скачать рефераты

МЕНЮ


Государство и право Российской Федерации

Глубину раскола в обществе усугубили трагические события в Литве и Латвии в январе 1991г., приведшие фактически к выходу республик из СССР. Вопрос судьбы Союза стал самой главной и неотложной проблемой. 17 марта 1990г. ВС СССР организовал по вопросу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик первый в истории страны референдум. По его итогам, несмотря на активную контрпропаганду демократов, за сохранение Союза высказалось 76,4% населения. Это была, бесспорно, победа коммунистических сил. Но параллельно был одобрен проект введения в России поста президента. В результате, с одной стороны, позиция Горбачева вроде бы получила поддержку народа и новый карт-бланш, а с другой стороны, Ельцин обрел решающие рычаги для управления в России.

Ситуация в России в период годичного нахождения у власти демократов постоянно ухудшалась. Национальный доход уменьшился на 21 млрд. руб., инфляция выросла на 17,5%. Причины неудач в экономике ельцинисты объясняли исключительно интригами союзного центра, саботажем партократов и функционированием административно-командной экономики. По их мнению, достаточно добиться полного отказа от регулирования государством формирования цен и от планирования производства сверху и сразу возникнет рыночный механизм саморегулирования экономики, который все поставит на свои места и стихийно наладит взаимодействие отраслей и предприятий11 Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. В 2 т. Т. 2. XX в. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - С. 400-405..

В 1991г. Российская Федерация вступила на путь экономического существования. Развал экономики, разрушение старых межреспубликанских хозяйственных связей, необходимость раздела союзной собственности, дефицит потребительского рынка, внешний долг СССР, который должна выплачивать Россия (правопреемница СССР) - все это требовало срочной экономической реформы.

План экономических реформ был обнародован в конце октября 1991г. на Съезде народных депутатов России. В основу реформ были заложены введение свободных цен с января 1992г., либерализация торговли, широкая приватизация жилья и госпредприятий. Государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику, но гарантировало жесткую финансово-денежную политику, борьбу с инфляцией и бюджетным дефицитом. Теоретически реформы были рассчитаны на саморегуляцию свободного рынка, создание среднего класса, помощь мирового валютного фонда, но практически они обусловили неудержимый рост инфляции, ухудшение материального положения населения, резкое его расслоение, безработицу. В свою очередь, эти негативные явления вызвали обострение политической обстановки, раскол демократического движения, появление новых партий. Многочисленность политических партий, декларативность их программ не вели к интеграции общества, не давали возможности альтернативного поиска путей проведения реформ. Вместе с тем, сохранение старого государственного аппарата с его авторитарными методами работы определяло такие моменты, как взаимные неплатежи предприятий, крупнейшие ошибки в приватизации, появление ряда ложных финансовых пирамид. Усиливалась конфронтация исполнительных органов власти с Верховным Советом, которая в октябре окончилась вооруженным конфликтом и прекращением деятельности Советов всех уровней22 Россия на рубеже веков: укрепление государственности // Под. ред. проф. А.Н. Соколова. - Калининград: "Янтарный сказ", 2001. С.90-92.

.

Принятие Конституции не привело к стабилизации в обществе. В последующие годы продолжается политическая борьба, обостряя во время избирательных кампаний. К сожалению, нет еще консолидации демократического лагеря, стабилизации экономики, имеет место резкое отставание в развитии социальной сферы, наблюдается криминализация общества, коррумпированность властных структур. Тем не менее, курс на демократизацию общественной жизни остается неизменным, ибо появились уже ростки гражданского общества, которое формируется все более неуклонно.

Вопрос 2. Становление государственного механизма новой России.

Представительные органы государственной власти. Провозглашенный Коммунистической партией Советского Союза в середине 80-х гг. курс на развитие демократии привел к изменению в конце этого десятилетия системы высших органов государственной власти. На внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, проходившей 29 ноября -- 1 декабря 1988 г., был принят Закон “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР”11 ВВС СССР. 1988. № 49. Ст. 727., кардинально изменивший их структуру. Верховным органом власти Союза стал Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 депутатов. Верховный Совет СССР, сохранившийся как двухпалатный, стал постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР, работающим сессионно. Он избирался тайным голосованием из числа народных депутатов Съездом народных депутатов СССР и был ему подотчетен.

