скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная служба Кыргызской республики

Реализация этих государственных функций не только требует большого числа работников, но и обусловливает - с ростом населения и урбанизацией - постоянное увеличение их численности.

Глава II. Организация государственной службы в Кыргызской Республике

2.1 Нормативно-правовые основы государственной службы Кыргызской Республики

Мировая политика государственного управления свидетельствует о том, что эффективность управления напрямую зависит от того, насколько совершенна система в ее организации, как результативность управления связана с системой мотивации труда. Важнейшим и неотъемлемым элементом процесса государственного управления является государственная служба.

В условиях нашей недавней истории централизованного государства, когда все хозяйственные и социальные сферы являлись государственными, служба во всех государственных органах управления, учреждениях и предприятиях без различия была естественно государственной.

Сейчас же государственная служба ограничивается исполнением полномочий только государственного органа, т.е. государственного аппарата. Предприятия и учреждения, может быть даже государственные, имеют свой особый статус полномочий, государство же теперь уже регулирует детально их деятельность. Поэтому служба в организациях и учреждениях, органах местного самоуправления, аппарате других негосударственных организаций не является государственной службой.

Трудовой кодекс регламентирует у нас отношения работников и нанимателей, в нем рассмотрена вся гамма трудовых отношений. Необходимость же закона о государственной службе заключается в том, что к государственным служащим предъявляются особые, повышенные требования ввиду их уполномоченности исполнять функции государственной власти.

Перед нами стоит задача с помощью Закона «О государственной службе» преобразовать административный аппарат в немногочисленный, высококвалифицированный и не подтвержденный коррупции единый организм единомышленников. Сделать его компетентным, эффективным, беспристрастным и честным.

С момента обретения Кыргызстаном независимости начала формироваться система государственного устройства и управления, ориентированная на принципы демократии и рыночной экономики. Однако в первые годы нашего государственного суверенитета развитию государственной службы уделялось меньшее внимание, а сами государственные служащие в своей деятельности использовали старые подходы, больше ориентированные на командные и контрольные функции, что в условиях децентрализации государственного управления и разгосударствления собственности уже не давало необходимого эффекта.

Это приводило, с одной стороны, к падению профессионализма государственных служащих, снижению престижа государственной службы, а с другой, к недостаточно эффективному государственному управлению. Такая ситуация стала одним из факторов, сдерживающих эффективность развития реформ в Кыргызстане.

В этой связи Президент Кыргызской Республики в 1996 году подписал Указ, который утверждал Временно положение об основах государственной службы в Кыргызской Республике. В нем впервые декларировались основные принципы организации государственной службы, были определены требования к государственным служащим, создавались социальные гарантии для них.

Основой для разработки и принятия Закона явилось осознание специфики и особой важности государственной службы, требующей повышенной ответственности должностных лиц перед обществом, их высокой профессиональной квалификации, моральных и деловых качеств.

Закон Кыргызской Республики «О государственной службе» был принят Жогорку Кенешем, вступил в силу со дня опубликования 17 декабря 1999 года.

Закон позволяет двигаться в направлении развития профессиональности государственной службы, которая опирается на принципы компетентности и соблюдения профессиональной этики.

Государственные должности делятся на 6 групп.

Действие Закона полностью распространяется на лиц, занимающих государственные должности учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов (группа 5). К этой группе относятся государственные служащие.

В связи с тем, что часть государственных должностей назначаются или избираются на конкретный срок, поэтому определенная группа работников - помощники, советники и другие (группа 4), обеспечивающие, подпадают под действие данного Закона также на этот срок. К таким должностям с определенным сроком относится Президент Кыргызской Республики (группа 1), депутаты Жогорку Кенеша, исполняющие депутатские обязанности на постоянной основе (группа 2), и устанавливаемые Конституцией для непосредственного исполнения полномочий государственных органов - премьер-министр, члены Правительства, судьи и другие должности, определенные Конституцией, назначаемые или избираемые Президентом Кыргызской Республики или Жогорку Кенешем (группа 3).

Статьей 11 данного Закона устанавливается, что руководители государственных органов обязаны обеспечить реализацию прав государственного служащего, предусмотренных настоящим Законом. Избрание и назначение должностных лиц на государственные должности группы 3, указанны в части второй статьи 3 настоящего Закона, не должны служить основанием для освобождения от занимаемых должностей государственных служащих (группы 5).

На отдельные категории служащих, в частности военнослужащих, судей, прокурорских работников и других (группа 6 и 3), действуют специальные законы. Поэтому действие данного закона распространяется на них в части, не урегулированной Конституцией Кыргызской Республики и специальными законами. В законе имеются следующие разделы: полномочия, основные права, основные обязанности государственного служащего, сведения о доходах и имуществе, принадлежащем государственному служащему на праве собственности, ограничения, связанные с прохождением государственной службы. Определяется классификация государственных должностей, классные чины, резерв кадров государственной службы, поступление на государственную службу, конкурс на замещение вакантной государственной должности, аттестация; ответственность, материальная ответственность государственных служащих, временное отстранение государственного служащего от должности, служебное расследование, рассмотрение трудовых споров. Разделы социального блока: оплата труда, отпуск, социальные гарантии и компенсации государственным должностным лицам, пенсионное обеспечение, основания прекращения государственной службы, отставка государственного служащего, правовое положение государственного служащего при ликвидации или организации государственного органа.

