скачать рефераты

МЕНЮ


Проектирование реконструкции здания

2.4 Освещение территории

Освещение предназначено для обеспечения безопасного движения пешеходов в вечернее время по дорожкам и аллеям, создавая тем самым комфортные условия для вечерних прогулок. При освещении парковых, территорий следует различать осветительные установки, выполняющие утилитарные и декоративные функции. Установки утилитарного значения обеспечивают освещение путей передвижения пешеходов. Установки декоративного значения предназначены для высвечивания сооружений, скульптур, фонтанов, водоёмов, деревьев, кустарников, цветников. Освещению следует отводить одну из важных ролей в создании ландшафтно-архитектурного облика вечернего парка. При этом все элементы освещения должны быть эстетически привлекательными в дневное время. Все виды осветительных установок должны работать во взаимодействии друг с другом с учетом задач по освещению разных элементов объекта. Яркое освещение водных поверхностей или мокрого асфальта создает дискомфорт для человека - слепящее воздействие. При проектировании освещения пользуются такими светотехническими понятиями, как световой поток, лм; сила света, кд; освещенность, лк и яркость, кд/м. Как показывает опыт, норма средней горизонтальной освещенности элементов сада должна находиться в пределах 2-6 лк.

Световой поток - это мощность световой энергии, измеряемая в люменах, лм.

Единица освещённости - люкс, лк, - это освещённость поверхности площадью в 1 м световым потоком в 1 лм.

Единица силы света - кандела, кд, - это световой поток в люменах, лм, испускаемый точечным источником в телесном угле 1 ср, лм/ср. Единица яркости света - кандела на 1 м2, кд/м2. Показатель ослеплённости Р - это критерий оценки слепящего действия осветителя. Анализ практики освещения объектов озеленения позволяет рекомендовать нормы освещённости, тип, высоту светильника, интервалы между светильниками на аллеях, дорогах, площадках отдыха. В табл. 1 указываются примерные нормы освещённости садово-парковых конструктивных элементов.


Таблица 2.

Нормы освещённости, тип, высота светильника

Элемент территории

Ширина,

м

Норма освещённости, лк

Мощность ламп, Вт

Высота светильника, м

Интервалы между светильниками, м

Аллеи

8

44

160...125

4,5...6

25...25

Площадки отдыха

25x25 100x120

10...10

240...500

8.5...12.5

26...27


При освещении парковых территорий используют разнообразные источники света. Наиболее распространены лампы накаливания, дуговые ртутные люминесцентные лампы, натриевые лампы высокого давления. Светильники с натриевыми лампами создают освещение золотисто-оранжевого оттенка предмета и создают «тёплые» тона. Светильники с ртутными лампами освещают предметы голубовато-зелёным цветом и создают «холодные» тона. Для освещения цветников важным является подбор спектрального состава источников света с учётом колористики растений. Главное - не искажать окраску растений. Для освещения деревьев и кустарников используются лампы накаливания в 300, 400, 500 Вт, ртутные лампы в 250 Вт, расположенные на высоте в 1... 1,5 м. Ступени лестниц, участки газонов, цветники, группировки деревьев и кустарников рекомендуется освещать низко расположенными светильниками. Такие светильники выполняют в виде настольных ламп с рефлектором. Они могут иметь форму грибов, шаров, цилиндров различной высоты и конфигурации. В дневное время такие светильники играют роль малых архитектурных форм.

Для освещения территорий городских скверов и бульваров применяют светильники типа РТУ-02-259-008-V (Р - с ртутной лампой; Т - венчающий; У - уличный; 02 - номер серии; 259 - мощность лампы в Вт; 008 - номер модификации; VI - климатическое исполнение и категория размещения).

Для освещения каскадов, фонтанов светильники, как правило, размещают следующим образом:

- в специальных камерах на дне фонтанов за остеклёнными окнами;

- под водой на глубине не более 15...20 см, ближе к выходу струй воды;

- под водосливом падающих струй воды - каскады;

- вокруг фонтана - прожектор заливающего света с лампой накаливания мощностью в 500 Вт.

Мощность осветительных средств диктуется формой объекта освещения, характером движения. Яркость водных струй фонтана принимают не менее 300 кд/м . Отношение мощности насосов фонтана должно приниматься не менее: при высоте струи до 3 м - 0,7; от 3 до 5 м - 1; более 5 м - 2. Декоративный эффект достигается при установке погружения светильника в местах падения струй на поверхность воды. Освещение садово-паркового объекта разрабатывается по специальному проекту и создается с помощью системы подведенных к светильникам электрических кабелей, проложенных в траншее.

