скачать рефераты

МЕНЮ


Демократический режим

* несоответствие закона, на основании которого проводился референдум, Конституции РФ, а также федеральному зако-ну, закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие не-возможность с достоверностью определить результаты во-леизъявления участников референдума;

* противоречие решения, принятого на референдуме, Консти-туции РФ, федеральному конституционному закону, феде-ральному закону, закону субъекта Российской Федерации.

Если для реализации решения референдума требуется изда-ние нормативного правового акта, то орган местного самоуправ-ления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан при-нять такой акт в течение 15 дней со дня вступления в силу ре-шения референдума. Принятое на местном референдуме реше-ние и итоги голосования подлежат официальному опубликова-нию (обнародованию).

Муниципальные выборы

Значение и правовое регулирование муниципальных выборов. В

демократическом обществе применяются различные институты, формы, процедуры непосредственной и представительной демо-кратии, а также их сочетания. Конституцией РФ установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа на-ряду с референдумом являются свободные выборы. Проведение периодических свободных выборов на местах составляет основу представительной демократии в сфере местного самоуправле-ния. Статья 32 Конституции закрепляет право граждан Россий-ской Федерации избирать и быть избранными в органы мест-ного самоуправления.

Муниципальные выборы имеют важное значение, так как на них избираются представительные органы и выборные должно-стные лица местного самоуправления. Именно таким образом формируются максимально приближенные к населению властные структуры, на которые возлагается решение вопросов непосредст-венного обеспечения жизнедеятельности населения муниципаль-ного образования. Причем выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью органов и должностных лиц, ответственных перед населением. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социально-политической активности граж-дан, способствует выявлению их насущных потребностей и инте-ресов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

Совокупность правовых норм, регулирующих процесс избра-ния кандидатов в представительные органы и на выборные должности, образует правовой институт муниципальных выборов. К пред-мету его регулирования относятся:

* основные принципы избирательного права;

* требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам на выборные должности;

* порядок формирования и деятельности избирательных ко-миссий, непосредственно осуществляющих организацию и проведение выборов;

* статус субъектов избирательного процесса -- граждан и их объединений;

* процедура избирательной кампании и голосования;

* порядок финансирования выборов;

* порядок определения результатов выборов;

* способы обжалования нарушений в ходе избирательной кампании и голосования и опротестования результатов вы-боров.

Следует различать три аспекта правового регулирования му-ниципальных выборов и соответственно разграничивать полно-мочия Федерации и ее субъектов в данной сфере. Во-первых, это определение порядка проведения муниципальных выборов (компетенция субъектов Федерации). Во-вторых, гарантии про-ведения муниципальных выборов, защита конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного само-управления (совместное ведение Федерации и ее субъектов -- п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции). В-третьих, регулирование и за-щита конституционных (избирательных) прав граждан (компе-тенция Федерации -- п. «в» ст. 71). Второй и третий аспекты нужно толковать следующим образом: по вопросам защиты (га-рантий) избирательных прав граждан в сфере местного само-управления принимаются федеральные законы и законы субъек-тов Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции); ограничение этих прав («регулирование и защита» в смысле п. «в» ст. 71, устанавливаю-щие пределы конституционных прав и свобод) допускается толь-ко федеральным законом (ч. 3 ст. 55).

В настоящее время правовую основу муниципальных выбо-ров составляют Конституция РФ и Федеральный закон «Об ос-новных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре-ферендуме граждан Российской Федерации». Детально порядок их проведения устанавливается законами субъектов Федерации на основе гарантий избирательных прав, предусмотренных ука-занным Федеральным законом. Уставом муниципального образования устанавливаются такие аспекты выборов, как перечень выборных органов местного самоуправления (с соблюдением требования Федерального закона «Об общих принципах органи-зации местного самоуправления в Российской Федерации» об обязательном наличии выборных органов местного самоуправ-ления), численность коллегиальных органов, сроки полномочий избираемых лиц.

