скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная политика в области труда и заработной платы

Государственная политика в области труда и заработной платы

2

Содержание

Введение

1. Инфраструктура современного рынка труда: факторы внешнего и внутреннего влияния

1.1 Инфраструктура рынка и современное состояние рынка труда

1.2 Факторы, влияющие на развитие рынка труда в РФ в 2003-2005 годах

2. Государственная служба занятости и ее функции

2.1 Формирование и развитие государственной службы занятости

2.2 Современное состояние государственной службы занятости и её перспективы

3. Законодательное обеспечение деятельности Федеральной службы по труду и занятости

3.1 Основные направления деятельности Федеральной службы по труду и занятости (Роструда)

3.2 Анализ результативности деятельности Роструда

Заключение

Список использованных источников

Введение

Процесс перехода от административно-плановой экономики к рыночной характеризуется появлением неоднозначных экономических, политических и социальных проблем, наиболее болезненной из которых является проблема труда и занятости населения. Пристальное внимание к проблеме труда и занятости объясняется тем, что массовая безработица, охватившая практически всю территорию Российской Федерации является одним из наиболее сильных социальных дистабилизаторов общественной, экономической и политической жизни общества. Отвлекая ресурсы на выплату пособий и других видов социальной помощи лицам, не имеющим работы, она превращается в фактор, серьезно сдерживающий рост и снижающий уровень экономической безопасности страны.

В таких условиях, одним из основных элементов формирования эффективной политики труда и занятости является разработка и задействование механизма государственного регулирования. Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства, важно придать управляемый характер. Государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики.

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла: опираясь на них, человек может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе, общество идет по пути к процветанию.

Механизм регулирования рынка труда и занятости охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда и занятости. Он осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования труда и занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

В настоящее время проблема занятости и трудоустройства населения, особенно из числа социально незащищенных слоев, приобретает все большую остроту и актуальность, так как государство уже не в состоянии обеспечить удовлетворительный уровень качества жизни многим категориям населения, и путь активной трудовой деятельности остается единственным для большинства из них, обеспечивающим им приемлемое существование. Занятость населения составляет необходимое условие для воспроизводства рынка труда, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Труд -- это целенаправленная деятельность людей по созданию экономических благ, необходимых для удовлетворения потребностей отдельного человека, организаций или общества в целом. В современном обществе граждане имеют право на труд, а также право на защиту от безработицы, которые гарантируются Конституцией РФ. «Обеспечение трудовых прав граждан» носит постоянный характер. Она направлена на реализацию гарантированных Конституцией Российской Федерации трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда, право граждан на разрешение коллективных трудовых споров, право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой» [2, 9]. Основой для ее выделения являются статья 37 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (пункт 3), признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (пункт 4), а также каждый имеет право на отдых (работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск) (пункт 5) [2, 10]. «Обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве» носит перманентный характер, т.е. относится к функциям государства, реализуемым на постоянной основе в соответствии с: пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает право граждан на защиту от безработицы [2, 10]; абзацем 4 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации, в рамках которого защита от безработицы и содействие в трудоустройстве признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений [10, 2].

Выполнение данной цели направлено на реализацию прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также необходимых условий для устойчивого экономического роста, увеличения конкурентоспособности российской экономики и сокращения бедности населения.

Социальная рыночная экономика уделяет большое внимание отношениям в сфере трудовой деятельности. Для этих целей устанавливается особый вид порядка, именуемый трудовым порядком. Его основы регламентируются Трудовым Кодексом РФ и другими нормативными законодательными актами. Посредством трудового порядка регулируются отношения между государством, работниками, работодателями, общественными организациями (профсоюзами) и пр. Порядок в сфере трудовых отношений -- одна из предпосылок, которая обеспечивает экономический рост, социальную стабильность в обществе.

Современный этап развития экономики Российской Федерации характеризуется в первую очередь тем, что структурная перестройка народного хозяйства отнюдь не закончена, полного становления рыночной экономики как эффективного способа функционирования хозяйственного комплекса страны не произошло. Результатом и проявлением этого стало общее продолжающееся падение производства (лишь по некоторым оценкам - стагнация) и явное несоответствие между спросом и предложением на рынке труда.

Теоретические основы функционирования рынка труда, его развития, роль, которую играют на нем государственные регулирующие органы, отражены в работах отечественных экономистов, таких как Абалкин Л.Н., Бреев Б.Д., Бунин П.А., Горелов Н.А., Дадашев А.3., Колосова Р.П., Маслова И.С. и др.

Политика государства, как регулирующего органа экономики в области труда и занятости, изучалась на основе законодательных актов Российской Федерации, материалов, монограмм, статей, опубликованных в специализированных журналах. Статистический материал изучался на основе данных Pосстата РФ, материалов Федеральной службы по труду и занятости

В результате изучения широкого круга материалов был сделан вывод, что именно проблема государственного управления занятостью населения, основные направления государственного управления в сфере труда, социального обеспечения и занятости в современных условиях исследованы слабо, что подтверждает актуальность темы работы, а также ее значение (теоретическое и практическое).