Изменение структуры высших органов государственной власти не могло не отразиться и на их компетенции. Съезд народных депутатов СССР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Вместе с тем ряд вопросов, таких, как принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений, определение государственной границы СССР, принятие решений о проведении референдума, и др., относились к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР. Верховный Совет СССР, являясь законодательным органом, как и Съезд народных депутатов, имел право осуществлять в пределах компетенции Союза регулирование отношений собственности, организации управления" народным хозяйством, социально-культурным строительством, а кроме того, получил такие правомочия, ранее принадлежавшие Президиуму Верховного Совета СССР, как толкование законов СССР, образование Совета обороны, назначение и смена высшего командования Вооруженных Сил, ратификация и денонсация международных договоров, издание общесоюзных актов амнистии, учреждение орденов и медалей, и др., которые затем были частично изменены в связи с введением поста Президента СССР. Президиум же Верховного Совета СССР в результате произошедших перемен превратился в технический орган, обеспечивающий организацию работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета22 ВВС СССР. 1988. № 49. Ст. 727; ВСНД СССР и ВС СССР. 1990. № 12. Ст.189.

.

Произошедшие изменения на общесоюзном уровне повлекли за собой аналогичные процессы и в некоторых союзных республиках. Например, 27 октября 1989 г. в Российской Федерации в соответствии с общесоюзным законом была пересмотрена структура высших органов государственной власти: появились Съезд народных депутатов РСФСР и съезды народных депутатов автономных республик11 ВВС РСФСР. 1989. №44. Ст.1303..

Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая -- 9 июня 1989г. Деятельность съездов продлилась немногим более 2 лет. После августовских событий 2 сентября 1991г. открылся последний, внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, который прекратил свое существование уже через несколько дней -- 5 сентября. При ликвидации этого органа предполагалось, что будут ускорены подготовка и подписание Договора о Союзе Суверенных Государств, в котором каждое из них смогло бы самостоятельно определить форму своего участия в новом объединении, основанном на принципах независимости и территориальной целостности. Исходя из этого, последний Съезд народных депутатов СССР объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, в котором высшим представительным органом власти признавался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат -- верхней и нижней -- Совета Республик и Совета Союза.

Законы, принятые Советом Союза, должны были вступать в силу после их одобрения Советом Республик. В Совет Республик входили по 20 депутатов от каждой союзной республики из числа народных депутатов СССР и союзных республик, делегируемых высшими органами государственной власти этих республик. С учетом федеративного устройства РСФСР была представлена в верхней палате 52 депутатами. Другие союзные республики, имевшие сложную форму государственного единства, дополнительно посылали в состав верхней палаты по 1 депутату от каждой республики и автономии, входивших в них, но при голосовании все союзные республики должны были иметь только по одному голосу.

Совет Союза формировался депутациями союзных республик из числа народных депутатов СССР по согласованию с высшими органами государственной власти этих республик. Совет Республик должен был принимать решения об организации и порядке деятельности органов Союза, ратифицировать и денонсировать международные договоры Союза ССР, Совет Союза -- рассматривать вопросы обеспечения прав и свобод граждан и принимать решения по всем вопросам компетенции бывшего Верховного Совета СССР. Своими совместными решениями палаты имели право вносить изменения в Конституцию, принимать в состав Союза новые государства, объявлять войну и заключать мир и т.д.22 ВСНД СССР и ВС СССР. 1991. № 37. Ст.1082.