В ряде случаев в лесопарках кабели подвешиваются на опорах контактной сети, но это должно быть временной мерой. Выбор источника света основан на экономичности установки и правильной цветопередаче. Опоры для парковых светильников бывают металлическими или железобетонными. Их устанавливают на газонах в одном ряду с деревьями. Осветительную сеть прокладывает, подключает к источнику питания и сдает на включение заказчику специальная строительно-монтажная организация.

Концептуально –образное проектирование

Дизайн (художественное проектирование) — изначально возник как привнесение в утилитарный объект художественного начала, улучшающего его потребительские свойства. Образные характеристики здесь — цель второго и даже третьего (после гармонизации) порядков. Больше того, множество предметов, вещей, явлений, отработанных дизайнерских, не в состоянии приобрести черты художественного образа сами по себе, вне нестандартного контекста потребления, либо вне связи с другими архитектурными и дизайнерскими формами (данного комплекса предметов или окружающей среды). Подвластный дизайнеру мир своей конкретностью назначений, частой ограниченностью масштабов, целеустремленностью форм как бы останавливает художественный поиск собирательным предметным образом и задачами гармонизации и лишь очень редко позволяет создать художественный символ. И дело не в уникальности или массовости дизайнерских решений или изделий, а в характере средств передачи идейного содержания. Не случайно, поэтому многие объекты архитектурного творчества сегодня, в век массового тиражирования, например, жилых построек, практически относят к сфере дизайна.

С увеличением масштаба осваиваемой архитектором-дизайнером системы многое меняется: от единичных зданий к комплексам и от них дальше — ко всей совокупности архитектурных сред. Архитектурная среда, таким образом, является примером синтетического объекта. Она отличается от объекта деятельности зодчего — архитектурного пространства — включением в систему как собственно архитектурных компонентов, так и всего того "заполнения", что сегодня принадлежит другим художественным профессиям. А также, образно говоря, всего того, что попадает в данное пространство — дождя, машин, посетителей, сквозняков... и т.п. Но при этом, однако, предполагается, что ведущим свойством этого пространственного образования является возможность его "архитектурного освоения" — в отличие от просто природной среды, случайных пространств города или какого-либо сооружения. Другими словами весь набор подлежащих проработке форм позволяет реально стремиться к художественному образу как цели, и вопрос лишь в выборе путей ее достижения. Образ современной жизни и культуры, кроме того, подвержен влиянию экологизации, т.е. стремлению к учету оптимального соотношения между миром живого и средой его обитания. В результате происходит сближение среды и культуры (экология культуры), складывается концепция объединения воедино архитектуры, промышленного дизайна, визуальных коммуникаций, а также прикладных и изобразительных видов искусства, т.е. то, что О. Генисаретский называл "средовым искусством", а мы — дизайном архитектурной среды. Концепция такого объединения позволяет в образе предметно-пространственной среды воссоздать ценности, достигнутые (выявленные) в истории ценностей и стилей жизни предшествующих поколений, что как бы подтверждает выдвинутую С. Аверинцевым концепцию "рефлектированного традиционизма".

В "экологическом дизайне", который является и дизайном архитектурной среды, учитываются и региональные особенности городской и сельской среды: их пространственно-временная организация, тип расселения, структурные взаимосвязи жилья, мест приложения труда и массовых коммуникаций, особенности предметного наполнения среды и, наконец, образные характеристики, сжимающие в себе ценности всех "слоев региональности".

Это следствие того, что забота о сохранности природы должна распространяться и на этносы, являющиеся ее необходимой частью. Этнокультурная идентичность (слитность) среды участвуют, с одной стороны, в обеспечении культурного взаимодействия людей, а с другой — в обеспечении культурного разнообразия и собственной самобытности. "Установлено, — отмечал С. Хан-Магомедов, — что люди национальной или религиозной культуры осваивают пространство в соответствии с принятыми именно их культурой "моделями". В зависимости от специфики своей культуры люди, так или иначе, относятся к организации пространства, к его размерам и форме, к размещению в нем предметов, соответственно строится их отношение к оборудованию интерьера, к объемно-пространственной композиции отдельных сооружений, к организации городского пространства в целом.

