Административно-правовые отношения в сфере управления финансами и кредитом
Статья 8 ТК ограничивается общей характеристикой ГТК, сводящейся к тому, что этот центральный орган входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации, являющихся правоохранительными орга-нами, и частично формулирует его статутарное положение: по ТК, Положе-ние о ГТК России утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ; в его компетенцию входят создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен; региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действу-ют на основании положений, утвержденных ГТК России.
Кроме того, в случаях, предусмотренных ТК, иными актами законода-тельства, ГТК России издает в пределах своей компетенции (которая в ТК лишь частично определена) нормативные акты по таможенному делу, обя-зательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Фе-дерации и иными органами, предприятиями, учреждениями и организа-циями независимо от форм собственности и подчиненности, а также долж-ностными лицами и гражданами. Президент РФ Указом от 25 октября 1994 г. № 2014 (с изменениями от 16 сентября 1999 г.) утвердил Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации. В этом важном правовом акте нашли свое развернутое воплощение и юридиче-ское оформление задачи, функции, конкретные полномочия и частично ор-ганизационная структура ГТК России. ГТК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с дру-гими федеральными органами исполнительной власти субъектов России ской Федерации и общественными объединениями.
ГТК России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также настоящим Положением, решает возложенные на него задачи не-посредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные ему учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.
Основными задачами ГТК России являются:
участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасно-сти Российской Федерации;
обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной тер-ритории Российской Федерации;
защита экономических интересов Российской Федерации;
организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов разви-тия экономики Российской Федерации и необходимости создания благо-приятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;
организация и совершенствование таможенного дела в Российской Фе-дерации;
обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и ино-го законодательства, контроль за исполнением которого возложен на тамо-женные органы Российской Федерации;
обеспечение участия Российской Федерации в международном сотруд-ничестве по таможенным вопросам.
ГТК России в соответствии с возложенными на него задачами выполня-ет следующие функции Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой - М., 2000:
подготавливает предложения о совершенствовании таможенной поли-тики Российской Федерации;
разрабатывает правовой, экономический и организационный механиз-мы реализации таможенной политики Российской Федерации, обеспечива-ет ее претворение в жизнь;
разрабатывает и реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;
подготавливает проекты законодательных и иных правовых актов о та-моженном деле; участвует в подготовке предложений о совершенствовании механизма ^регулирования взаимоотношений России с мировым сообществом в сфе-ре экономики, включая укрепление международной производственной кооперации, стимулирование экспорта, привлечение иностранных инвес-тиций;
вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов, относящихся к то-варам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федера-ции;
участвует в разработке мер экономической политики в отношении то-варов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федера-ции, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры; организует в соответствии со своей компетенцией реализацию этих мер;
организует взимание таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, а также иных таможенных платежей;
организует систему контроля за правильностью определения таможен-ной стоимости товаров;
обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов;
обеспечивает эффективное использование таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и др.; в предусмотренных законодательством слу-чаях выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает такие лицензии и аттестаты, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сборов и других платежей;
организует осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, принимает меры по его совершенствованию и упрощению;
разрабатывает меры и создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, а также содействующие развитию внешнеэкономических связей субъектов Россий-ской Федерации, предприятий, учреждений, организаций и граждан;
обеспечивает реализацию мер, включая развитие таможенной инфра-структуры; обеспечивает функционирование в своей системе научно-ис-следовательских учреждений и учебных заведений профессионального и дополнительного образования;
в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществ-ляет правомочия собственника по управлению имуществом таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий, других подве-домственных предприятий, учреждений и организаций;
обеспечивает создание, функционирование и совершенствование еди-ной автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации;
осуществляет финансирование мероприятий по развитию таможенной системы Российской Федерации;
развивает материально-техническую и социальную базу таможенных органов, таможенных лабораторий и других подведомственных предпри-ятий, учреждений и организаций;
содействует реализации мер правовой и социальной защиты должност-ных лиц таможенных органов, работников таможенных лабораторий и дру-гих подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
обеспечивает руководство авиацией, морским и речным флотами тамо-женных органов;
выполняет другие функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации.
Административно-правовые отношения в сфере налогового права
Налоговое правоотношение -- это вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права, возникающего в про-цессе установления, введения и взимания налогов и сборов, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Петрова Г. В. Налоговое право - М., 1997
Налоговое правоотношение включает следующие элементы: субъ-екты, объекты и содержание.
Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, на ко-торых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии c Кодексом налоговыми агентами;
3) Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения (налоговые органы);
4) Государственный таможенный комитет РФ и его подразде-ления;
5) государственные органы исполнительной власти, и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установ-ленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой .налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
6) Министерство финансов РФ, министерства финансов респуб-лик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномо-ченные органы -- при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке : уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;
7) органы государственных внебюджетных фондов;
8) Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.
Как видно из ст. 9 НК, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными их группами являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.