Начало первой сессии Верховного Совета нового состава было намечено на 2 октября 1991 г., но перенесено первоначально на 8 октября, а затем из-за невозможности завершения формирования депутаций республик -- на 21 октября, когда и было фактически осуществлено11 Там же. 1991. № 39. Ст.1134; ВВС СССР. №41. Ст.1162; №44. Ст. 1203, 1204.. Верховный Совет нового состава просуществовал еще меньше своих предшественников. В связи с образованием Содружества Независимых Государств, предполагавшим роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов, Российская Федерация и Республика Беларусь приняли решение об отзыве своих депутаций из Верховного Совета СССР -- делегаций из Совета Республик и народных депутатов СССР из Совета Союза, что и привело к прекращению деятельности Верховного Совета СССР.

Важнейшие политические процессы стали протекать на уровне бывших союзных республик, ставших независимыми суверенными государствами. Как уже говорилось, в РСФСР еще до разрушения СССР был создан Съезд народных депутатов. Первый Съезд народных депутатов РСФСР открылся 16 мая 1990 г. и имел для российского народа огромное юридическое значение: на нем 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики22 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст.22.. Высшими органами государственной власти республик в составе Российской Федерации стали съезды народных депутатов, а в тех республиках в составе России, где этот орган не создавался, остались Верховные Советы33 ВВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303.. Но жизнь российских Съезда народных депутатов и Верховного Совета, так же как и в Союзе, была недолговечной. Указом Президента от 21 сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации” деятельность упомянутых органов объявлялась прерванной44 САПП РФ. 1993. № 39. Ст.3597.

, а после расстрела Дома Советов в октябре эти высшие органы государственной власти были ликвидированы, как и в целом система Советов.

Московские события не могли не отразиться и на местах. Указом Президента “О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации” от 9 октября 1993 г. признавалось необходимым реформировать органы власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. До избрания и начала работы новых органов прекращалась деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов, а выполнение их функций возлагалось на местную администрацию. Бюджеты краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения должны были утверждаться Советами народных депутатов с согласия главы администрации соответствующего субъекта Российской Федерации. Исполнительно-распорядительные функции, закрепленные за вышеперечисленными Советами, также передавались администрации, ей переходили функции Советов народных депутатов в случае их самороспуска или невозможности выполнения полномочий из-за отсутствия необходимого кворума11 Там же. 1993. № 41. Ст.3924. . Создание представительных органов, как высших, так и местных, началось уже в ходе сентябрьско-октябрьского переворота: Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993г. было принято указами Президента еще 21 сентября и 1 октября (в уточненной редакции)22 Там же. 1993. № 39. Ст.3597; № 41. Ст.3907. , а Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания -- 11 октября 1993г.33 Там же. 1993. № 42. Ст.3994. В октябре указами Президента были утверждены Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и Положения о выборах в Московскую городскую и областную думы44 Там же. 1993. № 44. Ст.4187, 4189. .

12 декабря 1993г. состоялось голосование по проекту Конституции Российской Федерации, которое окончательно завершило процесс реформирования представительных органов.

Законодательным органом России стал парламент (Федеральное Собрание), состоящий из двух палат: верхней -- Совета Федерации и нижней -- Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Принятые нижней палатой парламента федеральные законы должны быть одобрены и верхней -- Советом Федерации. Если же этого не происходит, то для Государственной Думы предусматривается возможность повторного голосования по данному вопросу. Принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов, бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров, войны и мира, статуса и защиты государственной границы подлежат обязательному рассмотрению верхней палатой парламента.

Исполнительные органы государственной власти также подверглись реформированию. Самым главным в данный период было введение 14 марта 1990г. поста Президента СССР55 ВСНД СССР и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189.. Первым и единственным Президентом Советского Союза стал М.С. Горбачев, избранный на эту должность 15 марта 1990г. внеочередным третьим Съездом народных депутатов СССР66 Там же. 1990. № 12. 191.

.

