скачать рефераты

МЕНЮ


Система пенсионного страхования и пути ее совершенствования на современном этапе в Республике Белару...

До настоящего времени, как мы видим из табл.2.3, не достигнуто постоянного соотношения между приростом заработной платы и пенсии. Очевидно, что пути решения пенсионных проблем следует искать также и через подъем экономики страны в целом.

Таблица 2.3


Основные показатели уровня жизни населения

в процентах к предыдущему году

 

1995

1996

1997

1998

1999  

2000

2001

2002

2003

2004

Реальная заработная плата работников

95,0

105,1

114,3

118,0

107,3

112,0

129,6

107,9

103,2

117,4

Реальный размер назначенной месячной пенсии (на конец года)

130,3

104,9

130,5

76,0

135,3

143,2

122,1

102,3

101,4

132,4

Прирост реальной заработной платы

-5,0

+5,1

+14,3

+18,0

+7,3

+12,0

+29,6

+7,9

+3,2

+17,4

Прирост реального размера месячной пенсии

+30,3

+4,9

+30,5

-24,0

+35,3

+43,2

+22,1

+2,3

+1,4

+32,4



В заключение данной главы можно сделать вывод о том, что залогом успеха работы любой пенсионной системы является ее прозрачность, подконтрольность и отчетность перед застрахованными лицами. Многочисленная и наиболее заинтересованная часть населения - пенсионеры - в правлении Фонда не представлена вообще. Остальные члены правления - представители государственных структур.

Общественность о работе Фонда, особенно в части ее финансовой составляющей, широко не информируется. В результате работодатели и наемные работники не в полной мере понимают систему, свои права и обязанности, а также того, что произошло с их взносами. Пенсионеры еще более далеки от понимания тех процессов и тенденций, которые происходят в пенсионном страховании. С точки зрения баланса интересов всех участников социального страхования (наниматели, застрахованные, правительство), было бы лучше, если бы состав правления формировался на паритетной основе из представителей трех сторон.

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Несмотря на последние позитивные преобразования в области пенсионного обеспечения, пенсионной системе республики присущ ряд негативных моментов, главным из которых является низкий уровень пенсий с точки зрения их покупательной способности, что не может удовлетворить ни государство, ни большинство их получателей.

Пенсионные системы, основанные на принципе социальной солидарности и выплаты пенсий за счет текущих поступлений (а именно такая система построена в Республике Беларусь), чрезвычайно зависимы от изменения таких показателей, влияющих на объем собираемых страховых взносов, как доходы экономически активного населения, численность занятых в экономике, численность плательщиков страховых взносов, тариф страховых взносов и другие.

Серьезным экономическим фактором, сказывающимся на финансовых возможностях Фонда социальной защиты населения и, соответственно, на уровне пенсионного обеспечения, является сокращение численности занятых в экономике. В связи с процессами реструктуризации экономики за период с 1990 года в республике численность занятых снизилась на 13,2% при росте числа пенсионеров за этот период на 12,2%. Сегодня на 100 пенсионеров приходится 165 занятых, в то время как в 1990 году это соотношение составляло 100 к 218.

На уровне доходности Фонда социальной защиты населения сказывается также изменение структуры денежных доходов населения: удельный вес оплаты труда (а именно она является базой для начисления страховых взносов, за счет которых выплачиваются пенсии) снизился с 1990 года почти на четверть. В то же время в структуре доходов населения доля поступлений из финансовой системы, доходов от собственности, предпринимательской деятельности и других увеличилась.

Имеются проблемы и с задолженностью субъектов хозяйствования по уплате страховых взносов. Наибольший удельный вес в просроченной задолженности занимают долги предприятий Министерства промышленности и Министерства сельского хозяйства и продовольствия (соответственно 45% и 36%).

Органами Фонда социальной защиты населения в 2000 году проведена работа по списанию пени, начисленной организациями агропромышленного комплекса за несвоевременное внесение платежей. В условиях инфляции это прямые потери для Фонда социальной защиты населения и, конечно же, самих застрахованных и пенсионеров.

На эти проблемы наслаиваются демографические проблемы, выражающиеся в деформации возрастной структуры населения в сторону его старения, т.е. увеличения доли лиц старше пенсионного возраста и сокращении доли детей. В структуре населения республики дети составляли в 1990 году 24,5% всего населения, сегодня - 21,4%. Как видим, потенциальный резерв экономически активного населения уменьшается, а доля пожилых людей соответственно растет (в 1959 году - 13,5%, в 1990 году - 19,9%, в настоящее время - 21,3%, по прогнозам к 2015 году она составит 23,4%).

Нельзя также преуменьшать и значение причин, негативно влияющих на уровень пенсий, которые находятся внутри пенсионной системы. Это - не всегда обоснованное предоставление права на досрочные пенсии; высокая "нестраховая" нагрузка за счет установления надбавок к пенсиям отдельным категориям пенсионеров из страховых средств (что противоречит самой природе социального страхования); зачет в трудовой стаж для определения размера пенсии периодов, когда не уплачивались страховые взносы без соответствующего финансового обеспечения этих периодов; одновременная выплата заработной платы и пенсии и другие.

