скачать рефераты

МЕНЮ


Система пенсионного страхования и пути ее совершенствования на современном этапе в Республике Белару...

В настоящее время в республике сформировано национальное пенсионное законодательство. Приняты Законы Республики Беларусь "Об основах государственного социального страхования", "О пенсионном обеспечении", "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел", "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другие.

Характерным признаком системы пенсионного обеспечения республики является ее доступность. Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств. В основу предоставления права на трудовую пенсию в старости, при инвалидности и в случае потери кормильца положены принципы социального страхования. Право на нее имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачивались страховые взносы. При этом в целях усиления пенсионных гарантий инвалидам и семьям, потерявшим кормильца, право на трудовую пенсию предоставляется независимо от продолжительности страхования (уплаты страховых взносов). Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия [5, c.5].

Закон Республики Беларусь от 17.04.92 г. «О пенсионном обеспечении» охватывает многие социальные слои населения, в том числе и лиц, занятых общественно-полезным трудом, а также нетрудоспособных граждан. Условно субъектов пенсионного страхования можно разделить на трудоспособных граждан, имеющих право на трудовые пенсии, и нетрудоспособных граждан, имеющих право на социальные пенсии.

В первой группе наибольший удельный вес занимают лица, имеющие право на пенсию по возрасту, которая на общих основаниях предоставляется мужчинам по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, а женщинам по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Кроме того, законодательством определено более 20 оснований для назначения досрочных пенсий на 5-10 и более лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для работников с вредными и тяжелыми условиями труда; военнослужащих, ставших инвалидами; матерей погибших военнослужащих; многодетных матерей; родителей детей- инвалидов; лилипутов и карликов; инвалидов с детства и других.

До наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, отдельные категории граждан, занятые на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности, имеют право на получение пенсии за выслугу лет.

Больше половины всех пенсионеров — женщины, которые выходят на пенсию в возрасте 55 лет, то есть на 5 лет раньше, чем мужчины (табл.2.1) [17].

Таблица 2.1

Соотношение численности мужчин и женщин по возрастным группам,

Республика Беларусь (число мужчин на 1000 женщин соответствующей

возрастной группы)

Показатели

1959

1970

1979

1989

1995

1999

2000

2001

Все население

в том числе в возрасте, лет

0-4

5-9

10-14

15-19

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-64

65-69

70 и старше

801


1045

1036

1032

943

870

871

735

648

596

611

682

549

590

560

507

850


1043

1047

1043

1056

1013

967

913

910

804

648

608

543

600

537

489

865


1036

1035

1033

1091

1017

1002

993

945

894

884

726

579

530

508

458

879


1045

1036

1032

1014

983

1016

1003

989

968

917

853

794

646

513

393

880


1050

1038

1026

1017

1003

973

993

980

957

929

870

781

724

609

383

886


1059

1053

1046

1052

1028

999

985

981

951

922

890

801

721

646

415

885


1060

1053

1046

1047

1035

998

987

978

952

919

888

803

716

637

421

884


1057

1055

1050

1042

1044

1001

985

976

955

917

885

806

714

637

428


К этой же группе относятся лица, имеющие право на пенсию в случае наступления инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также лица, имеющие право на пенсию за особые заслуги перед республикой, такие как пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и другие.

Ко второй группе относятся нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, которые имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, инвалиды с детства, а также в результате увечья, не связанного с работой, которые имеют право на пенсию по инвалидности и другие. По каждому виду пенсий Закон определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей пенсии, условия получения пенсий, их размеры и т.д. [22, c.6].

Как известно, наша пенсионная система является распределительной, в ней пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих и их работодателей. Демографическая ситуация в республике складывается так, что соотношение численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров достигло недопустимо низкой величины и продолжает уменьшаться. По данному критерию Беларусь занимает одно из последних мест в мире (рис.2.1) [31, с.9].


 

Рис.2.1. Соотношение численности работающих и пенсионеров.

 

В РБ сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза - только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время пенсии получает 26% населения республики. Согласно прогнозам, в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше (рис.2.2) [31, с.10].

 

Рис.2.2. Соотношение численности лиц в возрасте 55 / 60 лет и старше и в возрасте от 15 до 55 / 60 лет.

