скачать рефераты

МЕНЮ


Журналистское расследование

Но когда речь идет о компетентности интервьюера, то имеется в виду не только знание им особенностей предмета интервью. От журналиста ждут и компетентности другого плана - профессионализма коммуникатора. То есть умения точно и оперативно ставить вопросы, умения направлять разговор в нужное русло, умения акцентировать внимание собеседника на самом главном, самом интересном для аудитории. Журналист, готовясь к разговору, должен учесть следующие моменты:

а) журналист, готовясь к интервью, должен узнать как можно

больше о своем «источнике»;

б) обязательно следует составить вопросы, на которые могут

быть получены интересные ответы. И хотя такие вопросы не всегда «ложатся» в канву того интервью, которое реально совершится, все же они будут хорошим ориентиром в ходе разговора;

в) интервью лучше получать в личной беседе, нежели по телефону или другим техническим каналам, поскольку они могут выйти из строя в неподходящий момент, а это может кончиться нежелательным для интервьюера образом. Однако когда нельзя избежать интервью по телефону, когда надо задать всего два-три вопроса, журналист должен четко представиться своему собеседнику, говорить с ним уважительным тоном, по существу дела, коротко и ясно, точно формулируя вопросы; желательно всегда дублировать обычную запись на бумаге диктофонной записью. Это помогает избежать в дальнейшем проблем, если собеседник откажется от своих слов. В некоторых случаях можно записывать разговор, не предупреждая его об этом. Порой это противозаконно. Иногда собеседника раздражает включенный диктофон, но затем он, как правило, забывает о нем;

г) любому интервью должна предшествовать предварительная договоренность с «источником» (за исключением особых случаев, например - интервью в чрезвычайной ситуации);

д) журналист должен прочно запомнить фамилию, отчество, профессию, звание, должность собеседника;

е) интервью начинается с установления психологического контакта с «источником». Это может произойти разными путями. Например, можно сказать несколько любезных слов о проекте, которым занят собеседник, или затронуть легкий спорный вопрос общего плана. Если известно, что собеседник любит шутки, можно начать с нового анекдота, желательно короткого и остроумного, но не задевающего собеседника;

ж) следует дать повод собеседнику поговорить о самом себе, что разрядит ситуацию (с этой целью можно вспомнить какую-то приятную для собеседника деталь из его биографии). Собственно интервью следует начинать с одного-двух вопросов, на которые журналист сам знает ответ. Это необходимо для того, чтобы определить, насколько стоит доверять тем ответам, которые последуют на другие вопросы;

з) задавать надо такие вопросы, которые не предполагают односложные ответы «да», «нет»;

и) вести разговор нужно так, чтобы предполагался развернутый ответ. А для этого следует ставить вопросы типа: «Почему, все-таки, по вашему мнению, произошло то-то?...». или «Что вас удивило в те минуты?..»;

к) не следует ставить вопросы так: «Не хотите ли прокомментировать то-то...»;

л) если собеседник уходит от ответа, следует вопрос перефразировать и задать после трех-четырех очередных вопросов;

м) при неполном ответе надо дать собеседнику почувствовать, что вы ждете продолжения. Для этого следует помолчать определенное время, не задавая вопросов;

н) сложные вопросы следует задавать в конце интервью. Если собеседник будет раздражен ими, то это уже не помешает вам, так как основная часть интервью проведена;

о) окончив запись ответов, надо продолжить разговор, плавно выходя из него;

п) поблагодарив собеседника, следует попросить разрешения, в случае необходимости еще позвонить ему для уточнения каких-то положений публикации.

Метод эксперимента. Одним из важнейших методов, используемых в ходе журналистского расследования (и как нельзя более адекватный сути этого вида журналистики) является метод эксперимента (метод "провокации действительности"). «Прародителями» этого метода журналистики являются научный и следственный эксперименты. В науке и юриспруденции этот метод применяется очень широко. В последние годы он стал активнее, чем ранее, осваиваться и отечественными расследователями. По утверждению В.П. Таловова « воздействие на наблюдаемые объекты в ходе его являются не только допустимым, но как раз и предполагается» Таловов В.П. О читательской психологии и теоритических основах её изучения.: Л.:1973.