Еще одним законом в сфере муниципальных выборов являет-ся Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Он применяется только при нарушениях конституционных прав граждан Российской Феде-рации избирать и быть избранными в органы местного само-управления в случаях, если:

* законодательным (представительным) органом субъекта Рос-сийской Федерации не принят закон, устанавливающий по-рядок проведения муниципальных выборов;

* представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

* в муниципальном образовании отсутствует выборный пред-ставительный орган местного самоуправления;

* полномочия органов местного самоуправления осуществ-ляются должностными лицами, назначенными органами го-сударственной власти;

* законом субъекта Российской Федерации не установлен по-рядок образования, объединения, преобразования и упразд-нения муниципальных образований;

* истекли установленные сроки полномочий выборных ор-ганов местного самоуправления и должностных лиц мест-ного самоуправления;

* выборы депутатов представительных органов местного са-моуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные вы-боры, не назначены уполномоченным органом или долж-ностным лицом в установленные сроки; отсутствуют орга-ны или должностные лица, уполномоченные назначить вы-боры депутатов представительных органов местного само-управления и выборных должностных лиц местного само-управления;

* муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

* органы местного самоуправления упразднены или само-распущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

* в нарушение законодательства не реализуются конститу-ционные права граждан, проживающих на территории му-ниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального обра-зования.

В случае, если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 23 Феде-рального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не приняты законы, устанавливающие порядок проведения выборов депутатов пред-ставительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, то выборы -- при отсутствии правомочных представительных органов местного самоуправления, которые могли бы принять временное положе-ние о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц мест-ного самоуправления, или по их решению -- проводятся в по-рядке, установленном прилагаемым к указанному Федеральному закону Временным положением о проведении выборов депута-тов представительных органов местного самоуправления и вы-борных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию консти-туционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Времен-ное положение подробно регулирует всю процедуру выборов.

Согласно Федеральному закону «Об обеспечении конститу-ционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» дату выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, преду-смотренных в уставе муниципального образования, по заявле-нию прокурора или жалобе гражданина, проживающего на тер-ритории муниципального образования, или по жалобам общест-венных объединений либо их региональных и местных отделе-ний назначает суд в указанных выше случаях нарушения прав. Такие дела рассматривают в первой инстанции верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов Москва и Санкт -- Петербург, суд автономной области и суды автономных округов. Дата проведения выборов назначается судом в течение десяти дней со дня получения заявления прокурора или жалобы.

В решении суда, в частности, указываются установленные в соответствии с данным Федеральным законом срок полномочий и численность депутатов представительного органа местного са-моуправления, нормативный правовой акт, на основании кото-рого будут проводиться выборы. В субъектах Российской Феде-рации, не установивших в своих законах норм, регулирующих порядок образования, объединения, преобразования и упразд-нения муниципальных образований, муниципальными образо-ваниями для целей назначения судом выборов признаются рай-оны, города, районы в городах, имеющих районное деление, поселки, сельские округа (сельсоветы), иные населенные пунк-ты или территории в соответствии с существующим админист-ративно -- территориальным делением субъектов Российской Федерации, в которых на день вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ-ления в Российской Федерации» местное самоуправление осу-ществлялось в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право избирать и быть избранным на муниципальных выборах.

Гражданин России вправе избирать и быть избранным незави-симо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест-венным объединениям, а также других обстоятельств. Участие избирателей в муниципальных выборах является добровольным. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в ре-ферендуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законы субъектов Федерации должны предусматривать пре-доставление активного избирательного права на выборах в орга-ны местного самоуправления всем гражданам России при дос-тижении ими возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего муниципаль-ного образования (т.е. зарегистрированным по месту жительства на территории муниципального образования).

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с по-стоянным или преимущественным проживанием на определенной территории России, могут устанавливаться только* Консти-туцией РФ. В отношении кандидатов в депутаты представитель-ных органов местного самоуправления Конституция таких огра-ничений не содержит. Следовательно, любой гражданин России может быть избран депутатом вне зависимости от того, прожи-вает ли он на территории данного муниципального образования или нет. Право быть избранным депутатом представительного органа, выборным должностным лицом местного самоуправле-ния возникает у гражданина при выборах депутатов и должно-стных лиц местного самоуправления по достижении возраста, установленного законом субъекта Федерации, в 21 год.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, распо-ложенных на территории соответствующего муниципального об-разования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на тер-ритории данного муниципального образования, при проведе-нии выборов в органы местного самоуправления (как и мест-ного референдума) не включаются в списки избирателей, уча-стников референдума и не учитываются при определении числа избирателей (участников референдума) на указанных выборах (референдуме).

