скачать рефераты

МЕНЮ


Строительство и архитектура Санкт-Петербурга в 18 веке

Невский проспект отвечал интересам верующих различных конфессий. Ещё в эпоху императрицы Екатерины II здесь были построены католический собор Святой Екатерины (1762-1783 гг.) и армянская церковь Святой Екатерины (1771-1780 гг.), а ещё более чем через пол века – лютеранская церковь Святых апостолов Петра и Павла (1833-1838 гг.). Настоящим украшением проспекта стала мощная полукруглая колоннада выдающегося памятника русской архитектуры – православного Казанского собора. Он был возведён в 1801-1811 гг. архитектором А. Н. Воронихиным.

Несмотря на то, что Невский проспект, как и Петербург, вскоре отметит своё трёхсотлетие, он остаётся не стареющей яркой улицей, любимым местом гуляний и развлечений петербуржцев и гостей города.

 

2.3 Первые резиденции


В 1704 г. началась эпоха «первого архитектора» Санкт-Петербурга Доменико Трезини (1670-1734 гг.), или, как его называли в России, Андрея Яковлевича. Он происходил из знаменитого кантона Тессино, который славился своими зодчими: только в России трудилось почти 120 тессинцев. Пётр I встретил Трезини при дворе датского короля и пригласил его в Россию. Творения архитектора с «отзвуками протестантской Голландии и пуританской Англии» составили новый стиль – петровское барокко. В 1708 г. Трезини начал строить каменный Летний дворец для Петра I. Из городских дворцов, созданных ещё при жизни императора и его сподвижников, в Петербурге сохранились лишь он и дворец Александра Даниловича Меньшикова. Летний дворец – самый ранний и самый скромный из дворцов города.

В 1711 г. царская семья переехала в Зимний дворец, стоявший тогда на берегу Зимней канавки. В Летнем дворце осталась жить Екатерина, а сам Пётр I поочерёдно ночевал то в одном, то в другом дворце. После смерти императора (умер он в Зимнем) в Летнем дворце жили его родственники, а потом он запустел и только в 1923 г. был превращён в музей. Что же касается Зимнего дворца, то он не раз перестраивался, пока в 1762 г. не обрёл своего нынешнего облика. На месте Зимнего дворца Петра был построен Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), который позже соединился с дворцом зданием Нового Эрмитажа.

С самого начала рядом с царскими дворцами возникали дворцы высших сановников. Конечно, первым среди них был дворец Меншикова на Васильевском острове. Его строительство началось в 1710 г., когда петровский любимец и генерал-губернотор столицы окончательно обосновался в Петербурге. Возводила дворец целая команда лучших архитекторов, включая Трезини и Растрелли-старшего. Меншиков постоянно требовал новых изменений, поэтому строительство затянулось на 17 лет, пока бывшего фаворита не сослали в Сибирь.

За это время успели выстроить трёхэтажный корпус с внутренним двориком, садом, фонтанами и собственной пристанью. Внутри дворец был буквально набит статуями, картинами, шелками и всем прочим, что оценил прихотливый, но неразборчивый вкус «полудержавного властелина». После того как Меншиков подвергся опале, здание передали сухопутному шляхетскому корпусу – одному из главных учебных заведений. В наше время во дворце, неузнаваемом из-за многочисленных переделок, находится музей – филиал Эрмитажа.

 

2.4 Петродворец


Величественное ярко-жёлтое здание дворца в обрамлении тёмной зелени парка и золотом сиянии фонтанов Большого каскада – первое, что видит турист, который подплывает к Петродворцу (до 1944 г. Петергоф) на катере со стороны Финского залива. Зрелище кажется настолько цельным, что трудно поверить, будто и дворец, и парк, и бесчисленные водоёмы много раз перестраивались разными архитекторами.

Автором первого проекта дворца, возможно, был сам Пётр I – в основе первоначального варианта чертежей лежали его карандашные рисунки. Работы начались в 1714 г. Приглашённый в Россию французский архитектор Ж. Б. Леблон придал загородной резиденции царя подчёркнуто парадный облик. Он соорудил сквозной вестибюль с колоннами, проделал широкие двери и окна в Итальянском салоне, украсил его деревянными резными панелями и живописью. С самого начала строительства дворец постоянно подтапливало, и тогда Леблон построил подземный акведук для отвода вод из подвала. В 1719 г. архитектор Ф. И. Браунштейн провёл внутреннюю отделку дворца в стиле барокко. Самым удачным его творением стал кабинет Петра I, украшенный разными дубовыми панелями. В 1745 г. по приказу Елизаветы Петровны В. В. Растрелли начал перестраивать здание: увеличил центральную часть дворца, пристроил два боковых флигеля и соединил их галереями с боковыми корпусами. В таком виде дворец дошёл до наших дней.