Этот метод очень близок методу «включенного» наблюдения и нередко их считают одним и тем же методом. Иногда «эксперемент» определяют как разновидность «включенного» наблюдения. Но это разные методы. Дело в том, что, применяя «включенное» наблюдение, журналист внедряется в уже существующую ситуацию и просто фиксирует те факты, которые возникают по ходу ее развития. После завершения «включенного» наблюдения ситуация (объект наблюдения), как правило, не исчезает, продолжает существовать в основных своих параметрах. Намеренно созданная ситуация позволяет журналисту увидеть в наиболее ярком виде то, что при обычном наблюдении было бы растянуто во времени и не проявилось бы настолько концентрированно и наглядно. После того, как эксперимент завершен, созданная журналистом искусственная ситуация «снимается». Метод эксперимента надо отличать и от экспертиз, которые осуществляются не журналистом, а специалистами (экспертами) в какой-либо сфере деятельности и к которым, в случае необходимости, может обратиться журналист-расследователь.

Необходимость комплексного использования методов сбора информации. В зависимости от содержания конкретного расследования журналист может применять те или иные методы. Как это установить? Журналист не может, подобно следователю, прослушивать телефон, допрашивать его, устраивать очные ставки и т.д. Значит, ему придется прибегнуть к помощи правоохранительных органов, своих осведомителей из этих органов и пр. (то есть, использовать «агентурные» методы).

Методы осмысления полученной информации. Получаемая в результате наблюдения, интервью, проработки документов, экспериментов информация нуждается в дополнительной обработке, в осмыслении. Это осмысление особенно активно идет после завершения сбора эмпирических данных. Цель его состоит в том, чтобы выяснить основные взаимосвязи исследуемого предмета, определить причинно-следственные связи, установить конкретных действующих лиц изучаемой ситуации, их роли, последствия их действий, вынести оценки этим действиям с точки зрения общественных ценностей (известных законов, этических норм и пр.), оставить главное и убрать второстепенные «притоки» дела, затемняющие его суть или уводящие в те его аспекты, которые требуют самостоятельного расследования.

Осмысление эмпирического материала в ходе расследования осуществляется самыми разными методами и начинается оно с предварительной, «грубой оценки» полученной информации.

Методы логического осмысления информации. Важнейшее место в системе методов логического осмысления эмпирических данных занимают следующие ниже методы.

а) Формально-логические методы. Методы формальной логики занимают в осуществлении любого рода расследований исключительно важное место. Это предопределено тем, что ни одно осмысленное действие, решение невозможно без умозаключений, обоснований тех или иных суждений.

Методы умозаключения.

Логическая сторона осмысления информации представляет собой, прежде всего, формулирование умозаключений, то есть, получения по законам логики выводного знания, опирающегося на добытые в ходе расследования факты. Без таких умозаключений любой журналист не может продвинуться вперед в осмыслении эмпирических данных. Напомним, что существуют следующие основные типы умозаключений

Индуктивные умозаключения.

Это умозаключение есть переход от знания о единичном к знанию об общем. Логика определяет индукцию как умозаключение (и метод исследования), в котором вывод представляет собой знание обо всем классе предметов, полученное в результате исследования отдельных представителей этого класса. В индуктивных умозаключениях даже из истинных посылок может следовать только вероятностный вывод, поскольку достоверность частного знания (посылки) не может однозначно определить истинность общего знания.

Дедуктивные умозаключения.

Они представляют собой развитие мысли от большей общности знания к меньшей (иногда - от единичного к частному).

Дедуктивный метод играет большую роль в процессе мышления человека, в процессе его практической деятельности. Это предопределено тем, что люди не могут не опираться при решении конкретных задач на предшествующий, обобщенный опыт человечества, закрепленный в общезначимых положениях.

