скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ криминальной ситуации и тенденции ее развития в Чеченской Республике

Процесс маргинализации в Чеченской Республике имеет свои особенности, связанные с трагическими политическими событиями, в результате которых были разрушены не только жилье, но и важнейшие объекты трудовой и социальной занятости граждан. С одной стороны, произошел вынужденный отток трудоспособного населения, с другой - безработица, с которой люди столкнулись по возвращении.

Учеными давно установлено, что безработные - резерв преступности. Это мнение разделяют и опрошенные нами осужденные (45%). В Чеченской Республике численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, составляет 320,7 тыс. человек, из них 313,9 тыс. человек имеют статус безработного (все население республики составляет 1183,7 тыс. человек) См.: Талхигова Л.А. О некоторых причинах совершения правонарушений несовершеннолетними в Чеченской республике// Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.87, 89.. Таким образом, более четверти населения республики нигде не работает и не учится. Положение дел обостряется в силу того, что наиболее высокий уровень безработицы характерен, в первую очередь, для молодежи. Только среди зарегистрированных безработных почти 54% составляют лица в возрасте 16-29 лет, т.е. лица наиболее криминально активного возраста См.: Шинкин И.А. Указ. раб. 128..

За время конфликта в Чеченской Республике выросло поколение войны - молодые люди, которым к началу боевых действий исполнилось 8-15 лет, достигли в настоящее время 18-25-летнего возраста. К сожалению они не жили в условиях работающей экономики, нормального функционирования государственных институтов, большинство из них не получило сколько-нибудь серьезного образования. Соответственно, ценности, связанные с приобретением профессии, карьерным ростом, легальным заработком, без чего невозможна эффективная социальная адаптация к современным условиям, для них мало значимы См.: Милованов Ю.Е. О проблемах государственного строительства в Чеченской Республики // Современное положение Чечни: социально-политический аспект. Ростов-на-Дону, 2001.. В поисках средств они занимаются противозаконной деятельностью, связанной с распространением наркотиков, переработкой нефтепродуктов, изготовлением контрафактной продукции. В ряде случаев становятся участниками незаконных вооруженных формирований.

Направлениями деятельности этих незаконных вооруженных формирований являются:

- идеологическая обработка и последующая вербовка граждан, в первую очередь молодежи;

- формирование террористических групп;

- создание глубоко законспирированной сети пособников, занимающихся подготовкой к проведению террористических актов.

Как результат, следует отметить дезориентацию молодежи, бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрату чувства сопричастности и ответственности за судьбу своей страны См.: Бисултанов И.И. Место органов внутренних дел в профилактике экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних // Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.24-25..

Поэтому наряду с проведением социальных и политических преобразований, руководство Республики придает большое значение возрождению моральных и нравственных ценностей, развитию родного языка, культуры, восстановлению исторической памяти народа, традиций и обычаев. В этих целях проводится комплексная работа по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи, ее вовлечению в трудовую и общественную деятельность. Принимаются меры по развитию спорта, как высших достижений, так и детско-юношеского, формированию здорового образа жизни, воспитанию физически и духовно развитого подрастающего поколения.

4. Тенденции развития социально-политической и криминальной ситуации в Чеченской Республике

Перечисленные выше факторы, предопределяющие или обуславливающие состояния преступности в Чеченской Республике, проявляют себя в той или иной степени в различных сферах жизнедеятельности чеченского общества. Степень влияния этих факторов зависит от состояния этих сфер, происходящих в них процессах и основных тенденций развития. В этой связи необходима оценка интенсивности выраженности этих тенденций и их направленности, что даст возможность прогноза развития социально-политической и криминальной ситуации в Чеченской Республике.

При анализе политической ситуации и ее тенденций в национальных регионах надо четко осознавать, что какую бы форму не принимали конфликты между федеральными властями и национальными окраинами: националистическую, религиозную, политическую, культурную, в основе их противостояния лежит борьба за доступ к ресурсам. В отношении Чеченской Республики эта истина подтверждается наличием столкновения к началу 90-х годов минувшего века интересов федеральных и региональных политических элит. К 1991 г. в республике ежегодно добывалось до 4,2 млн. т. нефти. По территории республики проходят важные нефте-газопроводы к портам Черного моря. Доходы от операций с нефтью и нефтепродуктами по подсчетам специалистов составляют миллионы долларов. Во многом это стало поводом для провоцирования схватки между квази элитами в исследуемом регионе. Наведение порядка в этой сфере, постановка под контроль государства производственного нефтегазодобывающего комплекса должны способствовать снижению конфликтности.