Законом Кыргызской Республики «О государственной службе» устанавливаются классные чины государственных служащих. Согласно положению о проведении квалификационных экзаменов государственные служащие сдают квалификационный экзамен в соответствии с квалификационными требованиями занимаемой ими государственной должности. Функции по проведению квалификационного экзамена распределены между аттестационно-конкурсной комиссией и кадровой службой государственного органа.

Аттестационно-конкурсная комиссия государственного органа устанавливает квалификацию государственного служащего на основе его личных знаний и навыков при выполнении функций на определенной государственной должности. После этого комиссия дает предложение о присвоении или отказе в присвоении классного чина государственному служащему.

Предложение аттетационно-конкурсной комиссии является правовым основанием для принятия соответствующим руководителем государственного органа решения о присвоении государственному служащему классного чина в порядке, установленном Положением «О порядке присвоения классных чинов государственным служащим Кыргызской Республики».

Резерв кадров является одним из основных механизмов обеспечения стабильности государственной службы. Положение «О порядке формирования и функционирования резерва кадров государственной службы Кыргызской Республики» разработано в соответствии с требованиями статьи 11 Закона Кыргызской Республики «О государственной службе».

Данным положением устанавливается порядок формирования и функционирования резерва кадров, который охватывает практически все должности, включая все государственные органы. Резерв кадров состоит из «внутреннего» и «внешнего» резерва кадров. Усилена роль кадровой службы государственного органа в подборе кандидатов на зачисление в резерв кадров.

Кроме того, установлена периодичность пополнения резерва кадров, составление плана развития карьеры государственного служащего с обязательным повышением квалификации государственного служащего. Зачисление в резерв кадров становится условием для поступления на государственную службу и дальнейшего служебного продвижения государственных служащих.

Внедрение и реализация данного положения на практике даст возможность осуществлять назначение на государственные должности государственной службы на основе объективных факторов и критериев. Это будет являться основой для обеспечения эффективного функционирования системы государственной службы Кыргызской Республики.

Положение «О служебном продвижении государственных служащих Кыргызской Республики» определяет основания и условия для продвижения по службе государственных служащих. Устанавливается порядок продвижения, условия и критерии, что создает базу для продвижения государственных служащих на основе более объективных факторов и критериев по сравнению с существующими. Положение четко взаимосвязано с другими положениями, утверждаемыми настоящим Указом.

Внедрение и реализация данного положения на практике даст возможность осуществлять назначение на государственные должности государственной службы на основе объективных факторов и критериев. Это будет являться основой для обеспечения эффективного функционирования системы государственной службы Кыргызской Республики.

Классные чины государственных служащих представляют собой одну их особенностей прохождения государственной службы, что регулируется Положением «О порядке присвоения классных чинов государственным служащим Кыргызской Республики».

Ранее классные чины государственным служащим не устанавливались. Исключение составляли воинские и специальные звания для отдельных государственных служащих: судейских и прокурорских работников, органов юстиции, дипломатической службы, а также военнослужащих.

Настоящим положением определены и установлены классные чины всем государственным служащим. Вводится универсальный порядок присвоения классных чинов. Определены четкая взаимосвязь классных чинов с занимаемой государственным служащим должностью, а также условия присвоения классных чинов. Присвоение очередного классного чина государственному служащему производится на основании уровня профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуги лет, принадлежности к определенному ведомству и в соответствии с занимаемой государственной должностью, а также личными заслугами государственного служащего. Также обязательным условием является сдача государственным служащим квалификационного экзамена или прохождение аттестации. При этом выплата надбавок государственным служащим за классный чин будет производиться с 1 января 2001 года.

Предусматривается порядок присвоения, сохранения и лишения классных чинов с указанием оснований для этого. В частности, государственный служащий лишается классного чина, если в отношении него вступит в силу обвинительный приговор суда.

В целях дальнейшей реализации административной реформы совершенствования структуры органов государственного управления, устранения дублирования и параллелизма в их деятельности, а также рационального использования бюджетных средств на их содержание упразднены с 1 января 2000 года следующие областные органы управления министерств и административных ведомств отдельных штатных единиц в аппараты государственных администраций областей:

- управления сельского хозяйства;

- управления по туризму и спорту;

- управления по регистрации прав на недвижимое имущество Иссык-Кульской, Нарынской, Чуйской и Таласской областях;

- управления образования и культуры;

- управления профтехобразования;

- управления здравоохранения.

Функции и ответственность по управлению и координации вопросов агропромышленного комплекса, систем образования и культуры, здравоохранения и социального развития возлагается н6а областные государственные администрации за счет передачи им небольшой части штатных единиц упраздненных отраслевых управлений. Установлено, что министерства и ведомства осуществляют вопросы функционального управления в координации с местными государственными администрациями и через существующие отраслевые структуры.