Президент должен был обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР, предлагать Верховному Совету СССР кандидатуру на пост председателя Совета Министров СССР, а затем представлять его Съезду народных депутатов на утверждение, входить с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанного должностного лица, ставить перед Верховным Советом вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР, освобождать от должности и назначать членов союзного правительства с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР, имел право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР. На основе и во исполнение Конституции и законов Президент издавал указы, которые должны были иметь общеобязательную силу на всей территории страны.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в состав которого входили высшие государственные должностные лица союзных республик и вправе были участвовать аналогичные представители автономных республик, автономных областей и автономных округов. К компетенции этого органа относились разработка мер по проведению в жизнь национальной политики, представление Совету Национальностей Верховного Совета рекомендаций по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях, координация деятельности союзных республик и обеспечение их участия в решении вопросов общесоюзного значения, отнесенных к компетенции Президента СССР. Был создан и Президентский совет, задачей которого являлась выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны. Если Президент не мог исполнять свои обязанности, то его полномочия должны были перейти к председателю Верховного Совета СССР, а если это невозможно -- к председателю Совета Министров СССР.

В результате проведенной реформы пост Президента оказался как бы искусственной вставкой, четко не связанной ни с законодательными, ни с исполнительными органами власти. Создавшееся положение было исправлено 26 декабря 1990 г. Законом “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления”11 ВСНД СССР ВС СССР. 1991. № 1. Ст.3.. В соответствии с ним Президент стал возглавлять систему органов государственного управления СССР, получил право отменять постановления и распоряжения правительства, акты министерств СССР, приостанавливать исполнение соответствующих актов Советов министров республик в случаях нарушения ими Конституции и законов СССР. Правительство СССР, являясь исполнительно-распорядительным органом, обязано было подчиняться Президенту СССР и несло теперь ответственность и перед ним, и перед Верховным Советом. Этим Законом была введена должность вице-президента СССР, на которого возлагались выполнение по поручению Президента отдельных его полномочий и замещение высшего должностного лица в случае отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей. Эти перемены повлекли за собой и изменение названия правительства: вместо Совета Министров СССР появился Кабинет Министров СССР, возглавляемый премьер-министром. Исполнительные органы на местах не претерпели изменений, ими оставались исполнительные комитеты местных Советов. Но такая ситуация длилась недолго.

После августовских событий 1991г. постановлением внеочередного пятого Съезда народных депутатов СССР от 5 сентября должность вице-президента СССР была упразднена. Предполагалось, что если Президент СССР по тем или иным причинам не сможет далее исполнять свои обязанности, то появившийся новый орган -- Государственный Совет СССР должен избрать из числа своих членов председателя Государственного Совета, на которого временно возлагались обязанности Президента. Это решение подлежало утверждению Верховным Советом СССР в течение трех дней. Государственный Совет СССР создавался для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик, и образовывался на межреспубликанской основе. В его состав входили высшие должностные лица союзных республик и Президент СССР, который руководил его деятельностью. Решения этого органа носили обязательный характер11 ВСНД СССР и ВС СССР. 1991. № 37. Ст.1082..

Государственный Совет СССР приступил к своей деятельности сразу же: на следующий день после своего образования -- 6 сентября 1991 г. -- он принял три постановления о признании независимости Литовской, Латвийской и Эстонской республик22 Там же. 1991. № 37. Ст. 1091, 1092, 1093.. Кабинету Министров СССР было выражено недоверие. Впредь до утверждения нового состава Кабинета создавался Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР33 Там же. 1991. № 35. Ст. 1025; № 36. Ст.1033., который должен был действовать совместно с республиками. Но Законом СССР “Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период”, принятым 5 сентября 1991г., вместо этого Комитета предполагалось создать Межреспубликанский экономический комитет, образуемый союзными республиками на паритетных началах. Председатель его должен был назначаться на должность Президентом СССР с согласия Государственного Совета. Руководство общесоюзными органами, ведающими вопросами обороны, безопасности, правопорядком и международными делами, должно было осуществляться совместно Президентом и Государственным Советом СССР. По замыслу Комитет и руководители общесоюзных органов подчинялись в своей деятельности Президенту СССР, Государственному Совету и Верховному Совету44 ВСНД СССР и ВС СССР. 1991. № 37. Ст.1082.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.