О тоне и цвете.

Тон — это светосила цвета. Мы говорили о черном и белом. Средним в отношении к этим двум тонам является серый.

Самое простое — принять серый тон как смешение черного и белого. Будучи по природе своей ахроматическим, серый тон представляет собой в одно и то же время ослабленный черный и утемненный белый. Черный, серый, белый — основа всякого тонального изображения. Причем серый тон может быть до бесконечности разнообразен.

При работе цветом дизайнеры следуют принципу: целостная соподчиненность всех элементов, выразительный ритм, контраст. Но цвет делает изображение богаче, усложняет его структуру дополнительными модуляциями "теплого" и "холодного". Правильно разобраться в сложности этих соотношений помогает лишь ясно осознанная цель, творческий замысел.

Допустим, вы создаете композицию в очень "теплой" цветовой гамме. Если нужен контраст к какому-либо цвету этой гаммы, то можно взять цвет из ряда "холодных ". Сколько и где именно нужно этого "холодного", заведомо предсказать нельзя, здесь все решает своеобразие конкретной работы, индивидуальная цель автора.

Говоря о цветовом контрасте, под "теплым" цветом понимается красный и ему родственные цвета, а под "холодным" - синий и родственные ему. Но "теплая" гамма и сама по себе внутренне контрастна. Например, красный и коричневый цвета - оба "теплые". Но коричневый "холоднее" красного - вот и контраст внутри гаммы. Следовательно, закономерность контрастов возникает в процессе творческого поиска.

В рекламе и в искусстве создания баннеров для веб-сайтов используется и другой метод. Он происходит от назначения рекламы привлекать зрителя. Haпример, сочетают три совершенно разных цвета - желтый, черный, красный. Отношение этих цветов друг к другу по ритму, массе, по количеству и яркости создает определенную неповторимость композиции.

Предусмотреть все возможные варианты композиционных комбинаций нельзя. В результате творческого поиска могут быть иные, порой даже неожиданные решения. Индивидуальное воображение дизайнера, своеобразие творческого почерка играют здесь решающую роль.

Композиция, которую вы будете создавать, может состоять из непредметных форм, например из геометрических фигур. Но при этом вы должны помнить о той задаче, которую ставите перед собой.

3. Дизайн-концепция и художественно-конструктивное предложение


Создавая проект фасада, руководствуемся определенными принципами. Прежде всего, это выбор стилевого решения. Несмотря на кажущуюся простоту, эта задача не так проста. Ведь необходимо учесть архитектурные особенности здания, конечную цель проекта и тип объекта, для которого создается тот или иной фасад. Фасад создает определенное настроение, несет в себе информацию об обитателях здания, направлении деятельности расположенных в нем организаций и даже больше! Именно поэтому очень важно, чтобы стилевое решение фасада гармонично сочеталось с интерьером помещений.

Определившись с эстетической составляющей проекта, приступаем к выбору материалов. Необходимо учесть их функциональные особенности, надежность в эксплуатации, долговечность, устойчивость к перепадам температур и различным погодным явлениям. В составе проекта фасада я разрабатывал чертежи, на основании которых изготавливаются необходимые элементы отделки из натурального камня, керамики, гипса, архитектурного бетона и т.д., подбираются вида облицовки, определяется колористическое решение.

Художественная ковка - это самый распространенный способ художественной обработки металла. Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивые и стильные кованые детали оформления среды.

В наши дни художественная ковка имеет огромную популярность - кованые заборы, ажурные кованые решетки, ворота, калитки, кованая мебель, кованые предметы интерьера и садовая мебель.

Популярность этих изделий бесспорна, так как именно художественная ковка является одним из последних “живых” ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.

Существующее здание построено в 1986г из красного кирпича, позднее в некоторых пролетах оштукатурено. Рамы на окнах алюминиевые. Имеется три этажа и цоколь. Практически на момент постройки это было единственное здание в данном районе залива и смотрелось очень интересно особенно в вечернее время, когда все окна в здании светились. Сейчас эта часть залива активно застраивается многоэтажными зданиями из стекла и бетона. И здание дворца творчества несколько теряется на их фоне.

