скачать рефераты

МЕНЮ


Технические резервы в страховой компании


«Хронология изменений в структуре размещаемых страховых резервов страховыми организациями с 1993 по 2000г.».

Условные обозначения:

Kн - Используется нормативный коэффициент оценки активов.

N - Актив не рассматривается в качестве объекта инвестирования

Виды активов

1993[16]

1995[17]г. (изменения от 20 октября 98г.).

1999[18](изм. от 16 марта 2000г.)

1.      Государственные ценные бумаги РФ

>=10%

Kн

Ограничений нет

2.      Государственные ценные бумаги субъектов РФ[19]

Kн[20]

В сумме <=30 %, но не более 10 % на один орган местного самоуправления и не более 15 % на один субъект РФ.


3.      Муниципальные ценные бумаги[21](до 1997г. ценные бумаги местных органов управления)

4.      Банковские депозиты, в том числе удостоверенные депозитными сертификатами и векселей банков (до 1995 банковские депозиты).

<=50[22]%

Kн

<=40%

5.      Акции и облигации (кроме относящихся к подпунктам 1-3); (с 1993г.- 1995г. - ценные бумаги акционерных обществ, прочие права участия, другие ценности; c 1995г. –1999г. –ценные бумаги)

<=40%

Kн

<=30%

6.      Дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховых посредников.

Ограничений нет

N

<=10%

7.      Депо премий по рискам, принятым в перестрахование

Ограничений нет

N

<=10%

8.      Суммарная стоимость инвестиционных паёв паевых инвестиционных фондов и сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления

Ограничений нет

N

<=5%

9.      Суммарная стоимость долей в УК обществ с ограниченной ответственностью и вкладов в складочный капитал товариществ на вере и стоимость ценных бумаг (за исключением инвестиционных паёв паевых инвестиционных фондов и сертификатов долевого участия в общих фондах банковского управления), не включённых в котировальный лист ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг.( c 1995г. – 1999г. – права собственности на долю участия в УК).

Ограничений нет

N

<=10 %

10.  Жилищные сертификаты (кроме относящихся к подпунктам 1-3)

Ограничений нет

N

<=5%

11.  Недвижимое имущество

<=40[23]%

<=20[24]% по видам страхования жизни и <=10 %по  видам страхования иным, чем жизнь.

12.  Слитки золота и серебра

Ограничений нет

N

<=10%

13.  Суммарная стоимость ценных бумаг, прав собственности на долю в УК, средств на банковских вкладах, в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, а также в общих фондах банковского управления одного банка.

Ограничений нет

N

<=15[25] %

14.   Суммарная стоимость ценных бумаг, эмитированных одним юридическим лицом и включённых в котировочный лист первого уровня хотя бы одним признанным организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Ограничений нет

N

<=10 %

15.  Суммарная стоимость ценных бумаг, эмитированных одним юридическим лицом и не включённых в котировальный лист первого уровня ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, но включённый в котировальный лист 2-ого уровня хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Ограничений нет

N

<=5 %

16.  Суммарная величина доли перестраховщиков (кроме как в Резерве заявленных, но не урегулированных убытков(РЗУ).)

Ограничений нет

N

<=60[26]%

17.  Суммарная доля перестраховщиков, не являющихся резидентами РФ (кроме как в РЗУ)

Ограничений нет

N

<=30[27]%

18.  Денежная наличность в рублях ( с 1995 - 1999г. – денежная наличность).

Ограничений нет

Ограничений нет

19.  Денежные средства на счетах в банках

>=5%

[28]

Ограничений нет

20.  Иностранная валюта на счетах в банках (до 95г. валютные ценности)

<=10%

Ограничений нет


Принципиальным отличием правил 93г. и 95г. явилось наличие в последних раздела «направления размещения страховых резервов», тогда как до этого регламентировались лишь минимальный размер инвестиций в государственные ценные бумаги и максимальная доля размещения в те или иные активы, например не более 40 % в недвижимое имущество. Т.е. фактически до 95г. это означало: “Инвестируйте не менее 10 % средств в государственные ценные бумаги, а остальное куда хотите за исключением того то и в рамках Правил». Для сравнения с 95г. – «Инвестируйте в государственные ценные бумаги не менее 20 % резервов по договорам долгосрочного страхования жизни, не менее 10 % по видам страхования иным, чем страхование жизни, остальное только в указанные в Правилах активы за исключением того то и в рамках Правил». Разница довольно ощутима, ведь многие активы попросту не были указаны, например один из разделов звучит так: не более 40 % -ценные бумаги акционерных обществ, прочие права участия, другие ценности, т. е. в акции инвестируйте не более 40 %, а, например, в облигации хоть все 100 %? Дебиторская задолженность, депо премий по рискам, переданным в перестрахование, доля перестраховщиков не рассматриваются как объекты размещения не только в Правилах 93 года, но и 95-ого. Значительные законодательные пробелы нашли своё отражение на российском страховом рынке в виде грюндерства с 93г. по 95г. Надо также отметить, что в Правилах 95г. был значительно расширен перечень запрещённых направлений инвестирования:

