скачать рефераты

МЕНЮ


Масса и массивность в архитектуре

·                   В зависимости от величины пространства в пределах данной формы. Предел минимума массы в этом случае – максимальное доминирование пространства. Предел максимума – минимальное доминирование пространства, минимальная величина пространства , сопоставленного с массой.

Более сложное состояние объемно-пространственных форм в зависимости от массы возникает при совокупности вышеуказанных типов случаев, а также в связи с другими свойствами . влияющими на выразительность восприятия массы.

Чаще всего в архитектуре используются формы, образованные параллельными и перпендикулярными плоскостями. Это происходит из-за того, что такие сооружения максимально удобны для внутреннего заполнения.

Вообще история изобразительных искусств показывает, что свет всегда был одним из главных выразительных средств. Предельно ясные, четкие формы архитектуры Древнего Египта, Греции, Ренессанса, порождают резкие светотени. А неопределенные, нечеткие формы архитектуры барокко или романтизма дают мягкие, расплывчатые тени. Архитектор всегда рассчитывает светотеневые эффекты зрительского восприятия сооружения. Ведь при очень ярком лобовом освещении или, наоборот, в глубоких сумерках форма практически теряет объем, становясь совершенно плоской.


2.5            Свойства категории «масса»


Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства.

 1. Геометрический вид - основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.
 2. Размеры архитектурной формы - свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

 3. Положение формы в пространстве по отношению к зрителю; фронтальное, профильное, горизонтальное;

ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.

 4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие.

 5. Фактура материала - важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).

 6. Цвет в архитектурных композициях - свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

 7. Светотень - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.

Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45° к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна.

Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие. Одни здания должны производить впечатление массивности, другие же, наоборот, при имеющейся массивности, должны казаться легкими. Как же облегчить ощущение массы?

Меньшей массой обладают здания:

— из гладкого материала,

— многоступенчатые,

— украшенные колоннами (лучше по периметру),

— состоящие из нескольких частей,

— украшенные аркадами,

— украшенные по фасаду различными декоративными элементами, которые создают эффект фильтрации света,

— окрашенные в разные цвета, которые зрительно разбивают объем,

— с использованием стекла как одного из основных материалов при строительстве.

Масса обладает тяжестью (весомостью), которая в зависимости от различных условий может быть зрительно выражена в большей или меньшей степени. При расположении одной массы над другой при членении формы по вертикали возникает необходимость зрительного уравновешивания их. Уравновешенность элементов формы придает устойчивость всей форме в целом.

Без уравновешенности и устойчивости элементов архитектурной формы не может быть единства и масштабности. Весовые отношения могут возникать при рельефном членении формы на две части. При равенстве членений форма в весовом отношении инертна, и различие верха и низа в ней не выражено . При неравных членениях расположенная вверху большая масса имеет больший вес ; при сравнении профилей е и g ощутим больший вес верхней меньшей части при выступающем ее рельефе.

Если форма представляет собой не пространство, а тело, ее размеры определяют другую эмоциональную оценку – массу. Под массой формы принимается эмоциональная оценка тяжести формы, которая прямопропорциональна количеству материала и его плотности. Атланты, Кариатиды и многие другие формы каменной архитектуры художественно-образным языком искусства ярко выражают эту тяжесть.

Атланты и кариатиды могут являться не только элементами декора на фасаде отдельного здания, но и влияют на художественное восприятие целых архитектурных ансамблей.

С их помощью подчеркивают массивность некоторых элементов здания.

Способность человека визуально определить массу основана на его огромном опыте, на чувственно-практической природе его познания. Прочность конструкций непосредственно связана с ее весом. Вся история развития архитектурной формы связана с поиском более легких материалов. Масса, как и оценка размеров, зависит от геометрической характеристики, светлоты цвета, фактуры и других свойств формы. Все сказанное о зависимости массы от объективных свойств формы справедливо для эмоциональной оценки тяжести тел любой мерности. Оценка массы одномерных, двухмерных и трехмерных форм зависит от корректирующего влияния всех объективных свойств формы вообще и отих геометрической характеристики в часности.


3. Архитектурная категория «массивность»

3.1 Сущность и формулировка композиционной категории «массивность»

 

МАССИВНОСТЬ- (франц. massivite, варв.-лат. massivitas, от лат. massa, масса) - Плотность, громадность.

·                   Массивность - Обладающий большой мощностью (в 3 знач.; тех.). Мощный двигатель. 3. Создающий впечатление силы, величия своею величиной, массивностью. Мощная фигура (у человека). Мощное строение.

·                   Массивность - массивности, мн. нет, ·жен. (·книж. ). ·отвлеч. сущ. к массивный

·                   Массивный - массивная, массивное; массивен, массивна, массивно (·франц. massif) (·книж. ). Тяжелый, большой, плотный. Массивный нож. Массивная фигура. Массивный памятник.

·                   Массивный - Имеющий большую массу и объем

·                   Массивный – Чрезвычайно большой по величине, силе. // перен. устар. Обладающий очень большой властью, исключительным влиянием; могущественный.