 

Таким образом, возникает проблема - как в данных условиях сохранить (не говоря уже о повышении) достигнутое значение коэффициента замещения, который  равен тарифу страховых взносов, умноженному на соотношение между количеством плательщиков взносов и числом пенсионеров. Очевидно, что сделать это при неизменном страховом тарифе (а увеличивать его некуда) невозможно. Выход один - улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.

 

2.2. Механизм пенсионного страхования


В конце ХХ столетия повсеместно во всех развитых и развивающихся странах мира возникли проблемы страхования старости. Это, в первую очередь, старение населения вследствие увеличения продолжительности жизни. Рост количества пенсионеров создает дополнительную нагрузку на всю экономику страны. Пенсионные законодательства даже в развитых странах не готовы динамично ответить на вызов времени. Снижение продолжительности жизни в Беларуси позволяет нам пока обойти эту сторону проблемы (табл.2.2).

Таблица 2.2

Продолжительность жизни при рождении, Республика Беларусь (число лет)

Период, для которого

исчислен показатель

Все население

Мужчины

Женщины

До 1917                 

1958-1959               

1970-1971    

1980-1981               

1991                    

1995                   

1996                    

1997                    

1998       

1999                    

2000                                              

37,5

70,3

72,5

71,1

70,7

68,6

68,6

68,5

68,4

67,9

69,0

37,0

66,2

68,1

65,9

65,5

62,9

63,0

62,9

62,7

62,2

63,4

38,0

73,5

76,0

75,7

75,5

74,3

74,3

74,3

74,4

73,9

74,7

Источник: Статистический ежегодник. Республика Беларусь. 2001 / Министерство статистики и анализа РБ. -- Мн.: [Б.и.], 2001. [табл.3.17, стр.91]


Практически по всем видам социальных рисков, кроме безработицы, выплаты производятся из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.

Структура доходов Фонда в 2000 году показана на рис.2.3 [33, с.11].


Рис.2.3. Доходы Фонда в 2000г.


Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.

Расходная часть Фонда показана на рис.2.4 [33, с.12].


 

Рис.2.4. Расходы Фонда в 2000 г.


Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 78%.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, получающих социальные пенсии, производится за счет (полностью или частично) средств государственного бюджета.

За годы существования Фонда несколько вырос удельный вес расходов Фонда в общем объеме ВВП, который в последние годы зафиксировался на уровне 10,1-10,7 процента, в том числе 8,1-8,6 - пенсионные расходы (рис.2.5) [33, с.12].

Рис.2.5. Удельный вес расходов Фонда в ВВП.


Это невысокий показатель в сравнении даже с развивающимися странами, не говоря уже о странах с высокоразвитой экономикой. Если же еще принять во внимание уровень ВВП в расчете на душу населения в Беларуси в сопоставлении с другими странами, то нетрудно понять, что уровень социальной защищенности пенсионеров и получателей других пособий из средств социального страхования в нашей стране невысок.

В последние годы наблюдается тенденция "проедания" Фондом социальной защиты накопленных в прошлые периоды средств. Основная причина этого - рост задолженности по уплате страховых взносов при постоянном росте потребности (рис.2.6) [33, с.13].


Рис.2.6. Изменение запаса средств на выплату пенсий и задолженности

по уплате взносов.

Задолженность по уплате страховых взносов на 1.05.2004 г. составила более 204,6 млрд. руб. (60% средств, необходимых для выплаты пенсий в месяц). Это связано как с неблагополучным финансовым состоянием многих субъектов хозяйствования, так и с относительно высоким тарифом страховых взносов.

В рамках действующей системы пенсионного обеспечения ведется целенаправленная работа по решению двух основных задач в области пенсионного обеспечения: повышение уровня пенсий и усиление дифференциации размеров пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионера в период трудовой деятельности. В последнее время на решение этих задач направлен целый ряд изменений пенсионного законодательства.

С 1 апреля 1999 года при исчислении пенсии неработающим пенсионерам, а также пенсионерам, работающим непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и на других предприятиях сельского хозяйства, стала учитываться заработная плата пенсионера (приведенная в установленном порядке к современному уровню) в пределах от 130 до 400% средней заработной платы рабочих и служащих в республике.