Внутренние помещения представляю собой анфиладу парадных залов и жилых покоев, украшенных богатой деревянной позолоченной резьбой, живописными плафонами, наборными паркетами. На стенах – зеркала высотой с дворцовые окна. Парадная лестница, Танцевальный зал и Аудиенц-зал, несмотря на последующие переделки, сохранили дворцы барочной пышности.

 

2.5 Царское Село


Екатерининский дворец в Царском Селе долгие годы являлся официальной резиденцией российских императоров. По приказу Петра I архитектор И. Ф. Браунштейн возвёл здесь небольшое двухэтажное здание. Лишь в 40-х гг. XVIII в. началось большое строительство. Новый дворцовый комплекс был призван удовлетворить изысканные вкусы императрицы Елизаветы Петровны, любившей роскошь. Знакомый нам облик придал дворцу в 1756 г. архитектор В. В. Растрелли. Но за два века резиденция пережила множество переделок. Одним из самых торжественных мест дворца является Парадная лестница, идущая во всю его высоту. Она выполнена в 1860 г. архитектором И. А. Монигетти. Главный парадный интерьер Екатерининского дворца – Большой зал, созданный Растрелли, – щедро украшен деревянной позолоченной резьбой. Обилие окон и зеркал, отражающих свет, создаёт полное впечатление безграничности зала. А живописный плафон, занимающий весь потолок, уводит взгляд зрителя в бесконечное пространство.

Царскосельский сад, разбитый перед Екатерининским дворцом, своей парадной красотой подчёркивает роскошь здания. Наиболее старая, прилегающая к дворцу часть сада представляет собой регулярный, или правильный, парк с геометрически чёткой планировкой. Длинные террасы, уступами спускающиеся к воде, украшены рисунками из толчёного кирпича, угля и гравия. Зеркальные пруды как бы вставлены в каменные рамы. Кроны деревьев подстрижены в форме шаров, кустарники образуют живую изгородь.

Екатерининский парк украшен мраморными скульптурами итальянских мастеров начала XVIII в. Герои античной мифологии соседствуют с композициями, прославляющими победу России в Северной войне. В конце главной аллеи Растрелли выстроил павильон Эрмитаж (1754 г.) – маленькую столовую, в которой находится механизм, позволяющий поднимать на второй этаж полностью сервированный стол. В Царском Селе имеются пейзажный и регулярный парки, которые разделяет Камеронова галерея (1783-1786 гг.). Пейзажный парк, в отличие от регулярного, подчёркивает естественную красоту природы. Парк прорезан каналами, образующими островки, через них перекинуто множество мостов с ажурными решётками. В 70-х гг. XVIII в. близ воды воздвигли памятники в честь победы русского оружия в борьбе с Турцией.

 

2.6 Храмы Санкт-Петербурга


У святынь города есть одна особенность: многие из них закладывали и строили в память о славных событиях, чаще всего в честь побед русского оружия. Крупнейший монастырь Северной столицы – Александро-Невская лавра – основан Петром I в 1710 г. в честь победы русских войск над шведами на Неве в 1240 г. Первоначально весь монастырь был деревянным, но уже к 1722 г. Трезини выстроил здесь из камня двойную церковь – Благовещенскую и Александра Невского. С другой памятной датой связана история Сампсониевского собора. В 1709 г. царь Пётр I собственноручно заложил деревянную церковь в честь победы над Полтавой, одержанной в том же году 27 июня, в день Святого Сампсония. В 1728 г. началась перестройка собора в камне, завершившаяся к 1740 г. В отличие от большинства петербургских храмов XVIII в., Сампсониевский собор напоминает русские церкви XVII столетия.

Лишь одна церковь, возведённая в ту эпоху, не связана с событиями русской военной истории, но с русской армией связана. Строительство церкви Святых Симеона и Анны на Московской стороне долго не могли начать из-за отсутствия средств. В этом районе города жили мелкие служащие и торговцы, работники верфи; церковный приход был беден. Однако командир расквартированного здесь гвардейского Семеновского полка генерал А. И. Ушаков сумел получить в казне средства для сооружения церкви как полковой. Её возвели по проекту архитектора М. Г. Земцова менее чем за три года.