Результатом осмысления нынешних и прогнозируемых проблем в пенсионном обеспечении явилась постановка следующих задач, решение которых необходимо как для повышения эффективности пенсионной системы на нынешнем этапе, так и для обеспечения ее справедливости, эффективности и финансовой стабильности в будущем:

адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее стабильности и устойчивости на основе развития государственного и негосударственного (дополнительного) пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

приведение уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума пенсионера, а в перспективе - минимальным потребительским бюджетом пенсионера;

последовательное укрепление и развитие в пенсионной системе принципов, посредством которых исключаются какие-либо преимущества для отдельных слоев или групп застрахованных за счет других (пенсия должна быть отражением финансового вклада в пенсионную систему вне зависимости от того, кем и где застрахованный работал);

рационализация и оптимизация условий и норм пенсионного обеспечения на основе перераспределения и улучшения использования имеющихся средств;

введение механизмов, стимулирующих "зарабатывание" пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения [5, c.6].

Пенсионную систему предполагается построить на основе трех уровней. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не получают пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование, когда выплата пенсий обеспечивается за счет текущих страховых взносов. Третий уровень - дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение - будет формироваться на накопительных принципах.

Ведущая роль в организации пенсионной системы отводится государственному обязательному пенсионному страхованию.

Учитывая, что интересы социальной стабильности диктуют весьма осторожный подход к кардинальным реформам в области пенсионного обеспечения, в республике был избран достаточно "мягкий" вариант преобразований пенсионной системы, с ориентацией на сохранение пенсионных прав, приобретенных по действующей системе.

В рамках реформирования пенсионной системы постепенно необходимо решить ряд задач стратегического порядка, таких как: проблема возрастных критериев выхода на пенсию, урегулирование вопросов досрочного пенсионного обеспечения, выплаты пенсии в период работы, паритетного участия нанимателей и работников в финансировании пенсионной системы и других.

В ситуации, когда активное население не смогло и в ближайшее время уже не в состоянии воспроизвести себе замену, сочетание относительно низкого пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин, а за счет многочисленных оснований для досрочного выхода на пенсию средний возраст выхода на пенсию фактически составляет 58 лет 10 месяцев для мужчин и 53 года 11 месяцев для женщин), высокого ожидаемого периода выплаты пенсии (14,2 года для мужчин, 23,4 года для женщин) и медленного экономического роста уже в самое ближайшее время проблема возрастных критериев выхода на пенсию может еще больше обострить ситуацию в пенсионном обеспечением в нашем государстве.

Представляется, что в целях снижения ожидаемого роста иждивенческой нагрузки трудоспособного населения пожилыми, упреждения снижения уровня жизни как работающих, так и пенсионеров, государство будет вынуждено подготовить программу поэтапной корректировки возрастных критериев выхода на пенсию, в которой бы учитывались экономические, демографические факторы и, в особенности, положение на рынке труда, дабы не нарушить рынок рабочей силы. Очень важно, чтобы необходимость введения этой меры была осознана в нашем обществе и принята им. Сглаживанию негативных последствий способствовало бы объявление об этом за несколько лет.

В текущий период в качестве временной альтернативы программе постепенного повышения пенсионного возраста отдано предпочтение стимулированию добровольного выхода на пенсию в возрасте, превышающем общеустановленный, в сочетании с соответствующим увеличением размера пенсии. Действующая с 1 сентября 1998 года норма в Законе "О пенсионном обеспечении" предусматривает повышение пенсии на 1% заработка за каждые два месяца работы в пенсионном возрасте без получения пенсии, или на 6% заработка за год такой работы (для сравнения: один год в допенсионном возрасте "оценивается" в 1% заработка). Привлекательным в этой идее "гибкого" пенсионного возраста является то, что, не затрагивая гарантии в пенсионном обеспечении, гражданам предоставляется право самостоятельно сделать выбор: получать пенсию раньше, но меньшего размера, либо более высокую, но позднее.

Нынешнее пенсионное законодательство предусматривает более 20 оснований для назначения пенсии на 5-10 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Система досрочных пенсий выступает, скорее, в качестве скрытой компенсации заниженного уровня заработной платы и используется для привлечения кадров к работе в неблагоприятных условиях труда.

На протяжении последних лет удельный вес досрочных пенсий в числе вновь назначаемых пенсий по возрасту уже составляет около 23%. Это в два раза больше, чем в 1990 году. Эти показатели могли быть значительно выше, однако с 1992 года право на пенсию в связи с особыми условиями труда увязывается с результатами аттестации рабочего места о состоянии условий труда на конкретном рабочем месте, что в определенной степени препятствует назначению досрочных пенсии тем работникам, кто фактически не занят в условиях труда, с которыми связано предоставление права выхода на пенсию ранее достижения пенсионного возраста.

