Основы развития строительной отрасли и инвестиционной деятельности в Российской Федерации
По наличию и характеру правовой базы
можно выделить
формализованную и неформализованную государственную инвестиционную политику. При
этом формализованная
инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные
параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система,
сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща
высокая степень государственного участия в экономике.
Неформализованная
инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений
(до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих субъектов
и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж
и из-за рубежа и главное — несистематизированной правовой базой.
По форме управления можно выделить следующие типы
инвестиционной политики: либеральная и централизованная.
Либеральному типу
инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного
регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная систем инвесторов
(государство — финансовые институты — бизнесмены — мелкие инвесторы), а также разнообразные
источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая
инфраструктура. Роль государства состоит в установлении правил игры во взаимоотношениях
инвестор —государство, что позволяет экономической системе саморегулироваться и
развиваться относительно свободно. Этому типу инвестиционной политики противостоит
централизованная
инвестиционная политика, основной чертой которой является использование преимущественно
жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае
формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами,
централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко
регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном
процессе чисто номинальное.
Исходя из этих
критериев современную региональную инвестиционную политику, проводимую большинством
регионов России, можно оценить как формализованную и централизованную.
Роль государственного
вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по
степени регулирования данного процесса. Средства государственного инвестиционного
бюджета составили чуть больше 60%. Любое решение, касающееся привлечения крупных
кредитов государственными или коммерческими предприятиями так или иначе контролируется
государственными ведомствами.
В настоящее время
происходит постепенный переход от формализованного централизованного типа государственной
инвестиционной политики к формализованному либеральному ее типу. [3, стр. 325-326]
Основными
целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых
ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной
активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства;
обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная
политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов
и юридических лиц.
Основные
направления инвестиционной политики:
1.
Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются
финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям
на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей
степени во вновь начинаемое строительство объектов. Центр тяжести перенести с нового
строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.
2.
Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального
положения дел в экономике. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным
отраслям народного хозяйства.
3.
Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых
от прибыли и амортизационных отчислений.
4.
Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы
негосударственного инвестирования. Правительство намечает в инвестиционной программе
финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4 рубля частных вложений. Использование
государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации
инвестиционных государственных программ.
5.
Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат.
В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю
окупаемость.
Задача: получение
наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат. Потеря
управляемости инвестиционным комплексом негативно сказывается на структурной перестройке
народного хозяйства, развитии промышленности сельского хозяйства, легкой и пищевой
промышленности. [7, стр. 98-99]
Инвестиционная
политика на перспективу предусматривает совершенствование государственного регулирования
инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Законом
"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений", предусмотрено:
1)
создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений, путем:
•
совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования
амортизационных отчислений;• установления субъектам инвестиционной деятельности
специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;• защиты интересов
инвесторов;• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий
пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству
РФ;• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования
жилищного строительства и строительных объектов социально-культурного назначения;•
создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное
проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;•
принятия антимонопольных мер;• расширения возможностей использования залогов при
осуществлении кредитования;• развития финансового лизинга в РФ;• проведения переоценки
основных фондов в соответствии с темпами инфляции;• создания возможностей формирования
субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2)
прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме
капитальных вложений, путем:
• разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов,
осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также
инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств
бюджетов субъектов РФ;• формирования перечня строек и объектов технического перевооружения
для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального
бюджета;• предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным
проектам за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов
субъектов РФ;• размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств
бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;• проведения экспертизы
инвестиционных проектов;• защиты российских организаций от поставок морально устаревших
и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций
и материалов;• разработки и утверждения стандартов (норм и правил - stroyverno.ru)
и осуществления контроля за их соблюдением;• вовлечения в инвестиционный процесс
временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в
государственной собственности;• предоставления концессий российским и иностранным
инвесторам по итогам торгов в соответствии с законодательством РФ. [8, стр. 26-28]
Инвестиционному
процессу в регионах Российской Федерации присущи следующие особенности:
1. Децентрализация
инвестиционного процесса. Можно выделить по крайней мере два направления этого
процесса: федеральный центр — регион; региональное правительство — региональные
промышленные и финансовые институты. В первом случае происходит передача централизованных
управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении
федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное
правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестиционные
потоки формируются на локальном уровне. Во втором случае экономическая политика
региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных
инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных
контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных
инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна. Следовательно, современный
инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных
инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных
вложений.