Налоговые органы вправе осуществлять следующие меры административного характера:
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом;
производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствую-щих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничто-жены, сокрыты, изменены или заменены;
вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;
приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных лиц в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производ-ственные, складские, торговые и иные помещения и территории, про-водить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имуще-ства. Порядок проведения инвентаризации утверждается Министер-ством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам;
определять суммы налогов, подлежащие внесению налогопла-тельщиком в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся информации, а также данных об иных анало-гичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика до-пустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследова-нию) производственных, складских, торговых и иных помещений и извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налого-обложения, непредставления в течение более двух месяцев налогово-му органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ве-дения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к не-возможности исчислить налоги;
требовать от налогоплательщика и иных лиц устранения выяв-ленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контроли-ровать выполнение указанных требований;
взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в по-рядке, установленном Налоговым кодексом;
контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщика и иных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщика и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;
привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть извест-ны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности. Петрова Г. В. Налоговое право - М., 1997
Налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрис-дикции или арбитражные суды иски:
о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
о признании недействительной государственной регистрации 'юридического или физического лица в качестве индивидуального I предпринимателя;
о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;
о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам в бюджеты и внебюджетные фонды;
о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите;
в иных случаях, предусмотренных налоговым кодексом. Налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотрен-ные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения в пределах своих полномочий утверждают формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, расчетов по налогам и налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков.
Налоговые органы в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах издают обязательные для них приказы, инструкции и методические указания.
Указом президента российской федерации «О Министерстве Российской федерации по налогам и сборам» от 23 декабря 1998 г. в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме, а также за производст-вом и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, было преду-смотрено преобразовать Государственную налоговую службу Российской Федерации в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также изложить выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и госу-дарственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных плате-жей в полном объеме.
В отношении Министерства Российской Федерации по налогам и сбо-рам для управлений МНС России в субъектах Российской Федерации было разработано Временное положение об Управлении Министерства Россий-ской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации от 22 июня 1999г.
Во Временном положении об Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации пре-дусматривалось следующее.
Основными задачами Управления Министерства Российской Федера-ции по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации являются:
контроль за соблюдением на территории субъекта Российской Федера-ции законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государствен-ных налогов, сборов и других платежей, установленных законодательст-вом Российской Федерации, законодательным органом субъекта Россий-ской Федерации, представительными органами местного самоуправления в пределах их компетенции; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления - М., 1997
обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных пла-тежей в соответствующие бюджеты и государственные и внебюджетные фонды и др.
Административно-правовой статус МНС России частично определен Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21 марта 1991 г. № 9431 (с изменениями от 8 июля 1999 г.). Этим Законом установ-лено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его терри-ториальных органов. Об этом же говорится в ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 1).
Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюде-нием налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государствен-ных налогов и других платежей, установленных законодательством Рос-сийской Федерации, а также за производством и оборотом этилового спир-та и алкогольной продукции. В число задач, стоящих перед налоговыми анами, входит и контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях.
Права, обязанности и ответственность налоговых органов относительно каждого блока задач определяются Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (гл. II), Налоговым кодексом (ст. 32,33,34,35), Законом РФ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Законом РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (ст. 6) и достаточно подробно в КоАП РФ (гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг").
Заключение
Изучив административно-правовые отношения в сфере управления финансами и кредитом, можно сделать некоторые выводы. Мы видим, что субъекты этих правоотношений различны. С одной стороны такими субъектами выступают различные органы исполнительной власти (Министерство финансов Российской Федерации, Казначейство, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет) и структуры, наделенные некоторыми административными полномочиями (Центральный банк Российской Федерации). С другой стороны мы видим широчайший спектр от физических лиц до крупных коммерческих структур (банков) и общественных организаций.
Подобное разнообразие субъектов правоотношений затрудняет их классификацию. Управление финансами и кредитом представляет собой целое поле неоднородных задач, касающихся формирования бюджетной и кредитной политики государства, контроля за ее исполнением со стороны органов исполнительной и законодательной власти и т.д.
В области регулирования финансово-кредитной сферы административное право тесно пересекается с финансовым, налоговым, таможенным правом. Административно-правовые отношения оказываются тесно связанными с финансово-правовыми и другими видами правоотношений.
Анализ административно-правовых отношений в сфере управления финансами и кредитом показывает, что регулирование в этой сфере осуществляется на основе многочисленных нормативных актов, которые достаточно четко определяют все аспекты этих правоотношений, права и обязанности сторон и ответственность за неправовое поведение. В число таких правовых актов входят, например, «Закон о Центральном банке Российской Федерации», Таможенный кодекс Российской федерации, различные постановления Правительства и Государственной Думы Российской федерации.
Тесная связь административно-правовых отношений в сфере управления финансами и кредитом с различными отраслями права не позволяет рассматривать их в отрыве от финансового, налогового, таможенного законодательства.
Список нормативного материала и литературы
Административное право/Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова - М., 2000
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации - М., 1994
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления - М., 1997
Бахрах Д.Н. Административное право - М., 1993
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право - М., 2003
Грачева Е.Ю. Соколова Э.Д. Финансовое право - М., 2002
Конституция РФ - М., 1995
Красикова Ю.В. Конституционный статус Центрального банка РФ - М., 1999
Лазарев Б.М. Советское административное право - М., 1990
Манохин В.М. Российское административное право - М., 1996
Овсянко Д.М. Административное право - М., 1995
Петрова Г. В. Налоговое право - М., 1997
Сборник Зконов Российской Федерации 1998 №11
Таможенный кодекс Российской Федерации
Указ Президента Российской Федерации «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» от 23 декабря 1998
Указ Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе Росийской Федерации» от 8 декабря 1992
Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой - М., 2000
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. в ред от 3 февраля 1996
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 г. в ред. От 26 апреля 1995 г.
Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995
Array
Страницы: 1, 2, 3
|