скачать рефераты

МЕНЮ


Государственное управление

Можно отметить следующие функции риска:

1. Стимулирующая функция риска, которая проявляется в двух аспектах:

o конструктивный аспект, который состоит в исследовании источников риска при проектировании операций и систем, конструировании специальных устройств, операций, форм сделок, исключающих или снижающих возможные последствия риска как отрицательного отклонения;

o деструктивный аспект, который проявляется в том, что реализация решений с неисследованным или необоснованным риском может приводить к реализации объектов или операций, которые относятся к авантюрным, волюнтаристским;

2. Защитная функция риска имеет так же два аспекта:

o историко-генетический аспект состоит в том, что юридические и физические лица вынуждены искать средства и формы защиты от нежелательной реализации риска;

o социально-правовой аспект заключается в объективной необходимости законодательного закрепления понятия "правомерности риска", правового регулирования страховой деятельности.

3. Компенсирующая функция риска может обеспечить компенсирующий эффект (положительная компенсация), т.е. дополнительную по сравнению с плановой прибыль в случае благоприятного исхода (реализации шанса).

4. Социально-экономическая функция риска, которая состоит в том, что в процессе рыночной деятельности риск и конкуренция позволяет выделить социальные группы эффективных собственников в общественных классах, а в экономике - отрасли деятельности, в которых риск приемлем. Вмешательство государства в рисковые ситуации на рынках (включая гарантии, например, в финансово-кредитной сфере) ограничивает эффективность социально-экономической функции риска. В социальном плане это искажает принципы равенства для всех участников рынка из различных отраслей хозяйства, что может порождать дисбаланс рисков в отраслях экономики.

Риск-менеджмент (управление рисками; англ. Risk management) -- процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.

Современная экономическая наука представляет риск как вероятное событие, в результате наступления которого могут произойти положительные, нейтральные или отрицательные последствия. Если риск предполагает наличие как положительных, так и отрицательных результатов, он относится к спекулятивным рискам. Если же вследствие реализации риска могут наступить либо отрицательные результаты, либо их может не быть вовсе, такой риск именуется чистым.

Цель риск-менеджмента в сфере экономики -- повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов с помощью защиты от реализации чистых рисков.

11.Управление инновациями. Сущность, принципы, методы и организационные формы инновационной деятельности

Понятие инновации. Принципы инновационного управления. Инновационный потенциал и инновационный климат. Мировой опыт организационных форм инновационной деятельности. Инновационные цели, идеи, проекты и программы. Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования. Критерии отбора нововведений. Методы государственного стимулирования инноваций. Законодательное регулирование инновационной деятельности в РФ. Технопарки. Венчурные организации и венчурное финансирование.

Под инновацией (нововведением) понимается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновации характеризуются более высоким техническим уровнем, новыми потребительскими качествами товаров или услуг по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие инновации применяется ко всем новшествам, как в производственной, организационной, финансовой, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающих экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии. Поэтому понятие инновации шире, чем понятие нового продукта. Специфического содержания инновации оставляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения, непременными свойствами инновацией является научно-техническая новизна и производственная применимость, а также коммерческая реализуемость.

Виды: 1. по причинам возникновения: реактивные, обеспечивающие выживание фирмы; стратегические - нововведения, внедрения который носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в будущем. 2. по предмету и сфере предложений: продуктовые - новые продукты и услуги; рыночные, открывающие новые сферы применения продукта, позволяющие реализовать услугу на новых рынках; инновации процесса - технологии, организация производства и управляющие процессы. 3. по характеру удовлетворения потребностей: инновации, ориентированные на существующие потребности; инновации, ориентированные на формирование новых потребностей. 4. по типу новизны для рынка: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия. 5. по месту в системе: инновации на входе предприятия (материалы); инновации на выходе предприятия (изделия); инновации системной структуры предприятия 6. в зависимости от глубины вносимых изменений: радикальные; улучшающие; модификационные. 7. с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Инновационный менеджмент или управление нововведениями представляет собой составную часть современного научного менеджмента, осуществляемую на высшем уровне руководства компании.

Технопарк -- специальная территория, на которой объединены научно-исследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

Начало реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» было положено Президентом РФ В. В. Путиным. 22 января 2005 года он дал официальное поручение (№ Пр-91) об ее подготовке Правительству России. 10 марта 2006 г. Правительство РФ утвердило программу (распоряжение № 328-р), предусматривающее общее государственное финансирование строительства сети технопарков в 7 регионах РФ в объеме до 29 млрд рублей (свыше $1,1 млрд долларов США в ценах 2006 года) в течение 4 лет с 2007 до 2010 года.

Предполагалось, что федерация и регионы на паритетной основе профинансируют создание инженерной инфраструктуры на государственных земельных участках, после чего передадут их для возведения объектов технопарков частным инвесторам.