·                   Массивный - Физически сильный, крепкий (о человеке или животном). 3. Создающий впечатление силы, величия своею величиной, массивностью.

«Массивный» - Впервые это слово было официально зарегистрировано двести лет назад (в 1804 г.) в Новом словотолкователе Н.Яновского. За прошедшие годы значение этого прилагательного практически не изменилось, а в его толковании современными словарями имеются, по сути, лишь стилистические различия. Если отвлечься от частностей, то это значение вместе с его лексическим оттенком можно сформулировать следующим образом: «Тяжелый, большой; крупный, грузный (о человеке, животном или какой-л. части тела)».

Основное значение этого слова относится к неодушевленным существительным – таким, как: здание, строение, сооружение, собор, храм, корабль, паром, танк, орудие, автомобиль, станок, дверь, ворота, мебель, диван, шкаф, буфет, комод, кресло, кровать, тумба, сковорода, чернильница, подошва, украшения, колье, браслет, цепь, перстень, кольцо и т.п. Указанный же оттенок основного значения распространяется на следующие существительные: человек, штангист, борец, фигура, тело, слон, зубр, бык; голова, грудь, подбородок, челюсти, руки, ноги, лапы и некоторые другие.


3.2 Характеристики категории «массивность»


При массивном строительстве ненесущие внутренние стены как бы присоединены к каркасу. Все внутренние отделочные работы можно начинать только после завершения прокладки технических коммуникаций. При сухом способе строительства даже при упрощенном представлении плана работ отчетливо просматривается связь отдельных видов отделочных работ, к которым также относится монтаж внутренних перегородок.

По сравнению со зданием из массивных материалов, здание из легких материалов имеет на 60-100 м2 больше полезной площади (2,5 - 4 м2) на квартиру. Для сопоставления массы зданий во внимание принимается масса стен (внутренние стены/отделка, стены лестничных клеток, наружные стены). При рассмотрении варианта здания из легких материалов необходимо учитывать массу несущих металлоконструкций. Она берется равной 20 тоннам. Масса перекрытий и кровли принимается одинаковой. Масса стен и несущего каркаса здания из легких материалов меньше на 540-810 тонн, что соответствует снижению массы примерно на 51-64 %. При этом большая часть массы здания из легких материалов приходится на массу стен лестничных клеток. Если бы из легких материалов выполнялись бы и эти стены, то масса всех стен в здании из легких материалов составляла бы лишь 10 % от массы стен здания из массивных материалов. Еще более отчетливо разница проявляется при использовании различных систем основания пола. Например, разница по массе между сухим основанием пола (2х10 мм гипсоволокнистый лист, минеральная вата 22/20) и обычной мокрой стяжкой (40 мм цемент, минеральная вата 35/30) составит около 70 кг/м2, то есть только за счет использования массивной стяжки масса здания увеличивается на 95-100 тонн. Малые нагрузки в здании из легких материалов влияют на выбор толщины перекрытий, что также способствует уменьшению массы здания.


3.3 Свойства категории «массивность»

Массивность[1] – свойство объемно-пространственных форм, имеет ряд особенностей:

ü  С изменением формы по величине, при прочих равных условиях, изменяется масса. Большей по величине форме соответствует большая масса. Следовательно, большая форма воспринимается более массивной.

ü  Массивность формы изменяется в зависимости от степени объемности, плоскостности или линейности ее. На ассоциативное восприятие влияет также стереометрическое очертание формы. При одинаковом количестве вещества, из которого состоят тела: куб, шар и другие объемные формы воспринимаются более массивными, чем формы, приближающиеся по своим пропорциям к линейным.

ü  Масса может также изменяться по степени плотности заполнения формы, причем одним пределом будет минимальное (разреженное) заполнение формы, при котором в зрительном отношении характер данной формы все же еще сохраняется; другой предел плотности массы - максимальное заполнение формы

Когда плотность такова, что структура массы зрительно не воспринимается (например гладкая поверхность), то и массивность формы может не восприниматься. В примере 3 с увеличением числа колонн и стен возникает постепенное уплотнение пространства.

На массивность форм влияет материал, из которого она сделана, его цвет и фактура. Одинаковые по величине кубы из стекла и дерева воспринимаются по-разному. Стеклянный куб за счет своей прозрачности воспринимается более легким, хотя физический вес его больше деревянного. Более сложные состояния формы образуются из совокупности выше указанных типовых случаев, а также при наличии других свойств, влияющих на выразительность массы.

·                   Объемная, в частности кубическая, форма кажется более массивной и устойчивой, незыблемой и фундаментальной. Мавзолеи имеют именно такую форму. Кубическая форма и у крепостей, которые должны производить впечатление устойчивости, непоколебимости.

·                   Вспомните Палаццо Веккьо во Флоренции — как неприступно смотрится это кубическое сооружение. Маленькие окошки на фоне гладкой массивной стены дополняют ощущение монолитности. Здание магистрата должно было вселять в граждан чувство уверенности в незыблемости существующих порядков.

·                   Если сооружение имеет плоскую форму и вытянуто по вертикали, то оно воспринимается как более легкое. Да это и понятно — плоское кажется менее массивным, нежели объемное.