Министерству здравоохранения Кыргызской Республики было поручено возложить функции управления системой здравоохранения в областях на областные больницы и принять меры по совершенствованию структуры низовых подразделений.

Этим постановлением сокращалась численность работников большого числа аппаратов областных структур, а также объединения отдельных управлений.

Например, были сокращены на 30% территориальные структуры Фонда государственного имущества, на 30% численность работников аппарата Центра аграрно-земельной реформы Министерства сельского и водного хозяйства и его областных и районных подразделений. На 40% сокращена численность работников аппаратов областных и Бишкекской городской государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов с передачей освободившихся штатных единиц в районные и городские структуры; на 20% численность аппаратов областных военных комиссариатов, управлений внутренних дел, на 30% численность работников аппаратов областных структур управления социальной защиты населения, управления занятости населения, управления социального фонда и т.д.

Этим постановлением произведено упорядочение структур отраслевого управления и численности персонала на областном уровне с учетом происходящих изменений функций управления. В настоящее время контроль за финансово-экономической деятельностью, помимо Счетной палаты Кыргызской Республики и Государственной финансовой инспекции, осуществляют ведомственные контрольно-ревизионные управления и управления внутреннего аудита, что приводит к дублированию, параллелизму в контрольной работе, многочисленным повторным проверкам и перепроверкам, с незначительной отдачей и низким эффектом в борьбе с финансовыми нарушениями.

Контрольно-ревизионные управления и управления внутреннего аудита имели следующие министерства и ведомства:

- Министерство финансов;

- Министерство сельского и водного хозяйства;

- Министерство транспорта и коммуникаций;

- Министерство труда и социальной защиты;

- Министерство обороны;

- Гослесхоз;

- Военная прокуратура;

- Социальный фонд;

- Министерство внутренних дел.

В целях исключения дублирования в контрольной работе, недопущения многочисленных, повторных проверок и ревизий, особенно хозяйствующих субъектов, возникла реальная необходимость разрешить вопрос засилья ведомственных контрольно-ревизионнх управлений, сопоставить затраты на их содержание, объем выполняемой работы и производимую отдачу и принять соответствующее решение.

Поэтому Президент Кыргызской Республики в этом же Указе поручил Правительству Кыргызской Республики решить вопрос по упразднению ведомственных контролирующих структур министерств. К ним относятся контролирующие структуры Министерства сельского и водного хозяйства, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства национальной безопасности Кыргызской Республики, Военной прокуратуры, Государственного агентства по лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики, управлений внутреннего аудита Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты и Социального фонда Кыргызской Республики.

В результате объединения Государственной инспекции финансового контроля при Правительстве Кыргызской Республики и Счетной палаты сокращается общая численность работников на 50%.

При реализации Правительством данного Указа упразднению и сокращению будут подлежать также контролирующие структуры и аудиторские службы министерств и ведомств. В результате этого планируется высвобождение еще около 75% контрольных работников.

В 1997 году была создана национальная комиссия по государственному управлению и государственной службе при Президенте Кыргызской Республики. Этот совещательный и консультативный орган предназначался для подготовки для Президента Кыргызской Республики предложений по стратегии и программе, осуществлению реформы государственного управления и государственной службы, а также разработки предложений по обеспечению согласованного взаимодействия органов государственной власти и управления.

Для обеспечения функционирования этой Национальной комиссии в 1998 году было принято Положение о Секретариате Национальной комиссии по государственному управлению и государственной службе при Президенте Кыргызской Республики. На Секретариат возлагаются функции проведения аналитической работы по изучению и оценке состояния системы органов государственного правления и государственной службы; выработки соответствующих рекомендаций по подготовке и переподготовке государственных служащих; подготовки плана действий по осуществлению утвержденных программ административной реформы и соответствующего контроля.

Из-за многочисленности состава Национальной комиссии, уклона представительства в ней в сторону вузов, отсутствия средств для организации деятельности Секретариата Национальной комиссии потребовалось ее реформирование. Вместо Национальной комиссии по государственному управлению и государственной службе в марте 2000 года Президентом Кыргызской Республики был образован Национальный совет по реформе государственного управления и государственной службы.

В состав Совета по должности входят:

- Президент Кыргызской Республики - председатель Совета; члены Совета:

- Премьер-министр Кыргызской Республики;

- Государственный секретарь Кыргызской Республики;

- Руководитель Администрации Президента Кыргызской Республики;

- Председатель Конституционного суда Кыргызской Республики;

- Торага Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

- Торага Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

При Совете создана рабочая группа, которая финансируется за счет средств ПРООН и координируется Руководителем Администрации Президента. Все документы, подготовленные рабочей группой, предварительно вносятся на рассмотрение Администрации Президента.

2.2 Проблемы и пути реформирования государственной службы в Кыргызской Республике

Обретение Кыргызстаном независимости, переход от административно-командной централизованной экономики, тоталитарного политического режима к социально ориентированной рыночной экономике и демократической правовой государственности потребовали коренного изменения роли и функций государства как института, осуществляющего широкий спектр действий, направленных на решение социальных и экономических проблем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.