Добавляют напряженности отношениям и мешают взаимопониманию с обеих сторон известные культурные предрассудки в отношении друг друга. В частности, это касается чрезмерного преувеличения и даже абсолютизации значимости в жизни чеченского общества специфических обычаев и традиций. В то же время многолетнее пребывание чеченцев в составе России, а в последствии СССР, мощное внешнее цивилизационное давление, активная социально-культурная политика в годы советской власти серьезно модернизировало веками устоявшиеся порядки в общественной жизни. В подтверждение этому специалисты по этническим проблемам отмечают, что жители чеченского села не любят говорить на тему тейпов и тейповых различий. Более образованные жители республики, живущие в городах, обычно преуменьшают значение тейпов, очевидно, боясь, что из-за сохранения этих институтов чеченцев могут считать «примитивными». Но как элемент национальной традиции тейп, как и ислам, считается большинством из них чем-то, что следует оберегать и сохранять. Однако, как сила политической мобилизаций, и организации тейп играет сейчас ограниченную роль.

Проявляющиеся тенденции возвращения к традиционной (общинной) организации неформальной власти и управления, в которой нет места ни лидерам бандформирований, ни ваххабитским агитаторам следует признать положительным, обнадеживающим фактом, ибо здесь мы имеем дело, с учетом местной специфики, с началом становления гражданского общества. Это своего рода прообраз местного самоуправления в чеченском варианте: на основе «юрт-да» (глав сел) избирается глава района и так далее вплоть до главы республики.

Если восемь лет назад аналитиками МВД России отмечалось, что, несмотря на принятие российским руководством целого ряда мер, направленных на «развязывание чеченского узла», кардинальных позитивных трансформаций в южных и горных районах Чечни не произошло. См. В.Г. Брычев, А.И. Гук. Россия и Северо-Кавказский регион (Чечня): история и современность. М., 2000, с. 25-27. То в настоящее время при сохраняющейся непростой социально-политической ситуации в регионе такие изменения очевидны.

Можно с уверенностью констатировать, что перечисленные острые проблемы во многом нашли свое разрешение. Действиями федеральных сил разгромлены крупные бандформирования, уничтожены лидеры сепаратизма и полевые командиры, успешно проведены выборы в местные органы власти, в результате чего в республике в настоящее время полноценно действуют органы исполнительной, законодательной и судебной власти. Принята в ходе проведенного референдума Конституция республики, в которой закреплены федеративные отношения Чеченской Республики в составе Российской Федерации. Кроме того, укрепляются правопорядок и общественная безопасность в регионе. Значимым политическим событием стало избрание Президентом Чеченской республики Р.А. Кадырова.

Итоги социально-экономического развития Чеченской Республики за последние годы свидетельствуют, что наметился некоторый экономический подъем: повышаются доходы населения, растет достаток; реализуется масштабная акция «республика без следов войны». Почти полностью решена проблема с беженцами. В республике развернута борьба против наркомании и алкоголизма. Только за счет привлечения внебюджетных источников финансирования в городах Грозный, Гудермес и Аргун восстанавливается муниципальное жилье площадью 1 870 тыс. квадратных метров, обустраиваются площади, проспекты и улицы. Выплачиваются пособия семьям с детьми, предоставляются в предусмотренных объемах льготы по коммунальным и транспортным услугам ветеранам войны и труда, пенсионерам и инвалидам, проводится работы по их обеспечению техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением.

Для закрепления и развития этих позитивных тенденций Министерством экономического о развития и торговли Чеченской республики разработана программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы», целью которой является снижение уровня безработицы и бедности, повышение реальных доходов граждан, увеличение валового продукта в два раза.

Основными задачами экономической политики Чеченской Республики являются построение социально-ориентированной рыночной экономики, финансовое оздоровление предприятий, обеспечение роста доходов граждан, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, создание эффективных рыночных институтов.

