скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ криминальной ситуации и тенденции ее развития в Чеченской Республике

Одним из проявлений непростой социальной ситуации в жизни чеченского общества является исторически сложившаяся сложная система территориально-клановых и этно-конфессиональных сообществ. Проблема взаимоотношения по линии «тарикат - власть», «тейп - власть», «тарикат - тейп» - один из важнейших для понимания многих процессов в республике, как в прошлом, так и в настоящем. Признаком появившейся кризисности в этих отношениях стало появление своеобразного внутреннего сепаратизма как реакция на неспособность местной власти решать насущные проблемы простых чеченцев. Это выразилось в требованиях установления независимой власти в пределах родовых земель.

Необходимо отметить, что фактором, осложняющим социальную ситуацию, является то обстоятельство, что в предыдущие исторические периоды некомпетентными действиями властей, произвольным и некомпетентным вмешательством в распределение административных границ, игнорировавшим исторические контуры расселения этносов, периодически ущемлялись права местных народов.

Что касается проявлений национализма, то здесь следует отметить, что в период перестройки сколько-нибудь заметного движения за полную независимость и выход из России среди чеченцев не наблюдалось. Но к концу 80-х годов политическая обстановка в республике обостряется. Законное недовольство большинства населения вызывали политика дискриминации коренных народов при формировании местной номенклатуры в советский период, а в дальнейшем практикуемый клановый подход к назначению на влиятельные посты, и сопутствующая этому коррупция - вплоть до покупки высоких должностей за деньги.

В этой ситуации местные руководители стали демонстративно поддерживать лозунги и требования националистического характера. Национализм усилился, когда союзное руководство бывшего СССР в борьбе против нового руководства РСФСР во главе с Б. Ельциным стало разыгрывать карту автономии и пытаться уравнять их статус с союзными республиками.

К субъективным проблемам следует отнести то обстоятельство, что в истории многовекового совместного проживания народов Кавказа (и славян) наслоилось бесчисленное количество реальных или мнимых обид, таившихся на дне коллективной этнической памяти. Некоторые кавказские народы сохранили болезненные воспоминания о Кавказской войне ХIX века и депортации народов в ХХ веке.

Национальное самосознание отчасти деформировано пропагандой идеологами сепаратизма культа силы и национальной исключительности, пренебрежительного отношения к другим народам, разжигания межэтнической ненависти. При этом имеет место аппеляция к самым низменным инстинктам, поощрение анархии и безответственности, культивирование пренебрежительного отношения к труду и накоплению благ через честный труд. Ориентация на криминальный способ наживы способствовал появлению «новой элиты» из вчерашних маргиналов, которые составляют собственно ядро национал-радикалов.

Вместе с тем, несмотря на то, что в Северо-Кавказском регионе еще наблюдаются феномены национального эгоцентризма, национальных движений, выдвигающих интересы своих этносов на первый план во всех социально-политических и экономических сферах, на сегодняшний момент можно с оптимизмом констатировать, что кредит доверия основной части кавказских народов к национал-радикалам исчерпан.

Необходимо также отметить, что в последние годы политическая ситуация в Чеченской Республике имеет четкие тенденции к стабилизации. Наиболее значимым фактором улучшения социально-политической ситуации в Чеченской Республике является то, что пропагандируемые лидерами бандформирований идеи религиозной и национальной розни, насилия и нетерпимости не находят поддержки среди населения и не выдерживают сравнения с проводимой руководством Чеченской Республики политикой возрождения, созидания и консолидации общества См.: Доклад Министра внутренних дел по Чеченской Республике генерал-лейтенанта милиции Р.Ш. Алханова на заседании Антитеррористической комиссии ЧР по вопросу: «Об организации деятельности МВД по Чеченской Республике по противодействию терроризму».. Можно выделить три основных ее составляющих:

1. Наступательная и бескомпромиссная борьба с терроризмом.

2. Защита прав и свобод граждан, проживающих на территории Чеченской Республики.

3. Активная и всеобъемлющая работа по восстановлению политической, духовной, социальной и экономической сфер жизнедеятельности См.: Алханов Р.Ш. Законность и правопорядок - основа мира и стабильности в Чеченской Республике // Профессионал. 2008..

Социально-экономические факторы.