В ходе реконструкции появились большие панорамные окна. Появилось три дополнительных этажа. Ландщафт украшает лестница с фонтаном, с присоединенными дорожками. Фонтан в виде ниспадающих ступенек напомнит горожанам о роднике, существовавшем на месте постройки комплекса «Каскад», еще недавно одном из излюбленных мест отдыха.

Строго геометричное здание, спроектированное для проведения в нем учебных занятий, становится выше и приобретает форму паруса. Корпус находится в гармонии с имеющимся сложным рельефом ландшафта. Образ лайнера плывущего на волнах.

Лестница спускающаяся от стен здания к заливу имеет несколько остановок для отдыха (смотровых площадок). Интересным является сочетание выбранного колорита для оформления цветового решения.


4. Методические рекомендации по преподаванию


Методические рекомендации на примере программы проектирование. Проектирование является одной из ведущих и необходимых дисциплин для будущих дизайнеров. Проектирование интегрирует в себе знания и навыки, полученные учащимися в процессе изучения художественно творческих дисциплин и дает этим знаниям и навыкам дальнейшее развитие. Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в процессе изучения дисциплины, являются начальными деятельности дизайнера. и для осуществления профессиональной подготовки.

Цель курса «Проектирование» является освоение теории и практики проектирования предметов и предметно-пространственной среды обитания человека.

Задачи программы должны обеспечить приобретение учащимися трех образовательных компонентов: знания, умения и навыки.

Первый образовательный компонент предполагает изучение учащимися:

·                   основных законов восприятия формы, цвета, фактуры;

·                   основных законов тектоники, принципов комбинаторики;

·                   формообразующих возможностей композиционных средств выражения;

·                   ретроспективу исторического развития дизайнерского проектирования;

·                   основных методов и форм дизайнерского проектирования;

·                   формообразующих возможностей современных высоких технологий и их использование в проектировании;

·                   эстетических и конструктивно-технологических свойств применяемых материалов.

Второй образовательный компонент заключает в себе умение студентов:

·                   методически последовательно вести дизайнерское проектирование;

·                   воссоздать исходную проектную ситуацию;

·                   проводить грамотный анализ исходного проектной ситуации, на основе ее формулировать задачу дизайнерского проектирования и делать ее проблемной;

·                   находить теоретически обоснованную концептуальную идею будущего проекта;

·                   графически и в макете предоставлять проектную идею;

·                   находить соответствие между формой и содержанием;

·                   вести детальную проработку найденной концептуальной и идеи до стадии рабочего проектирования;

·                   составлять пояснительную записку, габаритные и компановочные чертежи.

Концептуальный проект отдельно стоящего здания с прилегающей территорией (для студентов очной и заочной форм обучения)

Исходные условия:

- генеральный план;

Требования к выполнению проекта:

- проект выполняется на трех планшетах размером не менее1200 × 800 (3м2), оклеенных ватманом или тонированной бумагой;

- допускается использование компьютерной графики, ее объем может составлять от 50 до 100% от объема всего проекта;

- пояснительная записка или информационные блоки пишутся любым графическим материалом архитектурным шрифтом или любым другим шрифтом, не противоречащим стилю интерьера, или вырезаются на плоттере;

- приветствуется интересная композиция планшетов, которая бы отражала уровень профессиональной подготовки студента;

- макет фасада выполняется из плотной бумаги или крафт-картона в сдержанной цветовой гамме, в соответствии с требованиями ведущей кафедры к выполнению макетов.

Рекомендации по выполнению проекта

Приступая к выполнению этого задания необходимо определиться с функциональным назначением культурно центра, его социальной направленностью и спецификой работы, придумать название, слоган. Он может совмещать культурно-образовательные функции в дневное время с развлекательными - в вечернее и ночное. Днем центр может быть местом проведения семейного досуга, иметь кинозал, библиотеку, выставочный зал, игровые аттракционы, быть центом, под крышей которого работают различные творческие коллективы: хор, танцевальный, театральный. Вечером и ночью этот же центр может функционировать как место клубного отдыха различных социальных слоев и возрастов.

