скачать рефераты

МЕНЮ


Строительство и архитектура Санкт-Петербурга в 18 веке

Петербург Петровского времени был громадной строительной площадкой, где тысячи работных людей рыли каналы, строили верфи, заводы, мануфактуры, дома. В городе, выросшем из пограничной крепости, главное место заняла военная промышленность. Вокруг Адмиралтейской верфи стали возникать канатные, парусные, лесопильные и другие фабрики. В 1714-1715 гг. открылись пороховые заводы на Охте и Красном острове, в 1721 г. – знаменитый Сестрорецкий оружейный завод. Положение резиденции государя обязывало – в первой четверти XVIII в. появились мануфактуры, которые обслуживали двор. Они производили бархат, шёлковую парчу, гобелены.

Население нового города росло с невиданной для России скоростью. Если в 1745 г. в Петербурге было около 40 тыс. жителей, то через 25 лет население составило 95 тыс. человек. Город стремительно рос: каждый год появлялись всё новые и новые улицы и проспекты. Особенно быстро увеличивались в 30-40-х гг. XVIII в. слободы, где селили работных людей, присылаемых из центральных районов страны.

В 1721 г. победой русого оружия завершилась кровопролитная Северная война. Уже за несколько лет до подписания мира Пётр I начал создавать новую систему управления страной. Неразрывно связанные Москвой приказы были ликвидированы, а в Петербурге появились новые центральные учреждения – коллегии, ведавшие разными отраслями государственного управления. Как Петербург не был типично русским городом, так и новая система напоминала больше шведскую или немецкую, чем традиционно русскую.

В 1723 г. из Москвы в Петербург перевели оба гвардейских полка – Преображенский и Семёновский. С тех пор их роль в жизни города, да и всей страны, была чрезвычайно велика. Дворцовые перевороты и блестящие балы, великолепные балы и кровавые сражения – ничто не обходилось без императорской лейб-гвардии. Петербург так и остался основным местом квартирования гвардейских частей, количество которых с каждым десятилетием увеличивалось. К началу Первой мировой войны (1914 г.) русская лейб-гвардия уже включала четыре пехотные и две кавалерийские дивизии, причём большая часть её состава постоянно находилась в столице.

К концу первой четверти XVIII в. Петербург прочно занял положение военно-политического центра, крупнейшего порта страны, центра просвещения и светской культуры. При Петре I в Северной столице устраивались многочисленные праздники, маскарады и ассамблеи[4]. Император, придавший ассамблеям государственное значение, установил порядок их проведения особым указом. «Поскольку царь очень близко к сердцу принимал благополучие и возвышения своего народа, он не упускал ни единой возможности к просвещению подданных… он распорядился устраивать ассамблеи: приказал проводить их дважды в неделю попеременно в домах вельмож. Одна комната предназначалась для бесед, вторая – для карт, третья – для танцев. Начало назначалось на 8 часов и окончание – в 11. Хозяину дома надлежало обеспечить буфет с винами, не предлагая их, пока не спрашивали, а также карты и музыкантов. На ассамблеи допускались господа всех званий, русские и иностранцы, со своими жёнами и дочерьми. Это нововведение чрезвычайно понравилось дамам, поскольку освобождало от суровых ограничений их жизни… Посредством же ассамблей они учились и одеваться, и вести беседу», – писал П. Г. Брюс, современник Петра, шотландец, принятый на русскую службу [2]. Права посещать ассамблеи были лишены представители духовенства и лакеи. Для простого люда организовывались всевозможные «потехи». С особой пышностью отмечались события, связанные с любимым детищем Петра Великого – российским флотом, будь то морская победа или спуск большого судна на верфях.