В середине XVIII в. Петербург украсили ещё два величественных собора. Своими размерами и красотой они могли поспорить с лучшими дворцами того времени. Это ведь и не удивительно – ведь и соборы, и дворцы строили тогда одни и те же архитекторы: В. В. Растрелли и С. И. Чевакинский.

Растрелли в 1748-1764 гг. воздвиг грандиозный ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря, более известного как Смольный монастырь. Крестообразный в плане монастырский двор образован келейными корпусами с четырьмя церквями по углам. В центре двора – гигантский Воскресенский собор (высота 92 м), отличающийся богатством и сочностью декора, сочетанием голубой окраски стен, белой лепки и золотого сияния куполов и крестов венчающего пятиглавия. Ещё более высокую колокольню (140 м), задуманную Растрелли, так и не возвели. Вскоре после смерти основательницы монастыря императрицы Елизаветы Петровны строительные работы были остановлены. В 1768 г. упразднили и сам монастырь, передав его здания Смольному институту благородных девиц.

Крупным мастером нового стиля стал Юрий Матвеевич Фельтен. Но он любил время от времени отступить от рациональной ясности классицизма. В 1777-1780 гг. архитектор построил один из самых оригинальных храмов Петербурга – Чесменскую церковь. Она была посвящена победе русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 г. В плане этот небольшой нарядный храм, похожий на шкатулку или садовый павильон, представляет собой «четырёхлистник».

 

2.7 Санкт-Петербург после смерти Петра I


После смерти Петра I застройку Санкт-Петербурга вновь стали вести хаотично. К тому же в конце 20-х – начале 30-х гг. XVIII в. императорский двор находился в Москве и не уделял внимания новой столице. Следующий этап градостроительной истории Санкт-Петербурга начался не только из-за возвращения сюда императрицы Анны Иоанновны и двора (1732 г.), но и «благодаря» страшным пожарам, буквально опустошившим город в 1736 и 1737 гг.

Для застройки «погорелых мест» и организации нового строительства в 1737 г. была учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении во главе с генерал-фельдмаршалом Б. К. Минихом и архитектором П. М. Еропкиным. Комиссия разработала план застройки и благоустройства города, центр которого был окончательно «закреплён» на Адмиралтейской стороне. Полное завершение получил так называемый Нептунов трезубец, образуемый тремя главными городскими магистралями, расходящимися от Адмиралтейства: Невским, Средним (позднее стал называться Гороховой улицей) и Вознесенским проспектами. Лучевые проспекты и пересекающие их улицы были искусно увязаны с полукружиями рек Фонтанки, Мойки, Кривуши. По рекомендации Комиссии была также проложена Садовая улица с Сенной и Покровской площадями. Южной границей города стала река Фонтанка.

Новый этап в истории петербургского зодчества связан с именем императрицы Елизаветы Петровны. Именно в эпоху её правления (1741-1761 гг.) блестящего расцвета достигла архитектура русского барокко[6]. Были воздвигнуты императорский Зимний дворец (1754-1762 гг.), дворцы Елизаветы Петровны в Петергофе, Царском Селе, городские резиденции графов Строгановых и Воронцовых. Построенный в Петербурге великим В. В. Растрелли Воронцовский дворец (1749-1757 гг.) чем-то напоминает загородную усадьбу. В глубине парадного двора, отделённого от Садовой чугунной решёткой, величаво возвышается центральная часть дворца. Для большого эффекта Растрелли повысил её на один этаж, оставив служебные флигели двухэтажными. В Воронцовском дворце почти не осталось гладких стен – они украшены наличниками, лепниной, колоннами. Стоит ли говорить, что пышность внутреннего убранства дворца не уступала его внешнему виду. В Петербурге появились такие великолепные храмы, как собор Смольного монастыря (1748-1764 гг.), Никольский Морской собор (1753-1762 гг.).

В эпоху долгого царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) архитектурные вкусы изменились: на смену пышности и яркости барочной архитектуры пришли логическая чёткость, ясность и строгая монументальность русского классицизма. Императрица чрезвычайно внимательно относилась к застройке и обустройству российских городов. Но более всего она стремилась к тому, чтобы Санкт-Петербург занял достойное место в ряду европейских столиц.

В 1762 г. была учреждена правительственная Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, которая в 1763 г. провела конкурс на лучший проект планировки столицы. Конкурс выиграл план русского архитектора А. В. Квасова, который предложил расширить границы города до современного Обводного канала. Согласно этому проекту, были созданы площади у Семёновского, Обуховского, Старо-Калинкина мостов, а также Дворцовая и Сенатская площади. Напротив Сената в 1782 г. был установлен памятник Петру I работы Э. Ф. Фальконе – знаменитый «Медный всадник».

