скачать рефераты

МЕНЮ


Административное право

Статья 95. Неподготовленность к работе резервного топливного хозяйства

Неподготовленность к работе предусмотренного для газопотребляющего предприятия, объединения, учреждения и организации резервного топливного хозяйства или неподготовленность газоиспользующих установок к работе на установленных резервных видах топлива - влечет предупреждение или наложение штрафа на руководителей, заместителей руководителей, главных энергетиков (главных механиков), начальников цехов и служб предприятий, объединений, учреждений и организаций в размере до ста рублей.

Статья 95.1. Нарушение правил пользования энергией или газом в быту

Самовольное использование в корыстных целях электрической либо тепловой энергии или газа, а равно нарушение правил пользования электрической либо тепловой энергией или газом в быту, не причинившие существенного вреда, - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей.

Статья 95.2. Повреждение газопроводов при производстве работ

Повреждение газопроводов (кроме магистральных) и их оборудования при производстве работ - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до тридцати рублей и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - до пятидесяти рублей.

Органы исполнительной власти как субъекты административного права

Органы исполнительной власти представляют собой такую организацию, которая ,являясь частью государственного аппарата ,имеет компетенцию,структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определённым методом в работе,наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально- культурным и административно- политическим строительством, заниматься межотраслевым управлением. Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением . Классификация органов исполнительной власти производится по территориальному масштабу деятельности и характеру компетенции . С учётом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней: Федерального и Субъектов России. В систему органов исполнительной власти в масштабе страны входят: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти ( государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департамент, главное управление и агенство); в масштабе субъектов Федерации - соответствующие органы исполнительной власти , которые образуются самими субъектами Федерации. В зависимости от объёма и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на : а) органы общей компетенции , осуществляющие руководство всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (Правительство , местные администрации ) ; б) органы отраслевой компетенции , осуществляющие руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство , структурное подразделение администрации); в) органы межотраслевой компетенции , осуществляющие межотраслевое регулирование, межотраслевую координацию, контрольно - надзорные функции (государственный комитет, федеральный надзор , структурное подразделение администрации). Правовое положение органов исполнительной власти ,как субъектов административных правоотношений, определено соответствующими нормативными актами. Правовое положение Президента Российской Федерации определено в гл.4 Конституции . Президент является главой государства, а не главой исполнительной власти. Как глава государства ,Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, принимает меры по охране суверенитета страны, её независимости и государственной целостности , выступает Гарантом прав и свобод человека и гражданина. Субъектом административного права Президент становится на 4 года в результате всенародных выборов при вступлении ,в должность он приносит народу присягу. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами России. Президент, по вопросам отнесённым к его ведению, издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны. Совет безопасности Российской Федерации , как консультативный орган Президента , дающий ему возможность определять стратегию развития общества , действует в соответствии с Положением о нём от 3 июня 1992 года ( Ведомости.1992 . №24.ст.1323.). Решения этого органа носят для Президента рекомендательный характер и оформляются его указами. Исполнительную власть в масштабах всей страны осуществляет Правительство Российской Федерации , правовое положение которого определено гл.6 Конституции. Сгласно указу Президента от 10 января 1994 года "О структуре федеральных органов исполнительной власти " (САПП.1994.№ 3.ст.190) исполнительная власть двухступенчатая: Правительство России и федеральные органы, часть из них подчинена правительству , а другая (10) непосредственно Президенту. Правительство издаёт постановления и распоряжения . Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Конституция предусматривает порядок досрочной отставки Правительства. Правовой статус федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти определяется Положениями о них. Органы исполнительной власти субъектов образуются самими субъектами Федерации (ст.11 Конституции). Субъекты Федерации сами определяют правовое положение своих органов исполнительной власти . Наряду с системой органов исполнительной власти в Российской Федерации существуют различные представительства , дополняющие эту систему. Укрепление государственности - важнейшая задача . Поэтому большое внимание уделяется формированию системы исполнительной власти, оптимизации её структур и распределению компетенции между ими. Однако соответствующая нормативная база ещё недостаточна. В Конституции обозначены лишь её принципиальные положения .Не установлены права, регулирующие взаимоотношения между главой администрации и центром, главой администрации и законодательным органом края , области. Каждый орган исполнительной власти как субъект административного права имеет определённые организационную структуру и штаты. Организационная структура предполагает вертикальную связь между соподчинеными органами управления и внутреннее построение отдельных органов .Проекты структур и штатов разрабатываются заинтересованными органами исполнительной власти и утверждаются компетентным должностным лицом .