 Реализация данной меры позволила повысить уровень пенсионного обеспечения и, самое важное, усилить дифференциацию в размерах пенсий тех лиц, кто до выхода на пенсию был занят высококвалифицированным трудом, работал во вредных условиях и, соответственно, имел более высокую заработную плату, и уплачивал более высокие налоги.

Для того, чтобы лучше осмыслить значимость этого шага, необходимо вспомнить, что после распада СССР прошлые заработки, из которых исчислялись пенсии, обесценились. Было время, когда размеры пенсий определялись лишь продолжительностью трудового стажа. В 1993 году с введением в действие Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" влияние заработной платы на размер пенсии было восстановлено. При исчислении пенсии заработок стал приводиться к современному уровню механизмом, основанным на применении индивидуального коэффициента заработка, определяемого соотношением ежемесячного фактического заработка пенсионера и средней заработной платы рабочих и служащих в республике в соответствующих месяцах. На первом этапе в качестве ограничителя учитываемого заработка являлась шкала с использованием 10-кратной минимальной заработной платы. С 1 января 1997 года до введения в действие вышеуказанного изменения степень учета заработка ограничивалась 130% средней заработной платы рабочих и служащих в республике, или, иначе говоря, коэффициентом 1,3. Таким образом, размеры пенсий по возрасту у людей, имеющих индивидуальный коэффициент от 0,4 до 1,3, были дифференцированы по стажу и заработку. У остальных, имеющих коэффициент свыше 1,3, заработок, превышающий 130% средней заработной платы рабочих и служащих, на размере пенсии не сказывался и размеры пенсий были одинаковыми.

С 1 апреля 1999 года размеры пенсий лиц с коэффициентом заработка от 1,3 до 4,0 также индивидуализированы в зависимости от уровня оплаты их прошлого труда. Таким образом, размеры пенсий по уровню заработной платы стали дифференцированными у абсолютного большинства пенсионеров (индивидуальный коэффициент заработка свыше 4,0 имеют только 0,8% пенсионеров).

Особое внимание на государственном уровне уделяется вопросам пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Уровень пенсионного обеспечения этих лиц в 2-3 раза выше, чем других категорий граждан. В целях усиления социальной защиты наименее обеспеченных категорий нетрудоспособных и инвалидов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении указанных лиц принят Декрет Президента Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. № 21 "О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС". Этим Декретом установлены минимальная и предельная величины заработка, из которого исчисляются пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы (для расчета этих пенсий учитывается заработок не менее 100% и не более 300% средней заработной платы рабочих и служащих в республике, применяемой для корректировки среднемесячного фактического заработка пенсионера). Это позволило повысить, в первую очередь, уровень пенсий инвалидов-чернобыльцев, которым пенсии были назначены в минимальных размерах.

Лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне эвакуации в 1986-1987 годах, достигших общеустановленного пенсионного возраста либо ставших инвалидами, в т. ч. вследствие причин, не связанных с чернобыльской катастрофой, данным Декретом повышен размер надбавки к их пенсии с 30 до 50% минимальной пенсии по возрасту.

Введен также новый порядок назначения социальных пенсий лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также детям, потерявшим кормильца, умершего вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС. С 1 мая 1999 года размеры этих пенсий исчисляются в процентном отношении к средней заработной плате рабочих и служащих в республике, применяемой для корректировки среднемесячного фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы (ранее размеры пенсий этим категориям лиц устанавливались в процентном отношении к минимальной пенсии по возрасту). Эта мера позволила увеличить уровень социальных пенсий лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, в 2-4 раза; в наибольшей степени повышение пенсий коснулось детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, заболевания которых связаны с этой катастрофой.

В результате внесения изменений в Закон "О пенсионном обеспечении" с 1 августа 1999 года повышен уровень пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров: установлено повышение пенсий лицам, принимавшим участие в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации; предоставлено право получения пенсии по случаю потери кормильца лицам в возрасте от 18 до 23 лет, обучающимся на дневных отделениях учебных заведений, независимо от типа и вида этих учебных заведений; увеличен размер надбавки, устанавливаемой к социальной пенсии инвалидов 1 группы по уходу за ними; введена дифференциация размеров социальных пенсий детям-инвалидам в зависимости от степени утраты здоровья.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.