Исходя из сценария работы центра, необходимо провести поэтажное зонирование, продумать планировочную организацию пространства в целом - количество и взаиморасположение функциональных зон, размеры, пространственную связь помещений.. Проектируя ландшафт перед культурно-развлекательным центром, необходимо работать в собственном концептуальном ключе и в соответствии со СНиП. Функциональность в данном случае выходит на первый план. В первую очередь необходимо предусмотреть подъездные пути к зданию, место парковки автомобилей, пешеходные дорожки. Траектория этих коммуникативных русел задаст форму газонов, клумб, место посадки кустарников и деревьев. Если позволяет площадь территории, то можно спроектировать площадку для отдыха со скамьями, уличными светильниками. Основными средствами формирования ландшафта являются планировочная схема в соответствии с образной концепцией всего комплекса и композиционные средства формирования среды: доминанта, акценты, фон, оси.

Изменения пластики фасада здания желательны, но не обязательны. Основные требования: цветовое решение фасада в соответствии с концепцией, дизайн входной зоны, размещение вывески, световое оформление фасада.

Далее приводим адаптированный план конспект урока по проектированию среды (макетирование) для средней школы.

План-конспект урока

Преподаватель: Башмаков Сергей Варсонофьевич;

Группа: 10-12 лет

Тема занятия: макет выставочного зала ДХШ №6

Вид занятия: практика

Цель занятия: развитие пространственного мышления.

Задачи:

-образовательные: научить ставить задачу пропорционального решения в объемно-пространственной композиции и решать ее.

-развивающие: развивать особенность видеть градации светотеневого тона в макете.

-воспитательные: воспитать эстетическое отношение к окружающим предметам.

Тип занятия: практический

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Средства обучения: наглядные пособия;

Межпредметные связи: проектирование, бионика ,графика, рисунок, черчение

Внутрипредметные связи: основы композиции,

Ученик должен знать: что такое формообразование, макетирование, бумажная пластика.

Ученик должен уметь: работать ножницами, клеить, конспектировать, уметь пользоваться инструментами, грамотно строить рисунок.

Оборудование для педагога: наглядное пособие, клей, картон, пластик, бумага,карандаши, ножницы.

Оборудование учащихся: наглядное пособие, клей, картон, цветная бумага, карандаши, ножницы;

План занятия:

1. Организационный момент. Приветствие. (1 мин.);

2. Тема, цель, задачи занятия. (4 мин);

3. Объяснение задания, план выполнения задания. (5 мин);

5. Практическая часть. Выполнение задания. (3 час 35 мин);

6. Заключение. Подведение итога занятия, планирование следующего занятия. (5 мин.);

7. Завершение занятия, уборка рабочих мест. (5 мин.).

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте!

Сегодня на уроке мы начнем делать макет выставочного зала. Итак, на прошлом занятие мы делали наброски и поисковый материал, работали с аналогами и с прототипами. Сейчас каждый из вас покажет свои доработки, и мы выберем окончательный вариант.

-Макет выставочного зала дети делают вместе. После небольшого просмотра выбираем окончательный вариант. Дети готовят картон, линейки, карандаши и начинают приступать к работе. Класс был разбит на три группы:

·        7 человек занимаются вычислением масштаба

·        4 человека делает разметку на планшете

·        5 занимаются нарезкой картона и отдельных элементов

Итак, подготовим поликарбонат для макета, так как он у нас прозрачный мы покрываем его белым ватманом. Затем на планшете чертим вид сверху нашего макета оставляя, при этом место для прилегающей территории.

- После того как макет был размечен, начинаем строить корпус нашего зала, предварительно, вырезав на нем все окна и двери.

Теперь нам надо прочно зафиксировать корпус. Теперь начинаем работать над отдельными элементами. Отдельно вырезаем окна, двери, колонны и вход в наш зал.

-Когда все элементы будут готовы начинаем клеть их на корпус макета.

Вот теперь наш макет начинаем преображаться, появляются отдельные элементы, он становится более выразительным и объемным.

Заканчиваем работу за 5 минут до конца урока, так как в нашем макете присутствуем много отдельных элементов и прилегающая территория, завершать работу будем на следующем занятии.

- Урок закончен дети убирают свои рабочие места. Макет оставляем в классе до следующего занятия. Подводятся итоги занятия, ставятся оценки за работу.

До свидания.

Результатами урока я остался доволен. Так как мне нравится макетирование и я постарался привить некоторые навыки детям. Конечно не все получалось сразу, но было видно, что дети были заинтересованы и старались выполнить поставленную перед ними задачу. Урок проходил в практической форме, все отведенное нам время каждый из детей выполнял определенное задание. Я считаю с поставленными целями и задачами мы справились.