2. Переход преимущественно
к экономическим методам воздействия. Государство утрачивает свои функции главного планирующего
и распределяющего института и приобретает иные, ранее не присущие ему, роли: собственника,
равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора.
Для установления
принципиально иных взаимоотношений в сфере воспроизводства необходим достаточно
большой период времени. Так же как и любой другой развитой системе, экономике присуща
инерция, поэтому процесс преобразований встречает сопротивление старой модели управления.
К новым формам государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионах
страны можно отнести: формирование инвестиционного бюджета как ключевого элемента
государственного планирования, долгосрочное государственное кредитование, государственные
гарантии и регулирование деятельности акционированных предприятий посредством управления
пакетами акций, принадлежащих государству. Существуют значительные резервы во внедрении
новых форм государственного управления инвестиционным процессом и совершенствовании
имеющихся. Так, практически не задействованы механизмы долевого участия государства,
вяло стимулируется фондовый рынок, нет четкой системы поощрений и
преференций для
отечественных инвесторов. Поэтому в настоящий момент процесс смены системы управления
сопровождается падением управляемости системы.
3. Появление новых
участников инвестиционного процесса. На управляемость инвестиционным процессом воздействует
и его структурное развитие, которое характеризуется появлением большого числа новых
субъектов. Примитивная система воспроизводственных отношений государство — промышленное
предприятие перерастает в разветвленную структуру участников инвестиционного процесса.
Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию
инвестиционной политики, с другой — позволяет государству передать часть своих инвестиционных
обязательств и интересов иным участникам.
В настоящее время
инвестиционное
проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики региона.
Под проектом понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих
операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели. Разработка
инвестиционного проекта предполагает обоснование экономической целесообразности,
объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий
по их осуществлению.
В соответствии
с этой классификацией к инвестиционным проектам регионального масштаба относятся
такие проекты, реализация которых влияет в первую очередь на экономическую, социальную и экологическую
ситуацию в регионе.
Цели инвестиционной
политики региона.
В осуществлении
собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые
разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные
устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной экономической
политики, так и глобальной цели экономического развития страны.
Целями текущей
инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная
перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и
обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных
сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, экспортоориентированных
отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных
инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.
Одно из важнейших
требований современности — инновационный характер развития экономики регионов.
Инновации становятся
важнейшим условием экономического подъема страны. Обеспечение необходимого уровня
инновационной
активности в экономике региона — ключевая экономическая проблема успешности его
развития.
В то же время
инновационная активность в российской экономике пока еще достаточно низка, что вызвано
слабой проработанностью организационно-экономических моделей деятельности экономических
агентов.
Политика инноваций
состоит в предвидении изменений производственной функции хозяйствующего субъекта
и выработке решений, обеспечивающих устойчивое развитие. Инновационная стратегия
региона формируется исходя из целевых экономических установок, принимаемых предприятиями
на долгосрочный период. Инновационная стратегия, опираясь на стратегический маркетинг,
должна опережать рыночный спрос и в определенной степени формировать его в будущем.
Принципами
формирования
обоснованной региональной инвестиционной политики являются: эффективность, структурное
равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость.
1. Ориентир на
эффективное инвестирование. Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны
приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта,
периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами.
Целесообразно
вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки
окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков. Следовательно,
инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых некапиталоемких
или стратегически важных производств, ориентированных на конкретные внутренние и
внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной промышленной
базы. Следует отказаться от финансирования и
поддержки безнадежно
убыточных предприятий, а также от создания новых производств, продукция которых
будет неконкурентоспособна по сравнению с аналогичными завозимыми товарами или ресурсами.