1.6 Город на Неве


Санкт-Петербург – самый богатый мостами российский город. В нём, включая пригороды, насчитывается около 800 мостов и мостиков. Это неудивительно для города, треть территории которого лежит на островах. Тем не менее начинался Петербург с полного отрицания мостостроения. Чтобы приучить жителей к воде, Пётр I требовал преодолевать водные преграды на лодках или в крайнем случае на паромах. Мосты разрешалось строить только на улицах и дорогах, по которым перевозили важные грузы. Именно так в 1703 г. возник первый в городе Петровский мост (с 1887 г. – Иоанновский), соединивший Берёзовый (Городской) остров с Заячьим, где началось строительство Петропавловской крепости. Затем появился Аничков мост (1715 г.), представлявший собой несколько досок, перекинутых через Безымянный Ерик (позже река Фонтанка), с ограждениями по обеим сторонам. Он был назван в честь полковника М. О. Аничкова, который руководил его строительством. Мост находился в центре города и постоянно перестраивался, пожалуй, чаще всех остальных. Сначала его сделали подъёмным, а затем – разводным. В 1741 г. он превратился в типовой мост с романтическими каменными башнями наподобие сохранившихся Чернышёва или Старо-Калинкина.

Уже после смерти Петра I, в 1727 г., появился первый мост через Неву – Исаакиевский. Мост был наплавным, т. е. состоял из поставленных борт к борту лодок с положенными на них досками. Такие мосты наводили ранней весной и разбирали осенью, к началу ледостава. По легенде, соорудить его повелела Екатерина I, после того как при переправе на лодке волна залила её с ног до головы. Вскоре возникли и другие подобные мосты, которые в течение 150 лет соединяли берега Невы и Невки. Они были непрочными и часто разрушались во время наводнений.

В золотой век Екатерины II Петербург украсили каменные набережные и мосты. Первыми появились Прачечный, Верхне-Лебяжий и Эрмитажный мосты, затем Казанский и Каменный. Эти мосты были относительно короткими – от 15 до 22 м, но широкими, чтобы по ним могли проезжать громоздкие кареты. Сооружали их в основном из гранита, без особых архитектурных излишеств. Однако вскоре сообразили, что мосты могут служить украшением города. В 80-х гг. XVIII в. были возведены семь однотипных каменных мостов через Фонтанку, включая Аничков, Обуховский и Старо-Калинкин. По краям их стояли гранитные башни с фонарями, гармонирующие с гранитом набережных. Старо-Калинкин, а также более поздние Ново-Калинкин и Мало-Калинкин мосты получили своё название не от ягоды калины, а от финской деревушки Каллина. Эти мосты были уже более длинными – до 70 м. Их впервые сделали не подъёмными, как прежние деревянные, а разводными, чтобы пропускать в центр города военные суда и баржи с товарами. Именно тогда мосты обрели свою главную особенность, которой петербуржцы гордятся до сих пор.

 

1.7 Послепетровские времена


В высших слоях столичного дворянства после смерти Петра I обострилась борьба за власть. В 1725 г. представители новой знати, опираясь на гвардию, возвели на престол Екатерину I. При ней жизнь в Петербурге текла своим чередом: те же ассамблеи, балы и праздники по случаю спуска новых кораблей на верфях. Но уже её преемник Пётр II, сын царевича Алексея, задумал вернуть резиденцию двора в Москву. Осенью 1727 г. в Санкт-Петербург был назначен воевода, как в рядовой город страны. В январе следующего года царский двор выехал в Петрвопрестольную, а за ним потянулись сенаторы, знать, гвардия, коллегия, конторы. Всё это не могло не отразиться на судьбе Северной столицы: город запустел, многие дома стояли недостроенными, сократились работы на Сестрорецком заводе, в Адмиралтействе.