Заключение


Сегодня уже никого не нужно убеждать в том, что фасад превратился в своеобразный символ благополучия и процветания обитателей здания, стал отражением их образа жизни. Ну, а если речь идет об учебном заведении, в этом случае приходиться уже говорить о фасаде как непременной составляющей успеха. Здание должно иметь привлекательный и престижный вид , создавая впечатление надежного и прогрессивного образования. Иметь обустроенную территорию для проведения уличных мероприятий или занятий. Т.к это учреждение дополнительного образования здесь разнонаправленная деятельность и возраст посетителей, например родители могут погулять пока дети занимаются.

Проект фасада в данной дипломной работе отражает все задуманные изменения, и позволяет получить представление о том, как будет выглядеть фасад здания после реконструкции. Надеюсь новый облик здания гораздо лучше вписывается на территории залива вместе с новыми зданиями правительства, комплекса «Каскад», создавая интересную по рельефу группу.

Гармоничность проекта реализовалась при соблюдении таких признаков формирования целостного художественного объекта, как повторяемость свойств целого в его частях; соподчинение частей в целом; соразмерность частей в целом; уравновешенность частей целого. Эти принципы синтезируют в одном, завершающем принципе - единстве визуальной организации объекта, включающем повторяемость как единство целого по ведущему признаку.

Масштабность и ритмика фасада во многом были достигнуты с помощью яркого цвета. Большим количеством вертикальных форм я постарался зрительно увеличить высоту фасада.

В ходе работы над дипломным проектом были проанализированы изменения в архитектурном сознании, связанным с развитием проектных форм, тенденции современного проектирования, а также системы технической эксплуатации зданий и возможности реконструкции. На основе обобщения теоретического и рассмотренного практического опыта выявил принципы архитектурного строения фасада и концепция формообразования нового облика здания. Отразил особенности проектируемого здания основываясь на предшествующий образ, но с применением новых материалов и соединяя здание и прилегающий ландшафт в единое целое.


Список используемой литературы

1.Будасов Б. В. Строительное черчение : [учеб. для строит. спец. вузов] / Б. В. Будасов, В. П. Каминский ; под ред. Б. В. Будасова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Стройиздат , 1990 . - 464 с. : ил . - (Вуз : учебники для высших учебных заведений).

2.Георгиевский О. В. Художественно-графическое оформление архитектурно-строительных чертежей : [учеб. пособие для вузов] / Георгиевский О. В. - М. : Архитектура-С, 2004. - 79 с. : ил. Каминский В. П.

3.Гостев В.Ф., Юскевич Н. Н. Проектирование садов и парков: Учеб. Для техникумов. – М.:Стройиздат,1991.

4.Доронина Н.В. Ландшафтный дизайн,2005

5.Идеи вашего дома,2004-2006

6.Крижановская Н. Я.Основы ландшафтного дизайна.- Ростов н/Д: Феникс, 2005

7.Кук Э.Э.Дачный дизайн,2001

8.Ландшафтный дизайн от А до Я.-М:ОЛМА-ПРЕСС Град,2003

9.Т.Г.Маклакова, С.М.Нанасова, Е.Д.Бородай, В.П.Житков. Конструкции гражданских зданий. М. Стройиздат, 1986

10. С.М.Нанасова. Альбом конструкций малоэтажных жилых домов. МГСУ, 1998.

11. Нехуженко Н.А.Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004

12. Николаевская З.А. водоемы в ландшафте города. М., Стройиздат,1975

13. Строительное черчение : [учеб. по направлению 653500 - Строительство] / В. П. Каминский, О. В. Георгиевский, Б. В. Будасов ; под общ. ред. О. В. Георгиевского. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Архитектура-С, 2006. - 455 с. : ил.

14. Учебник под редакцией А.В. Захарова. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания. М. Стройиздат, 1993.

15. СНиП 2.08.01-89* Жилые здания. Госстрой России М..ТУП ЦПП, 1998.

16. Журнал "Homes & Gardens", #02, Изд.Открытые системы, 2002

17. Шелдон К. Дизайн и архитектура современного сада,2001

18. CD Ландшафтная архитектура,2004

19. CD Мир цветов, 2003

20. SALON, 7(52),2001

21. SALON,6(73), 2003

22. SALON 5, (83), 2004

23. SALON 1,(89),2004

24. SALON 7(96),2005


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.