Одним из признаков демократического правового государства является принуждение к исполнению законов. История взаимоотношений федерального центра с национальными регионами с точки зрения укрепления российской государственности неоднократно показывала, что именно мощное государственное присутствие в сложном полиэтническом регионе помогает снизить накал межродовой и межплеменной вражды. Кровавые распри и конфликты могут быть остановлены и прекращены под давлением прочного, постепенно и неуклонно устанавливающегося государственного порядка. Для достижения этого не требуется ни насилий, ни репрессий: необходимо только внушить населению, что правительство решительно настроено на принятие реальных мер по утверждению власти закона.

В этой связи решающее значение имеет укрепление позиции и поддержка со стороны высших органов государственной власти Президента Чеченской Республики Р.А. Кадырова, что является гарантией конечной и полной нормализации социально-политической ситуации в республике.

Стабилизация социально-политической и экономической ситуации неизбежно приведет и к нормализации криминальной обстановки. С учетом проведенного анализа статистической информации, результатов исследований, посвященных изучению криминальной ситуации, внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние и динамику преступности и ее отдельных видов, можно выделить тенденции развития криминальной ситуации в Чеченской Республике, сформулированные опрошенными экспертами. Так, по мнению экспертов, в ближайшие два года снизится: общее количество, совершаемых в республике преступлений (59,1% экспертов), тяжких и особо тяжких преступлений (56,8%), бандитизм (63,6%), похищения человека (73%), преступления террористической направленности (61,3%), причинение тяжкого вреда здоровью (58%), убийства (56,8%), изнасилования (75%), преступления в сфере незаконного оборота наркотических веществ (51,2%), преступления против военной службы (56,8%), незаконный оборот оружия (44,3%).

Модель развития криминальной ситуации в Чеченской Республике, разработанная ВНИИ МВД России, базируется на устойчивой зависимости между статистическими характеристиками преступности и складывающейся социально-экономической обстановкой в стране. Наиболее значимыми факторами этой модели, применительно к итогам 2007 г., а также на последующую среднесрочную перспективу, выступают сложные социальные, экономические и политические процессы, которые выходят на передний план динамичного развития современного чеченского общества.

Реальные криминологические тенденции и текущие изменения в сфере борьбы с преступностью на территории Чеченской Республике по итогам 2007 г. достаточно полно изложены в предыдущих разделах настоящего документа. Что касается текущего, 2008г., то ожидаемая оценка криминальной ситуации может быть сформулирована следующим образом.

В текущем году количество преступлений на территории Чеченской Республике составит 4893, что на 14,1% ниже относительно аналогичного показателя 2007г. Объем тяжкой преступности будет измеряться величиной 1454 тяжких и особо тяжких преступлений.

Количество выявленных преступлений экономической направленности в течение года составит порядка 2000 (+3%), преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ будет измеряться числом 860 (+16,7%), а преступления, связанные с незаконным оборотом оружия - 250 (-43,8%).

Количество преступлений, совершенных по организации незаконного вооруженного формирования составит 506 (+8,7%).

К концу 2008 г. правоохранительными органами Чеченской Республики будет выявлено 3161 лицо, совершившее преступление, что на 15,6% ниже аналогичного показателя прошлого года.

Таким образом, имеет место некоторое снижение динамических показателей регистрируемой преступности. При этом степень напряженности оперативной обстановки остается достаточно высокой.

С учетом наиболее вероятного развития обстановки и реализации мер по выведению Чеченской Республики из социально-экономического кризиса, укреплению положительных тенденций в сфере борьбы с преступностью и ее профилактики перспективы развития криминальной ситуации в Чеченской Республике определяются, исходя из конкретных вариантов количественно-качественных характеристик социально-экономического развития региона и реальных тенденций развития оперативной обстановки в сфере борьбы с криминалом.

Варианты двух сценариев социально-экономического и криминологического развития на период до 2009 г. базируются на основных возможных траекториях развития региона и учитывают главные факторы, предопределяющие как позитивную, так и негативную динамику.

Ожидаемые показатели развития криминальной ситуации

в 2009 году

Криминологические, социологические и математические результаты изучения тенденций развития преступности в Чеченской Республике позволяют с высокой степенью достоверности оценить показатели, отражающие два возможных варианта развития криминальной ситуации на территории рассматриваемой республики в предстоящем году.