Квасов включил в план и обустройство речных берегов: гранитные набережные должны были превратить водные артерии города в настоящие художественные ансамбли. Первая каменная набережная – Дворцовая – была построена перед Зимним дворцом в 1763-1767 гг. К концу 80-х гг. на левом берегу Невы развернулись панорамы Французской (ныне Кутузова) и Английской (ныне Красного флота) набережных. Закованные в гранит берегов Екатерининского канала, Фонтанки и Мойки, они составили единый архитектурный ансамбль.

 

2.8 Век Растрелли


В послепетровскую эпоху, особенно в годы правления Петра II и Анны Иоанновны, дворцовое строительство в Петербурге и его пригородах было практически свёргнуто. Малолетний Пётр предпочитал Петербургу Москву и даже на время вернул туда столицу. Что касается Анны Иоанновны, то она из боязни дворцовых переворотов предпочитала жить в Петропавловской крепости, под охраной верных гвардейцев. Однако в 1741 г., с воцарением императрицы Елизаветы Петровны, сооружение дворцов не только возобновилось, но и получило невиданный для России размах. Именно в годы её правления расцвёл талант лучшего в России строителя дворцов – Варфоломея Варфоломеевича (Бартоломео Франческо) Растрелли. Он был сыном флорентийского скульптора Бартоломео Карло Растрелли, в 1715 г. приглашённого Петром I в Россию. Приехавший с отцом в Россию, Растрелли-младший с юных лет трудился на строительстве пригородных царских дворцов в Стрельне и Петергофе, а в 20 лет получил заказы на самостоятельные работы. Вскоре после смерти Петра I он отправился в Италию и Францию совершенствоваться в выбранной профессии. Вернувшись в Россию в 1730 г., молодой архитектор быстро вошёл в фавор у императрицы Анны Иоанновны, получил звание обер-архитектора императорского двора и выстроил множество зданий для Анны Иоанновны, а потом и для Елизаветы Петровны. Среди самых известных – дворцы в Петергофе и Царском Селе, а также Зимний дворец в Петербурге.

Строил Растрелли и для елизаветинских вельмож. В 1749-1757 гг. он возвёл на садовой улице трёхэтажный дворец для канцлера М. И. Воронцова. Постройка была так роскошна, что потребовала больших финансовых затрат. В конце концов Воронцову пришлось за долги уступить дворец казне. При Павле I дворец отдали Мальтийскому ордену, Великим Магистром которого был сам император. Однако после убийства Павла здание отобрали у мальтийских рыцарей и в 1810 г. разместили в нём Пажеский корпус. Ныне там располагается Суворовское училище.

Короткая эпоха Павла I дала Петербургу лишь одно впечатляющее дворцовое здание – Инженерный замок. Сначала он назывался Михайловским в честь архангела Михаила – покровителя Павла. Указ о строительстве этого здания Павел издал почти сразу же после своего вступления на престол, не желая жить во дворце матери, Екатерины II. Возможно, император был и автором его общего эскиза. Проект создал Василий Иванович Баженов, осуществил же строительство Винченцо (Викентий Францевич) Бренна (1745-1820). Интерьерами замка занимались и другие мастера. Михайловский замок возведён на месте построенного Растрелли Летнего дворца Елизаветы Петровны на искусственном острове, образованном реками Мойкой и Фонтанкой и двумя специально прорытыми каналами. Император решил создать особый мир, город в городе. Облик замка напоминает о Средневековье. Своим покровителем Павел считал Петра I, который однажды даже пригрезился ему во время ночной прогулки по Петербургу и, предостерегая, произнёс: «Бедный Павел…». Поэтому император велел установить статую своего великого предка работы Б. К. Растрелли на площади перед Михайловским замком. Надпись на памятнике: «Прадеду правнук» явно противопоставлена надписи на памятнике работы Э. М. Фальконе: «Петру Первому Екатерина Вторая». В Летнем дворце Павел родился, в Михайловском замке ему суждено было умереть: именно здесь произошло загадочное цареубийство.

 

2.9 Академия художеств


Русское искусство во второй половине XVIII в. развивалось уже параллельно европейскому, в котором к тому времени утвердился новый стиль – неоклассицизм. Но поскольку в отличие от стран Западной Европы Россия обратилась к культурному наследию античности и эпохи возрождения впервые, русский неоклассицизм XVIII в. обычно называют просто классицизмом.

