страховых организаций, которые будут привлекаться к проведению страховых программ с использованием государственных средств;

3.     запрещение действий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию;

4.     осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;

5.     контроль за созданием объединений страховых организаций, а также соглашениями и согласованными действиями страховых организаций:

6.     пресечение установления необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги.

Союзы, ассоциации и иные объединения страховщиков для государственной регистрации в органах страхового надзора должны получить согласие антимонопольного органа в случае, если все участники объединения страховщиков зарегистрированы в одном административно-территориальном образовании. Это согласие на регистрацию объединения страховщиков получают в соответствующем территориальном управлении антимонопольного органа России согласно порядку, устанавливаемому Положением о порядке рассмотрения хода­тайств о даче согласия МАП России и его территориальных управле­ний на государственную регистрацию объединений страховщиков.

Согласие на регистрацию объединения страховщиков выдается на основании представленных их учредителями требуемых документов. В согласии на регистрацию объединения может быть отказано, если представленные документы свидетельствуют о ведении объединени­ем страховой деятельности, о наличии соглашения или соглашений участников объединения, которое имеет или может иметь своим ре­зультатом существенное ограничение конкуренции на этом рынке, ущемление интересов других страховщиков или страхователей, в том числе раздел рынка страховых услуг по территориальному принципу или по видам страхования, установление (поддержание) единых стра­ховых тарифов по отдельным видам страхования, ограничение досту­па на рынок страховых услуг или устранение с него других страховщиков.

Для предо­ставления страховых услуг как разновидности финансовых услуг осуществляется комплекс мероприятий, который должен защитить кон­куренцию на рынке финансовых услуг. Основным законодательным актом здесь является Федеральный закон РФ от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защитe конкуренции на рынке финансовых услуг».

Финансовая услуга — деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц.

В качестве финансовых услуг выступают:

·        осуществление банковских операций и сделок;

·        предоставление страховых услуг;

·        предоставление услуг на рынке ценных бумаг;

·        заключение договоров финансовой аренды (лизинга);

·        заключение договоров по доверительному управлению денежны­ми средствами или ценными бумагами;

·        иные услуги финансового характера.

Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовых организаций на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.

Если действия и соглашения, совершаемые и заключаемые резидентами РФ за пределами территории РФ приводят или могут приве­сти в РФ к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг, то применяются нормы Закона о защите конкуренции на рынке финан­совых услуг.

Группа лиц, деятельность которых ограничивается в соответ­ствии с Законом о защите конкуренции на рынке финансовых услуг: финансовая организация — юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услу­ги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, паевой инвестиционный фонд, лизинговая компания, кредитный по­требительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.

Положения Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг в отношении финансовых организаций распространяются на:

·        индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на ос­нове соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг;

·        группу лиц — группу юридических и иных физических лиц, при­знаваемых группой лиц в соответствии с законодательством РФ:

·        аффилированное лицо - юридическое и (или) физическое лицо, признаваемое аффилированным лицом в соответствии с законода­тельством РФ.

Группа лиц, в чьих интересах установлено ограничение деятель­ности первой группы лиц (финансовых организаций и иных лиц, имеющих аналогичный статус):

·        потребители — определения в Законе о защите конкуренции на рынке финансовых услуг не содержится;

·        финансовые организации — конкуренты в Законе о защите кон­куренции на рынке финансовых услуг противопоставляются финансо­вым организациям, деятельность которых ограничивается.

Регулирующие и контролирующие органы: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, с одной стороны, выступают как регулирующие и контролирующие органы, с другой — рассматри­ваются Законом о защите конкуренции на рынке финансовых услуг как субъекты, способные допустить правонарушения, уменьшающие конкуренцию на рынке финансовых услуг.

Под доминирующим положением финансовой организации пони­мается объем финансовых услуг, предоставленных финансовой орга­низацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке фи­нансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднить доступ на этот рынок дру­гим финансовым организациям.