Установление досрочных пенсий многим группам работников - это большая дополнительная нагрузка на пенсионную систему, поскольку у нас отсутствует механизм возмещения повышенных расходов, связанных с досрочным пенсионированием, как со стороны нанимателя, так и со стороны самих работников, получающих эти досрочные пенсии (за исключением частичного возмещения расходов на выплату пенсий по Списку № 2Действует одинаковый тариф страховых взносов, а на пенсию одни уходят в 60 (55) лет, а другие на 5-10 лет ранее и в результате первые "содержат" последних эти 5-10 лет. Это приводит к снижению общего уровня пенсионного обеспечения. Однако, несмотря на это, периодически предпринимаются попытки расширить возможности выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста, в том числе без учета результатов аттестации рабочих мест.

Проблема упорядочения льготных пенсий должна решаться постепенно, причем с сохранением ранее приобретенных прав. Пути ее решения могут быть самыми разными. Практически нет разногласий в том, что пенсионное обеспечение работников с особыми условиями труда необходимо поэтапно перенести в отраслевые или профессиональные пенсионные системы, которые заменят общую систему государственного пенсионного страхования в период до достижения работниками общего пенсионного возраста. Введение отраслевого (профессионального) досрочного пенсионного обеспечения (по результатам аттестации рабочих мест) целесообразно для работников отдельных отраслей (профессий). Финансирование выплаты таких досрочных пенсий предлагается осуществлять за счет собственных средств отраслевых пенсионных фондов, аккумулирующих страховые взносы нанимателей на досрочные пенсии.

Государственное досрочное пенсионное обеспечение рационально сохранить только за теми работниками, которые заняты в сфере деятельности, где опасные уровни профессиональных рисков не могут быть устранены техническими средствами, по результатам аттестации рабочих мест. Выплату таких пенсий представляется целесообразным осуществлять из средств Фонда социальной защиты населения за счет обязательных текущих страховых взносов нанимателей, компенсирующих (в перспективе - в полном объеме посредством дифференциации страховых взносов) расходы на выплату указанных пенсий.

Для работников предприятий может иметь место дополнительное (в том числе досрочное) пенсионное обеспечение на основании коллективного договора между нанимателем и профсоюзами. Например, в соглашении могут предусматриваться дополнительные условия материального обеспечения пожилых работников, высвобождаемых с предприятия, условия выплаты дополнительных пенсий и т.п. Финансовое обеспечение пенсий (компенсаций), предоставляемых предприятиями, возможно за счет их собственных средств.

Формирование, законодательное закрепление и реализация схемы выведения из общей пенсионной системы досрочных профессиональных пенсий требует тщательной проработки и времени, привлечения специалистов различных областей знаний, и в первую очередь в области банковской деятельности, финансов, инвестиций, страхования, налогообложения и т.д.

Необходимо изменить подходы к вопросам выплаты пенсий в период работы (сегодня это касается почти 16% пенсионеров). До недавнего времени действовал порядок, при котором работающим пенсионерам пенсия выплачивалась полностью, и всякие попытки его изменить встречали сопротивление работников пожилого возраста. Они вполне обоснованно утверждали, что для них продолжение работы является жизненной необходимостью, обусловленной низким уровнем пенсионного обеспечения. Однако такое положение обостренно воспринималось и другой частью пенсионеров, которые уже не могли работать.

По ряду причин изменять действующий порядок выплаты пенсий крайне сложно. Поэтому ограничения на выплату пенсий работающим пенсионерам были введены с 1 апреля 1999 года одновременно с усилением дифференциации в размерах пенсий лиц, у которых уровень заработка до выхода на пенсию превышал 130% средней заработной платы рабочих и служащих в республике (с одной стороны, пенсии увеличены, с другой, увеличение выплачивается только неработающим пенсионерам). Лицам, занятым непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции, пенсия выплачивается в полном размере.

Учитывая сложность и неоднозначность этого вопроса, объективно оправданной представляется выплата пенсии при относительно невысоком доходе работающего пенсионера.

Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь определена необходимость очертить круг лиц, имеющих право на трудовую (страховую) пенсию. Первые шаги здесь уже сделаны. С 1 сентября 1998 года право на такую пенсию увязано с фактом уплаты страховых взносов (лица, за которых либо ими самими не уплачиваются страховые взносы, права на трудовую пенсию не имеют). При этом для назначения пенсии по возрасту при неполном стаже необходимо наличие не менее 5 лет страхового стажа (до указанной даты трудовую пенсию по возрасту при неполном стаже можно было получить, скажем, за одну неделю стажа работы или иной деятельности, включаемой в трудовой стаж).

Размер трудовой пенсии должен напрямую зависеть от страхового стажа и объема уплаченных пенсионной системе страховых взносов. При этом, на наш взгляд, не должно применяться льготное исчисление стажа. Льготы по стажу должны быть заменены другими, более действенными мерами (повышенная оплата труда, налоговые льготы и т.п.). Необходимо пересмотреть подходы к включению в стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов (учеба, уход за детьми, срочная военная служба, время безработицы и др.). Такие периоды могут включаться в стаж для назначения трудовой (страховой) пенсии, однако их финансирование, как отмечается в Концепции, должно осуществляться не за счет взносов, уплаченных всеми застрахованными, а за счет других источников (государственного бюджета, соответствующих фондов страхования страховых рисков).   

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.