Суммарное количество всех зарегистрированных преступлений на территории Чеченской Республики в 2009 г. может составить 4300 преступлений. Это ключевой показатель первого варианта развития криминальной ситуации, который характеризуется как неблагоприятный.

Данный вариант означает консервацию проявившихся в последние годы негативных криминольных тенденций. При подобном сценарии, несмотря на формальное выполнение консервативных программно-плановых показателей развития экономики, значительное количество населения Чеченской Республики будет вовлекаться в противоправные отношения.

Наиболее характерным, применительно к условиям первого варианта развития криминальной ситуации, станет продолжающееся снижение тяжкой преступности, то есть количества тяжких и особо тяжких преступлений. Их регистрируемое количество в 2009 г. может составить 1200. Удельный вес тяжкой преступности в общем объеме уголовно-наказуемых деяний достигнет в 2009 г. 27,9%.

Особую тревогу, применительно к данному варианту прогноза на 2009 г., вызывает ожидаемый рост такого преступного проявления против общественной безопасности, как бандитизм. Зарегистрированное число преступлений, совершаемых незаконными вооруженными формированиями, а также по их созданию, составит 100. Темп прироста при наихудшей траектории развития ситуации будет равен 25%.

В течение 2009 г. наиболее рельефно проявит себя неразрывная связь между деятельностью незаконных вооруженных формирований и преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Если в ближайшее время не будут блокированы основные каналы поступления наркотиков, то объем наркопреступности будет увеличиться. Учитывая потенциальные возможности системы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, действующих на территории Чеченской Республики, можно утверждать, что их зарегистрированное количество в 2009 г. может составить 920, что на 23,7% выше показателя 2007 г. При этом будет неизбежно возрастать уровень латентности данного вида преступлений.

Следует ожидать роста грабежей, зарегистрированное количество которых составит 35 (+27,7%). В целом же можно сделать вывод о том, что состояние корыстной и корыстно-насильственной преступности в течении 2009 г. стабилизируется, поскольку число краж и разбоев снизится на 7,2% и 3,8% соответственно (по сравнению с АППГ).

Наиболее заметной и тревожной для правопослушных граждан является насильственная преступность, особенно преступления, посягающие на жизнь и здоровье человека. Однако с учетом предпринимаемых органами государственной власти Чечни мер количество зарегистрированных в 2009 г. убийств при наихудшем развитии криминальной ситуации может снизиться на 32,6%, а количество причинений тяжкого вреда здоровью - на 35,3% относительно аналогичных показателей 2007 г. Ожидаемое количество указанных преступных посягательств составит 95 и 1200 преступлений соответственно.

Ожидается снижение показателей, характеризующих криминальную ситуацию в общественных местах. Так, говоря об «уличной» преступности, следует сказать, что в 2009 г. в общественных местах на территории Чеченской Республики будет совершено около 19 преступлений, что на 25% ниже соответствующего показателя 2007 г.

Преступления, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения при первом варианте развития ситуации характеризуется социально-негативной динамикой. В 2009 г. лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, будет совершено примерно 140 преступлений (+28,8%).

Число рецидивных преступлений увеличится на 2,4%. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2009 г., снизится на 10,3%, группой лиц - на 12,4%; а лицами, находящимися в состоянии наркотического опьянения - на 12,5%. Ожидаемое количество преступных проявлений данного типа составит 60, 610 и 6 соответственно.

На фоне стабилизации криминальной напряженности в регионе следует ожидать, что в предстоящем году будет усложняться сфера деятельности правоохранительных органов Чеченской Республики по борьбе с преступлениями экономической направленности. Экономическая преступность в 2009 г. будет по-прежнему оставаться индикатором, отражающим степень эффективности социально-экономических преобразований. В соответствии с тенденциями первого варианта развития ситуации, количество преступлений экономической направленности, выявленных в январе-декабре 2009 г., может держаться на достаточно высоком уровне, превышая 2000 преступлений. Это тот объем экономической преступности, который может быть потенциально выявлен существующими силами и средствами правоохранительных органов в Чеченской Республике. Такой прогнозный показатель указывает, с одной стороны, на ускоряющийся рост правонарушений в сфере экономических отношений, а с другой - на недостаточное бюджетное финансирование правоохранительных органов, потенциал которых не позволит взять под контроль наиболее опасные формы криминализации финансовой и хозяйственной сферы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.