Социально-экономическое развитие Чеченской Республики, как впрочем, и ряда других субъектов Южного федерального округа, остается гораздо ниже среднероссийского уровня, в том числе по уровню валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения, наличию основных фондов на душу населения.

К группе неблагополучных субъектов округа относятся: Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Карачаево-Черкесская Республики, Волгоградская область. Именно показатели уровня валового регионального продукта на душу населения, объема внешнеторгового оборота на душу населения, уровня финансовой обеспеченности региона на душу населения, уровня общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения, уровня развития отраслей социальной инфраструктуры составляют основу отсталости субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа. Такое состояние экономики в северокавказских республиках существенно затрудняет усилия федерального центра по стабилизации социально-политической обстановки на территории региона, способствует формированию новых угроз безопасности государства, таких, как религиозный экстремизм и этносепаратизм.

Возникшее в результате социального расслоения недовольство деятельностью региональных властей побуждает экономически неблагополучную часть населения к созданию радикальных общественно-политических объединений, способствует разжиганию этнофобии. Молодежь республик, не имеющая работы, а соответственно, средств к существованию, все активней вовлекается в различного рода исламские экстремистские группировки ваххабитов, таблигитов, салафитов и т.п. См.: Алехнович С.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития // «Право и политика», 2007, N 4. Несформировавшаяся морально-психологическая устойчивость подвергается искусственному манипулированию, в том числе доведению сознания до состояния зомби См.: Бахаев Л.Ш. Превентивные меры как фактор сдерживания преступности среди несовершеннолетних // Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.18-19..

Социально-экономический фактор с точки зрения его негативного воздействия на криминальную ситуацию в Чеченской Республике сотрудниками органов внутренних дел этого региона определен, как основной. В ходе анкетирования 89,5% экспертов из числа сотрудников органов внутренних дел сошлись во мнении, что проблема трудоустройства по своей криминогенной значимости стоит на первом месте, 61,6% указали на неустроенность досуга молодежи, 48,8% - на бедность основной части населения и 32,6% - на резкую поляризацию доходов.

Результативному и комплексному решению социально-экономических проблем будет способствовать реализация новой федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 гг.». Одной из основных целей которой выступает увеличение в два раза доходов населения республики к 2012 году.

Руководство Чеченской Республики осознает, что невозможно за короткий период времени обеспечить работой десятки тысяч человек, наполнить региональный бюджет, решить первоочередные социальные задачи, ориентируясь только на строительство крупных предприятий. Поэтому Президент республики Р.А. Кадыров определил, что одним из основных путей преодоления безработицы является развитие малого и среднего бизнеса.

Сегодня от стадии выживания регион переходит к этапу экономического подъема. Наблюдается небывалый рост количества субъектов малого предпринимательства, и шаг за шагом республика превращается из потребителя в производителя.

Чеченская Республика заняла 12 место среди 53 субъектов страны по итогам конкурса отбора и ранжирования программ, планов и проектов мероприятий по проведению административной реформы.

Религиозные факторы.

В контексте национальной политики исключительно важное значение имеет характер взаимоотношений государства и религии. По Конституции РФ церковь отделена от государства (ст. 14). Однако государство не может не считаться с тем фактом, что религии владеют душами, сознанием миллионов людей. Нет ни одной социальной или политической проблемы, в которой бы прямо или косвенно не присутствовал конфессиональный фактор См.: Давыдов В.Н. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: региональный фактор // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2004. С. 43..

В России из основных мировых религий наиболее распространены христианство (православие) и ислам. Если судить по интенсивности проявления симпатии к религиозным конфессиям со стороны политической элиты, представляющей государственную власть, то нельзя не заметить, что в ее позиции проявляется политика деления религий и конфессий на привилегированные и иные. На экранах телевизоров, в газетных публикациях, на официальных мероприятиях, проводимых государственными структурами, представители мусульманского духовенства присутствуют не так часто, как православные религиозные деятели. Коренные народы Северного Кавказа индифферентны к такому положению вещей См.: Попов В.И. Экономико-правовой, политический и национальный факторы организованной преступности на Северном Кавказе // Проблемы борьбы с организованной преступностью в Северо-Кавказском регионе (правовой, политический, экономический, национальный аспекты). Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23-24 ноября 1999 г. М., 2000. С. 9..