Правда, уже через четыре года, в начале 1732 г., императорский двор во главе с новой императрицей Анной Иоанновной, племянницей Петра I, вновь вернулся на берега Невы. Анна Иоанновна не жалела денег для себя и своего окружения: содержание двора обходилось в огромную по тем временам сумму – 2 млн рублей золотом в год. Балы при дворе сменялись маскарадами, маскарады – иллюминациями, иллюминации – балами…

В октябре 1740 года Анна Ионовна заболела и умерла. Наследником стал внук императрицы Иоанн Антонович. После этого в течение года столичные жители были свидетелями целой череды ночных переворотов. Все они завершались красочными шествиями с факелами и барабанным боем победителей. Аресты всесильного фаворита Анны Иоанновны Э. И. Бирона, фельдмаршала Б. К. Миниха, родителей нового императора Антона Ульриха Брауншвейг-Бевернского и Анны Леопольдовны Мекленбургской, племянницы покойной государыни, в конце концов увенчались «благополучным», как сказано в манифесте, восшествием на престол дочери Петра I Елизаветы Петровны.

В правление дочери Петра столица начала быстро расти. По Фонтанке, в нескольких сотнях сажен от Невского, тянулись загородные дома елизаветинских вельмож. На месте памятного по событиям ночи 25 ноября Преображенского двора был построен прекрасный Аничков дворец. Столицу украсили смольный монастырь, Никольский морской собор и многие другие величественные здания. Двор Елизаветы и дома вельмож поражали роскошью и великолепием.

25 декабря 1761 г. во дворце на Мойке у Зелёного (Полицейского) моста Елизавета Петровна скончалась. На престол вступил её племянник Пётр III Фёдорович, сын Анны Петровны, герцогини Голштинской. Супруга нового императора Екатерина Алексеевна рано утром 28 июня 1762 г. из Петергофа отправилась в Петербург, в казармы Измайловского полка, а затем в Семёновский полк, где ей присягнули гвардейцы. В новом здании Зимнего дворца Екатерину уже ожидали члены Сената и Синода. Пётр III, после неудачной попытки примериться с Екатериной, попытался укрыться в Кронштадте, однако вскоре был вынужден подписать отречение от престола. Бывшего императора отправили под гвардейским конвоем в поместье Ропша, где он вскоре ушёл из жизни при загадочных обстоятельствах.

Санкт-Петербург – центр политической жизни страны – превратился при Екатерине II в один из крупнейших городов России. Императрица уделяла большое внимание строительству, стремясь предать столице парадный облик. Вскоре Петербург благодаря регулярной застройке стал символом абсолютистской империей с её идеей всеобщего порядка. «Трезубец» улиц, сходящихся к воротам Адмиралтейства, означал связь города с бескрайними морскими просторами. Отличавшийся пышностью и великолепием, двор императрицы был сравним с самым блестящим двором Европы – французским. Итальянский путешественник Дж. Казанова описал один из придворных маскарадов того времени: «Я обнаружил, что в Петербурге всё, кроме простонародья, говорят на немецком языке… хозяин сообщил, что при дворе дают бал-маскарад, gratis (лат. «бесплатно»), на 5 тыс. человек. Длился он 60часов. Была тогда суббота. Хозяин дал мне требуемый билет, каковой надо было только показать у ворот императорского дворца… Я посылаю за маской, и носильщики доставляют меня ко двору, где вижу великое множество людей, танцующих в комнатах, где играли всякие оркестры… вижу буфетные, где все, кто желал утолить голод и жажду, ели и пили. Вижу всюду веселие, непринуждённость, роскошь, обилие свечей, от коих было светло как днём… Я слышу, как рядом маска говорит соседу:

– Гляди, гляди, государыня; она думает, что её никто не признаёт…

Те, кто взаправду не признал государыню, натыкались на неё, пробирались сквозь толпу… частенько подсаживалась она к людям, которые беседовали меж собой по-русски и, быть может, говорили о ней. Так она могла услыхать нечто неприятное, но получала редкостную возможность узнать правду…» [2].

Настоящим украшением столицы и её пригородов стали многочисленные дворцы императрицы и приближённых: Мраморный, Таврический, Каменноостровский, Царскосельский, Павловский, Ораниенбаумский. «Золотым веком российского дворянства» назовёт В. О. Ключевский время Екатерины. Сказочно богатые вельможи и фавориты, у которых усыпанная бриллиантами трость стоила целое состояние, блестящие гвардейские офицеры, умопомрачительные дамские туалеты – всё это Петербург эпохи Екатерины II.