Порядок признания положения финансовой организации домини­рующим утверждается федеральным антимонопольным органом по каждому виду рынка финансовых услуг по согласованию:

·        на рынке ценных бумаг — с федеральными органами исполни­тельной власти, осуществляющими регулирование ценных бумаг на рынке;

·        на рынке банковских услуг — с Центральным Банком РФ;

·        на рынке страховых услуг — с федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим регулирование на рынке стра­ховых услуг;

·        на рынке иных федеральных услуг — с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг.

Выделяются следующие нарушения законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг:

а) Злоупотребление финансовой организацией доминирующим по­ложением (Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Ст. 5).

Злоупотребление финансовой организацией доминирующим по­ложением выражается в совершении действий, затрудняющих доступ на рынок финансовых услуг другим финансовым организациям и (или) оказывающих негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг, в том числе:

·        включение в договор дискриминационных условий, которые ставят финансовую организацию в неравное положение по сравне­нию с другими финансовыми организациями;

·        согласие заключить договор лишь при условии внесении в него положений, в которых финансовая организация не заинтересована;

·        установление при заключении доктора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую финансовую услугу.

б) Заключение соглашения или совершение согласованных дей­ствий, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг, финансовыми организациями между собой либо с федеральными ор­ганами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, с федеральными органами исполнитель­ной власти, opганами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и с любыми юридическими лицами (Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Ст. 6—9):

·        если такие соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничения конкуренции на рын­ке финансовых услуг;

·        исключение составляют соглашения или согласованные действия финансовых организаций с Центральным Банком РФ,

в) Признание недействительными соглашении или сделок, совер­шаемых в результате согласованных действий финансовых организа­ций, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг (За­кон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Ст. 10).

Создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых орга­низаций (Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Ст. 11) допускается только после получения предварительного согла­сия федерального антимонопольного органа.

Защищается недобросовестная конкуренция на рынке финансо­вые услуг между финансовыми организациями, выражающаяся в действиях, направленных на приобретение преимуществ при осуществ­лении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении между собой или с третьими лицами согласованных действий, которые противоречат законодательству РФ и обычаям де­лового оборота и могут причинять или причинили убытки другим фи­нансовым организациям—конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации.

 

2.3. Пути повышения уровня капитализации компаний и их конкурентоспособности для выхода на мировой рынок страхования


Почему повышению капитализации страховой отрасли уделяют повышенное внимание и сами страховщики, и государство? Проблему можно рассмотреть с двух позиций. Во-первых, размер капитала страховой компании определяет максимальный размер страхового риска, который каждая компания может принимать на собственное удержание: больший риск компания обязана отдать в перестрахование. Во-вторых, от капитализации страховщика прямо зависят его устойчивость и платежеспособность, а следовательно, доверие к нему со стороны страхователя.

Несмотря на то что совокупный уставный капитал страховых компаний достиг в 2005 году своего максимума, увеличившись с 0,5 млрд руб. в 1994 году до 150 млрд руб. в 2005 году, капитализация всей российской страховой отрасли соизмерима с капитализацией шестого по мощности страховщика Западной Европы.

В Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и другие акты законодательства Российской Федерации» целая статья посвящена вопросу повышения капитализации страховых компаний. Так, предусматривается увеличение базового уставного капитала. Кроме того, при осуществлении видов страхования, относящихся к страхованию жизни, вводится коэффициент 2 от базового размера уставного капитала, а при осуществлении исключительно перестрахования – 4.

Предусмотрено, что для одновременного осуществления нескольких видов страхования компания должна обладать уставным капиталом, складывающимся из минимальных уставных капиталов, установленных для каждого из осуществляемых видов страхования.

Страховщики обязаны будут довести свои уставные капиталы до размеров, определенных в законопроекте, до 1 июля 2007 года. У компаний, не выполнивших данное требование, департамент страхового надзора будет отзывать лицензию на осуществление страховой деятельности без соответствующего предписания.

Проблема увеличения капитализации страховой отрасли отражена и в правительственной концепции развития страхования в Российской Федерации. Там записано, что «в целях повышения емкости рынка страховых услуг необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования».  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.