Между тем 7 из 21 республики, входящей в состав Российской Федерации, являются национально-территориальными образованиями, коренное население которых - мусульмане (20 миллионов человек). Хотя указанное не обязательное свидетельство религиозности всех этих граждан, здесь практически каждый человек в повседневности соприкасается с обычаями и традициями, регулирующими процесс как индивидуальных, так и межличностных отношений.

Как известно, до недавнего времени исламу уделялось недостаточно внимания. В средствах массовой информации, как и в обыденном сознании большинства граждан (не мусульман), данная религия представлялась, и все еще представляется обращенным в прошлое учением, оправдывающим фанатизм, нетерпимость и ограниченность. Считалось, что ислам не имеет будущего и сохраняет свои позиции там, где сохранились средневековые пережитки, архаичные традиции См.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 3..

Вместе с тем, с аналогичных позиций еще недавно оценивались и другие религиозные системы. Однако время внесло существенные коррективы. Жизнь подтвердила и продолжает подтверждать, насколько неоценима и важна роль религии в формировании общественного сознания и поведения, достижении той цели, которая едина у религии и государства.

Если в отношении оценки роли православия в духовном, культурном и нравственном возрождении общества произошли ощутимые положительные изменения, то такое переосмысление в должной мере еще не затронуло ислам.

Исламу в особенности присущи нормы, регулирующие поведение людей. Будучи составной частью социальных норм, нормы ислама участвуют в формировании правомерного поведения, упрочения национально-государственного устройства. Вместе с тем, при определенных обстоятельствах они могут использоваться как «мощное оружие экстремистскими и террористическими группировками, тем более что они опираются на базовые ценности, принятые в обществе и коррелируемые с общечеловеческими ценностями; активизируют и без того сильное для религиозного сознания эмоциональное восприятие окружающей действительности, особенно связанное с социальной и национальной идентификацией индивида» Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи Дона / Под ред. А.С. Зайналобидова и В.В. Черноуса. Ростов-на-Дону, 2003. С. 59..

Так, этническая и религиозная общность чеченцев была мобилизована их лидерами перед войной. Эту мобилизацию следует понимать, как превращение этничности и религиозности из психологического, духовного, культурного и социального фактора в собственно политическую и даже военную силу. Таким же образом были полититизированы и отдельные личности в республике См.: Ю.М. Антонян. Исторические факторы детерминации терроризма на Северном Кавказе // Особенности противодействия терроризма на современном этапе развития общества. Материалы круглого стола ВНИИ МВД России (31 марта 2006 г.). М., 2006. С. 8..

Сегодня наблюдается активное и противоречивое проявление ислама как политической силы, влияющей на процессы этнической консолидации, оказывающей огромное воздействие на ситуацию не только на юге России, но и на всю страну в целом. Речь идет не об исламе, как мировой религии, а лишь о тех его радикальных формах (например, ваххабизм), которые трансформируют религию в идеологический инструмент, оправдывающий насилие в любых его формах.

Усиление воздействия ислама на общественно-политическое сознание населения республик происходит и через семейно-бытовые отношения, национальные традиции, обычаи, праздники и обряды, контактирование с зарубежными исламскими государствами, организациями и т.д.

В наиболее общих чертах в криминогенную мотивационную группу религиозных противоречий и разногласий можно отнести такие факторы преступного поведения отдельной категории лиц, как религиозный фанатизм, псевдорелигиозный экстремизм, основанный на личной заинтересованности с целью поддержания престижа, завоевания авторитета, лидерства с агрессивной окраской; этнонациональные противоречия, перерастающие в конфликты; наличие внутригрупповой поддержки противоправного поведения; ярко выраженное стремление к самоидентификации и традиционализму. Названные факторы предопределяют стремление чеченцев к суверенитету, сохранению внутреннего единства и самобытности, осознанию своей этнокультурной общности. Стремление к традиционализму как необходимому условию сохранения национальной культуры не может не оказывать влияния на поведенческие установки не только самих представителей этноса, но, в качестве ответной реакции, и людей других национальностей. Ориентированность личности на собственную этническую принадлежность приводит к гиперболизации этничности, что порождает социальные конфликты, средством разрешения которых становится преступление.

