скачать рефераты

МЕНЮ


Демократический режим

Основанием для составления списков являются данные регист-рации (учета) избирателей, проживающих на территории муници-пального образования. Регистрацию (учет) избирателей организует глава муниципального образования или уполномоченное им ли-цо на основании сведений, представляемых паспортно-визовыми службами органов внутренних дел, военными комиссариатами, органами записи актов гражданского состояния, территориальны-ми органами миграционной службы России, учреждениями, орга-низациями, осуществляющими учет населения. Порядок, сроки и формы представления сведений определяются главой муници-пального образования или уполномоченным лицом.

Регистрация (учет) избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах располо-жения воинской части, дислоцированной на территории муни-ципального образования, осуществляется командиром части. В списки избирателей включаются только те военнослужащие, ко-торые до призыва на военную службу постоянно или преимуще-ственно проживали на территории данного муниципального об-разования.

Список избирателей представляется для всеобщего ознаком-ления не позднее 20 дней до дня голосования. Это дает возмож-ность каждому избирателю убедиться в правильности его включения в списки избирателей и в случае необходимости своевре-менно обжаловать нарушение его активного избирательного права.

Избирательные округа и избирательные участки. На основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на со-ответствующей территории муниципального образования, для проведения выборов образуются избирательные округа. Избира-тельный округ представляет часть территории муниципального образования, от которой непосредственно гражданами избирает-ся депутат (депутаты), либо вся его территория -- при выборах должностных лиц.

Границы избирательных округов и число избирателей в каж-дом округе определяются муниципальной избирательной комис-сией и утверждаются представительным органом не позднее 60 дней до дня голосования. При этом должен соблюдаться прин-цип примерного равенства избирательных округов по числу из-бирателей с допустимым отклонением от средней нормы пред-ставительства избирателей не более 10--15%.

Характеристики округов зависят от применяемой избиратель-ной системы. Как известно, местные Советы избирались на ос-нове мажоритарной системы: один избирательный округ -- один депутат. Некоторые ученые полагают, что в условиях политиче-ского плюрализма элементы пропорциональной избирательной системы целесообразно использовать на местном уровне. Одна-ко практика показывает, что в законах субъектов Федерации о выборах органов местного самоуправления пропорциональная избирательная система используется редко. Среди причин мож-но назвать относительно неразвитую многопартийность на ме-стном уровне, а главное -- депутат должен отстаивать интересы местного населения, а не своей партии.

Выборы представительного органа местного самоуправления могут проводиться как по одномандатному, так и по многоман-датному избирательному округу. Многомандатные избирательные округа способствуют сокращению расходов на организацию вы-боров: не надо печатать разные бюллетени, достаточно одного. Однако в соответствии с Законом об основных гарантиях изби-рательных прав в случае образования многомандатного округа чис-ло мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти. Следовательно, в большинстве муниципальных образований одним многомандатным округом не обойтись.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они формируются главой местной администрации по согласованию с муниципальной избира-тельной комиссией с учетом местных и иных условий и на осно-вании данных о численности избирателей (не более 3 тыс. на ка-ждом участке) и не позднее 30 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избира-тельных округов. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публику-ются главой муниципального образования в местной печати не позднее 25 дней до дня голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Важными этапами под-готовки выборов являются выдвижение и регистрация кандида-тов. С процедуры выдвижения кандидатов начинается осуществ-ление гражданином пассивного избирательного права. Выдви-жение кандидатов является свободным. Каждый гражданин, об-ладающий пассивным избирательным правом, имеет возмож-ность, получив определенную поддержку непосредственно от из-бирателей либо избирательных объединений, участвовать в вы-борах в качестве кандидата. Право выдвижения кандидатов при-надлежит избирательным объединениям и непосредственно из-бирателям. Выдвижение непосредственно избирателем прово-дится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирате-ля, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются тайным голосованием на собраниях местных либо региональных отделений, общероссийских изби-рательных объединений или избирательных объединений субъ-екта Федерации. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избира-теля или избирателей. О своей инициативе избиратели и объе-динения уведомляют избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата.