В царствование Павла I (1796-1801 гг.) облик города на Неве изменился: на улицах появились полосатые караульные будки и многочисленные шлагбаумы. Князь Ф. Н. Голицын писал о начале правления Павла I: «Всё через сутки приняло совсем новый вид. Перемена мундиров в полках гвардии, вахт-парады, новые правила в военном учении; одним словом, кто бы за неделю до того уехал, по возвращению ничего бы не узнал… Дворец как будто обратился весь в казармы… беспрестанно входящие и выходящие офицеры с повелениями, приказами, особливо поутру. Стук их сапог, шпор и тростей…». Повседневное поведение подданных было упорядочено до мельчайших деталей: установлены часы сна и бодрствования, образцы одежды, церемониал встречи императорской кареты и др. В 1800 г. возник заговор против Павла I, а в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в резиденции царя, Михайловском замке, он был убит заговорщиками. И в 1801 г. на престол взошёл сын Павла I Александр I. Он возвестил о своём намерении править «по закону и сердцу» своей бабки Екатерины II и вскоре отменил все запреты и нововведения Павла.

Глава II. Архитектура Санкт-Петербурга


2.1 Регулярный город

 

Строительство земляных укреплений Петропавловской крепости в основном было завершено к осени 1703 г. Следующей весной на противоположном левом берегу реки по наброску Петра I были заложены Главное Адмиралтейство с Адмиралтейской верфью. Ещё через год здесь же построили Адмиралтейскую крепость. Под защитой двух мощных крепостей – Петропавловской и Адмиралтейской – началось строительство города. Его центр образовался на Городском острове[5], вокруг Домика Петра I и первой деревянной Троицкой церкви. Здесь также из дерева возвели обширные здания Сената, Мытного и Гостиного дворов, Посольского дворца, дома приближённых царя и его первого главного архитектора – Доменико Трезини.

Второй центр городской застройки возник вокруг Адмиралтейства на Московской стороне. В 1706 г. для руководства всеми строительными работами была учреждена Канцелярия городовых дел. К 1713 г. в Санкт-Петербурге (главным образом на Городском острове) было 17 улиц и 1,5 тыс. жилых дворов, в основном деревянных. Застройка велась хаотично, даже главная Троицкая площадь не имела чётких границ.

Между тем в Санкт-Петербург постепенно переезжали главные правительственные учреждения и Государев двор. Царю пришлось срочно упорядочивать строительные работы в городе. Многие деревянные здания были перестроены в камне и кирпиче. Но материала не хватало, и в 1714 г. Пётр I запретил каменное строительство по всей России, кроме новой столицы. А здесь стараниями всех губерний он повелел строить по 30 каменных домов ежегодно. Правда, воздвигли всего 24 таких «губернских» дома. Однако строительство города приобретало всё больший размах. Им руководили архитекторы, приглашённые Петром I из Италии, Франции, Германии, а так же русские зодчие, обучавшиеся в Москве и Голландии: М. Г. Земцов, И. К. Коробов и др. В 1716 г. Ж. Б. Леблон и Д. Трезини создали для Санкт-Петербурга «образцовые» проекты жилых домов: кирпичных – для «именитых» и «зажиточных» горожан, мазанковых (построенных на деревянном, заполненном глиной каркасе; их стены расписаны «под кирпич») – для «подлых». Тогда же основной центр петербургского строительства переместился на Васильевский остров.