Методы доказательства

Доказательство (доказательное рассуждение) предстает в размышлении журналиста, как и в размышлении любого иного человека, в виде ряда умозаключений, имеющих одинаковое логическое строение, независимо от конкретного содержания объекта расследования. В доказательном рассуждении может преобладать индуктивный или дедуктивный метод. Если доказывается общее суждение, то это значит, что автор применяет индуктивный способ. При доказательстве частных суждений журналист опирается на общее положение, как на довод и рассуждение в этом случае приобретает дедуктивный характер. Индукция и дедукция чаще всего применяются в доказательном рассуждении в своей органической взаимосвязи, нередко переплетаясь еще и с умозаключениями по аналогии и элементами логических приемов построения гипотезы.

Доказательство не изменяет суть, содержание доказываемого суждения. Доказательство не устанавливает истину, а только раскрывает ее, делает убедительной, достоверной. Обычным для журналиста является краткое аргументированное изложения той же самой идеи, поскольку это позволяет ему оперативно решать свои задачи, также находить понимание аудитории, нацеленной на относительно лаконичное изложение тех или иных ситуаций, расследуемых журналистом. Однако в любом случае, журналистике убедительным может быть лишь такое выступление, которое в своей основе воспроизводит логику доказательства, пусть и отличаясь от последнего сокращенным ходом рассуждения.

Установление причинно-следственных связей тех или иных событий, процессов, действий является центральной задачей объяснения, которую часто ставят перед собой журналисты- расследователи. Причина и следствие неразрывные и всегда связаны между собой. Во временном плане причина всегда предшествует следствию. Но, разумеется, причинно-следственную связь нельзя сводить к обычной последовательности тех или иных событий во времени. Причиной следует называть такое явление, которое предшествует другому во времени и связано с ним внутренней материальной связью. Характерной чертой причинно-следственных связей является то, что они обладают определенностью и однозначностью, то есть, в одних и тех же условиях одни и те же причины вызывают одни и те же следствия.

Пожалуй, каждый человек, пытающийся выяснить главную причину того или иного события, замечает, что она часто входит в совокупность других причин, породивших данное событие и наложивших на него свой отпечаток. Чтобы установить причинно-следственную связь, журналисту необходимо, прежде всего, выделить интересующую его совокупность явлений из общего ряда других явлений. Далее следует обратить внимание на те обстоятельства, которые предшествовали ее возникновению. Во многих случаях, как показывает журналистская практика, само по себе установление фактов, способных стать причиной последующих событий, еще не устраняет трудностей, связанных с определением непосредственной его причины.

Причинно - следственный анализ осуществляется (в той или иной мере) практически в ходе каждого расследования. При этом журналист- расследователь может сталкиваться с разными трудностями. Актуальные ситуации, выступающие предметом журналистского исследования, очень часто, представляют собой сложные переплетения различных взаимодействующих факторов, условий, обстоятельств, что отнюдь не способствует оперативному установлению причин тех или иных явлений. Справиться с возникшей задачей расследователю может помочь владение логическими методами установления причинно-следственной связи явлений. Следует заметить, что логические методы выявления причинно-следственной связи не следует ставить в один ряд с такими методами изучения действительности, как методы наблюдения, эксперимента, изучения документов и другие, которые использует журналист. Логические методы включаются в тот мыслительный процесс, который осуществляется и в ходе наблюдения, и в ходе эксперимента, и в ходе изучения документов и пр.

Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Метод исключения.

Суть этого метода заключается в том, что, изучая сложный комплекс причинно-следственных отношений, журналист может обнаружить непосредственную причину путем исключения всех предполагаемых обстоятельств, способных вызвать однотипные или сходные события, кроме одного фактора, который и принимается за причину изучаемого явления.

2. Метод сходства.