Система административных взысканий

Система административных взысканий определена в ст. 24 КоАП: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права; исправительные работы; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Все они рассчитаны как на физических, так и на юридических лиц. Предупреждение - официальное осуждение государством правонарушения и предостережение физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Оно считается взысканием, если вынесено в письменной форме. Применяется, как правило, при малозначительности правонарушения. При этих условиях полномочный орган (должностное лицо) может ограничиться устным замечанием, которое административным взысканием не является (ст. 26 КоАП). Административный штраф - денежное взыскание, выражаемое в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, т.е. наказание материального характера. Возможно его выражение в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. Административный штраф не может составлять менее одной десятой минимального размера оплаты труда. Налагаемый на граждан, он не может превышать двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - пятидесяти; на юридических лиц - пятисот таких размеров. В случае утраты, повреждения имущества или получения незаконного дохода размер штрафа - до десятикратной величины стоимости имущества либо размера дохода. В некоторых случаях размер административного штрафа определяется в абсолютных величинах (например, за бесплатный проезд в общественном транспорте в г. Москве - 10 рублей). Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или его непосредственным объектом, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по его реализации. Это взыскание не применяется в отношении охотничьего оружия, боеприпасов и других орудий охоты, принадлежащих лицам, для которых охота является основным законным источником существования (ст. 28 КоАП). Конфискация таких же предметов - принудительное безвозмездное изъятие их в собственность государства. Ограничения применения данного взыскания такие же, как и при возмездном изъятии предметов. Конфискация назначается судьей (ст. 29 КоАП). Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу (права на управление транспортными средствами, права охоты), применяется за грубое и систематическое нарушение порядка пользования таким правом. Назначается такое взыскание на срок не менее одного месяца и не более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью. Однако в случаях управления ими в состоянии опьянения, уклонения от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия с их участием такое взыскание может быть к ним применено. Не применяется взыскание к лицам, для которых право охоты, хранения и ношения охотничьего оружия является источником их существования (ст. 30 КоАП). Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 процентов его заработка в доход государства. Назначает их суд (судья) (ст. 31 КоАП). Предполагается исключение исправительных работ из числа административных взысканий, так как они по своей сути являются административным штрафом "в рассрочку". Административный арест применяется в исключительных случаях на срок до пятнадцати суток судом (судьей). Фактически он означает краткосрочное лишение свободы; арестованные содержатся по стражей. Арест не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к инвалидам первой и второй групп, а также к лицам, не достигшим 18 лет (ст. 32 КоАП). Административное выдворение из пределов РФ - взыскание, применяемое только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 321 КоАП). Административные взыскания подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся предупреждение, административный штраф, административный арест. Возмездное изъятие, конфискация относятся к числу дополнительных взысканий. Лишение специального права, административное выдворение могут применяться как основные, так и дополнительные взыскания. Так, контрабанда товаров, ценностей и иных предметов влечет наложение штрафа (основное взыскание) и конфискацию (дополнительное взыскание) предметов контрабанды (ст. 187 КоАП). За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Понятие административной юрисдикции

- установленная законодательными актами совокупность правомочий судов, органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению юридических санкций в административном порядке. Специфическая исполнительно-распорядительная деятельность по применению установленных государством нормативных предписаний к конкретным случаям разрешения конфликтных правовых ситуаций при возникновении спора о праве или нарушении установленных правил. Это одна из форм правоохранительной деятельности судов, органов управления, осуществляемая на основании и во исполнение законодательных предписаний. А.ю., как и гражданское и уголовное судопроизводство, не формирует правовых норм, а осуществляет их применение в конкретных ситуациях. А.ю. отличается от других видов работы судов, органов государственного управления и должностных лиц и регламентируется соответствующим законодательством, например КоАП. Разрешение конкретных административных дел и применение мер административного воздействия осуществляется гласно, с соблюдением предусмотренных законом гарантий. А.ю. осуществляют в РФ суды, отраслевые и межотраслевые органы управления, административные комиссии при районных и городских администрациях, деятельность которых регламентируется правовыми актами субъектов РФ. Создание и деятельность сельских и поселковых административных комиссий, а в некоторых субъектах РФ - и районных, городских комиссий определяется уставами муниципальных образований (ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в. Российской Федерации"). Широкие полномочия в области А.ю. имеют: комиссии по делам несовершеннолетних, создаваемые при районных, городских администрациях либо при соответствующих органах местного самоуправления; органы внутренних дел (милиция); органы государственных инспекций и другие органы и должностные лица. А.ю. осуществляется по правилам административного процесса (соблюдение последовательности стадий). Законом установлены: подведомственность административных дел, компетенция органов административной юрисдикции, сроки рассмотрения, порядок обжалования принятых решений. Расширены возможности судебного обжалования решений, принятых в порядке административной юрисдикции (Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан")

Адм. ответственность за адм. правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры

Среди 52 составов административных правонарушений, определенных в гл. 7 КоАП, лишь один предусматривает санкции за проступки в сфере охраны и использования памятников истории и культуры.