В поддержку кандидатов собираются подписи избирателей в порядке и количестве, также определяемых законами субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, не-обходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать: 2% от числа избирателей, зарегистриро-ванных на территории избирательного округа, а в многомандатном избирательном округе -- 2% от числа избирателей соответ-ствующего избирательного округа, поделенного на число манда-тов. В муниципальных образованиях с числом избирателей ме-нее 10 тыс. человек сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта Фе-дерации предусмотрен иной порядок их выдвижения.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обла-дающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где выдвигаются кандидаты. Период выдвижения канди-датов при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований составляет не менее 20 дней.

Избирательная комиссия регистрирует кандидатов по пред-ставлению выдвинувших их избирательных объединений и из-бирателей при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу и опреде-ленного (установленного законом) числа подписей избирателей в поддержку кандидата.

Если в избирательном округе ко дню голосования не останет-ся ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандида-тов меньше установленного количества мандатов или равно ему, то по решению избирательной комиссии выборы откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвиже-ния кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. В случае наступления указанных обстоятельств при вы-борах депутатов представительного органа местного самоуправле-ния законом субъекта Федерации может предусматриваться про-ведение голосования по одной кандидатуре. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирате-лей, принявших участие в голосовании.

Статус кандидата. С момента регистрации кандидат приобре-тает установленный законодательством статус кандидата, пред-ставляющий собой совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установлен-ных законами. Вместе с тем юридическое равенство кандидатов не означает равенства их фактических возможностей в организа-ции избирательной кампании. Государство гарантирует, как пра-вило, установленную законодательством организационную, финан-совую, информационную поддержку для всех кандидатов в равном объеме. Сверх этого каждый кандидат, каждое избирательное объе-динение в соответствии с правилами предвыборной агитации са-мостоятельно принимают меры, способствующие их избранию.

Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее трех дней до дня голосования.

Статус кандидата включает определенные гарантии. Таково вре-мя проведения выборов он не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя) или без его согласия переведен на другую работу, привлечен к уголовной ответствен-ности без согласия прокурора, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Предвыборная агитация. Одним из важных, политически зна-чимых этапов избирательной кампании является предвыборная агитация. Государство обеспечивает гражданам, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами, предоставляет им право в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию «за» или «против» любого кандидата, избирательного объединения.

Зарегистрированным кандидатам и избирательным объедине-ниям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Они имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих теле- и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, пуб-личных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстра-ций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Зарегистрированный кандидат, избирательное объеди-нение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.

Вместе с тем законодатель выделил категорию организаций и лиц, на которых распространяются запрет или ограничение агита-ционной деятельности. Например, в предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом ре-шающего голоса, государственные органы, органы местного само-управления, благотворительные организации, религиозные объе-динения, а также лица, замещающие государственные и муници-пальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и слу-жебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кан-дидатов и прекращается в 0 час. за сутки до дня голосования. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещена. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Финансирование муниципальных выборов. В механизме муниципальных выборов большое значение имеет их финансирова-ние. Расходы избирательных комиссий по подготовке и прове-дению муниципальных выборов производятся за счет средств местного бюджета. Кандидаты создают собственные избиратель-ные фонды для финансирования своей предвыборной агитации после письменного уведомления избирательной комиссии о на-чале сбора подписей в свою поддержку. При выборах в органы местного самоуправления по пропорциональной системе изби-рательные объединения обязаны создавать избирательные фонды, которые пополняются за счет: средств, выделенных избиратель-ному объединению или кандидату в равных размерах на предвы-борную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандида-та, за исключением случаев, когда указанные средства имеют ино-странные источники; средств, выделенных кандидату выдвинув-шим его избирательным объединением, а также добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

После опубликования результатов выборов кандидат или из-бирательное объединение не позднее чем через 30 дней обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего избирательного фонда, а также о произведенных затратах. Копии отчетов пере-даются избирательными комиссиями средствам массовой инфор-мации для опубликования не позднее трех дней со дня их по-ступления.

Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов. Это завершающие, самые ответственные стадии избиратель-ного процесса, когда подводится итог всей работы по подготовке к выборам. Голосование на муниципальных выборах проводится в календарный выходной день; о времени и месте голосования муниципальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее 20 дней до дня его проведе-ния через средства массовой информации и иными способами.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательный бюллетень выдается избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, кото-рые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причи-нам не могут прибыть в помещение для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом ре-шающего голоса на основе поданных избирателями избиратель-ных бюллетеней. При подсчете голосов участковая избиратель-ная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчиты-вают и заносят в протоколы итоги голосования. В день голосо-вания, с момента начала работы участковой избирательной ко-миссии и до подписания ее членами протокола об итогах голо-сования, на избирательных участках вправе присутствовать кан-дидаты или их доверенные лица, наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, представители средств массовой информации, а также иностранные (международные) наблюдатели.

В соответствии с законодательством окружная избирательная комиссия выводит результаты выборов по избирательному ок-ругу на основании подлинных протоколов участковых избира-тельных комиссий путем сложения, содержащихся в них данных. О результатах выборов по избирательному округу также составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Окружная избирательная комиссия признает выборы по изби-рательному округу недействительными, если допущенные при про-ведении голосования или установлении итогов голосования нару-шения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, либо если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, либо по решению суда.

Окружная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если: а) в выборах приняло участие меньше установленного законом субъекта Федерации количество избирателей от числа зарегистрированных; б) число голосов, поданных в графе «против всех кандидатов» оказалось больше, чем число избирате-лей, проголосовавших за кандидата, набравшего наибольшее чис-ло голосов в данном округе.

Протокол окружной избирательной комиссии незамедлитель-но направляется в муниципальную избирательную комиссию. В случае, если вся территория муниципального образования составляет единый избирательный округ, результаты выборов на осно-вании протоколов участковых комиссий определяются муниципальной избирательной комиссией.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, ре-зультаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной ко-миссии и непосредственно нижестоящих избирательных комис-сий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.

Окружные избирательные комиссии, проводившие регистра-цию кандидатов, направляют общие данные о результатах выбо-ров по избирательному округу в средства массовой информации в течение суток после определения результатов выборов.

В случае признания выборов недействительными или несосто-явшимися проводятся повторные выборы. Решение об их проведении принимает муниципальная избирательная комиссия. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов нижестоящими избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения первоначальных выборов, в сроки, предусмотренные законодательством субъекта Федерации.

Гарантии законности муниципальных выборов. Для обеспечения законности подготовки и проведения муниципальных выборов в Законе об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан содержатся положения, необхо-димые для предупреждения различных нарушений законодатель-ства о выборах, исключения случаев фальсификации итогов голо-сования. Так, избирательное объединение и кандидат в депутаты могут назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. В день голосования они вправе направить в участковые избирательные комиссии своих наблюдателей. По требованию любого члена комиссии или на-блюдателя участковая и окружная избирательные комиссии обя-заны предоставить им возможность снять копии с протоколов об итогах голосования и о результатах выборов и заверить их. Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, хранится в течение сроков, установ-ленных законодательством субъектов Федерации.

При этом сроки хранения бюллетеней не могут быть менее одного года со дня опубликования результатов выборов, а протоколов избирательных комиссий -- не менее одного года со дня объявления даты сле-дующих выборов. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работаю-щие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего должностного и служебного положения.

Законодательством предусмотрена ответственность за наруше-ние избирательных прав граждан. В частности, лица, препятст-вующие путем насилия, обмана, угроз или иным способом свобод-ному осуществлению избирателями права избирать и быть избран-ным депутатом представительного органа местного самоуправле-ния, выборным должностным лицом местного самоуправления, вести предвыборную агитацию, совершившие подлог избиратель-ных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, либо лица, распространяющие заве-домо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные дей-ствия, порочащие честь и достоинство кандидатов, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день го-лосования либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут установленную законом административную или уголовную ответственность.

В целом эффективность использования института муници-пальных выборов определяется уровнем демократии и политиче-ской культуры в данном обществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.