·                   Наоборот, невские массивные сооружения подчеркивают связь с землей и невольно вызывают ощущение устойчивости, стабильности. Вспомним вырубленный в известняковых скалах храм женщины-фараона Хатшепсуп.

·                   Сооружения, имеющие линейный характер и устремленные ввысь, кажутся легкими, стройными. Это башни и небоскребы. Поскольку точка опоры у них невелика, мы воспринимаем их как недостаточно устойчивые.

4. Анализ заданий по теме «масса и массивность в архитектуре»


Задание №3 Рассмотреть следующие здания для определения впечатления, производимого на зрителя (кажутся тяжелыми, кажутся легкими):

1.                   Исторический музей в Москве, на Красной площади

Кажется легким, так как состоит из нескольких отдельных элементов, двуцветный фасад украшен множеством декоративных элементов, форма плоская с вертикальной направленностью.



2.                   Северная изба

Кажется тяжелой, поскольку имеет кубическую форму, монолитна, приземиста.



3.                   Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве

Кажется легким, так как состоит из нескольких элементов, ярко разукрашенных, отличающихся по форме и размеру.




5. Словарь терминов связаных с понятием «масса и массивность»

·                   Архитектура - латинское architectura, от греческого architekton - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры - здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.п.). Особая область строительного искусства - градостроительство, а также садово-парковое искусство (смотри также Ландшафтная архитектура). В архитектуре взаимосвязаны функциональное, техническое и художественное начала (польза, прочность, красота). Функции архитектурного сооружения определяют его план и пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные способы его создания. Образно-эстетическое начало в архитектуре связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной системы сооружения. Выразительные средства архитектуры - композиция, ритм, архитектоника, масштаб, пластика, синтез искусств и др.

·                   Величина архитектурной формы – свойство ее протяженности по высоте, ширине и глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

·                   Геометрический вид – основное свойство формы архитектурного сооружения. Он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет обратный характер. Если одно измерение меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.

·                   Категория - разряд, порядок или отдел предметов.

·                   Композиция - (от латинского compositio - сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. 2) музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, а также произведение, включающее различные виды искусства (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из разных произведений и отрывков. Музыкальная композиция может фиксироваться нотным письмом.

·                   Масса архитектурная - в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей – многопустотные, плоские и гладкие.

·                   Масса физическая - одна из основных физических характеристик материи, определяющая ееинертные и гравитационные свойства. В классической механике масса равнаотношению действующей на тело силы к вызываемому ею ускорению (2-й законНьютона) - в этом случае масса называется инертной; кроме того, массасоздает поле тяготения - гравитационная, или тяжелая, масса. Инертная итяжелая массы равны друг другу (эквивалентности принцип).

·                   Массивность – Плотность, громадность. Свойство по знач. прил. массивный. Над белой каменной оградой, похожей своею массивностью на крепостную стену, возвышалась дача.

·                   Массивный - . 1. Чрезвычайно большой по величине, силе. // перен. устар. Обладающий очень большой властью, исключительным влиянием; могущественный. 2. Физически сильный, крепкий (о человеке или животном). 3. Создающий впечатление силы, величия своею величиной, массивностью

·                   Мерность формы – это эмоциональная оценка ее объемности, плоскостности, линейности.

·                   Монолитный - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: монолит, связанный с ним. 2. Свойственный монолиту, характерный для него. 3. перен. Единый, сплоченный.

·                   Светлота – свойство структуры поверхности формы отражать часть падающего на нее светового потока.

·                   Свойство – 1. Качество, признак, способность, характеризующие кого-что-н., составляющие отличительную особенность кого-чего-н. Знать свойства своего народа и выгоды своей земли своей. Крылов. Обладать какими-н. свойствами. У него прекрасные свойства: трудолюбие и настойчивость. У магнита есть свойство притягивать железо. 2. илософская категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении.

·                   Фактура материала – важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).

·                   Физика- 1. Научная дисциплина, изучающая наиболее общие свойства материального мира, свойства и строение материи, формы ее движения и изменения. 2. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки. 3. разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.

·                   Характеристика - 1. описание характерных, отличительных качеств, черт, свойств чего-либо или кого-либо. 2. Отзыв, заключение о трудовой, общественной деятельности кого-либо.

·                   Цвет – свойство структуры поверхности формы избирательно отражать световые лучи определенной длины волны. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

Использованая литература:

·                    Арахуо И. «Архитектурная композиция». М., «Высшая школа», 1982

·                    Ламцов И.В., Туркус М. А. «Эллементы архитектурной композиции», М., 1938

·                    Беляева Е.Л. «Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия». М., 1977

·                    Бартенев И.А. «Форма и конструкция в архитектуре». – Л.: Стройиздат, 1968

·                    Раппопорт Т.Б. «Архитектура гражданских и промышленных зданий. Некоторые вопросы общей теории архитектуры. Основы теории архитектурной композиции: курс лекций». – М.: 1965

·                    "Спасский Б. И. «История физики». М., «Высшая школа», 1977


 



Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.