Обращение к этому методу становится необходимым тогда, когда интересующие журналиста явления, причину которого он хочет установить, возникают в самых разных обстоятельствах, но при этом всегда при наличии одного и того же фактора. Суть метода сходства можно определить так: «если исследуемое явление возникает в различных обстоятельствах, но при наличии единственного общего фактора, то этот фактор и есть причина данного явления». Применяя этот метод, журналист должен изучить разнообразные условия возникновения одного и того же явления и вычленить из них один и тот же общий фактор, приводящий к этому явлению.

3. Метод единственного различия.

Данный метод заключается в сопоставлении случая, когда интересующее журналиста событие наступает, со случаем, когда оно не наступает. В обоих случаях должны существовать одни и те же условия, за исключением одного фактора, который в одном из случаев отсутствует.

4.Соединенный метод сходства и различия.

Применяя этот метод, журналист как бы соединяет достоинства двух предыдущих методов (сходства и различия), что позволяет получить более точное знание о причине исследуемого им явления. Соединенный метод сходства и различия имеет в своей основе следующую формулировку: если в одном ряде случаев следствие наступает в различных обстоятельствах, но при наличии одного общего фактора, а в другом ряде случаев то же самое следствие не возникает в сходных обстоятельствах, но при отсутствии того же фактора, то он и есть причина изучаемого следствия.

5. Метод сопутствующих изменений.

Данный метод применяется, когда журналист пытается выяснить причину определенного явления путем сравнения случаев, в каждом из которых это явление возникает, но имеет определенную модификацию. Причем сравниваются случаи, которые имеют одинаковые сходные условия, за исключением одного фактора, меняющегося в определенной своей части от случая к случаю.

Журналист должен знать, что гипотезу можно считать доказанной только тогда, когда достигнут хотя бы один из следующих результатов:

1) появилась возможность непосредственно наблюдать причину явления;

2) установлено, что следствие, вытекающее из гипотезы, подтверждается экспериментально;

3) показано, что содержание гипотезы выводится с помощью дедукции из достоверных посылок.

2 Юридическая и физическая безопасность журналиста при проведении журналистского расследования.

Нередко возникают ситуации, когда герой публикации или программы подаёт в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В последнее время таких исков становится всё больше, и далеко не всегда суд встаёт на сторону журналиста. Даже если СМИ удаётся доказать свою правоту, то суды длятся годами и отнимают немало сил, а порой средств. В большинстве случаев поводы для таких исков дают сами журналисты, так как не обладают нужными правовыми знаниями и неаккуратно обращаются со словом.

Для того чтобы исков было меньше каждый журналист должен знать необходимый минимум правовой литературы. К таковой относятся:

1. Конституция РФ: ст.21 - достоинство личности охраняется государством; ст.23 - каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; ст.24 - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его разрешения не допускаются.

2. Гражданский кодекс РФ: ст.152 - защита чести, достоинства и деловой репутации; ст.150, 151 - общее понятие морального вреда и его компенсация.

3. Уголовный кодекс РФ: ст.129 - клевета; ст.130 - оскорбление; ст.137 - нарушение неприкосновенности частной жизни.

4. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (с изменениями и дополнениями на 2 марта 1998 г.): редакция в праве запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц (такой запрос может быть как в устной так и в письменной форме). Ст.39 Закона РФ «О средствах массовой информации»

5. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 августа 1992 г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (с изменениями от 25 апреля 1995 г.).

6. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

К сожалению, не все журналисты знакомы с данными положениям, которые регламентируют профессиональную деятельность журналиста.

Каждый журналист имеет свои права и обязанности, которые прописан в законе « О средствах массовой информации». Согласно статьям 47, 49:

· Искать, запрашивать, получать, распространять информацию;

· Посещать государственные органы, организации, предприятия, учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

· Быть принятым официальными лицами в связи с запросом информации, получать доступ к документам и материалам, за исключением тех фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или специально охраняемую тайну;

· Копировать, публиковать или оглашать либо иным способом производить документы, материалы при условии соблюдения части 1 настоящего Закона;

· Воспроизводить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

· Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, катастроф, массовых беспорядков, массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено о чрезвычайных положениях, присутствовать на митингах и демонстрациях;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.