ü     «Запрещены инвестиции в такие ценные бумаги, как: чек, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, приватизированная ценная бумага».

ü     Исключается в качестве объекта инвестирования оплата труда работников страховой компании, оказание им материальной помощи и выдача ссуд, а также оплата налогов, штрафных санкций и т.д.

ü     Запрещена торгово-посредническая, банковская и производственная деятельность.

Отдельно отмечается, что страховые резервы не могут служить предметом залога, выступать в качестве источника уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта, а наличие достаточного количества резервов на расчётном счёте в банке (не мене 3 % (ранее не менее 5 %) общей суммы страховых резервов) для осуществления текущих страховых выплат указывается в качестве прямой обязанности страховщика. Можно говорить о том, что в 94-95 годы был совершён определённый «законодательный прорыв»: произошёл переход к германской системе страховых резервов посредством принятия Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни в 94 г., введены в действие Правила размещения страховых резервов в 95г. Т. е. были приняты два базовых для страховой сферы документа, причём последний был значительно улучшен и доработан. К достоинствам Правил 95г. также следует добавить наличие следующих разделов: ценные бумаги (раздел №3), где законодатель явно пытается устранить свои предыдущие ошибки, пояснения к термину недвижимость для настоящих правил (раздел №4), регламентация порядка выдачи ссуд страхователям (раздел №6) и, наконец, раздел, посвящённый принципам размещения страховых резервов. Пункт 1–ый последнего раздела, который раскрывает принцип диверсификации, был приостановлен в 98г до 1 января 1999г., а в последствии отменён, поскольку здесь в расчётах использовались абсолютные величины, а после проведения деноминации в 98 году использовать его оказалось невозможно, к тому же постоянная инфляция вносила определённые трудности. Пункт 4-ый раздела №6, где государство сделало «неосторожную» попытку представить принципы ликвидности возвратности и прибыльности активов в виде достаточно простых унифицированных коэффициентов, был также впоследствии отменён по той же причине. К сожалению, использованный коэффициентный метод расчёта 95г. не позволяет прямо сравнить структуру активов, но уже в Правилах 99г. эта методика не используется, там же, как можно заметить из таблицы, появляются новые виды активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, а раздел ценные бумаги местных органов управления в связи проведённой реформой в сфере местного самоуправления (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") заменён на муниципальные ценные бумаги. Прежде всего, говоря о появлении новых видов активов, следует особо остановиться на блоке перестрахования, поскольку этот раздел вызвал наибольшее количество жалоб со стороны страховщиков. Это было связано с тем, что государство, по сути, впервые предприняло попытку, и достаточно успешно, регулирования деятельности перестрахования посредством Правил размещения страховых резервов. И та, и другая сторона привела достаточно убедительные аргументы:

Например, в качестве обоснования этого раздела представитель Департамента И.В. Ломакин-Румянцев в своём выступлении в ответе на «Заключение на Правила размещения страховщиками страховых резервов, утверждённых Министерством финансов РФ от 22 февраля 1999г. в части, связанной с ограничением доли перестраховщиков в активах, принимаемых в покрытие страховых резервов[29]» привёл следующие данные:

За 1995г. – 1996г. передано в перестрахование за пределы Росси 1058 млрд. руб.(11,6 % страховых взносов) из них:

§        Доля перестраховщиков-нерезидентов, выплаченная в возмещение убытков по этим же рискам – 312,4 млрд. руб. (4,14 %).

§        10 % от суммы взносов, переданных в перестрахование, (106 млрд. руб.) вернулось в Россию в виде перестраховочной комиссии.

Итого: в Россию вернулось 420 млрд. руб., а 650 млрд. руб. осталось за рубежом!