В результате реализации Программы к 2010 году должны были быть созданы технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой. Стоимость совокупного объема произведенных в результате деятельности технопарков в сфере высоких технологий продукции и оказанных услуг может превысить 100 млрд рублей. Каждый технопарк имеет свою специализацию. В то же время все возводимые объекты объединены общим набором услуг, оказываемым резидентам, общей инвестиционно-банковской и юридической инфраструктурой. Для оказания инвестиционных услуг должен был привлечен создаваемый Мининформсвязи РФ венчурный фонд «РИФИКТ» (позже -- «Росинфокоминвест»), а также другие институты развития, созданные государством -- ГК «Роснано», Российская Венчурная Корпорация и т. д. В 2006-м году координатором программы от лица Мининформсвязи РФ был назначен Илья Пономарев.

В государственную программу в момент принятия были включены следующие объекты:

1. «Технопарк Самарской области»

2. «Дмитровский технопарк» (Московская область) -- информационные технологии

3. «Черноголовский технопарк» (Московская область) -- химия, информационные технологии

4. Технопарк «Идея» (Казань, Татарстан) -- информационные технологии

5. Технополис «Химград» (Казань, Татарстан) -- нефтехимия

5. Западно-сибирский инновационный центр -- объект «Геолог» (Тюмень) -- технологии разведки и разработки месторождений нефти и газа, информационные технологии

7. Западно-сибирский инновационный центр -- объект «Алебашево» (Тюмень) -- технологии разведки и разработки месторождений нефти и газа, информационные технологии

8. Технопарк Новосибирского Академгородка (Новосибирск) -- биотехнологии, информационные технологии, силовая электроника, научное приборостроение

9. Обнинский Технопарк -- объект ИАТЭ (Обнинск, Калужская область) -- ядерные технологии, информационные технологии

10. Обнинский Технопарк -- объект РМЦ (Обнинск, Калужская область) -- биотехнологии, радиомедицина

11. Нижегородский Технопарк «Анкудиновка» (Нижний Новгород) -- информационные технологии, биотехнологии

12. ИТ-парк Санкт-Петербург -- информационные технологии

В 2007 году в программу были также включены объекты на территории Кемеровской области, а в 2008 -- Республики Мордовия.

Однако после преобразования Мининформсвязи РФ в Минкомсвязи РФ работа над созданием технопарков была приостановлена. 27 марта 2009 года министр Щёголев объявил о приостанавливании федерального финансирования программы.

Венчурный бизнес - рискованный научно-технический или технологический бизнес.

Название «венчурный» происходит от английского «venture» - «рискованное предприятие или начинание».

Венчурный бизнес (кратко - венчур) имеет особое значение в процессах создания эффективной и конкурентоспособной современной экономики.

Высокие технологии, создаваемые на базе венчура, позволяют стране с «догоняющей экономикой» приблизиться в обозримом будущем по душевым доходам к развитым странам мира. Так, например, Новая Зеландия, страна с самым развитым в мире сельским хозяйством, остается в нижней части списка развитых стран мира по ВВП на душу населения. В то же время Сингапур, сумевший поставить у себя на высоком уровне инновационный венчурный бизнес, сравнялся по этому показателю с передовыми странами мира.

Страны, создавшие венчурный бизнес, использовали: 1) прямые государственные инвестиции в компании; 2) гос. инвестиции в частные венчурные фонды; 3) смешанное инвестирование

В развивающихся странах использовалась вторая схема: создавался государственный фонд. Он осуществлял инвестиции в частные венчурные фонды. Последние осуществляли инвестиции в венчурные проекты. Причем в качестве совладельцев в частные фонды за счет льготного финансирования привлекались венчурные предприниматели из передовых стран

Венчурная фирма в своем развитии проходит следующие стадии: семенная стадия (прединвестиционное финансирование компаниями - фондами посевного капитала - на самом раннем этапе) > старт > ранний рост > экспансия > IPO или продажа стратегическому инвестору.

Основным интенсивным фактором развития венчура является высококачественный человеческий капитал.

12.Стратегическое управление: понятие, основные подходы, типы, виды стратегий

Понятие и содержание стратегического управления. Отличие стратегического управления от оперативного и тактического. Классификация, виды региональных стратегий. Стратегическое планирование. Анализ стратегических альтернатив, стадии и факторы выбора стратегии. Управление реализацией стратегии.

Стратегическое управление -- деятельность, направленная на достижение стратегических целей с помощью стратегических инструментов.

Стратегическими целями могут быть -- любые пригодные ресурсы, географические области, новое качество, лидерство по тем или иным ключевым конкурентным параметрам.

Стратегическими инструментами выступают -- капитал и любой привлекаемый финансовый ресурс, любые материальные и нематериальные активы, организационно-кадровые и сырьевые ресурсы, внешняя и инвестиционная политики организации, оборудование, ключевые знания и технологии.