2. Стремление
к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки
имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение
нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния.
Предельные значения должны устанавливаться взвешенно, в зависимости от тактических
условий реализации того или иного этапа программы и возможности вмешательства государства
в решение этих проблем, поскольку возможно сознательное манипулирование подобными
соотношениями.
3. Целенаправленность
инвестирования. Необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных
ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов,
имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.
4. Общенациональная
значимость. Проведение инвестиционной политики в регионах (особенно в национальных
республиках) не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии,
оно аккумулирует материализацию корпоративных, групповых и частных интересов сторон,
лишь опосредованно представляя собой реализацию интересов общества в целом. В этом
ее уязвимость. Интересы различных групп пересекаются и зачастую тормозят развитие
экономики. Поэтому основными условиями реализации инвестиционной политики должны
стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов
инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех
или иных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя государственные
органы региона.
Основными источниками региональных инвестиций
являются:
государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние
инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные
инвестиции. [3,
стр. 327-332]
На основании всего
вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что в сложившихся на сегодняшний
момент экономических условиях невозможно говорить и состоянии строительного комплекса
и не вспомнить о состоянии инвестиционного комплекса, и наоборот. Таким образом,
целесообразно говорить о сложившемся инвестиционно-строительном комплексе как в
отдельном регионе, так и в целом по стране.
Инвестиционно-строительный
комплекс А.Н.
Асаул и А.В. Батрак определяют как совокупность независимых организаций, занятых
возведением новых, а также реконструкцией и расширением действующих зданий и сооружений
производственного назначения; обеспечивающих строительные процессы ресурсами и услугами;
выполняющих научно-исследовательские, проектно-изыскательские и опытно-конструкторские
работы и готовящих кадры. В состав инвестиционно-строительного комплекса они включают
как производственные, так и непроизводственные организации: общественные союзы и
ассоциации, высшие учебные заведения, проектные и исследовательские организации,
риэлтерские, страховые и инвестиционные структуры. Объединенные в группу вспомогательных
организаций, они часто оказываются наиболее важными звеньями в достижении инвестиционно-строительным
комплексом желаемого результата. [9, стр. 18]
А.И. Вахмистров
инвестиционно-строительный комплекс трактует как сферу хозяйственной деятельности,
связанную с расширенным воспроизводством основных производственных и непроизводственных
фондов. Он включает в нее только инвестиции в форме капитальных вложений, т.е. инвестиции
в создание новых, реконструкцию, модернизацию и реставрацию существующих объектов
недвижимости [8, стр. 5].
Процессы, происходящие
во взаимоотношениях строительства и экономики в целом не менее многообразны, чем
внутри собственно строительства, и не менее динамичны. В этой связи необходимо подчеркнуть,
что жизнеспособность экономической системы любого масштаба (отрасль, регион, государство),
ее самовоспроизводящаяся функция и способность к саморазвитию во многом зависят
от способности привлекать и эффективно задействовать средства со стороны. Вследствие
того, что экономика региона включает в себя экономические системы организаций различных
форм собственности и хозяйствования, объективно возникает сопряжение систем управления
региональной экономикой и отдельных экономических субъектов, одной из эффективных
форм реализации которого являются структуры, организованные на основе корпоративных
принципов.
Результаты анализа
функционирования отечественного ИСК и других отраслей национальной экономики в современных
условиях хозяйствования свидетельствуют о том, что рынок сам по себе не в состоянии
обеспечить устойчивых и взаимовыгодных связей между производственными единицами,
выполняющими разные функции в едином технико-технологическом процессе, каковым является
ИСК. Возникшая в стране принципиально новая экономико-правовая ситуация, а также
воздействие на ИСК факторов социально-экономического характера предполагают объективный
анализ развития корпоративного сектора и возможностей формирования региональных
финансово-строительных групп, которые в будущем могут составить структурообразующую
основу региональных ИСК.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|