Страховщики, в свою очередь, указывали на тот факт, что с введением в действие данных Правил возможности страховой компании будут значительно ограничены, поскольку, с одной стороны, максимальная ответственность страховщика по одному риску не может превышать 10 % собственных средств страховщика, с другой - максимальная доля по рискам, переданным в перестрахование, составляет только 60 % от величины страховых резервов. В результате всех споров раздел, устанавливающий нормативы по перестрахованию, был оставлен без изменения до 16 марта 2000[30]г, когда были внесены изменения в ст. 13, 17, 18, 19, где теперь при расчёте доли из страховых резервов необходимо исключать РЗНУ.

Ещё один важный момент это смена контролирующего органа, а именно: в разделе 1-ом «Общие положения» пункте 5-ом прямо указано – «Контроль за соблюдением страховщиками требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется Министерством финансов РФ», - тогда как до этого этим занимался Росстрахнадзор[31].

Неизменными за всё время в Правилах остались только, пожалуй, принципы размещения страховых резервов: диверсифицированность, возвратность, прибыльность и ликвидность.

Итак, на сегодняшний день можно сделать следующие выводы:

ü     Государство отказалось от попыток прямо принудить страховщиков к обязательному размещению страховых резервов в государственные ценные бумаги, что можно было наблюдать в самом начале развития Правил размещения страховых резервов.

ü     Обнадёживает также отказ государства от регулирования чисто технических моментов проведения страховой деятельности, в частности в Правилах 99г. уже не устанавливается норматив денежных средств на текущем счёте страховщика.

ü     Значительно расширился перечень «разрешённых» активов», т. е. у страховщика появляются  возможности для более гибкой политики в области инвестирования.

ü     Наблюдается тенденция к снижению долей различных активов в размещении страховых резервов, например по акциям, банковским депозитам, объектам недвижимости, что опять же связано с появлением большего количества активов, в которые разрешено размещение. Можно предположить, что с их увеличением Департамент Страхового Надзора предпримет попытку сгруппировать таковые в достаточно крупные группы с индикацией их рисковости или надёжности, или применит доли в страховых резервах, уже опробованные ранее.

ü     По мере накопления опыта страхового регулирования в рыночных условиях проводится разграничение в части размещения по некоторым видам активов по видам страхования иным, чем жизнь и страхованию жизни (см. табл.). Такое разделение вполне обосновано спецификой видов страхования.

ü     В последних Правилах (1999г.) впервые делается попытка посредством ограничения перестрахования повысить надёжность страховых компаний и таким образом ограничить вывоз капитала за рубеж.


II.3 Краткая сравнительная характеристика германских и российских Правил инвестирования для страховых организаций.

 

Целью данного сравнения является характеристика германских и российских правил размещения страховых резервов, определение их достоинств и недостатков, установление основных отличий, рассмотрение возможных вариантов использования опыта Германии на российском страховом рынке. В качестве источника информации о германских Правилах используется статья «Инвестиционная деятельность страховых организаций. Российская и зарубежная практика государственного регулирования[32]» Светланы Асабиной к. э. н. , доцента МГИМО(У) МИД РФ.

Инвестиционная деятельность германских страховых компаний регулируется законом «О государственном надзоре в Германии (VAG)», причём в законе речь идёт не только о размещении страховых резервов как в России, но и обо всей инвестиционной деятельности страховых организаций. Важным отличием явилось то, что установленные нормативы по активам в Германии берутся от всех вложенных средств (в отдельных случаях от расчётных резервов), а в России от величины страховых резервов.

 Кроме принципов, утверждённых в российских Правилах (диверсификация, возвратность (данный принцип в VAG отсутствует), прибыльность, ликвидность) германский законодатель устанавливает также наиболее важный с его точки зрения принцип безопасности, который требует, чтобы инвестиции были вложены как можно более надёжно. Это требование предполагает отсутствие текущих и предполагаемых в будущем рисков, т. е. инвестиции должны быть под контролем в течение всего периода их размещения. В отдельную группу VAG выделяет принцип локализации активов (активы должны быть размещены в ЕС, кроме 5 % активов, покрывающих расчётные резервы, и 20 % других связанных активов, которые могут быть размещены за пределами ЕС) и сочетания валют (активы должны быть инвестированы в валюте, в которой обязательства страховщика подлежат оплате, за исключением 20 % активов, покрывающих расчётный размер резервов и других вложенных средств). В российских правилах эти принципы реализуются в виде обычных ограничений:

1.                 суммарная стоимость активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, не относящихся к расположенным на территории РФ за исключением доли перестраховщиков, не являющихся резидентами РФ, в страховых резервах <=20 %.

2.                   Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.