Особенностями стратегического управления являются специальные приемы и способы достижения стратегических целей, не очевидные с точки зрения линейного менеджмента. Например, сбережение ресурсов в условиях рыночного кризиса может потребовать принятия мер по сокращению издержек -- увольнение квалифицированного персонала, переезд или перевод производства в менее затратное, но неудобное место, которые обычно вступают в противоречие с целями линейного менеджмента. Также, например, получение заемных средств в виде кредита или облигационной эмиссии является решением стратегического типа, поскольку представляет собой возмездное и срочное привлечение стратегического инструмента -- финансового ресурса.

Ошибочная передача линейному менеджменту полного контроля над стратегическим инструментом часто приводит к неэффективному использованию ресурса, вплоть до его утраты.

В силу разности задач, практической реализацией Стратегического управления занимается специальный орган, объединяющий собственников, либо состоящий из уполномоченных собственниками лиц. Традиционное название этого органа -- Совет Директоров, заимствовано из западной терминологии. Функционирование Совета Директоров обеспечивает отдельная и независимая от основной организации структура -- владельческий офис, управляющая либо холдинговая компания.

В русскоязычной среде, термин «директор» в этом названии часто понимается неверно. Так, буквальные попытки сформировать Совет Директоров из, собственно, Генерального директора -- руководителя исполнительного органа, его заместителей и руководителей подчиненных подразделений, именуемых часто «директорами», всегда обречены на провал. Парализующий эффект от конфликта интересов собственников и менеджеров будет неизбежен.

Наиболее точным термином, верно передающим суть органа стратегического управления, является: «Совет уполномоченных владельцами лиц». Совет несет ответственность перед собственниками за выработку и своевременное достижение стратегических целей, наделяется правами контроля над стратегическими инструментами, нанимает Генерального Директора на необходимый для достижения поставленных задач срок. В небольших компаниях владельцы обычно сами являются членами Совета, обладая правом голоса пропорционально долям собственности.

В крупных компаниях, как правило, в Совет входят приглашенные владельцами эксперты, называемые независимыми директорами. Это могут быть -- профессиональные Члены Совета Директоров, обладающие необходимой Совету компетенцией для достижения Стратегических целей, представители органов власти, общественных организаций, заинтересованных в существовании компании (например -- «градообразующее предприятие»).

Стратегия - образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

Пять элементов стратегии (Г. Минцберг):

Стратегия как план

Стратегия как позиция

Стратегия как "ловкий приём"

Стратегия как принцип поведения

Стратегия как перспектива.

Стратегия организации - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегия организации - по существу - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Стратегический план - план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (СБЕ) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании.

Стратегический анализ («портфельный анализ») - является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления. Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

13. Понятие и показатели эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

Сущность и показатели эффективности управления. Оценка эффективности управления как необходимое условие рационального управленческого процесса. Качество жизни граждан как основная цель общественного развития и главный показатель эффективности социального управления. Подходы к эффективному управлению. Показатели эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Состояние и пути повышения эффективности российской модели управления.

Понятие « эффективность » предполагает сопоставление затрат и результатов. Повысить эффективность означает с меньшими затратами получить большие и лучшие результаты.

Эффективность менеджмента выступает как некая условность, символ, результат функционирования системы менеджмента, к которому необходимо стремиться.

Отправным моментом исследования и проблемы эффективности менеджмента является эффективность общественного производства. Социально-экономическая природа управленческой деятельности обусловливает правомерность трактовки эффективности менеджмента как формы проявления эффективности общественного производства. Отсюда вытекает единая сущность эффективности производства (коммерции) и менеджмента, рассматриваемая как экономия совокупного труда в процессе создания и реализации продукта, выраженная в общественной форме, свойственной определенным социально-экономическим условиям.

При выявлении содержания эффективности менеджмента исследуется важнейшая линия формирования эффективности: цель - результат - эффективность, т.е. оценка осуществляется с позиций результата. Другая составляющая оценки эффективности - с позиций самого процесса. Сюда следует относить использование ресурсов производства (коммерции) и менеджмента, а также уровень изменения затрат, связанных с ними. Иными словами, речь идет об оценке средств достижения результатов, т.е. рассматривается цепочка: ресурсы (затраты) - результат - эффективность.

Таким образом, эффективность производства (коммерции) служит критерием эффективности менеджмента, а повышение эффективности менеджмента - один из решающих факторов и резервов роста эффективности производства (коммерции). Следовательно, более эффективный менеджмент, при прочих равных условиях, обеспечивает и более высокий уровень эффективности производства (коммерции).

Эффективность менеджмента выступает категорией теории менеджмента, взаимосвязанной со всеми другими его категориями.

Эффективность менеджмента - сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений. Многогранность эффективности менеджмента обусловливает наличие совокупности понятий для ее выражения. Учитывая взаимопроникновение, тесную взаимосвязь этих понятий, их методологическое единство, можно утверждать, что только их совокупность дает полное представление о понятии «эффективность менеджмента».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.