Целью настоящего исследования является разработка путей повышения эффективности всего комплекса государственного управления в области экономики труда при становлении социально-ориентированной рыночной экономики и активном взаимодействии со всеми элементами нового механизма социально-экономического развития. Для достижения цели в процессе исследования особое внимание было уделено экономическим и социально-трудовым основам государственной социальной политики в области регулирования труда, занятости и доходов населения. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: 1) проанализировать современную инфраструктуру и задачи рынка труда: факторы внешнего и внутреннего влияния, присущие ему на данном этапе развития; 2) изучить деятельность государственных органов РФ по труду и занятости, их структуру и функции; 3) исследовать государственные механизмы воздействия на рынок труда и поддержки потерявших работу граждан; 4) проанализировать современное состояние рынка труда в РФ.

1. Инфраструктура современного рынка труда: факторы внешнего и внутреннего влияния

1.1 Инфраструктура рынка и современное состояние рынка труда

Рынок труда, в наиболее общем виде, - это механизм, обеспечивающий взаимодействие покупателей и продавцов весьма специфического товара - рабочей силы (хотя часто это понятие отождествляют с понятием труда). Под рабочей силой понимают способность человека к труду, производству материальных и духовных благ благодаря имеющимся у него физическим и интеллектуальным возможностям Рынок труда, функционируя в определенной социально-экономической среде, как и все иные рынки, наделен инфраструктурой. Заглянув в любой экономический словарь, можно встретить определение инфраструктуры рынка как "совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих его нормальное функционирование" [19, 134]. Под инфраструктурой рынка труда, являющейся составной частью этого рынка, нужно понимать государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, нормативно-правовую и финансовую среду, обеспечивающие нормальное функционирование рынка труда, наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы [18, 13].

Инфраструктура рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего, качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования.

Несомненно, все факторы взаимосвязаны между собой и выявить достаточно четкую грань между ними довольно-таки сложно. Тем не менее, сделать это можно.

К факторам внешней среды необходимо относить макроэкономические факторы, демографические и социально-психологические, в том числе и мотивационные установки по выбору политики занятости как государством, так и руководителями предприятий. Факторы внутреннего влияния делятся на организационные, нормативно-правовые, финансовые. Они, в свою очередь, определяют стратегию государства на рынке труда.

К макроэкономическим факторам влияния внешней среды относятся:

- фактор инфляции и бюджетного дефицита. Сдерживание темпов инфляции и неинфляционные покрытия бюджетного дефицита, с одной стороны, могут оказать положительное воздействие на инвестиционную активность и создание рабочих мест. Однако этот процесс достаточно противоречив: наряду с перспективными предприятиями, способными привлечь инвестора, имеется большое количество производств, не представляющих инвестиционного интереса, но сохраняющих значительное число рабочих мест, риск сокращения которых увеличивается.

В качестве неинфляционного пути снижения бюджетного дефицита Правительством выбрано сокращение бюджетных расходов, что, в свою очередь, оборачивается резким снижением уровня занятости в этой отрасли. Таким образом, бюджетный сектор остается существенным источником безработицы;

- внешнеэкономические факторы. Экспортная ориентация ряда предприятий и

- отраслей способствует дальнейшей стабилизации производства и повышению спроса на рабочую силу. Сохранению занятости на большинстве перспективных производств, ориентированных на внутренний рынок, могут способствовать, наряду с реструктуризацией внешнего долга, стимулирование прямых и "портфельных" инвестиций, создание системы государственного контроля за экспортом и импортом, стимулирование импорта с целью повышения конкурентоспособности отечественных производств;

- инвестиционная ситуация является одним из наиболее длительно действующих факторов рынка труда. В отличие от спада производства, который приводит к временному недоиспользованию рабочих мест, недостаток капитальных вложений подрывает на несколько лет вперед воспроизводство системы рабочих мест. Это в равной степени актуально на федеральном и региональном уровнях регулирования экономики;

- процессы банкротства и санации несостоятельных предприятий в настоящее время весьма значительны. При ужесточении финансово-кредитной политики и начала действительной реализации Закона о несостоятельности (банкротстве) скрытая безработица перешла в реальную. Учитывая наличие в стране значительного количества монопольных и градообразующих предприятий и организаций, проведение мероприятий по ликвидации убыточных производств должно быть тесно увязано с решением социальных проблем по высвобождению и перераспределению работников, определению правовых условий смены собственника на том или ином убыточном предприятии, нахождению финансовых средств для обеспечения минимальных социальных гарантий высвобождаемым [18, 15].

Таким образом, структура экономики и занятости, имевшая перекосы и в прошлом, под действием макроэкономических факторов подвергается дальнейшим искажениям, снижающим экономическую активность и качество жизни.