Особенность, присущая рассматриваемой главе, проявляется в применении наиболее суровых имущественных санкций к правонарушителю (в размере, равном 3000 минимальным размерам оплаты труда (МРОТ) - ст. 845 КоАП).

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в действии (бездействии) юридических и физических лиц в области охраны окружающей природной среды, в том числе в сферах землепользования (ст. 50 - 54 КоАП), пользование недрами земли (ст. 55, 56 КоАП), водопользования (ст. 59, 60 КоАП), лесопользования (ст. 61 - 76), правил деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 561 - 563, 571, 845, 846), правил пользования животным миром (ст. 84' - 844, 85, 86 КоАП), а также правил охраны атмосферного воздуха (ст. 77 - 84 КоАП).

Континентальный шельф Российской Федерации включает дно и недра морских територий, находящихся в ее пределах, а также всю ее сухопутную территорию. Правовое регулирование его охраны осуществляется Федеральным законом от 3 марта 1995 г. "О недрах"1, Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации"2, Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции"3, а также многочисленными подзаконными актами.

Порядок и условия лицензирования деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации регулируются ст. 12 - 15 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. Законом предусмотрен порядок выдачи лицензии на право использования живых ресурсов континентального шельфа, при этом предписания базового Закона о лицензировании не применяются. Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. предусмотрен порядок выдачи лицензий на право использования животных ресурсов континентального шельфа зарубежным и российском юридическим и физическим лицам, а также их аннулирование Государственным комитетом РФ по рыболовству с уведомлением Федеральной пограничной службы России (ФПС), Государственного таможенного комитета РФ (ГТК), Министерства природных ресурсов РФ, а также Министерства обороны РФ.

Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. не предусмотрена стадия приостановления действия лицензии, предшествующая прекращению лицензионных отношений, - лицензиат оповещается по телеграфу об аннулировании лицензии на промысел живых ресурсов. Наряду с аннулированием лицензии к правонарушителю могут быть применены имущественные санкции, предусмотренные ст. 562 КоАП.

Правила охраны водных ресурсов регламентируются Законом РФ от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды"1, Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г.2 и подзаконными актами.

Нарушение таких правил (ст. 57 КоАП) возможно только в случае действия (бездействия) водопользователей. Юридические лица вправе использовать водные ресурсы на основе лицензии. Самовольное производство гидротехнических работ (например, строительство дамб, шлюзов и других устройств, предназначенных для регулирования водных потоков) на безлицензионной основе, а также превышение лимитов используемых водных ресурсов, указанных в лицензии, содержат признаки объективной стороны проступка, предусмотренного ст. 59 КоАП. Порядок возникновения, изменения и прекращения лицензионных отношений в сфере водопользования регламентируется Водным кодексом РФ.

Правила охраны объектов животного мира, нарушение которых влечет за собой административные санкции, предусмотренные ст. 842 -844, 85, 86 КоАП, установлены Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. "О животном мире"3.

Субъектами правонарушений в этой сфере являются юридические и физические лица, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания. Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. для юридических лиц установлены имущественные санкции, исчисляемые судом или арбитражным судом на основе фактических затрат на компенсацию ущерба, с учетом понесенных убытков, в том числе и упущенной выгоды. Административная ответственность физических лиц за нарушение правил охраны животного мира установлена КоАП.

Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. (ст. 56) и КоАП (ст. 85) предусмотрены идентичные виды имущественных санкций -- административный штраф и конфискация (для физических лиц), а также компенсация ущерба, конфискация объектов животного мира либо их безвозмездное изъятие (для граждан и юридических лиц).

Правовой режим лесопользования установлен Основами лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г.1, Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г.2 и Земельным кодексом РСФСР от 25 апреля 1991 г.3.

Право на осуществление лесопользования возникает после получения специальных разрешительных документов, предоставляемых федеральным органом по управлению лесным хозяйством (лесхозом, входящим в его систему) юридическим и физическим лицам, - лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов, выдаваемых на срок до одного года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.