Один из первых образцов этого стиля – огромное здание Академии художеств, возводившейся на протяжении почти четверти века (1763-1788 гг.). Создать в России Академию художеств, в которой могли бы учиться живописцы, скульпторы, архитекторы и которая стала бы центром распространения искусств, задумал ещё Пётр I. Этот замысел осуществила его дочь Елизавета в конце своего царствования. Строительство здания Академии художеств было начато и завершено уже при императрице Екатерине II. Авторами проекта были вице-президент, а позднее ректор академии Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772) и француз Жан Батист Мишель Вален-Деламот (1729-1800), работавший в России с 1759 по 1775 г. Чистота классических пропорций, одноцветный фасад, на котором игра цветов заменена игрой светотени, существенно отличали это сооружение от построек барокко. Уникально оно и среди других сооружений русского классицизма с их цветными – зелёными или желтыми – стенами и белыми колоннами. План здания академии строго симметричен, составлен из простейших геометрических фигур: корпуса постройки образуют квадрат, а огромный внутренний двор – круг. Простота и чёткость планов стала характерной особенностью классицистической архитектуры. В 1764 г. был принят новый устав академии, и она стала подчиняться непосредственно императрице. Тогда же при академии было открыто воспитательное училище, куда принимали детей в возрасте пяти лет с условием, что родители не заберут их обратно. Пятнадцать лет воспитанники, полностью оторванные от внешнего мира, должны были обучаться искусствам. В академию брали в основном детей простого происхождения. Художник-дворянин даже в конце XVIII – начале XIX в. был явлением исключительным. В воспитательном училище обучали общим наукам и собственно художественным (помимо прочих к ним причисляли мифологию, географию и историю). Рисовали сначала с «оригиналов» (с рисунков и скульптуры) и уже потом – с живой натуры. Большое значение придавали копированию живописных произведений. Академия являлась, конечно, не только воспитательным заведением, но и своеобразным художественным «министерством». Из академии в самые отдалённые провинциальные города рассылались гравюры и книги, она определяло качество того или иного произведения искусства и талант его автора. Без дозволения академии ни один мастер не мог назвать себя художников. Кроме того, живописцам, архитекторам и скульпторам трудно было прожить без академии: оттуда шли заказы, там многие художники получали жалованье так же, как чиновники. Многих иностранных мастеров приглашали теперь не ко двору, а в академию, в частности для того, чтобы они преподавали в его стенах. Здесь устраивались конкурсы, победители награждались медалями. Получивший золотую медаль художник приобретал право на пенсионерскую поездку за границу.

 

Заключение


Города начинались по-разному. Одни вставали на перекрёстках караванных путей, другие поднимались в безлюдных пустынях. Есть города, выросшие вокруг монастырей, фабрик или рынков. А Санкт-Петербург вырос вокруг речных пристаней, он – город-крепость.

Санкт-Петербург воистину величественный город. Он начинался с рыбацких хижин и в короткие сроки превратился в город резиденций, крепостей, храмов и прочих памятников архитектуры. «Детище Петра» – как называют многие этот город – вызывает восхищение и уважение.

Санкт-Петербург – часть нашей истории, без которой просто не обойтись. Там рождались и выпускались «в свет» все самые известные и великие зодчие, поэты.

Что ещё можно сказать? Что можно вообще говорить по поводу этого величественного города? Это творение великих мастеров не нуждается в комментариях. Любому понятно (даже тем, кто там не был), что оно прекрасно без слов. Я всегда хотела побывать в Петербурге. Ознакомившись с Второпрестольной столицей, я уверена, что с ней мало что может сравниться по красоте и величию.

Я справилась со своим проектом, достигнув своих целей и задач, при этом узнав много нового.


Список литературы


1.                Аксёнова М. Д. История России и её ближайших соседей. От древних славян до Петра Великого – М.: Аванта+, 2001

2.                Володин В. А. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург – М.: Аванта+, 2001

3.                Ионина Н. А. 100 великих городов мира – М.: Вече, 2004

4.                Кацва Л. А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005

5.                www.avanta.ru


Приложение 1



[1] бастион – вынесенное за стены крепости оборонительное сооружение.

[2] кронверк – насыпное оборонительное сооружение, вал.

[3] куртина – часть крепостной стены между двумя бастионами.

[4] ассамблея – общественное собрание увеселительного характера.

[5] Городской остров – один из самых крупных в дельте Невы. Постоянно менял своё название: был Городовым, Берёзовским, Троицким; с 1914 г. стал называться Петроградским

[6] Барокко – архитектурный стиль, характерными чертами которого являются стремление к величию и пышности, совмещение реальности и иллюзии.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.