Во-первых, это связано с перестройкой занятости из-за изменения структуры отраслей народного хозяйства. В последние годы произошло значительное перераспределение работающих между государственным и негосударственными секторами экономики, что привело к преобладанию удельного веса работающих в последнем. Негосударственные предприятия, самостоятельно оперируя на рынке, создают возможность для занятости миллионов граждан без прямого финансового участия государства. Вместе с тем процесс смены собственника неоднозначно влияет на рынок труда. Эффективный собственник, ответственный не только за экономическую эффективность деятельности предприятия, но и за судьбу трудового коллектива, только формируется. Пока же, под влиянием смены экономической конъюнктуры, новый хозяйственный собственник достаточно легко избавляется от "излишней" численности персонала.

Во-вторых, наблюдается серьезный квалификационный дисбаланс на рынке труда, когда из-за структурных изменений меняется спрос на профессии, а система образования не перестраивается должным образом.

В последние годы прослеживается достаточно четкая динамика снижения спроса на малоквалифицированных работников и работников тех отраслей, которые работают не стабильно: металлообрабатывающей, машиностроительной, легкой, текстильной и обувной промышленности. Кроме того, насытился спрос на инженерно-технических работников. Наряду с этим повышается спрос на работников учреждений инфраструктуры и новых сфер профессиональной деятельности, работа в которых требует длительной подготовки.

Новые требования к качеству подготовки рабочей силы обусловливают необходимость серьезных перемен как в базовом профессиональном образовании, так и в системе переподготовки высвобождаемых работников, координации и ежегодного согласования со службой занятости объемов и профилей подготовки и переподготовки кадров с учетом прогноза развития рынка труда.

В-третьих, приобретает достаточно сильное влияние демографический фактор, когда из-за низкого жизненного уровня повышается спрос на рабочие места со стороны граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста и ранее не претендовавшими на них: пенсионеров и инвалидов. Кроме того, по оценкам демографов, ежегодно в трудоспособный возраст входит примерно на 0,5 млн. больше человек, чем выходят из него. Россия продолжает оставаться страной интенсивного миграционного обмена: сальдо миграции (в сторону прибытия) в 2002 - 2003 гг. - 0,8 млн. человек в трудоспособном возрасте, в последующие годы оно значительно увеличилось за счет миграции рабочих из таких стран, как Молдова, Украина и др. [15, 7].

Ухудшающееся качество рабочей среды обусловливает интенсивное движение на внутреннем рынке труда. По данным статистики ежегодно меняет место работы каждый пятый работник, причем увольняется работников больше, чем находят рабочее место.

Стабильная рабочая среда - мощный фактор стабилизации занятости на предприятиях, предотвращения экономически неоправданного перемещения работников между предприятиями и замедления роста безработицы. Ключевыми вопросами здесь являются совершенствование применяемых схем и предотвращение задержек выплаты заработной платы, совершенствование условий труда. Так, рост безработицы в 2003 г. на 10% был обусловлен несвоевременной выплатой заработной платы, а около 8-10% рабочих мест не могут быть заполнены по причине непристижного характера работы и неудовлетворительного состояния охраны труда [21, 11].

Среди социально-психологических факторов выделяются факторы, определяющие поведение продавца и покупателя на рынке труда. Причем, если в начале 90-х годов у россиян была достаточна сильна иждивенческая позиция при поиске работы (уверенность в гарантированности рабочего места и заботе государства), то в последние годы безработные приобретают более активную позицию на рынке труда; как показал опрос ВЦИОМ, проведенный в начале 2002 г., половина из них твердо уверены, что без работы не останутся. По оценке специалистов службы занятости, развитость информационной базы помогает контролировать от 50 до 60% (в зависимости от регионов) внешнего рынка труда.

Выше уже говорилось о повышении требований со стороны работодателя к нанимаемому работнику. Наряду со снизившимися половозрастными ограничениями (25-35 лет, в 70% случаев - мужчины) у предприятий возросли требования к профессионально-культурному уровню, опыту работы, к личным качествам работника. Практический опыт убеждает, что за годы "легализации" рынка труда сменилась мотивация руководителей организаций при выборе посредника при найме новой рабочей силы. Крупные акционерные предприятия, в прошлом государственные, по старинке обращаются для заполнения своих свободных вакансий в государственную службу занятости, хотя качество оказываемых ею услуг оставляет желать лучшего. Малые и средние предприятия предпочитают обращаться к частным посредническим агентствам, а чаще - просто размещают объявления в средствах массовой информации.

Среди внутренних факторов стоит особо выделить нормативно-правовой, так как законодательная база определяет все остальные параметры инфраструктуры. По мнению специалистов, нормативно-правовая cреда регулирования рынка труда в России только формируется. Зачастую принятие новых законов сильно запаздывает. Подобное произошло с Законом РФ "О занятости населения в РФ". К моменту принятия нового Закона (точнее, дополнений и изменений к Закону РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г.) социально-экономические условия функционирования рынка труда значительно изменились.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.