Согласно международным договорам России и соответствую-щим им федеральным законам, законам субъектов Федерации, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право из-бирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане России. Такие права, напри-мер, могут быть предоставлены гражданам Республики Беларусь.

Назначение выборов. Своевременное назначение выборов -- одна из важнейших гарантий свободных и демократических вы-боров, обеспечивающая конституционное право граждан изби-рать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также позволяющая кандидатам и избирательным объединениям располагать достаточным временем для развертывания предвы-борной агитации.

Законы субъектов Федерации, как правило, устанавливают нор-мы, согласно которым выборы депутатов представительного ор-гана назначаются главой муниципального образования, а главы местной администрации -- представительным органом местного самоуправления. Не допускается продление или уменьшение с ними, например, при решении вопросов регистрации (уче-та) избирателей, кандидатов в депутаты и на выборные должно-сти муниципальных органов, обеспечения общественного по-рядка и безопасности, других вопросов.

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организа-ции, средства массовой информации, а также их должностные ли-ца обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реа-лизации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудова-ние, сведения и материалы, давать ответы на обращения избира-тельных комиссий в срок, установленный законодательством, а также помогать в размещении печатной информации избиратель-ных комиссий в порядке, установленном законодательством.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их ком-петенции, обязательны для исполнительных органов государст-венной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и долж-ностных лиц, нижестоящих избирательных комиссий.

В основу формирования избирательных комиссий положено обеспечение их независимого статуса. Создание избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления осу-ществляется с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и житель-ства в соответствии с законами и иными нормативными право-выми актами законодательных (представительных) органов госу-дарственной власти субъектов Федерации, уставами муниципаль-ных образований.

Членами избирательных комиссий с правом решающего го-лоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправле-ния, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представите-ли и доверенные лица групп избирателей и избирательных объе-динений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, чле-ны избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов.

Избирательное объединение (политические партии, организа-ции, движения), выдвинувшее кандидата, или сам кандидат после регистрации вправе назначить в избирательную комиссию, заре-гистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные ко-миссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса обла-дают всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исклю-чением права выдачи избирательных бюллетеней, участия в их сортировке и подсчете, составления протокола об итогах голосо-вания, результатах выборов, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции со-ответствующей избирательной комиссии.

Избирательные комиссии осуществляют свою деятельность гласно и открыто. Заседание избирательной комиссии считается правомочным, если в нем приняло участие большинство от ус-тановленного числа членов избирательной комиссии. На заседа-ниях соответствующей избирательной комиссии могут присутст-вовать кандидаты или их доверенные лица, представители изби-рательных объединений и средств массовой информации.

Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кан-дидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о при-знании выборов несостоявшимися или недействительными, про-ведении повторного голосования или повторных выборов прини-маются на заседании избирательной комиссии большинством го-лосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения по иным вопросам прини-маются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, ус-тановленные законодательством.

Решение избирательной комиссии, противоречащее законода-тельству либо принятое с превышением установленных полномо-чий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избира-тельную комиссию или суд. Предварительное обращение в выше-стоящие избирательные комиссии не препятствует обращению в суд.

Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, прини-маются в пятидневный срок, а в день выборов -- немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, то решения по ним принимаются не позднее десяти дней. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.

Списки избирателей. Ключевым этапом в организации муни-ципальных выборов является составление списков избирателей. Списки необходимы для того, чтобы предоставить возможность каждому избирателю реализовать свое активное избирательное право, а также исключить участие в выборах лиц, не проживаю-щих на данной территории либо лишенных избирательного права.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на ос-новании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. В список включаются все граж-дане, постоянно или преимущественно проживающие на терри-тории избирательного участка и обладающие на день голосова-ния активным избирательным правом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.