С учетом этого, религиозный экстремизм способен порождать как общеуголовную преступность, так и преступления против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм, захват заложников, создание незаконного вооруженного формирования и др.) См.: Хромов И.Л. Этнический терроризм // Особенности противодействия терроризма на современном этапе развития общества. Материалы круглого стола ВНИИ МВД России (31 марта 2006 г.). М., 2006. С. 256..

Оценивая ситуацию в религиозной сфере, следует отметить, что ислам, как основная религия в Чеченской республике, утвердился на данной территории в историческом смысле относительно в поздние времена, в ХII-ХVI веках, т.е. на 5-9 веков позже возникновения самой исламской религии. Ислам в край приносился зачастую на мечах завоевателей. Насильственно навязанный чеченцам ислам в ранние эпохи приживался с трудом, поскольку среди чеченцев сильны родоплеменные верования, языческие обычаи и специфические обряды. Объективности ради нужно заметить, что противоречия между родоплеменными верованиями чеченцев и исламом несущественны, поскольку все, что касается нравственных установок, семейного права и более широко - мировоззрения, вполне совпадает с исламским учением. Особенностью религиозного поведения является отсутствие религиозного фанатизма и распространенное среди населения достаточно формальное отношение к исламу.

Исторически утвердившейся формой ислама в Чечне является суфизм. Именно поэтому попытки пропаганды ваххабизма, как экстремистского течения ислама, не встречают понимания и поддержки среди широких слоев населения. Более того, налицо жесткое противостояние между ваххабитами и сторонниками традиционного ислама. Многие полевые командиры и религиозные авторитеты готовы замириться с Россией ради искоренения ваххабизма.

Еще одним аспектом религиозных противоречий в Чеченской Республике является фактическое возрождение феодального бытия См.: Рамазанов Т.Б. Религиозно-политический экстремизм в Чечне и Дагестане как фактор преступности // Право и политика, 2000, № 4. С. 106-109., как реакции общества на неспособность государства обеспечить социальную защищенность личности. Если в периоды стабильности социальная система ограждает и отчасти защищает человека относительно статичными, устойчивыми нормами, правилами, законами и др., что делает его жизнь предсказуемой и прогнозируемой, то в переходные эпохи ситуация коренным образом меняется; потеряв былые точки опоры, человек ищет новые См.: Волкогонова О.Д., Татаренко И.В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом // Мир России. 2001, № 2. С. 149.. Кавказские этносы начали руководствоваться во всех своих действиях тем морально-нравственным комплексом, который относится к традиционной национально-этнической культуре и не имеет никакого отношения к правовым канонам современной государственной жизни.

В частности, к этим нормам относятся: нетерпимость к нарушению эталонов обычного права; жестокость и нетерпимость к людям, обладающим низким социальным статусом или принадлежащим к иным этносам; преклонение перед высоким социальным положением; существование двойного стандарта в поведении по отношению к «своим» и «чужим», и т.д. См.: Арутюнов С. А. Шариату на Северном Кавказе необходимо создать легальную правовую нишу // Итоги, 1999, № 3. С. 16.

Таким образом, активация и реанимация феодальной системы ценностей способствует криминализации общества, возрастанию жестокости.

Фактор маргинализации местного населения.

Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей - экономических, социальных и духовных См.: Барсукова Т.И., Барсукова В.П. Социальная девиация как дезинтегрирущий фактор // Материалы VIII региональной конференции: «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Том 2. Общественные науки. Ставрополь, 2004. С. 36.. Усиление маргинализации приводит к тому, что свойственная маргиналам система ценностей - крайние формы социального нетерпения, склонность к упрощенным максималистским решениям, отрицание или враждебное отношение к существующим общественным институтам - распространяется на широкие общественные круги. Поскольку речь идет о значительной части населения, подобное развитие может привести к серьезным последствиям. О возможном характере таких последствий можно судить хотя бы потому, что особую активность в отношении этих групп проявляют радикальные политические силы и экстремистские религиозные объединения См.: Брехова О.А. Маргиналы как угроза политической стабильности // Национальная идея и национальная безопасность современной России. Материалы международной научно-практической Интернет-конференции. Орел, 1 ноября - 30 декабря 2002 г. / Под ред. А. Л. Елисеева. Орел, 2003. С. 74-77..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.