Одновременно большое строительство началось на левом берегу Невы. Ещё в 1710 г. у впадения Чёрной речки в Неву Пётр I основал монастырь Троицы и Святого Александра Невского – будущую Александро-Невскую лавру. Монастырь и Главное Адмиралтейство соединила важнейшая магистраль города – Невский проспект. В 1711 г. напротив Петропавловской крепости был построен первый Зимний дворец Петра I, в 1719 г. недалеко от него – второй. Эти дворцы не сохранились, зато во всём своём «скромном великолепии» до наших дней дошла летняя резиденция царя – Летний дворец (1710-1714 гг., архитекторы Доменико Трезини и Андреас Шлютер). Летний дворец Пётр подарил своей жене Екатерине Алексеевне. Он очень гордился окружавшим это здание Летним садом, лично выписывал для него из-за границы диковинные растения. Сад тогда не был похож на современный. В нём преобладали не деревья, а однолетние травы и цветы. Их высаживали на фигурных клумбах, которые образовали орнаменты, похожие на ковровые узоры. Подобные парки в России называли регулярными или французскими, так как мода на них пришла из Версаля (резиденции французских королей под Парижем), а клумбы – партерами (от франц. par terre – «на земле»).

Набережная реки Фонтанки, ставшая в этом районе границей Петербурга, застраивалась домами для «именитых» людей. Эти строения придавали столице европейский облик: живописные силуэты, фигурные фронтоны, высокие кровли со шпилями.

Каков же был Санкт-Петербург, оставленный потомкам умершим в 1725 г. императором Петром I? Конечно, по сравнению с современным городом он был чрезвычайно мал, небольшие первые храмы и дома теснились на ограниченном пространстве обоих берегов Невы. Однако основные градостроительные вехи были уже расставлены. Дорога от Александро-Невского монастыря до Адмиралтейства – Невский проспект – уже стал главной городской магистралью. Васильевский остров получил регулярную планировку, началась парадная застройка его невского берега. Наконец, определись две главные вертикали новой столицы – золочёные шпили Петропавловского собора и Главного Адмиралтейства, начавшие свой «небесный разговор» через Неву.

 

2.2 Невский проспект


Самая знаменитая площадь в России – это, конечно, Красная площадь в Москве, самая знаменитая улица – Невский проспект в Санкт-Петербурге. Славу Невскому принесли и творения знаменитых зодчих, украсивших главную магистраль Северной столицы, и посвящённые ему строки А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова.

Между тем начиналась история проспекта весьма скоромно – с двух встречных просек в болотистом лесу, соединивших в 10-х гг. XVIII в. Главное Адмиралтейство с Александро-Невской лаврой и с древним Новгородским трактом в районе современного Лиговского проспекта. Участок просеки со стороны Адмиралтейства служил главным въездом в город. В 1721-1724 гг. его осушили, обсадили четырьмя рядами берёз и замостили камнем; в 1723 г. на дороге появились масляные фонари. Масштаб проделанной за несколько лет работы поражал современников. Величественная магистраль (первоначально ширина составляла 20-25 м, позже на некоторых участках достигала 60 м) тянется на 4.4 км и пересекает на своём пути реки Мойку и Фонтанку, а так же Екатерининский канал. Уже в первой половине XVIII в. проспект стали застраивать загородными усадьбами и дворцами. Так, на чётной стороне проспекта, у пересечения его с Мойкой, стояла усадьба любимца Петра I – адмирала К. И. Крюйса. Настоящий «строительный бум» начался на Невском проспекте после организации Комиссии о Санкт-Петербургском строении: в 1741-1751 гг. был построен Аничков дворец, в 1752-1756 гг. зодчий В. В. Растрелли возвёл на углу Невского и набережной Мойки один из шедевров архитектуры русского барокко – дворец графа С. Г. Строганова.

В последующие 100-150 лет Невский проспект из жилой и проезжей улицы превратился в средоточие деловой, общественной и духовной жизни Петербурга. Уже в 60-80 гг. XVIII в. на Невском возник крупнейший городской торговый центр. Тогда в него вошли просторные здания Гостиного двора, Серебряных и Перинных рядов. В 1848 г. почти напротив Гостиного двора был сооружён Пассаж – перекрытое стеклянным сводом громадное помещение, в 64 лавках которого торговали модной одеждой и украшениями. За особую дороговизну женского платья, доставлявшегося прямо из Парижа, лавки Пассажа петербуржцы называли «смерть мужьям».

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.